Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (576) → Протоиерей Алексий Яковлев: «Постройте храм в душе своей, а все остальное управит Господь»

Протоиерей Алексий Яковлев: «Постройте храм в душе своей, а все остальное управит Господь»

№15 (576) / 15 апреля ‘10

Лидия ЕжковаПасха светлая

Кто сказал, что православный храм должен обязательно иметь собственное помещение? Кто сказал, что в церкви нужно только молиться? Наша жизнь вносит свои коррективы.Если пока невозможно построить в селе, городе или городском микрорайоне новую церковь, ее нужно возвести в душе своей, а для проведения богослужений можно обустроить любое помещение. Что и сделали верующие в отдаленном микрорайоне Екатеринбурга, который носит красивое название – Синие Камни.

В нынешнем году приход и его храм отмечают 10-летний юбилей с начала своего служения на Синих Камнях. И не случайно сегодняшний гость редакции – настоятель прихода во имя Святителя Николая протоиерей Алексий Яковлев.

– В этом приходе я служу уже почти десять лет, с первого дня его организации. До сих пор вспоминаю ту Пасхальную ночь, когда Владыка совершил освящение храма и дал благословение, что в нем можно проводить богослужения. Вот это самый первый Пасхальный день 2000 года, когда в церковном помещении прозвучали первые молитвы.

Церковное помещение, которое находится в цокольном помещении жилого дома № 46 по улице Байкальской, первое время обустраивал отец Василий Зудилов, который сейчас служит в Первоуральске, поэтому его многие жители считают первым основателем нынешнего прихода. И хотя храм не имеет отдельного помещения, а находится в жилом доме, для верующих это не имеет особого значения – они приходят сюда именно как в церковь.

– Батюшка, какие особенности есть у Вашего прихода, отличия от других приходов Екатеринбурга?

– Если чисто географически, то это действительно обособленный, удаленный район – Синие Камни. В нем никогда не было прежде храма, и даже достаточно близко никогда не было церкви. Район этот – классический спальный, поэтому я поначалу думал, что организация здесь православной общины дело чуть более простое, чем оказалось. Выяснилось, что все это немножко не так, потому что, естественно, к тому времени большинство христиан Синих Камней уже ездили в какие-то храмы и уже прикипели к ним душой.

– В какие храмы ездили на богослужения жители этого микрорайона?

– Достаточно удобно было ездить в Крестовоздвиженский и Свято-Троицкий храмы: туда было прямое автобусное сообщение. А у нас, собственно, развитие христианского благочестия в постперестроечный период идет так, что очень многие христиане знают, да я и сам по себе знаю, что ты иногда ездишь на службу на другой конец города, хотя рядом с твоим домом есть храм. И ездишь не по злобе какой-то, а просто потому, что ты когда-то однажды пришел в этот храм, что ты его уважаешь, поэтому и продолжаешь ходить туда. Но я считаю, это не препятствие, чтобы быть общинником в другом месте.

Эта особенность, которая характерна для нынешней церковной жизни, отличается от дореволюционной жизни Церкви, когда были очень строго определены границы приходов. А с другой стороны, именно географическая обособленность микрорайона, где со всех сторон железные дороги и только один выезд в другие районы города, несомненно, чисто визуально порождает забавную картину.

И эта визуальность, то, что ты видишь и что ты чувствуешь, как раз и приводит к тому, что некоторое деревенское настроение все-таки ощущается. Хотя Синие Камни – это далеко не деревня.

– По этажности домов?

– Не только по этажности домов, а по численности населения, и, по большому счету, на Синих Камнях нужен не один приход – как минимум, два, скажем так. Я имею в виду, сколько там может быть общин, люди из которых друг друга знают.

Я-то думал, что это достаточно все легко будет; может, это, можно сказать, и думы такие, духовного плана «шапкозакидательство», но сейчас община более-менее уже сформировалась.

– Сколько человек в этой общине?

– Если это можно как-то мерить, то, наверное, человек 50-60 мы имеем. Это те люди, которые с той или иной регулярностью в храм ходят, а не просто те, кто появляются там раз в пятилетку или раз в год на Рождество или Пасху.С другой стороны, можно сказать, что значительная часть наших активных прихожан, как ни странно, жители микрорайона ЖБИ. Конечно, он находится неподалеку, но по другую сторону железнодорожной ветки, и идти к нам через рельсы им очень неудобно; я это знаю, потому что сам ходил. А они все же идут сюда, преодолевая препятствия и неудобства, хотя в микрорайоне ЖБИ и есть свой храм, но он не очень заметный, как и наш.

– Отец Алексий, расскажите подробнее о той Архиерейской службе, которая после длительного перерыва состоялась в вашем храме совсем недавно, на которой и произошло возведение Вас в сан протоиерея.

– Как я уже говорил, Владыка у нас был десять лет назад на освящении храма, как-то он посещал наш приход в одну из Великих Суббот с Архипастырским визитом, посмотрел все, остался доволен. А вот 25 февраля текущего года у нас состоялось Архиерейское богослужение, сразу после него – Литургия Преждеосвященных Даров.Для нас это событие, конечно, уникально, важно, радостно, для меня – тем более, потому что в тот день у меня как раз были именины, и я даже без возведения в сан протоиерея прекрасно бы себя чувствовал. Так что, как говорится, «достать чернил и плакать» не пришлось бы.

Конечно, немного отразилось на количестве богомольцев, присутствующих на Архиерейском служении, то, что 25 февраля было первым рабочим днем после четырех выходных. Я знаю, что многие пытались отпроситься с работы, не всех отпустили, но кто смог, пришел. Хотя в дни перед этой службой все прихожане (особенно отмечу тех, которые катехизацию проходили) постарались, кто как мог, приготовить храм к приезду Владыки.

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, как и где начинался Ваш священнический путь в Церкви.

– Я окончил исторический факультет Уральского государственного университета. А служение в Церкви началось со служения в храме во имя Святого Целителя Пантелеимона на Сибирском тракте, поэтому можно сказать, что я являюсь духовным чадом его настоятеля игумена Димитрия (Байбакова). Там в это время подвизались и отец Владимир Зайцев, и отец Андрей Канев – тоже духовные чада батюшки. И меня рукоположили в сан священника в 1998 году на празднование преподобного Нестора Летописца.

После этого я год служил в Троицком кафедральном соборе. И очень много там приобрел в плане совершения богослужений, в общении с батюшками не из Пантелеимовского храма. Можно сказать, что я приехал туда, так сказать, хоть и из великой, но провинции, хотя я не считаю, конечно, Пантелеимоновский храм провинциальным. Но, слава Богу, этот год для меня был очень полезным. Я поначалу переживал: мне хотелось сразу в Пантелеимоне служить; но теперь я понимаю, что тогда это верно все получилось.

Спустя год, на зимнее празднование святителю Николаю меня перевели в храм Святого Великомученика Пантелеимона. Пантелеимоновский храм тогда, как и сейчас, духовно окормлял и храм во имя Святых Космы и Дамиана в первой областной больнице, я и там раз в неделю служил долгое время. Ну, и в самом, конечно, Пантелеимовском храме служил.

А вот когда открылся храм на Синих Камнях, игумен отец Димитрий сказал, что там нужно служить, и благословил меня на это. Хотя до этого на Синих Камнях я бывал считанное количество раз, и считал их, образно говоря, чем-то вроде Северного Полюса – какой-то поселок, не пойми где находится.

Через год храм стал самостоятельным, и я остался там служить.

– Батюшка, а как в Вашей жизни случился такой поворот, что Вы совмещаете служение в приходе и работу в канцелярии?

– В канцелярию меня назначил еще Владыка Никон (я так полагаю, не без подачи отца Димитрия). В то время в храме я прослужил всего четыре самых счастливых своих месяца, а потом «загремел» в канцелярию, и здесь и остался.

– А как Вы успеваете работать в канцелярии и служить в приходе?

– Кто-то, может быть, и успевает, если посмотреть на того же отца Димитрия, но, мне кажется, я не успеваю ничего сделать ни здесь, ни там… Я из тех людей, которым очень сложно совмещать несколько дел.

– Тут, батюшка, Вы явно поскромничали: я слышала немало добрых отзывов и о Вашей работе в канцелярии, и о Вашем служении в приходе. Сколько же часов длится Ваш рабочий день?

– Конкретного графика нет, рабочий день может по необходимости в разные дни начинаться и заканчиваться в разное время.

– Отец Алексий, есть ли у Вас какое-то хобби, увлечения, как стараетесь отдохнуть от трудов праведных, когда появляется свободное время?

– Я думаю, в принципе это неудивительно, я ведь советского воспитания человек, поэтому мое хобби – это книги, вот и все дела.

– Отдаете предпочтение духовной литературе или светской, классической?

– Читаю абсолютно разные книги, по настроению.

– Наверно, у Вас большая библиотека…

– В приходе или дома? Дома у меня достаточно тесно, поэтому там насчет богатейшей библиотеки говорить нельзя, я видел более богатые и ценные библиотеки и у наших священников, и у прихожан. Но я в этом смысле должен иметь еще и некоторую совесть и больше внимания уделять не личной, а приходской библиотеке.

Поэтому многое сейчас из моего дома уходит в приходскую библиотеку. Не то что я сейчас хвастаюсь, что, мол, я пожертвовал свое собственное на нужды прихода. Скорее, это такой прагматический принцип: ели эти книги мне когда-нибудь понадобятся, я ведь их все равно найду, а с другой стороны, людям будет какая-то польза от того, что эти книги там есть и их можно прочесть.

– Батюшка, коль мы заговорили о духовном воспитании ваших прихожан с помощью литературы, давайте поговорим и об их духовном просвещении в церковно-приходской школе.

– Воскресная школа у нас детская и взрослая, причем дети приходят на занятия в разное время – не только по воскресеньям, а на протяжении всей недели. Но я сам с детьми не занимаюсь, потому что все-таки не могу разорваться, хотя провожу с ними единичные беседы. Больше я занимаюсь со взрослыми, провожу как общие, так и индивидуальные беседы.

– У Вас, в основном, молодежный приход?

– Почему? Я понимаю, отчего нередко возникает этот вопрос, потому что наш приходской православный молодежный клуб очень часто устраивает и проводит различные мероприятия. Но мне больше кажется, что молодежный клуб – это все-таки какой-то инструмент. Молодежь все равно должна была как-то соединиться, она могла объединиться и без этого названия «молодежный клуб», но если она может так соединиться, это прекрасно: это те средства, в которых молодежная инициатива может аккумулироваться и проявлять себя каким-то образом.

А так в приходе и бабушки есть, и люди среднего возраста, и молодежь, конечно. Это правда, что скрывать?

А вот мнения некоторых прихожан Свято-Никольского храма на Синих Камнях о своем отце-настоятеле.

– Наш батюшка не жалеет ни сил, ни времени своего для организации катехизаторской, просветительской и миссионерской работы в приходе. Мы очень благодарны отцу Алексию за такую заботу о своих прихожанах. Он заботится обо всех: и о детях, и о подростках, и о престарелых людях.

– Конечно, мы мечтаем о том, что когда-нибудь в нашем микрорайоне будет возведен «настоящий» храм – и не только мечтаем: по благословению батюшки, каждый день собирается группа прихожан, и прямо на улице люди молятся cвятителю Николаю, чтобы у нас решился этот вопрос и храм начал строиться. Мое мнение такое: если в микрорайоне будет своя, хотя бы небольшая, но с куполом и крестом, церковь, то больше людей сможет прикоснуться к великому и вечному.

– Мы рады, что у нас такой батюшка, как отец Алексий: молодой, инициативный, трудоспособный. Его возраст ничуть не влияет на его авторитет среди прихожан. Для молодежи это, наверное, еще лучше – они чувствуют, что священник хорошо понимает их, что он еще не забыл свою собственную молодость. А мы, взрослые люди, воспринимаем его как священника, облеченного от Бога благодатью, и возраст тут не имеет никакого значения. Мы надеемся, что его трудами и нашими молитвами когда-нибудь будет на Синих Камнях построен настоящий храм.

– Я на приходе не очень давно, но мне глубоко интересен отец Алексий, с ним не скучно никогда. Он – батюшка, совершенно чуждый уныния и нечуждый мудрости. Для отца Алексия каждый человек, будь ему два года или восемьдесят лет, по-своему интересен, ко всем он проявляет любовь и внимание.

Все вышесказанное говорит, что и отец Алексий интересен всем прихожанам – они проявляют к батюшке любовь и внимание, готовы поддержать его во всех делах и начинаниях… И дай Господь им силы в этом!

 
Екатеринбургская епархия. События

Расписание поездок, организуемых Паломническим отделом Екатеринбургской епархии в мае

Паломнический отдел Екатеринбургской епархии организует в мае 2010 года паломнические поездки и экскурсии по святым местам уральской земли, России, ближнего и дальнего зарубежья.

 
Возрождение святыни

Общественность Екатеринбурга о воссоздании собора во имя Святой Екатерины

Дмитрий Полянин, председатель правления областного Союза журналистов РФ:– Я считаю, что строительство храмов вообще дело благое. И, естественно, придание Екатеринбургу вида, который исторически был у города, я тоже считаю позитивным. Другой вопрос, что восстановление Екатерининского собора, конечно, должно вестись в соответствии с законодательством, в соответствии с той градостроительной документацией, которая должна быть обязательно оформлена.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс