Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (587) → «Церковь наша не приняла унии, потому что люди ясно понимали, что дело это — не Божие»

«Церковь наша не приняла унии, потому что люди ясно понимали, что дело это — не Божие»

№26 (587) / 7 июля ‘10

Патриархия. РуПервосвятитель

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца.

28 июня, в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником для города Москвы, для всей нашей Церкви! Мы совершаем память святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Это был первый митрополит, поставленный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, с чего и началась автокефальная история нашей Русской Церкви.

Поставлению митрополита Ионы предшествовали очень печальные обстоятельства, связанные с нестроениями в семье Православных Церквей. То было тяжелое время испытаний для Церкви Константинопольской, потому что велика была опасность оккупации Константинополя, его захвата турками, и естественно, что христиане Константинополя возлагали надежду на своих братьев-христиан. Чтобы защитить город и православную Византийскую империю, они взывали к христианской солидарности. Но в ответ им были предъявлены определенные условия. Помощь могла прийти только на тех условиях, которые предлагала Римская Церковь: требовалось принятие особенностей этой Церкви, ее вероучительных и канонических принципов. Мы знаем, что именно с этим был связан так называемый Флорентийский Собор, когда православные подписали унию с Римом. Подписал ее и Московский митрополит Исидор.

Но Церковь наша не приняла унии, потому что люди ясно понимали, что дело это — не Божие, что под всем этим скрывается большой обман и политические факторы довлеют над церковным сознанием. И когда после подписания унии митрополит Исидор захотел вернуться в Москву и войти в сей кафедральный собор, Церковь его не приняла — он был изгнан из Москвы, а Предстоятелем Русской Православной Церкви был избран митрополит Иона.

Мы знаем, что святитель Иона был человек святой жизни, и знаком его святости являются нетленные мощи, которые пребывают в этом соборе. Только что мы совершили перед ними молитву, призвав митрополита Иону, святителя и чудотворца, в помощь всем нам на путях христианской жизни, и верим, что по его молитвам Господь будет хранить и Церковь Русскую, и народ наш.

Но что есть путь христианской жизни? Сегодня мы слышали замечательные слова Спасителя из Евангелия от Иоанна: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9). Что означает этот образ? В каком смысле Господь говорит о Себе как о двери? Дверь — это некий символ начала пути. И Господь есть дверь для всей нашей жизни. Мы должны входить через Него. Но куда входить? Что это за пространство, куда Господь предлагает нам войти? Этим пространством является сотворенный Им мир, и Господь предлагает нам войти через Него в этот мир. Он предлагает нам начать путь — путь нашей жизни — через Него.

А что же это все означает для нас, современных людей? В каком смысле Христос может быть для нас дверью? В каком смысле Он может быть для нас началом пути? Его слово — истина, Им провозглашенная, — должно быть критерием, который каждый из нас в любых жизненных обстоятельствах будет прилагать к тем проблемам, с которыми нам приходится сталкиваться.

Мы знаем, что в современном обществе существует множество критериев. Люди отказываются от самого понятия истины, заменяя ее плюрализмом человеческих взглядов и убеждений. Нас убеждают в том, что истины вообще не существует, что нет универсального критерия различения добра от зла, а имеется множество человеческих истин. Но если существует множество истин, значит, истины нет вообще. И для того чтобы мы не соблазнялись — ни вчера, ни сегодня, ни завтра, — нам и говорит Господь: «Я есмь дверь». Не та дверь, что справа или слева, а единственная Божественная дверь, и только тот, кто пройдет этой дверью, спасется.

Эти слова поражают сознание своей удивительной силой и бескомпромиссностью. Вопреки всем лжеучителям, которые сегодня говорят нам о существовании многих истин, Господь утверждает, что Он есть дверь ко спасению. Но мало войти, встать на путь — по этому пути нужно идти, а на каждом пути много трудностей. И вот здесь нужно не только памятовать о двери, через которую ты прошел, не только хранить истину — нужно уметь прилагать эту истину ко всем обстоятельствам жизни. Поэтому Господь и сказал не только: «Я есмь дверь», но и: «Я есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11). На этом жизненном пути Он как пастырь ведет нас, помогает нам прилагать истину в качестве универсального критерия, способного помочь каждому отличить добро от зла.

И еще в этом Евангелии содержатся удивительные слова о том, что у Пастыря — Спасителя есть много овец. Эти овцы принадлежат к разным дворам, но всех их нужно привести в Царство Небесное. И Господь говорит, что есть только один пастырь — это Он, и у Него будет едино стадо (Ин. 10, 16).

Когда мы сегодня задумываемся о множественности различных традиций, существующих в христианстве, о разделениях, которые присутствуют в христианской среде, мы, конечно, оплакиваем все эти разделения, которые ослабляют единое стадо Христово. Но вместе с тем мы возлагаем надежду на то, что слова Спасителя осуществятся в истории. Мы еще не знаем, как это произойдет: у нас нет видения, нет опыта жизни в едином стаде; но верим, что Господь таинственно, но реально ведет людей к этой цели — чтобы вокруг Него было собрано единое стадо — то самое стадо, что будет хранить истину, без которой не может существовать род человеческий. Все это требует от каждого христианина мудрости, мужества, глубокой веры. И сегодня мы молились святителю Ионе, чтобы он укреплял нашу веру, укреплял наше мужество, помогал нам идти тем путем, началом которого является Христос.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 
200 лет Ново-Тихвинскому монастырю

Программа праздника 8-9 июля 2010 года

8 июля 16.00 – Всенощное бдение в летнем храме на соборной площади совершает Высокопреосвященнейший архиепископ Викентий.

 
Духовное просвещение

Беседы с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в эфире телеканала «Союз»

(Продолжение. Начало в №№ 24–25)– Следующий вопрос у нас от Нины из Дегтярска. «Чем ревностнее моя молитва к Господу, тем труднее мне с реальным миром общаться

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс