Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (553) → Когда люди осознают недопустимость жизни во грехе, они идут к Богу

Когда люди осознают недопустимость жизни во грехе, они идут к Богу

№40 (553) / 22 октября ‘09

Духовное чтение

  У заведующего сектором по взаимодействию с уголовно-исполнительной системой Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями настоятеля прихода в честь Вознесения Господня поселка Полуночного иерея Алексия Елисеева есть еще одно, специфическое послушание. Он благочинный храмов и приходов, находящихся в местах лишения свободы.

  В отличие от воинских частей, слава Богу, в местах лишения свободы имеются не только храмы, часовни и молитвенные комнаты, но и церковно-приходские школы. Это очень плодотворно и очень хорошо. Хорошо еще и то, что отец Алексий занимается этой работой уже третий год. И преемственность в развитии традиций, которые прежде были наработаны отцом Фомой и отцом Софронием, получила более широкий размах и перспективы развития.
  О формах и методах служения священника в пенитенциарных учреждениях недавно шел разговор на заседании «круглого стола» в Отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургской епархии.
  Маргарита Михайловна Косова, преподаватель церковно-приходской школы Ново-Тихвинского монастыря, проводит занятия и в следственном изоляторе № 5, который находится на Елизавете. Она бывает там 2–3 раза в неделю, иногда чаще. Деятельность Маргариты Михайловны широка и разнообразна. Она ведет и православные передачи по внутреннему радио, и огласительные беседы, и посещает камеры, где непосредственно общается с заключенными.
  – У нас в заведении находятся люди в состоянии повышенного стресса, и по их поведению можно уже сделать вывод, что в глубинах сердца почти каждого человека проявилась та вера, которая прежде не была реализована.
  Я часто хожу по камерам, раздаю заключенным крестики, иконки, духовную литературу. Они с большой радостью и благодарностью все это принимают. По мере возможности я готовлю радиопередачи о Законе Божием, о православных праздниках, читаю молитвы и акафисты. Радиопередачи ведутся практически ежедневно.
  Это создает особый духовный настрой среди контингента. Многие изъявляют желание принять святое Крещение, и для них дополнительно ведутся катехизаторские и огласительные беседы. И не один-два раза, а достаточно долго – по всему видно, что ни малейшего представления о Церкви и Православии нет ни у тех людей, которые собираются креститься, ни у тех, которые были крещены когда-то в младенчестве.
  Стрессовая ситуация, в которой оказались люди, влияет на их поведение, а может быть, Сам Господь приводит их к такому духовному состоянию. Я говорю им, чтобы они не теряли даром времени, а использовали его для молитвы. Я предупреждаю о том, что их может захватить суета, чтобы они не думали, что сейчас им тяжело, а после освобождения будет легко. Но наши подопечные ведь еще только осужденные, они еще не находятся в колонии. Бывали даже случаи, когда после Крещения в СИЗО одной женщине намного убавили срок лишения свободы, у другой списался какой-то рецидив. Становясь свидетелями таких событий и фактов, интерес к Богу и вере проявляют и другие осужденные.
  Как отмечает отец Алексий, работа, которую ведут в местах лишения свободы его добровольные помощники, преподаватели воскресных церковно-приходских школ, является хорошей помощью для священнослужителей. Не все священники, выполняя свои прямые литургические обязанности в местах лишения свободы, имеют возможность дополнительно полноценно вести все православные учебные программы. Вся наша образовательная система в пенитенциарных учреждениях держится исключительно на энтузиазме педагогов воскресных церковно-приходских школ.
  На сегодняшний день 42 священника Екатеринбургской епархии духовно окормляют 62 подразделения уголовно-исполнительной системы. Вот и получается, что в отдаленных, особенно северных районах области на одного священника приходится по 3–4 таких учреждения. Поэтому священникам очень сложно полноценно, как бы этого хотелось, заниматься духовным окормлением заключенных. Но сейчас, слава Богу, решается вопрос о более серьезной работе учебного отдела нашего подразделения.   На сегодняшний день в Институте регионального развития образования и в Уральском отделении Академии образования разрабатываются специальные учебные программы именно для сотрудников пенитенциарной системы. Согласно этой программе, педагоги церковно-приходских школ, с благословения архиерея, будут заниматься с сотрудниками ГУФСИН, более плодотворна будет работа с осужденными.
  По мнению отца Алексия, в обществе сложилось неверное понимание поднятой проблемы. Многие считают, что если учреждение – исправительное, значит, там нужно вести занятия только с осужденными. Занятия с осужденными, конечно, нужны, но акцентировать свое внимание, проявлять духовную заботу нужно и о сотрудниках этих исправительных учреждений. Так что, будем надеяться, они в скором времени тоже будут встречаться с православными педагогами.
  Как рассказывает благочинный Алексий Елисеев, священники ведут в местах лишения свободы очень большую работу. В октябре текущего года планируется освящение четырех храмов – два в ивдельских подразделениях, два – в сосьвинских, так что в ближайшее время проблема действующих церквей в исправительных учреждениях Екатеринбургской епархии будет закрыта почти полностью – в каждой колонии будет свой храм. На сегодня в тех колониях, где еще нет храмов, действуют молитвенные комнаты.
  Трудно переоценить значение православных храмов в духовной жизни человека, а тем более – в исправительных учреждениях, где они становятся центром духовности, местом молитвы и духовного очищения осужденных. Отец Алексий может привести немало примеров, когда многие осужденные, принявшие Крещение, бросили курить, находясь в местах лишения свободы. Более того, сейчас планируется в каждой колонии создавать общества трезвости, потому что многие из осужденных осознанно и охотно принимают обеты трезвости, то есть полностью отказываются от всего, что может изменять сознание человека. И в этом направлении работа будет вестись и в дальнейшем.
  Надо отметить, что деятельность генерала Александра Федоровича Ладика, который второй год возглавляет Свердловский ГУФСИН, дала определенный импульс, своеобразный толчок к повышению внимания к Православию в местах лишения свободы: все разрабатываемые сегодня учебные программы – инициатива ГУФСИН. Усилиями учреждений исправительной системы возведено немало храмов, которые действуют сегодня на территории колоний.
  У отца Алексия есть своя методика работы с осужденными, которую могут использовать и другие священники.
  – Я осужденным, особенно тем, у кого намечается скорое освобождение, говорю следующее: «Мужики, вы здесь за несколько лет пребывания, независимо от своего желания, очень крепко пропитались духом злобы. И после освобождения вам надо пропитаться противоположным духом. Самый краткий путь к этому: вскоре после освобождения – чем быстрей, тем лучше – поехать в какой-нибудь монастырь, пробыть там две-три недели, а может быть, и больше». Как говорит один мой знакомый батюшка, любое серьезное решение принимается, когда осядет муть в душе. То есть когда в душе будет полный мир, полное упорядочение в мыслях и чувствах, тогда и можно принимать какое-то решение, как-то определяться.
  К примеру, один из наших бывших подопечных сейчас живет в монастыре в Верхотурье. Он инок, находится при мощах, несет довольно почетное послушание. По его виду, поведению и облику даже и не скажешь, что когда-то он был в заключении. Есть несколько братьев, которые после освобождения находятся сейчас на послушании при Каменск-Уральском монастыре, в других приходах нашей епархии. Я всегда объясняю своим подопечным, которые ходят ко мне в храм, что момент освобождения и первые последующие дни после этого – это критические, опасные дни: именно тогда имеется большой риск вновь покатиться по наклонной плоскости, потому что на зоне они пропитались духом злобы, который надо «вытеснить» на свободе. Как можно скорее после освобождения им надо причаститься. Это даже важней, чем поесть или купить себе что-нибудь необходимое. И, слава Богу, положительные примеры тому у нас уже есть.

Сколько церквей будет построено, в стольких же тюрьмах и отпадет надобность

  В поселке Восточном Камышловского района Свердловской области находится государственное учреждение, относящееся к ведению Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний – исправительная колония строгого режима, другими словами – «зона». В этой колонии отбывают уголовное наказание различные и по возрасту, и по социальному статусу, и по роду занятий люди. И лишь одно их объединяет – они преступили закон, и в большинстве своем совершили это не в первый раз.
  Священник Анатолий Евстигнеев на протяжении пяти лет регулярно посещает данное учреждение, общается с заключенными, духовно окормляет их. Вот что рассказывает батюшка о своей работе.
  – Как бы люди ни относились к осужденным преступникам, между тем они все же остаются людьми, которые рано или поздно выйдут на свободу и будут жить среди нас. Но вот какими, в каком духовном и нравственном состоянии эти люди встретят свое освобождение, на мой взгляд, зависит от многих факторов, главный из которых – возрождение в душах этих заблудившихся, павших людей веры в добро, справедливость, милосердие – веры в Господа нашего Иисуса Христа.
  Во времена гонений, когда шла злобная борьба сил тьмы с Церковью Христовой, старые люди говорили: «Сколько церквей будет разрушено – столько тюрем будет построено». Сейчас, перефразируя это справедливое наблюдение, можно сказать: «Сколько церквей будет построено, в стольких же тюрьмах и отпадет надобность». Как священник, духовно окормляющий осужденных ИК-52, на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что несмотря на видимую неприглядность этого заведения, на все трудности, сопряженные с посещением «мест не столь отдаленных», я чувствую удовлетворение – я знаю, что меня ждут, знаю, что нужен, и уверен, что мои труды не остаются бесплодными: люди идут к Богу, осознают недопустимость жизни во грехе, каются. Зачастую я вижу в их глазах слезы, а это значит, что Господь коснулся сердца людей, значит, что они становятся другими – лучше, чище, добрее.
  Иисус Христос сказал: «…не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5, 31–32). По Его слову поступал и апостол Павел: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22).
  Не сразу и не вдруг совершается перерождение человека, порабощенного грехом. Случается, что этот процесс становится очень болезненным для человека, вступившего на путь познания Истины, и, откровенно говоря, в этот момент очень хотелось бы быть рядом со страдающим, помочь ему, поддержать, ободрить и объяснить ему происходящее. На сегодняшний день моей задачей является научить этих измученных грехом людей таким добродетелям, как вера, надежда, любовь, показать им, что в мире существует добро, сказать им самое главное: что Бог есть Любовь, они не отвержены, они любимы.
  В самом начале, когда я только начинал посещать осужденных, мы как бы присматривались друг к другу, будто между нами стоял какой-то барьер. Они настороженно, с недоверием приходили ко мне, приглядывались, взвешивали каждое мое слово, анализировали сказанное. Постепенно, раз за разом, эта стена осторожности разрушалась, и сегодня, слава Богу, между нами воцарилось полное взаимопонимание и доверие. Я очень рад тому, что, приезжая в колонию, я замечаю радость на лицах ребят, вижу ясный, чистый взгляд людей, поверивших Богу, вверивших Ему свою жизнь. Я вижу людей, готовых выйти на свободу и начать новую жизнь, которая не сулит им легких побед, так как необходимо влиться в жизнь общества, встать на ноги, найти и реализовать себя. А сделать это нелегко, приходится сталкиваться со всевозможными трудностями. По мере сил я стараюсь не оставлять ребят и после освобождения, помогаю в вопросах трудоустройства, обеспечения жильем, в социальных нуждах. А как же иначе? Людям требуется помощь, и долг, обязанность христианина – протянуть руку помощи нуждающимся.
  Специфика тюремного служения требует от меня полной отдачи сил и времени для участия в нуждах осужденных. Необходимо быть предельно искренним и внимательным, принимая участие в судьбе приходящих ко мне людей, поскольку они очень чувствительны, и малейшая фальшь, искра равнодушия могут надолго оттолкнуть от Церкви, оборвать ниточку доверия. Они для меня, как дети, порой непослушные, иногда озорные, но в глубине души добрые и отзывчивые. Я радуюсь вместе с ними, когда у них что-то хорошо получается, и печалюсь вместе с ними, когда у них возникают неприятности. И я уверен, что эти эмоции взаимны. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12, 21).
  Я искренне желаю, чтобы люди, которые сейчас находятся за колючей проволокой, отвратились от дел зла и прилепились к добру, чтобы наказание, назначенное им судом, послужило во благо, стало жизненным уроком, а время нахождения в изоляции было использовано с пользой, во исправление жизни и очищение души. Если хотя бы один из осужденных перестанет быть преступником, научится вести добропорядочную, законопослушную жизнь, это будет очень замечательно. Сколько слез высохнет, если дети, матери, жены встретят своего отца, сына и мужа совершенно изменившимся, добрым, заботливым, внимательным. И сколько новых преступлений, которые также замешаны на горе и слезах, не будет совершено, когда Господь исцелит такого человека. Я готов приложить все свои силы и возможности, чтобы наставить этих людей на путь спасения, подарить им частички тепла, любви и заботы, исходящие из сердца. Естественно, при этом мне очень нужна поддержка администрации учреждения, и, к моему удовлетворению, сегодня я нахожу ее в лице начальника ФБУ ИК-52 подполковника внутренней службы Сергея Анатольевича Мотренко, заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе майора внутренней службы Михаила Анатольевича Долгих и других сотрудников колонии.
  Именно так, при полном взаимодействии структур ГУФСИН России с Русской Православной Церковью, возможно качественное достижение основной цели исполнения наказания – исправление людей, совершивших уголовное преступление. А главное – исполнение заповеди Господа нашего Иисуса Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22, 39).

Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

К духовному просвещению в Армии нельзя относиться формально!

 Одно из направлений работы Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургской епархии – духовное просвещение в различных сферах деятельности. Опытом работы в этом направлении, задачами и перспективами священнослужители поделились на заседании «круглого стола» по теме «Военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи, духовно-нравственное воспитание военнослужащих и сотрудников силовых структур».

 
Духовное чтение

Самое достойное почитание памяти усопших – молитва и милостыня

  В православном календаре имеется девять дней в году для особого поминовения усопших. 7 ноября 2009 года – один из них – Димитриевская родительская суббота, день, когда навещают на кладбище усопших родственников.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс