Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (527) → Мы должны быть христианами, а не казаться ими

Мы должны быть христианами, а не казаться ими

№14 (527) / 8 апреля ‘09

Духовное чтение

 «Начать наш разговор о милосердии и любви к людям, о тех, кто готов жертвовать своим свободным временем для блага других, мне хочется с тех ценностей, которые современный человек декларирует как нечто важное, значимое, главное в жизни…» – так начал свое выступление на конференции «Организация добровольческого социального служения» руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии священник Евгений Попиченко.

  – Если подойти к человеку и спросить: «Что для тебя главнее всего?», конечно, он скажет: семья, дети, работа, здоровье… Не так часто человек скажет, что главное для него – Господь, вера, заповеди.

И совсем редко услышишь, что главное для человека – жизнь вечная.
 Мы даже очень часто не воспринимаем эти ценности в полной мере. Если главное для нас – здоровье, почему ¾ населения земного шара курят, почему процветают алкоголизм и наркомания? Если главное – дети, то почему у тебя вместо семерых детей один ребенок, почему из 15 беременностей сохраняются только две? Даже декларируя эти ценности как важные, мы часто не отдаем себе отчет в своих словах.
 Давайте попробуем немножечко отредактировать эти приоритеты. Скажем, у тебя будет работа, но не будет здоровья – или будет здоровье, но не будет работы… Что выбрать? Разобрались. Или будет здоровье, но не будет семьи – будет семья, но не будет здоровья? Разобрались. Будет семья, но не будет в жизни Бога – или будет Бог, но не будет в жизни семьи? Разобрались и с этим вопросом.
 Вы помните из Евангелия очень точные слова Христа – всякое здание, построенное на песке, не устоит: ему не на что опереться. Если человек в семье что-то теряет, если в семье происходят трагедии и нет упора на более твердое основание, он просто теряется и не знает, как себя вести. Знаете, как страшно бывает на поминках безбожника… Когда провожают в последний путь самого-самого дорогого человека, и вот это мрачное, холодное, черное отчаяние ощущается сильнее всего. Многие даже говорят: «Закопайте меня в землю вместе с ним, я жить без него не могу!». Это очень страшно…
 Но если у человека есть опора на Бога, он ведет себя иначе. Как правильно было сказано, «Господь дал, Господь и взял, и имя Господне благословенно во веки веков».
 В жизни так важно определить правильную систему, правильную вертикаль ценностей, уточнить лично для себя, что стоит на первом месте, что – на втором и так по убывающей. Но тут возникает еще один вопрос: что объединяет все эти ценности, чем эти ценности привлекают человека? Потому что если человек любит детей, он этих детей рожает, воспитывает, он ответственен за них перед Богом. Если человек любит работу больше, чем детей, тогда он с головой уходит в работу, становится «синим чулком», делает карьеру.
 Что такое любовь? Современная массовая субкультура нас приучила к тому, что любовь – это что-то такое легкое, с чем можно играть, увлекаться. Это прослеживается и в популярной музыке, и в современных фильмах. И совсем не берется во внимание христианское понимание любви. Мальчик подходит к девочке говорит: «Мне с тобой хорошо, Маш, типа, люблю я тебя, что ли…» То есть человек объясняет свои чувства ощущениями, которые испытывает: «Мне хорошо с тобой». То есть любить – это значит пользоваться человеком, получать от него удовольствия.
 Что такое любовь? Это – те слезливые письма из армии или из колонии? Человек, который прежде относился к матери совершенно пренебрежительно, пишет, что, оказывается, любит ее.
 Или любовь проявляется тогда, когда мужчина приходит в ресторан с девушкой, дарит ей цветы и другие дорогие подарки? Скорее всего, он делает это не просто так; значит, он что-то хочет от нее взамен.
 А что же такое настоящая любовь? Трудно об этом вспоминать, но когда у нас в Беслане произошла страшная катастрофа с детьми-заложниками, там эта любовь по-настоящему проявилась. Это когда десять русских мужиков пошли на пули бандитов и одни за пять минут пытались спасти чужих детей. Детей другой веры, другой национальности, детей, из которых еще неизвестно кто вырастет. Они как герои, как люди, уже достигшие праведности, пошли на заведомую смерть ради неизвестных детей. Вот потому и говорится, что нет больше той любви, как жизнь свою отдать за ближних своих. Высшая степень любви, которую смогли вот эти воины в своем сердце собрать – жертвой, долгом, благородством, мужеством, и отдать свою жизнь за других.
 Как сказал в известные годы бывший партийный лидер Горбачев, человек изменился до неузнаваемости. Действительно, изменилась не только внешняя жизнь, мировоззрение, изменилась и душа человека. Если мы вспомним годы Великой Отечественной войны, то можем привести пример, как русские женщины, когда мимо них проводили пленных врагов, ломали хлеб и бросали его голодным пленникам. Хотя, может быть, среди этих пленных был тот, кто убил мужа, кто сделал детей сиротами. Но именно любовь к ближнему выражалась в такой жертве – голодная женщина отдает последний кусок хлеба пленному врагу.
 Мне иногда приходится гулять с детьми, и я имею возможность наблюдать, как современные мамочки общаются со своими 3–5-летними детьми, как они с ними разговаривают. В их поведении явно проявляется ненависть, злоба, жесткость. И невольно задумываешься: а что же из этих ребятишек вырастет, какие плоды принесут эти детишки в будущем?
 Я еще раз повторюсь, что «Бог – есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, так же, как и Бог пребывает в нем». Без Бога невозможны никакие дела милосердия, без Бога невозможна никакая действенная любовь. Даже если дело внешне организовано как действие любви.
 Многие, наверное, знают детский киножурнал «Ералаш»; остановлюсь на одном сюжете прошлых лет – про тимуровцев. Когда в официальной идеологии говорится, что Бога нет, то дела милосердия превращаются в формализм, в номинальность. Так и в данном сюжете. Группа подростков-пионеров сопровождает старушку. Они ухаживают за ней: «Марья Ивановна, давайте я вам помогу понести сумку», «Марья Ивановна, давайте я вас переведу через улицу». И тут неожиданно из-за поворота появляется их испуганный одноклассник и кричит: «Ребята, это не наша старушка, наша старушка живет на соседней улице!» Все «помощники» бросаются по указанному адресу, старушка падает в снег и вопрошает: «Куда же вы, тимуровцы?»
 Все это говорит, что не имея в душе Бога, одними добрыми, благими намерениями невозможно в сердце человека воспитать любовь.
 Рассмотрим другую сторону. В лексиконе современного человека очень популярно слово «расслабиться». Человек живет и работает пять дней в неделю только для того, чтобы расслабиться в выходные дни. И все средства массовой информации ежедневно напоминают: вот доживем до выходных и расслабимся. А от чего расслабляться? Никто ведь особо и не напрягается. Хотя мы помним заповедь, которую дал Господь: «в поте лица твоего будешь добывать хлеб твой». Сейчас же почти никто не потеет, увидеть человека, который бы вспотел на работе, сегодня практически невозможно. Обычно все хотят работать поменьше, а получать побольше и успевать расслабляться.
 Сейчас практически невозможно найти человека, которому можно было с уверенностью что-то поручить – попросил, и знаешь, что он это сделает до конца: не запьет, не загуляет, не забудет, придет вовремя и исполнит в точности то, что нужно.
 Возникает просто нелепая ситуация, когда храмы Русской Православной Церкви строят бригады красивых, надежных таджикских ребят. Потому что десять русских мужиков найти в одном месте, да так, чтобы после зарплаты они не разбежались и не потерялись и в лучшем случае вышли на работу – задача очень сложная.
 В сердцах многих наших современников охладела любовь. Охладела любовь к Отечеству, любовь мужа к жене, родителей к детям. Любовь уходит из жизни. Мы нередко общаемся с обычными людьми на улицах города, спрашиваем у них, помогают ли они кому-нибудь, готовы ли помочь тем, кто нуждается. И получаем иногда такие ответы: «Что, я должен им свою зарплату отдать?», или «Что, я должен взять их в свою квартиру?». Страшная вырисовывается картина.
 Перед Церковью сейчас стоит огромная и непростая задача. Непростая потому, что за последние двадцать лет мы окрестили десятки миллионов людей. Люди стали как бы православными… Но вот интересный вопрос: если у нас абсолютное большинство православных, откуда ежегодно пять миллионов абортов, откуда миллион сирот, откуда семь из десяти браков заканчивается разводом, откуда такой большой процент наркомании, алкоголизма и детской преступности? Кто это все делает? Люди, которые надели на себя крест и назвались христианами, но по сути, по содержанию ими не являются.
 Поэтому мы должны сейчас свидетельствовать о Христе не только словами, но предъявляя всему миру наши добрые дела и прославляя Отца нашего Небесного. Чтобы люди задумались и изменялись от того, что они «кажутся» христианами, к тому, чтобы они стали христианами.

Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя…

  В Екатеринбурге состоялась Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Организация добровольческого социального служения: опыт, проблемы, перспективы». Организаторами форума выступили правительство Свердловской области и Екатеринбургская епархия.

 
Духовное чтение

«Дорогами добра» десять лет шагают екатеринбургские волонтеры

 Валерий Иванович Басай – руководитель добровольческого движения «Дорогами добра», деятельность которого широко известна далеко за пределами Екатеринбурга. Он твердо убежден в том, что самая страшная болезнь нашего общества – это равнодушие, нежелание заботиться о ком-либо и желание получать как можно больше выгоды, при этом мало что делая.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс