Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (544) → Встреча колчеданских святых

Встреча колчеданских святых

№31 (544) / 15 августа ‘09

Духовное чтение

  Богатейшая история села Колчедан Каменского района пополнилась еще одной страницей: к односельчанам через 90 лет вернулись их пастыри – расстрелянные в 1918 году священник Стефан Луканин, диаконы Георгий Бегма, Нестор Гудзовский. На прошлой неделе в центре села возле памятника погибшим в Великую Отечественную войну появился скромный деревянный крест с именами колчеданских новомучеников.

  Без особой помпезности игумен Каменск-Уральского Преображенского монастыря Нестор и священник Свято-Троицкого собора отец Николай отслужили молебен. Да и откуда взяться торжественности: на молитве стояли лишь монахини местного монастыря, представители районной и сельской администраций и потомки диакона Георгия Бегмы (они и стали инициаторами воздвижения креста). Новое поколение селян, выросшее в атеизме, вряд ли знает о том, что произошло здесь в самый разгар революции. Служившие в приходской церкви священник и диаконы отказались принимать новую безбожную власть, не отреклись от Бога; за это их увезли на станцию Синара, где и расстреляли. В начале нынешнего века они были причислены к лику святых новомучеников российских как пострадавшие за веру.
  Немногие колчеданцы знают и о том, что в их селе когда-то было две церкви: одна – в женском Покровском монастыре, другая, огромная, в центре села – церковь Сретения Господня. От последней камня на камне не осталось, а само место занято частной лесопилкой. На месте бывшего Покровского женского монастыря расположилась школа-интернат, от церкви тоже остался только фундамент. В отличие от других сел, где церковные здания использовали под клубы, склады и мастерские, в Колчедане стерли с лица земли все напоминания о Божиих домах.
  По словам главы сельской администрации Валентины Третьяковой, в Колчедане краеведением занимаются в сельской школе и школе-интернате. Но в их фондах почти нет сведений о старом, дореволюционном Колчедане. Тем более отсутствует страница о духовной жизни колчеданского прихода, об укладе жизни женского монастыря и убийстве местных священников.
  По одной из версий (существуют и другие), монахини похоронили убитых священнослужителей в церковной ограде. Примерно на этом месте и решили поставить поклонный крест родственники диакона Георгия. В будущем Преображенский мужской монастырь, подворье которого находится в Колчедане, собирается благоустроить площадку возле креста. Посильную помощь пообещали и в сельской администрации.
  – Моя бабушка – одна из пятерых детей диакона Георгия, – рассказывает его правнук Алексей Лобанов. – Она часто рассказывала о своем отце. Как после его убийства они вместе с мамой, побираясь по деревням, пошли в Екатеринбург, где их приютили родственники. На станции Синара расстреляли тогда еще одного нашего родственника – протоиерея Свято-Троицкого собора Василия Победоносцева. Он был двоюродным братом моего прадеда.
  Дочь Георгия Бегмы часто навещала Колчедан, зная, что здесь находится его могила. Именно она сохранила фотоархив семьи Бегма, и сейчас мы знаем, как выглядели колчеданские мученики.
  Алексей Дмитриевич скрупулезно собирает сведения о своем предке, пытается узнать место, откуда пошел их род, как прадед появился на Урале. А когда семья узнала о канонизации прадеда, решено было поставить на предполагаемом месте захоронения поклонный крест.
  – «Сретение» означает встречу – встречу с Господом. Именно здесь, на этом месте, 100 лет назад происходила встреча жителей Колчедана с Богом – в Сретенской церкви. Безбожные десятилетия, казалось бы, с корнем вырвали из людских душ веру. Но Бог возвращается, и на этом месте вновь должна произойти встреча Его с людьми, – обратился к пастве в своей короткой проповеди возле креста игумен Нестор.

* * *

  «Эх, Сашка… Знал ведь я Сашку-то…», – плакал пьяными слезами местный мужик и все присаживался на камень возле только что установленного креста. Его несколько раз отводили в сторону от святого места, объясняли, что здесь, мол, лежат убитые 100 лет назад священники – нехорошо пьяному здесь быть. А он как не слышит: «Сашка» да «Сашка»… Что ж – типичная для села картина. Глядя на это сверху, плачут, наверное, и колчеданские новомученики…

Инна ПОСТОЯН

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

История и хронология паломнического маршрута «Симеонова тропа»

  Уральская земля освящена сонмом святых праведников и мучеников. Праведный Симеон Верхотурский, чудотворец Урала и Сибири, почитаем уже более четырех столетий.

 
Церковь и общество

Власти Москвы обещают удовлетворить запросы жителей столицы по строительству церквей

  Москва, 13 августа. В столице необходимо строить новые храмы, особенно в отдаленных районах города, считает заместитель мэра в правительстве Москвы Валерий Виноградов.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс