Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (539) → Библиография Святых Царственных Страстотерпцев

Библиография Святых Царственных Страстотерпцев

№26 (539) / 8 июля ‘09

Духовное чтение

В этой теме:

Духовное чтение
Наши святые заступники
Духовное чтение
Я приду…

У всех православных христиан, да и просто у порядочных людей, приходящих в Храм-на-Крови, живет чувство скорби по убиенным Царю Николаю Александровичу, Царице Александре Феодоровне, Царевичу Алексию, Царевнам Ольге, Татиане, Анастасии и Марии. В сердце эта скорбь живет не сама по себе, а, видимо, вместе с болью и вопросами, на которые ответов вроде бы уже не будет никогда.

Что же произошло с Россией в 1917 году? Почему уничтожали наших прадедов и дедов – кого порубили или расстреляли, кого по миру пустили, кого в ГУЛАГе сгноили? За кого так самоотверженно сражались белые? За что проливали кровь красные? За что пострадала Царская Семья, и кому было выгодно уничтожение всех наследников Российского престола? Смущение в сердце, смущение в голове… Как разобраться во всем этом? Конечно, сегодня полки книжных магазинов ломятся от десятков изданий, в которых разные авторы и в разные годы пытались объяснить уроки истории, написав воспоминания о Царственных Страстотерпцах, книги о православной монархии, русской истории последнего времени. Доступны для чтения письма и дневники Царской Семьи. Что выбрать, к каким книгам обратиться?

Преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии Андрей Викторович Разин библиографией Святых Царственных Страстотерпцев занимается давно и серьезно. Его опыт работы и познания по этой теме могут стать путеводной звездой для читателей, которые решили познакомиться с жизнью Царской Семьи и историей России.

– Все мы знаем, что на сегодняшний день существует очень большое количество мнений, исторических заблуждений. И среди грязного потока клеветы больше всего нападок на Царственных Страстотерпцев. Это началось еще при их жизни и продолжалось десятилетиями. Сейчас наступает время, когда их образ, величайший образ русских святых, должен быть представлен подобающе.

Так как мы исторически сейчас находимся уже вне того пространства русской истории, которое бы позволяло верно распознать этот образ, большое значение приобретают именно тексты, книги, в которых их духовный образ раскрывается достоверно. Сегодня мне бы хотелось обозначить те книги, которые помогают реально представить Святых Царственных Страстотерпцев.

Сразу хочу оговориться, что приведенный список может быть неполным, потому что в последние годы выходят и новые книги, но я постарался указать основные издания, необходимые, чтобы сформировать правильное мировоззрение и как-то приблизиться к образу Государя и Царской Семьи.

Прежде всего необходимо обратиться непосредственно к свидетельствам, которые собственно принадлежат Царственным Страстотерпцам. И, в первую очередь, это «Письма Святых Царственных Мучеников из заточения». В ней собраны письма, которые принадлежат Государыне и Царевнам. Они очень важны, потому что выражают в себе христианский опыт переживания тех чрезвычайно скорбных обстоятельств, в которых они оказались сразу после ареста и заключения. Это письма из Царского Села, где они пребывали до тех пор, пока не вернулся из Ставки Государь, и до отправки в Тобольск.

В этом же сборнике содержатся и письма из Тобольска. Особое внимание обращаю на пространные, полные глубокой веры и любви письма Государыни, в которых она открывает свое истинное сердце христианки.

Следующая книга «Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дневниковые записи, переписка» содержит письма Государыни самому Государю, другим лицам, а также выписки, сделанные Государыней из книг религиозного содержания. И ее собственный круг христианского мировоззрения тоже очень ясно обозначен в этих материалах.

Выходят и отдельные тематические книги «Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. О браке и семейной жизни», «Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. «Сад сердца» – духовный дневник».

Далее – интересная книга Сургучева И. «Детство Императора Николая Второго», которая представляет собой воспоминания полковника В.К. Ологерна, детского товарища Государя, сына учителя Царских детей в первых классах. Книга небольшая по объему, но ее уникальность в том, что она словами очевидца рассказывает о жизни Государя, его отца и матери в, скажем так, интимной обстановке раннего детского возраста, то есть о времени, о котором мы прежде почти ничего не знали. Эта книга важна и тем, что мы еще раз убеждаемся: Государь с самого детства получил очень верное, правильное нравственное и религиозное образование. В ней хорошо показано состояние сердца маленького человека, в котором есть уже любовь к Богу.

Конечно, Государь не был мальчиком, настроенным только на религиозную жизнь – ему были присущи все качества характера, которые присущи каждому мальчишке, но его глубокие религиозные принципы, безусловно, были очевидны. Это очень важно понимать, чтобы изменить неправильное толкование Царского подвига – существует представление, что Царственные Страстотерпцы обратились к религии только в заточении, когда стали претерпевать страдания и мучения. Дескать, стоит прославлять не Царское служение, а только вот это претерпевание. Но с этим нельзя согласиться.

Мы хорошо знаем жизнь, и можем говорить о том, что даже религиозный человек не может вынести испытания так достойно, так легко, не будучи к ним подготовлен. Это не происходит просто так. Если мы начнем рассматривать жизнь Государя и его Царское служение, то увидим, что все он делал именно по-христиански: самым главным свидетельством для него была совесть, заложенная в христианстве.

Остановимся на книге воспоминаний близкой подруги Государыни – Анны Александровны Вырубовой, которая сохранила самые теплые отзывы об Александре Феодоровне.

Мы знаем, что величайшей трагедией Царской Семьи стали измена и предательство. Многие из их окружения предали своего Государя, а некоторые даже претендовали на престол. Сейчас много говорят о непонимании Государыней христианского образа жизни. Да, она воспитывалась при дворе английской королевы Виктории в строгих протестантских традициях, и это накладывало определенный отпечаток на ее жизнь. Государыне, например, очень не нравилась светская жизнь: она ненавидела всевозможные сплетни, пересуды, ее не интересовало, кто, с кем и где был. Надо заметить, что свет того времени был безнравственным и развращенным. Императрица от этого уклонялась, и ее действительно христианское, нравственное поведение воспринималось как заносчивость, нежелание общаться с людьми. Ее болезненность, не позволяющая ей подолгу оставаться на балах и приемах, тоже перетолковывалась как гордыня, ипохондрия, скверный характер.

Анна Александровна Вырубова была достаточно простой женщиной. Она не обладала какими-то высокими интеллектуальными достоинствами, светским лоском, что должно, казалось бы, приблизить ее к Царице. Но самое главное – у нее было открытое любящее сердце, которое она отдала Государыне. А этого Государыне как раз и не хватало. И Анна Александровна по этим душевным свойствам, по глубокой своей вере и стала очень близка Государыне.

А в 2006 году вышла в свет книга монахини Марии «Верная Богу, Царю и Отечеству», в которой рассказывается уже о самой Анне Александровне Вырубовой (урожденной Танеевой). Удивительная и трудная жизнь была у подруги Государыни: на нее тоже была извергнута бездна клеветы, она претерпела множество скорбей, и ее в полной мере можно назвать мученицей. Будучи больным человеком, в инвалидной коляске, она находилась в заключении комиссией Временного Правительства, ее истязали, над ней издевались, но она кротко все это претерпела.

И Господь удивительным образом ее сокрыл: она сумела в революционном Петрограде в течение полутора лет скрываться, переходя с квартиры на квартиру. Кто-то брал ее на жительство на месяц, кто-то на неделю… Когда читаешь описание последнего времени пребывания Анны Александровны Вырубовой в России, ощущаешь даже элемент блаженства и юродства. Ее удивительная скромность проявилась в том, что она все годы эмиграции в Финляндии никак и ничем себя не проявляла.

Хорошо известна книга наставника Цесаревича и Царевен П.Жильяра «Император Николай Второй и его Семья». Он очень любил Царскую Семью, и, может быть, не до конца понимал вопросы религиозности, но был очень искренним человеком и чутким педагогом. Поэтому в его книге очень хорошо представлен мученический образ его ученика – Цесаревича Алексия.

Последний дворцовый комендант В.Н. Воейков сам был светским человеком, поэтому в книге «С Царем и без Царя» он дает более описательные воспоминания. Но в ней чувствуется любовь и уважение автора к Государю и Государыне. Еще одна подруга Государыни, хотя и не такая близкая, как Анна Александровна Вырубова, – Юлия Ден представила свои воспоминания в книге «Подлинная Царица». В этой книге у автора проявляются некоторые протестантские непонимания по поводу отношения Государыни к христианству и таинствам Церкви, но искреннее женское сердце и любовь к Государыне здесь совершенно очевидны.

Несомненный интерес представляют книга дочери доктора Царской Семьи Боткина, принявшего вместе с ней мученическую кончину, Татьяны Мельник-Боткиной «Воспоминания о Царской Семье» и книга А.А. Мосолова «При дворе последнего Российского Императора. Записки начальника канцелярии министерства Императорского двора». Воспоминания Г. В.Маркова «Покинутая Царская Семья» рассказывают о событиях, связанных с пребыванием Царственных особ в Тобольске и предпринятой попытке их освобождения. Небезынтересен сборник «Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных», выпущенный первоначально Сретенским монастырем в Москве, а затем издательствами «Новая книга» и «Ковчег». И, наконец, вышедшая совсем недавно, в 2006 году в издательстве «Вече» книга «Августейшие сестры милосердия». В этом издательстве имеется целая серия книг, объединенных общим названием «Царский дом», на которые я также рекомендую обратить внимание. Но это уже не собственно воспоминания и мемуары тех, кто жил рядом с Царственными Страстотерпцами, кто пребывал в то время – это уже описание современных авторов.

В библиографии Святых Царственных Страстотерпцев отдельным разделом можно выделить книги, посвященные анализу того, что произошло в России в то время. Здесь на первом месте стоит весьма значительная книга, которая носит общее название «Император Николай II и революция». Большую часть ее составляет книга Н.П. Якобия, написанная им в 1931 году на основании многочисленных свидетельств современников описываемых событий, и пространная подборка материалов на эту тему известного церковного писателя Сергея Фомина «Боролись за власть генералы… и лишь Император молился». В этой книге впервые было сказано: в том, что произошло с Россией, виновата Февральская революция. Эта книга напрямую показала, что на самом деле начало падения России было в отступлении от Царя, от идеалов Святой Руси, которое совершила именно Февральская революция.

Далее – известнейшая книга генерала М.К. Дитерихса «Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале», в которой он говорит о расправе над ними как о ритуальном убийстве. Генерал М.К. Дитерихс возглавлял комиссию по убийству Царской Семьи, и известный следователь Н.Соколов находился под его руководством. М.К. Дитерихс не только с искренним чувством к Царской Семье и со свидетельством их мученического подвига описывает то, что произошло, но и предпосылает общие рассуждения о монархии и самодержавии, смысле того, что произошло с Россией и что сделали для нее Царственные Страстотерпцы.

Мы знаем, что М.К. Дитерихс был очень интересным человеком; под его руководством в 1922 году во Владивостоке прошел Земский Собор, призвавший к покаянию, где впервые было сказано, что российскому обществу необходимо вернуться к его исконным истокам – восстановлению монархии.

Хотелось бы также порекомендовать для чтения книгу следователя по особо важным делам, который по поручению адмирала Колчака проводил судебное расследование убиения Царской Семьи, Н.А. Соколова «Убийство Царской Семьи»; сборник «Православный Царь-Мученик» известного игумена Серафима (Кузнецова), который был духовно близок к Царской Семье и преподобномученице княгине Елисавете Феодоровне. Именно он перевез святые мощи Алапаевских мучеников в Иерусалим и не одно десятилетие пребывал рядом с этими мощами.

Интересна книга монахини Нектарии (Мак Лиз) «Свет Невечерний. Жизнь Александры Феодоровны Романовой, последней Всероссийской Императрицы». Наконец обращаю ваше внимание на книгу С.С. Ольденбурга «Царствование Императора Николая II». Она посвящена историко-критическому анализу царствования Государя Императора Николая Александровича. Мне представляется, что лучшего исторического исследования в такой полноте никем еще пока не было сделано.

Это очень важно для внешней апологетики, для того чтобы показать Государя как человека. Нам часто говорят, что Государь был слабохарактерным человеком, подверженным влиянию других людей, что у него не было своей внешней и внутренней политики… В данной книге как раз и показано, что на самом деле это не так – у Государя была ясная политика, он проводил заветы еще своего отца; Россия в его правление шла своим собственным путем и, в общем-то, весьма преуспевала. Об этом пишет и Е.Е. Алферьев в книге «Император Николай II как человек сильной воли». Довольно интересна книга Вильтона Роберта «Последние дни Романовых».

Остановлюсь на известных книгах историка Олега Платонова «Убийство Царской Семьи», «Николай II. Жизнь и царствование», «Правда о Григории Распутине». Олег Платонов – известный историк, хотя его представляют иногда очень одиозно: мол, он пишет о масонах и его представление об истории России несколько однозначно. Может быть, в какой-то степени это и так, и сложно не согласиться, что всю историю России он сводит к этой проблематике. Но в любом случае – он доктор исторических наук, и весьма активно и очень успешно обращается к самым различным историческим материалам и всегда ссылается на них.

Известная книга В. Кобылина «Анатомия измены. Император Николай Второй и генерал-адъютант М.В. Алексеев». Можно сказать, что это – идейное продолжение книги Якобия «Император Николай Второй и революция».

Ну и, наконец, целый ряд книг Петра Мультатули (псевдоним). Это – автор последнего времени, правнук повара Харитонова (который вместе с другими Царскими слугами принял мученическую кончину). А сам он имеет историческое образование, поэтому умеет работать с историческими документами. Книги П.Мультатули не публицистичны, но, во всяком случае, читаются очень легко. Это не научные монографии, а популярные исторические исследования, но при этом с опорой на документы.

Его книги посвящены спорным моментам царствования Государя. Запомните их названия: «Строго посещает Господь нас гневом Своим… Император Николай II и революция 1905–1907 гг.», «Господь да благословит решение мое… Император Николай II и заговор генералов», «Свидетельствуя о Христе до смерти… Екатеринбургское злодеяние 1918 г.; новое расследование». В этих работах П.Мультатули показывает, что, оказывается, революция не была неким хаосом, в котором все, в том числе и Государь, барахтались и не могли с ним справиться. Автор показывает, что Государь знал, как справиться со сложившейся ситуацией – у него было четкое представление, как бороться с этой напастью – как он старался ограничить применение силы, чтобы не было пролития крови. И что революция эта стихла и была в какой-то степени подавлена (в лучшем смысле) во многом благодаря сознательным, разумным, целенаправленным действиям Государя.

Думается, что образ русского Царя, раскрываемый человеку верующему, обладающему правильным православным осознанием, помогает ему понять, кто такой есть Царь-батюшка. А в ином случае всегда будет искажение, потому что у неверующего человека не будет каких-то инструментов, чувств и стремлений, чтобы этот образ проявился.

Хочется обратить внимание будущих читателей на книги, которые посвящены общему размышлению о природе самодержавной власти и о русской истории. Их бесчисленное множество, но я остановлюсь на нескольких, которые, с моей точки зрения, дают определенную базу для формирования правильного мировоззрения. Это проповеди святителя Иоанна (Максимовича) о происхождении закона о престолонаследии в России, о духовном смысле Царского подвига, о Святой Руси и покаянии (святитель Иоанн в связи с объединением Русской Православной Церкви и Церкви Зарубежной сейчас является и нашим святым).

Известен труд Владыки Серафима (Соболева), богослова первой половины ХХ века, «Русская идеология. Об истинном монархическом миросозерцании». Это одна из главных работ, где излагаются духовно-нравственный смысл монархии, церковное учение о ее происхождении и роли в церковном домостроительстве. Эта книга – ответ на критику русской идеологии. Мне очень нравится само название книги «о монархическом миросозерцании…» Не мировидении, ни мировоззрении, а именно миросозерцании. То есть о восприятии того, что дано нам творением Божиим: иерархическая организованность духовного мира и, соответственно, мира земного – в иерархическом устроении мира земного, в котором венчается Царь, нам является образ Царствия Небесного.

Сам архиепископ Серафим эмигрировал из России с войсками Врангеля и в конце концов осел в Болгарии. Ему принадлежит целый ряд трудов политической направленности. Над этим Владыка работал достаточно подробно. В первую очередь он производит анализ Священного Писания, затем – свидетельства церковной истории во всей полноте предания отеческой письменности и формулирует основные определения: образ вождей и власти; что такое: всякая власть от Бога? Чем отличается самодержавная власть от любой другой власти? Чем она является по природе и каково отношение Церкви к самодержавной власти? С моей точки зрения, это одна из самых лучших работ в данной тематике. И очень важно, что она принадлежит человеку, который прославился еще и своей духовной жизнью.

Обращаю еще ваше внимание на книги М.В. Зызыкина «Царская власть» и И.П. Солоневича «Народная монархия». Это известнейший среди эмигрантов публицист, который всю свою жизнь посвятил борьбе с тем режимом, который установился в России. В первые годы советской власти он немало пострадал за свои убеждения, был в ГУЛАГе. Он был человек крепкой воли и талантливый писатель. Поэтому он добился признания сначала за рубежом, а затем и в России. В книге «Народная монархия» И.Солоневич озвучил одну из главных идей, которая помогает понять природу царской власти.

Ну и, наконец, книга архимандрита Константина (Зайцева), известного публициста Русской Православной Церкви, «Чудо русской истории», в которой содержатся статьи, посвященные русской истории. Написаны они ярко, живо и интересно.

Но это – очень кратко, о чем бы я хотел сегодня сказать. Конечно, литературы много, новые книги появляются снова и снова. И нам еще предстоит познакомиться с ними и осознать их историческую и духовно-нравственную ценность для читателей.

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Сердце мудрое

«Господи! Ты нам прибежище в род и род. Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс.

 
Духовное чтение

Наши святые заступники

  Наверное, каждый человек хотя бы раз в своей жизни задавал себе вопрос: «Для чего я живу?» Помню, когда мне было шестнадцать лет, меня спросили об этом.   Тогда я не могла найти ответа.

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475