Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (562) → Село без церкви – не село

Село без церкви – не село

№1 (562) / 1 января ‘10

Наш приход

 Тамара Петровна Долгушина, краевед из города Талицы, ведет большую поисковую и исследовательскую работу. Благодаря ее трудам жители Талицкого района имеют возможность соприкоснуться с историей, узнать о людях, некогда здесь живших.

Долгое время Тамара Петровна работала преподавателем воскресной школы при талицком храме в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, поэтому закономерен ее интерес к истории Православия и храмам, расположенным на уральской земле.
 Сегодня она рассказывает о церкви во имя Святого Праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, которая находилась в селе Катарацком – ныне село Беляковский Катарач Талицкого района.

 – Прежде чем повести рассказ о катарацком храме, думается, надо рассказать о святом Прокопии Устюжском: собирая материал, я обратила внимание, что в Свердловской области Прокопиевских церквей очень немного и люди зачастую не ведают, что это был за человек.
 А жил он в XIII веке. По национальности был немец, по вероисповеданию католик, богатый купец. Когда-то давным-давно приехал он с товарами в Новгород и там, зайдя в православный храм, был поражен красотой богослужения. Во время службы трепет охватил все его существо, и с той поры купец стал прихожанином храма, впоследствии принял православную веру. Неведомо нам, ныне живущим, что подвигло его раздать все богатство нуждающимся и стать иноком в монастыре Варлаама Хутынского. Став монахом, Прокопий искал уединения; спустя какое-то время ушел в город Устюг и там принял подвиг юродства Христа ради – притворился безумным, чтобы достичь совершенного смирения. Так Прокопий Устюжский стал первым юродивым на Руси.
 Много скорбей и тягот пришлось ему вынести. Голод и холод, обиды людские – все он переносил с великим смирением, и за подвиги Господь удостоил его дара прозорливости. Однажды он поклонился трехлетней девочке и сказал: «Вот мать великого святого». И эта девочка стала матерью святителя Стефана Пермского. Призывал горожан к молитве и покаянию – и своими молитвами юродивый Христа ради Прокопий спас Устюг от участи Содома и Гоморры. В память избавления города от гибели был установлен праздник Устюжской иконе Божией Матери. Преставился праведный Прокопий в глубокой старости в 1303 году у стен монастыря…
 Трудно теперь представить, что когда-то давно, в начале XIX века, село Катарацкое было окружено дремучими лесами, где водились птицы и звери, ныне уже диковинные. По селу протекала речка, не большая, но и не малая, от названия которой и пошло название села: река Катарач протекала по трем деревням, соответственно названным Средний Катарач, Нижний Катарач и Верхний Катарач, который часто и доныне называют Беляковский Катарач. В XVIII веке православные сёла были приписаны к Беляковскому приходу; много позднее Беляковский Катарач приписан к Христорождественской церкви Ирюмского прихода села Ирюмского Шадринского района. Жители Беляковского Катарача и приходских деревень были в основном русскими, большая часть их принадлежала к крестьянскому сословию. Народ был незлобивый и на удивление певучий. Анна Степановна Киселева (ныне покойная) напела мне несколько частушек: «Девки катарацкие шибко голосистые, а миленочки у них гордые, форсистые», «Катарацкие ребята как соловушки поют, катарацкие девчата от парней не отстают». Про катарацких в других деревнях говаривали: «Они, катарацкие, родятся с песней и умирают с песней».
 Песни песнями, а вот православных жителей в селе и окрестных деревнях было меньше, чем староверов. И консистория решила: быть в селе Катарацком церкви. Построить ее решили на казенный, то есть государственный счет, для ослабления раскола в близлежащих деревнях. И вот в 1836 году закладывается однопрестольный деревянный храм с колокольнею. Строится долго и трудно, почти десять лет (деньги на строительство от казны поступали с большими опозданиями и скупо). Пока строился, два раза горел. Приезжали дознаватели, да не дознались, порешили, что молния попала.
 После второго пожара дело пошло быстрее, тут уж и православные начали вносить на строительство храма посильную лепту. Так, дедушка Лаврентий Лукич Котлов внес 100 рублей на приобретение колокола (по тем временам сумма немалая). И вот 30 января 1850 года при большом стечении народа храм был освящен во имя Святого Праведного Прокопия, Христа ради Юродивого, Устюжского Чудотворца. Иконостас храма был устроен стараниями и усердием прихожан. В 1898 году храм был окрашен масляною краской с нанесением орнамента. Все эти работы были выполнены местным священником Кронидом Теремецким, который годом ранее обновил и позолотил иконостас храма. В то же время были построены и дома для причта: двухэтажный деревянный дом для священника. В 1898 году на каменном фундаменте построен дом для церковно-приходской школы, где преподавал слово Божие всё тот же протоиерей Кронид Теремецкий.
 В приход Прокопиевской церкви села Катарацкого вошли следующие деревни: Средний Катарач, Нижний Катарач, Антрак, Данилова. Были построены две часовни – в селе Катарацком и Антраке – Петро-Павловская. В земской и народной школах Закон Божий вел законоучитель – местный священник.
 Так, священник Прокопиевской церкви иерей Рафаил Соколовский в церковно-приходской школе села Катарацкого открыл регентский класс, где обучал детей церковному пению, благостному и стройному. В церкви на одном клиросе пели взрослые, на другом – дети, вспоминает уроженец деревни Пеньки Федор Исаакович Бутаков, а ему об этом рассказывала его тётка. Батюшка на свои средства сшил девочкам платья, а мальчикам купил сапоги, рубахи и брюки. Катарацкие певчие пели так чудесно, что часто их приглашали в соседние села – в Смолино и Бутку. Да и батюшки имели прекрасные голоса. Так, отец Кронид Теремецкий имел пасеку и часто звал на чаек с медком прихожан, а потом в сумерках зажигали лампу, открывали окно, и отец Кронид пел и светские, и духовные песни. Сбегалось слушать все село! Но как-то весной ехал батюшка на кошевке и провалился в рыхлый водянистый снег, тяжело «заболел горлом» и петь уже не мог, но детей учил до самой смерти. Почил в Бозе глубоким стариком, 95 лет от роду. Был похоронен на церковном погосте. За смирение и кротость он был глубоко любим прихожанами – на похороны батюшки пришли люди из всех приходских деревень. И на надгробии была выбита надпись: «Отцу Крониду от неутешных прихожан».
 В Прокопиевской церкви, по преданию, был список с чудотворной иконы Прокопия Устюжского, который обладал великой целительной силой. В двадцатые годы свирепствовал тиф, не щадил ни старых, ни малых. Батюшка едва успевал отпевать. И вот однажды в церковь прибрел древний старик Захар Квашнин и умолял батюшку взять икону Прокопа (так он сказал) и идти к нему в дом. А у него семья большая – 15 человек, и все горели в тифу. «Одна надея осталась – на Прокопа», – сказал старик и заплакал.
 Батюшка снял икону, а она была большая, понес по деревне, заходил в дома и прикладывал икону к холодеющим губам болящих. Дошел до дома Захара, зашел, и страшная картина открылась ему: все родственники Захара метались в тифозном жару. Прикладывая икону и молясь, священник плакал. Обошел село, воротился назад. А наутро к нему прибегали люди и сказывали, что тиф отступил и что у Захара все поднялись. И с того дня ни один человек в селе от тифа не умер. А кто выздоровел, часами молились у чудотворной иконы Прокопия, а потом собрали денег и «одели» ее в серебряный оклад, который по декрету «Об изъятии церковных ценностей» в 1922 году содрали богоборцы. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. Люди говорят, что когда ломали храм Божий, иконы срывали и бросали в реку. Но может, кто-то из сельчан и не дал ее на поругание. Кто знает… Может, и объявится, когда церковь Божию построят в селе.
 История донесла до нас немного имен славного священства села Катарацкого, но и их должно помнить и молиться за них: протоиерей Кронид Теремецкий, иерей Рафаил Соколовский, иерей Андрей Александрович Носов, протоиерей Сергий Ляпустин, псаломщик Константин Иоаннов Лапин, псаломщик Петр Михайлов Козельских.
Жития Покровской церкви было 90 лет.
 Помню, как в апреле прошлого года в Беляковский Катарач собрался народ из всех окрестных деревень. Ждали приезда батюшки. Все собрались у старого кирпичного магазина, который отдали под молитвенный дом. День был холодный, ветреный, но народ не расходился. Приехал священник, отец Сергий Прилипко. И зазвучал молебен под катарацким небом впервые за последние 78 лет. Люди стояли не шелохнувшись. Женщины поближе, мужчины в отдалении, пожилые, молодые и совсем юные. После молебна отслужили панихиду за почивших, затем Крестным ходом обошли здание молитвенного дома. А потом хор под управлением Евгения Федоровича Калуцкого на два голоса пропел духовные песнопения знаменитым киевским распевом – «Милость мира» и другие. Весьма хорошо пели.
 Евгений Федорович высказал мнение и поднял вопрос о восстановлении-строительстве церкви с просторной колокольней, где разместилась бы звонница – колоколов на восемь и более, достойная земли катарацкой, чье народное пение знаменито далеко за пределами талицкого края, Свердловской области – известно и в России, и в мире.
 И верится, что когда-нибудь в селе Катарацком будет построена церковь во имя Прокопия Устюжского и снова колокольным звоном созовет усердных прихожан на службу – и потянется людской ручеек к храму, к вере.

Тамара Долгушина, краевед
г. Талица

 Инициативная группа из числа катарацких жителей и земляков, уехавших когда-то в город, просит всех катарачцев, живущих ныне в других городах, принять посильное участие в строительстве молитвенного дома и церкви на своей малой родине. Божие благословение пусть пребывает со всеми вами!

 
Епархия

Журналы заседания Священного Синода от 25 декабря 2009 года

ЖУРНАЛ № 105 СЛУШАЛИ:

 
Память

«Нужно, чтобы об этом священнике говорили как о герое»

 Поступок подольского священника Александра Филиппова, который был убит выродком за то, что сделал тому замечание, должен не запугать людей, а стать для них примером, считает глава синодального отдела во взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Мне очень не хочется, чтобы наше общество из этих событий сделало неправильные выводы: мол, не лезь, все будет ужасно всегда, всегда плохие люди будут брать верх.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс