Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (579) → Год со Святителем Николаем (Велимировичем)

Год со Святителем Николаем (Велимировичем)

№18 (579) / 16 мая ‘10

Святоотеческое наследие

О голоде в «раю»

Какой смысл пахать тракторами и сеять с аэропланов, если облака и небо в чужих руках?

Что толку засеять весь мир, если человеку не дано власти заповедать семени прорасти, и земле — родить, и червям — не поедать, и солнцу — не сжечь, и туче — напоить, и воде — не залить?

Россия — богатая страна, но и Египет был богат. И богатый Египет страдал от голода семь лет. Почему? Не от лености или неумения человеческих, совсем не от них: люди всегда умели хорошо обрабатывать землю. Причиной семилетнего голода было сопротивление фараона Богу Всевышнему, Который держит в Своей власти и землю, и солнце, и дождь, и червей, и саранчу. Один богобоязненный человек по имени Иосиф во имя Божие спас Египет от голодной смерти. И спасение наших братьев в России не в стали, не в деньгах, не в изобретательности человеческого ума, но только в Боге. И спасение это пошлет Всевышний через тех людей и ради тех людей, которые Его убоятся.

«Трудно уверовать, пока не увидишь!»

Ты говоришь: «Трудно уверовать, пока не увидишь!» Но чем видеть желаешь: оком или духом? Если оком телесным, тогда Тот, Который больше вселенной, должен умалиться, чтобы поместиться в ограниченном поле твоего зрения. Видишь ли ты свой разум глазами? Между тем рассердился бы, если бы кто-то сказал тебе, что не поверит в твой разум, пока глазами не увидит. Если же духом желаешь видеть Бога, тогда можешь увидеть Его, ибо дух человеческий пространнее вселенной и Бог есть дух… Но дух твой должен быть чист, ибо только чистым обещано зреть Бога.

Беги скорее из той тьмы, которая, как паук, опутала твою душу. После грехопадения Адам бежал от Бога. Но милостивый Творец не бежал от творения Своего, а приблизился и позвал: Адам, где ты? И тебя Он зовет, разве не слышишь: «Благое, где ты?» Обрати лицо свое к Свету, сын Света, ибо Отец Света с пламенной любовью зовет тебя.

Отношение к Богу

Когда люди искажают свое отношение к Богу, не видя в Нем единственной реальности и ценности, тогда — как следствие — становятся ложными все человеческие отношения. Ценность переносится на представления и вымысел, а жизнь становится подобной движению теней, когда солнце скрывается за тучами.

Ложные теории о Боге неминуемо влекут за собой ложные научные, ложные политические и ложные общественные теории. Одна ложь рождает другую, первая ссылается на вторую, вторая зовет на помощь третью.

Тогда ловкость и умение ценятся выше добродетели, количество выше качества.

И тогда наконец люди понимают, что они утопают во лжи, и кричат: всюду ложь! Но никто не возвращается к истине. Так же, как пловцы, удалившись от берега, начинают терять силы, хвататься друг за друга и тонуть, в смятении и страхе забыв, где остался берег и у Кого надо искать помощи.

В такие времена спасает мир от гибели какой-нибудь десяток праведников — Божиих людей, отсутствие которых повергло в пропасть Содом и Гоморру.

Вечный огненный закон Божий

Один лжесвидетель рассказывал мне такую историю: «Я дал ложное свидетельство. Чтобы избежать наказания, я не заявил в суд. А должен был, ибо наказание человеческое легче Божиего. За два года со дня моего преступления наш дом превратился в ад. Первое несчастье произошло с моими быками: запряженные в телегу, они сорвались в пропасть и погибли. С этим известием меня встретила жена вечером того же дня, когда после своего лжесвидетельства я вернулся из уезда домой. Спустя несколько недель молния ударила в хлев, погибли все овцы. Воры обокрали дом. Заболела жена, я занял денег на лечение, но она вскоре в муках умерла. Мой бедный ребенок тяжело заболел той болезнью, от которой днем и ночью бьются в припадках с пеной у рта и скрежетом зубов. Обедневший, весь в долгах, в отчаянии я пожаловался одному моему другу на злую свою судьбу. Как гром среди ясного неба был его вопрос: “Не лжесвидетельствовал ли ты когда-нибудь?” Словно ледяной ливень отрезвил меня, и я все вспомнил. Ничего не ответив, я встал и пошел прямо в суд и во всем признался. Отсидел срок, вышел и начал заново строить свою жизнь. И навсегда научился бояться Бога».

Видишь, какая беда может случиться со лжесвидетельствующим? Ибо таков Закон Божий, брат мой: не можешь погасить огонь и не обжечься. Когда нарушаешь человеческие законы, которые меняются с быстротой сгорающих листьев, беды и несчастья наваливаются на тебя. Что же тогда с вечным и огненным Законом Божиим?

Нищие духом

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное, — сказал Господь наш Иисус Христос. Тебя это смущает. Смущение происходит от того, что ты путаешь скудоумие неразвитых людей с нищетой духа, которую восхваляет Христос.

Нищета духовная, или сокрушенность, есть особенность лучших умов, которые когда-либо посещали мир. Это сознание своего недостоинства перед величием Божиим, сознание своей нечистоты перед чистотой Творца, сознание своей полной зависимости от безграничной силы Божией.

Царь Давид говорил о себе: Аз же есмь червь, а не человек. А царь Давид скудоумным не был; напротив, он обладал богатым, гениальным умом. Сын его, премудрый Соломон, пишет: Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Это и значит быть нищим духом, то есть полностью ввериться Господу и не доверять себе. Блажен тот, кто способен искренне исповедать: «Моя сила ничтожна, мой разум немощен, воля моя неустойчива. Господи, помоги мне!». Нищий духом — это тот святой, который может вслед за апостолом сказать: я не знаю ничего, кроме Христа. Нищий духом — это тот ученый, который, подобно Ньютону, признаёт, что его незнание бесконечно больше его знания. Нищий духом — это тот богач, который вместе с богатым Иовом говорит: наг я пришел в этот мир, наг и отойду из него. <…>

Нищета духовная — прямая противоположность надменности и хвастовству. От глупой-преглупой надменности и пагубного хвастовства хотел защитить нас Христос, когда восхвалял нищих духом.

 

В других номерах:

№19 (580) / 20 мая ‘10

Святоотеческое наследие

Год со святителем Николаем (Велимировичем)

№24 (585) / 23 июня ‘10

Святоотеческое наследие

Год со Святителем Николаем (Велимировичем)

№21 (582) / 2 июня ‘10

Святоотеческое наследие

Год со святителем Николаем (Велимировичем)

 
Великая Победа

Поклонимся великим тем годам!

Наталья Зырянова

 
Культура отношений

Семейные конфликты: профилактика и лечение

Православие. Ру

Беседа 1Немного конфликтологии: ссора или конфликт?Начало ссоры – как прорыв воды, оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. (Притч. 17, 14)

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс