Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (551) → «Родительский комитет» способен повлиять на систему государственного образования страны

«Родительский комитет» способен повлиять на систему государственного образования страны

№38 (551) / 8 октября ‘09

Духовное чтение

 Лариса Октябристовна Павлова – юрист Московской городской коллегии адвокатов, член Правления национального проекта «Родительский комитет». Будучи в Екатеринбурге, она встретилась с корреспондентом «Православной газеты» и поделилась своими мнениями на тему: «Школа и будущее России».

  – Мне хотелось бы сказать, что я солидарна практически со всем, о чем говорилось на конференции с одноименным названием, прошедшей в Екатеринбурге. Но самое главное, на чем мне хотелось бы заострить внимание – на правовой базе взаимодействия государства, Церкви, общественных организаций и родителей. В документах научно-практической конференции отмечена первоочередная задача: «Представить модель взаимодействия Церкви и школы в XXI веке». На форуме много говорилось о православной культуре. Это тема, которой я занимаюсь в рамках «Родительского комитета», в комитете защиты семьи, детства и охраны здоровья. Я по профессии адвокат, поэтому одновременно занимаюсь правовыми вопросами определения каких-либо моделей, беспрерывно появляющихся в системе образования.
 – Лариса Октябристовна, давайте остановимся сегодня на самой больной теме: вводить или не вводить изучение «Основ православной культуры» в обязательную программу общеобразовательных школ? Ваше мнение на этот счет.
  – Действительно, об этом сейчас идет немало споров. Но давайте вспомним те десять лет истории православной культуры, в течение которых ее пытались внедрить в систему нашего образования. Много было вопросов, в свое время были инструктивные письма в учреждения системы образования, были определенные решения Церкви, координационного совета Русской Православной Церкви и министерства образования. И вот за эти десять лет первоначального факультативного обучения детей «Основам православной культуры» поначалу была огромная истерия со стороны некоторых депутатов, чиновников министерства образования, которые категорически выступали против нововведения.
  В итоге введение «Основ православной культуры» пошло по пути внедрения в региональное образование – в региональный компонент. Сегодня мы можем говорить об огромном положительном опыте, накопленном в Курской, Белгородской, Смоленской, Тульской, Псковской, Самарской, Свердловской и других областях.
 – Все мы знаем, что изучение православной культуры в общеобразовательных школах ведется сейчас только в нескольких регионах. Каковы Ваши прогнозы на будущее?
  – Прежде чем говорить о качестве ведения предмета православной культуры, о тех людях, которые должны преподавать «Основы православной культуры», мы должны себе четко представить позиции этого предмета в системе нашего государственного российского образования. На сегодняшний день в школах одиннадцати субъектов Российской Федерации реально преподается православная культура, причем в четырех из них этот предмет входит в обязательную учебную программу. Поэтому нам надо вглядываться в глубину вопроса – посмотреть, что такое образование и каково место православной культуры и вообще духовно-нравственного воспитания, посмотреть, куда в эту систему можно вложить то, о чем говорилось на научно-практической конференции «Школа и будущее России». Да, многие этого не понимают, отчего и складывается такая страшная ситуация с введением в школьную программу «Основ православной культуры». Об этом мы и говорили на Всероссийском родительском форуме.
  Когда из общественной жизни ушли комсомольская и пионерская организации и нашей Конституцией было объявлено, что у нас многоидеологическое государство, оказалось, что многим не совсем ясно: как же дальше воспитывать детей? Министерство стало определять новые цели и искать новые методы образования. Вопрос о том, чтобы оно было духовно-нравственным, даже и не стоял. А вот когда в школы начала внедряться программа полового воспитания российских школьников, тогда многие педагоги и родители забили тревогу.
  Беда в том, что новое поколение учебников уже сделано, и по ним преподаются базовые предметы. Сейчас родители с ужасом говорят: «Какой кошмар!» Посмотрите, например, какую программу предлагает учебник биологии! А почему в школьной программе по литературе изучают «Лолиту» Набокова? А почему на уроках химии рассказывают о химическом составе наркотиков и спиртов? И это все – содержание образования, которое вошло в 2000 году в систему, которую предложило министерство образования.
 – Что изменилось в системе образования за прошедшие пять лет, что еще необходимо менять в ближайшее время?
  – Случилась такая метаморфоза: в 1998 году министерство образования сделало отчет перед ЮНЕСКО, в котором было отмечено, что благодаря действиям Русской Православной Церкви в России проект полового воспитания школьников не проходит. И тогда на уровне Государственной Думы было принято решение о запрещении предмета полового воспитания. Предложили в связи с этим переименовать проект и назвать его «Здоровый образ жизни российских школьников».
  Поэтому когда мы сегодня слышим словосочетание «здоровый образ жизни», мы должны четко понимать, что это не что иное как прежняя программа по половому воспитанию российских школьников. Потому что этот «здоровый образ жизни» практически включает в себя ряд образовательных и воспитательных программ: «репродуктивность здоровья» (это значит – контрацепция, аборты, стерилизация), ориентацию детей на секс (при этом добавляется только одно слово – безопасный). Кроме этого ведется, якобы, антинаркотическая работа, которая идет как раз, в основном, через центры профилактики СПИДа.
  Самое ужасное, что система образования не может выстроить в школах свою воспитательную функцию, она построила только механизм, который занимается воспитанием детей. Если Церковь предлагает то проведение факультативов, то беседы священника, то паломническую поездку в храм, школа, как и прежде, «продавливается» чиновниками сверху и обязана проводить «воспитательную работу» по «здоровому образу жизни».
  Пока родители по закону еще имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка, школа, казалось бы, все воспитательные моменты (лекции, походы, работу кружков, центров дополнительного образования) должна согласовывать с ними. Но на деле все получается далеко не так. Наши учебные заведения ведут «воспитательную работу» со школьниками, не учитывая при этом мнения родителей, порой даже не поставив их об этом в известность. Чиновники, как и прежде, отчитываются «галочками». К примеру: «ученики посетили три лекции по воспитательной работе, воспитательная работа проведена». А в чем она заключается – воспитательная работа? Содержание образования должно включать в себя воспитательный компонент, но система дополнительного образования, которую навязывают нашим школам, не только однообразна, но и опасна. Вниманию ребят предлагаются в основном лекции о вреде наркотиков. В них самое «актуальное» – о снижении вреда здоровью при употреблении наркотиков, о передающихся половым путем заболеваниях, о собственно предохранении в форме безопасного секса. Все. Ни о какой духовности, ни о какой нравственности речи не идет.
  Поэтому если мы хотим внедрить в эмоциональное образование наших детей духовно-нравственный компонент, мы должны говорить одновременно и о содержании образования, и о воспитательной работе. И надо разъяснять людям, что отмена региональных компонентов образовательных программ явится крахом преподавания православной культуры.
  Все эти вещи очень важно понимать, о них надо рассказывать. И мне хотелось бы всех, кто заинтересован в этой работе, пригласить к сотрудничеству с нашим «Родительским комитетом».
  Обо всем, о чем я говорила, мы говорили на родительском форуме, инициаторами которого стали екатеринбуржцы.
 – Лариса Октябристовна, для тех, кто заинтересовался национальным проектом «Родительский комитет» и деятельностью вашей организации, сообщите, пожалуйста, координаты для связи с Вами.
  – Код Москвы 495, телефон: 612–31–76. Звоните, мы рады найти новых единомышленников в лице жителей Урала.

Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Протоиерей Петр Мангилев: «Вводя в школах духовные предметы, государство руководствуется земными интересами…»

Недавно Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев дал официальное согласие на нововведения в сфере образования. В качестве эксперимента в восемнадцати регионах страны будет введен такой предмет, как ДНВ (духовно-нравственное воспитание), где будут изучать основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма – каждый школьник сможет в силу своих религиозных убеждений выбрать направление «по вкусу».

 
Духовное чтение

«Глас вопиющего в пустыне» обращен ко всем нам…

 Задолго до начала Божественной литургии в престольный праздник Иоанно-Предтеченского кафедрального собора к храму стали собираться верующие. Многие пришли с цветами, которыми украсили церковь и иконы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс