Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (523) → Священник Александр Сандырев: «О торжестве православия и смысле жизни»

Священник Александр Сандырев: «О торжестве православия и смысле жизни»

№10 (523) / 8 марта ‘09

Интервью

На вопросы в программе телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой» отвечает священник Александр Сандырев

– Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Торжества Православия. В этот день празднуют Торжество Православия над всеми ересями. Вот об этом мы сегодня поговорим с клириком Вознесенского Архиерейского подворья священником Александром Сандыревым.

Здравствуйте, батюшка.

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

– Почему первое воскресенье Великого поста называется Неделей Торжества Православия? И что такое «Торжество Православия»?

– Это было приурочено к истории, которая произошла в Византии, когда иконоборчество имело большую силу. Сначала был Вселенский Собор, который утвердил иконопочитание; тем не менее он не победил иконоборчество. С этим было связано много трагедий. Императоры посылали своих воинов, чтобы иконы уничтожали. При императоре Феофиле – это был последний император – была совершена победа над иконоборцами. В конце своей жизни он раскаялся, а это произошло в первую неделю Великого поста. Императрица Феодора, жена Феофила, будучи православной и почитающей иконы, торжественно вынесла иконы и утвердила подлинное их почитание. Все это произошло в эту неделю. Всю неделю они молились перед иконами, чтобы утвердилось подлинное и окончательное иконопочитание. В воскресный день, на литургии, оно было утверждено окончательно.

– Я хотела задать такой вопрос, чуть пояснить. Была борьба против икон, и именно Православие восторжествовало, потому что признали иконы? То есть все дело было в иконопочитании?

– Иконоборчество явилось последней ересью, наиболее сильной, которая была направлена против Воплощения Христа. Потому что, по большому счету, существует одна главная ересь, которая говорит, что «Христос не воплотился». Она многообразна – что арианская, что монофилитская, сейчас не будем на этом останавливаться. Так вот, ересь иконоборчества как раз в себе все эти вещи саккумулировала. Поэтому именно в этот день был объявлен праздник «Торжество Православия».

– Батюшка, у нас есть звонок, давайте ответим: «Скажите, пожалуйста, можно читать в последующие дни канон Андрея Критского? Или только в первую седмицу он читается?»

– Читать, если есть желание, можно, кроме другого молитвенного правила. Хотя желательно тогда, когда Церковь установила. Могу сказать так: «Большого греха не будет». Но Церковь предлагает для уразумения, для осознания и другие божественные церковные книги. На самом деле еще раз будет читаться этот канон в стояние Марии Египетской – в четвертую неделю Великого поста.

– Возвращаясь к нашей теме; мы все говорим – «Православие, Православие». Может быть, Вы поясните, что такое «Православие»? Вроде бы всем все ясно, но, может, стоит поговорить, что это такое?

– Православие идет от греческого слова «ортодоксия». «Докса» – слава, «орта» – правильно, то есть «правильная слава». Переводится правильно так: «правильно славить Бога». И вот здесь нужно пояснить, что значит «правильно славить Бога». Была беседа со студентами, и они говорят: «а что такого неправильно славить? Кто-то по-своему славит»Я объясняю это на примере смысла жизни.

– Это как?

– Я сразу произношу такой тезис: «Как человек для себя определяет смысл жизни, так он и живет».

– Чаще всего, наверное, никак не определяет…

– К сожалению, в большинстве человек определяет смысл жизни стихийно – что ему кажется, так он и живет.

– По накатанной: родиться, учиться, жениться…

– Да-да. Обычно бывает со смыслом жизни так: молодой человек хочет получать удовольствие. Пожить в свою волю – говорят, «ему надо нагуляться». Молодой человек потом понимает, что себя только разрушаешь. Чем больше человек «гуляет» в молодости, тем сложнее у него потом в жизни. Более-менее умные люди начинают понимать и с этим начинают бороться. Человек думает: «Надо как-то жизнь устроить. Надо построить свое счастье и семью. Сделать карьеру в работе». Начинает жить этим счастьем. Проходит еще время, достигает лет пятидесяти и вдруг понимает, что дети разъехались, а он опять остался ни с чем.

– Карьера к закату…

– Да, все уже вроде сделал. Человек пытается быть кому-то нужным, пытается какие-то действия совершать. А потом в старости оказывается, что никому не нужен. Человек в основном проходит эти три смысла жизни, а в конце жизни он оказывается у «разбитого корыта». Поэтому приходится говорить и проповедовать, чтобы он заранее задумывался, в чем же подлинный смысл жизни, который его не разочарует. С христианством это связано напрямую, потому что христианство предлагает человеку смысл жизни. Когда человек начинает понимать или хотя бы задумываться о том, ради чего он все-таки живет. То есть перспективу своей жизни он намного продлевает.

– А можно поговорить о смысле христианской жизни?

– Можно проговорить это словесно, но, к сожалению, это ничего не даст, потому что его нужно прожить. Я объясняю, что когда человек начинает понимать смысл жизни, то у него рождаются принципы жизненные. Рождается у человека осознанность цели в жизни. И когда человек более-менее старается о вечности и вечных ценностях, он начинает соотносить свой смысл жизни не только с жизнью, которой живет, но и с будущей.

– Не со стереотипами и штампами общества…

– Совершенно верно.

– Простите, у нас звонок: «Можно ли прикладывать к мощам святых вещи, допустим, иконки, крестики, и держать их потом дома, как благословение святого, потому что у нас нет возможности часто бывать в храме?»

– Важно прикладывать с верой. Потому что иногда, бывает, прикладывают чисто язычески. Приложили, и это становится своего рода амулет. Как можно это объяснить? Что значит «с верой»? Иногда мы поздоровались с другим человеком и чувствуем тепло того человека, у нас осталась память об этом. Прикладывая свою иконку, скажем, к чудотворной иконе Божией Матери или к мощам святых, мы как бы в своем сердце запечатлеваем этот момент, что мы действительно прикоснулись к святым. Если это объяснить по Православию, память наша, воспоминания являются одной из важных духовных составляющих человека. Когда человек помнит свою историю, не проживает жизнь в забвении, тогда он и является человеком.

– Можно, я светский пример приведу, вы скажете, правильно я мыслю или нет? Прикладывая икону или крестик к мощам – это не как батарейку зарядили от электричества – это не так: нужна вера. Это, может, просто такой символический акт, чтобы была духовная поддержка.

– Это говорит прежде всего нашему сердцу, сознанию, уму о том, к чему мы призваны. А призваны мы к этим святым или иконе Божией Матери. Нужно это понимать и осмыслять духовно. Возвращаясь к смыслу жизни, я хотел бы сказать, что в христианстве и Православии все должно быть осмыслено человеком. Если он что-то не понимает и из-за этого слепо начинает делать – это может привести к печальным последствиям. Обрядоверие может стать магией. Известный момент – когда могут ставить свечу за упокой еще живого человека. Такие крайности могут быть.

– Вы говорили, что нужно для себя определить смысл жизни, по которому можно объяснить, правильно ли мы относимся к Богу или нет. Вот можно конкретный пример? Не знаю, как определить смысл жизни. В чем по-христиански заключается смысл моей жизни?

– Если говорить тезисно, то будет сухо звучать, если говорить полно, то уйдет много времени. Скажу кратко. Смысл жизни не в чем, а в ком.

– И в ком?

– Во Христе. В любви к ближнему. Когда человек начинает видеть смысл не в информационных вещах или штампах, а выходит на живое общение с Богом, с Христом, тогда он и начинает жить.

– Ну, тогда у него, наверное, удачнее все в жизни складывается, потому что планка чуть выше.

– Дело не в удаче… Мы говорим «удача» – это понятие языческое; православному человеку не нужна удача. Потому что удача связана со случаем, а случай – это когда с человеком случается, приключается и он сам не знает, что с ним происходит. А христианин живет упованием, надеждой, верой, любовью к Богу, с ним ничего плохого случиться не может. Поэтому удача православному христианину не нужна. Ему необходима благодать, которая его спасает, наполняет и дает ощущение полноты жизни.

– И понимание того, почему с ним происходит то или иное событие…

– Да, но не всегда это можно сразу объяснить.

– По крайней мере, когда пронимаешь, что на все воля Божия. Что не просто так с тобой какое-то несчастье приключилось, и не просто даже за грехи твои, а для чего-то. И тогда выявляется какой-то смысл – по крайней мере, необходимо его осознать…

– Событийный смысл каких-то вещей действительно появляется, но, к сожалению или к счастью, не сразу человек может осознать. Некоторые вещи человек через несколько лет понимает. Например, лет через пять он поймет, что это было благо от Господа. Русская пословица: человек предполагает, Бог – располагает. Нужно построить свою жизнь так, чтобы Бог располагал ею. В этом тоже смысл жизни, когда человек в своем сердце говорит: «Да будет воля Твоя!»

– У нас еще один звонок, здравствуйте…

– Добрый вечер. Существуют ли православные сонники, потому что продают в магазинах – я знаю, им не следует доверять. И как относиться по Православию к снам?

– Вопрос интересный. Я сразу скажу, что православных сонников не существует. К снам нужно относиться довольно настороженно. Не верить.

– Вообще, наверное, не углубляться в них: были сны и были. Не расшифровывать никак.

– Не надо их расшифровывать. Вспоминается книга Иова, там сказано как раз об этом. Господь всегда сначала говорит человеку через других людей, через заповеди. Человек всю информацию, все знания о своем спасении может узнать из простых вещей: из Библии, из проповеди священников, из беседы с другом своим – благочестивым верующим христианином. Бывают вещи удивительные, например, в Евангелии мы читаем про волхвов. Они приходили ко Христу поклониться, а потом им явился ангел во сне и сказал: «Идите другим путем». Таких событий в истории было несколько, и в этой же книге Иова сказано: если человек оказался в ключевых моментах истории, то Господь ему говорил через людей или еще как-то, через совесть к нему обращался, а он так ничего и не понял – тогда Господь может человеку через видения ночные явиться. Настолько это редко. Святые отцы про это говорят: «даже если тебе является ангел, не верь» Лучше оказаться неверующим в данный момент, чтобы не обольститься, не ошибиться. Господь все равно простит. Господь найдет средства, чтобы ты понял. Если Господь захочет тебе показаться открыто, то он найдет средства. Такая трезвость является принципиальной.

– Вот говорят, нельзя сны толковать, но всегда хочется знать, почему. Это опасно? Почему нельзя в сны верить?

– Потому что очень легко заблудиться в снах. Потому что сны часто лишены логики. Не замечали этого? Снится сюжет, потом раз – и совершенно другой сюжет.

– Но ведь есть же такое, например: кошка к чему-то снится, собака…

– Не надо верить, что что-то к чему-то снится. Нам нужно верить в Бога, который нас ведет по этой жизни.

– Если уж ему надо будет предупредить, то не через кошку…

– А когда человек начинает верить в сны, сны начинают руководить человеком. А где гарантия, что в снах не было приражения диавольского? Потому что в сне человек более открыт искушениям; наверное, все это замечали в себе. Даже есть такое понятие «ночное осквернение». Когда приснится что-нибудь, а ты сам не знаешь, как это произошло. Конечно, это связано с неправильным устроением церковной жизни. Если человек всю ночь смотрел непонятно что, а потом ему снятся кошмары – ясно же, откуда это все.

– Давайте ответим на звонок; здравствуйте…

– Добрый вечер, скажите, пожалуйста, во время поста какие передачи можно смотреть?

– Вообще про телевидение целиком взяли и сказали, что это развлечение. И поэтому как бы нельзя смотреть. Хотелось бы отличать телевидение, которое полезно во время поста. То есть не сама по себе передача информации – не она, наверное, противится посту. А то, что передают – ведь наша беседа тоже идет по телевидению…

– Совершенно верно. Здесь нужно говорить о такой добродетели, как воздержание. Воздержание способствует духовному росту человека. На каждом этапе своего духовного становления человек так или иначе исполняет эту добродетель воздержания. Воздержание – это не значит, что человек сразу от всего отказывается. Воздержание – это когда человек знает меру, а мера приносит человеку пользу. В данном случае нужно смотреть то, что приносит человеку пользу. Бывает, человек связан с какой-то профессиональной деятельностью. Он должен смотреть новости и быть в курсе событий. Может, он работает кинокритиком и вынужден смотреть профессиональные вещи, чтобы написать статьи об этом. Поэтому нужно подходить к этому рассудительно: нужно смотреть, что человеку приносит пользу. Может, наша передача для кого-то не будет полезной; лучше, если бы человек помолился – кафизму почитал, чем передачу смотреть (хотя передачу смотреть легче, чем прочитать кафизму). А кому-то может быть полезна эта передача, поэтому здесь Православие всегда подходит дифференцировано к человеку. Оно учит, что человек возрастает постепенно: не сразу может стать святым и сможет полностью обойтись без телевизора. Потому что телевизор так или иначе заполняет душевную пустоту. Многие притянуты к нему. Если сразу все это отрезать, то внутри образуется вакуум, он может превратиться в «черную дыру». Человек сломается. Поэтому к этому нужно подходить с разумением: в первую очередь отказываться от явно грешных передач. Во вторую – от развлечений. А в-третьих, когда человек способен достичь глубокой церковной жизни, способен строить свою жизнь без душевных заполнителей – у такого человека не будет возникать подобного вопроса.

– Совсем недавно мы чтили Иверскую икону Божией Матери – что это за икона и почему она называется «Вратница»? И о чем можно перед ней молиться?

– Одна из самых удивительных икон! Мы сегодня говорили про иконоборчество… К этой иконе был послан отряд воинов, и один из воинов ударил по иконе мечом или копьем (по разным версиям). И, к удивлению воина, из иконы потекла кровь! Он увидел подлинный смысл. Покаялся, раскаялся. Но другие воины все же хотели отнять эту икону. Вдова, у которой была икона, дала выкуп, денег воинам за икону, и попросила, чтобы они оставили ей икону хотя бы на ночь, помолиться. К утру они должны были прийти. Она молилась перед этой иконой, а потом решила отдать ее во власть волнам морским. Поставила икону – может, море ее куда-нибудь унесет, спасет. И, к ее удивлению, икона поплыла.

Долго не было иконы. Только через два столетия она явилась на Афоне – там разные были чудесные события; я сейчас не буду в это вдаваться. Явилась на берегу у Иверского монастыря, то есть грузинской обители. И один инок, Григорий, родом из Грузии, сам по волнам взял эту икону и положил на аналое – в храме особое место. Наутро икона оказалась на вратах при входе в монастырь. Ее сняли, снова положили. Она вновь на следующее утро оказалась на вратах. Так было несколько раз, до тех пор, пока сама Богородица не явилась иноку и сказала: «Я Сама хочу быть Хранительницей, не нужно Меня хранить». Эта икона отражает одну из самых удивительных черт нашей Пресвятой Матери – Она хранит нас, покрывает от всякого зла, то есть милость Божией Матери неизреченна. Поэтому молимся ей прежде всего когда находимся в обстояниях, в искушениях. И поскольку она плыла по морю – это такой образ духовного путешествия человека; мы все странники в этом мире. И часто молимся ей перед путешествием, перед паломничеством. Вообще перед любой иконой можно молиться обо всем, по сути. Просто если с иконой произошли какие-то знаменательные вещи, вспоминая о них, наша молитва…не просто логически «это от этого помогает, это от этого», нет, это неправильно: именно воспоминание жития святого, который поборол свои проблемы, страсти, и поэтому нам может помочь. Потому вспоминая и обращаясь к святому или иконе, которая была связана с каким-то событием, мы начинаем исправляться. Господь нам начинает помогать через святых или Божию Матерь, Которая помогает нам через образы Свои, вдохновляет нас на молитвы, на покаяние, на изменение своей жизни.

– А можно эту икону хранить дома как хранительницу дома?

– Почему нет? Мы действительно ее осознаем как хранительницу.

– Она называется «Вратница», стоит ли ее вешать над входом?

– Нет никаких запретов; можно повесить над дверью. И перед тем как выйти из дома, помолиться, попросить благословения на путь этого дня. Это нормально.

– Заканчивается первая неделя поста. Надо ли сейчас уже о чем-то задуматься, стоит ли сделать какие-то выводы?

– Здесь нужно сказать следующее: пост прежде всего духовное делание. Кроме телесного подвига, невкушения каких-то продуктов, для себя важно ставить какие-то простые цели, чтобы с ними справляться. И каждая неделя посвящена какому-то смыслу. Поскольку Торжество Православия, поставить перед собой задачу «еще раз осознать, как я живу». В центре моей жизни Христос или там что-то другое? Что значит «в центре Христос»? Опять возвращаемся к вопросу о смысле жизни. Когда Христос в центре, все главные радости и события вокруг Него происходят. Если человек начинает в своем сердце это осознавать, строить свою жизнь вокруг Христа, тогда у него жизнь начинается другая. Пост становится другим – христианским. Наверное, об этом нужно задуматься в первую неделю поста; в другие недели будут другие события.

– Да, там уже будут поставленные задачи, нужно будет смотреть, выполнены или нет…

– Можно смотреть, делать выводы. Можно каяться, приходить на Исповедь. Исправляться, изменяться. Если не получается и происходят срывы во время поста, главное – не отчаиваться.

– До конца не переставать. Был срыв – начинать снова…

– Существует поговорка «праведник семь раз упал, семь раз встал». Мы постоянно падаем, у нас много страстей, немощей, но человек-праведник встает и снова идет, снова молится, снова исправляется.

– Спасибо вам за беседу.

– Пусть вам Великий пост принесет действительно духовный плод в вашей жизни.

Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН
Расшифровка аудиозаписи – Виктория ПАЛКИНА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Отец Андрей Мезюха: «Если Бог с нами – то кто на нас?»

 В музыкальной гостиной государственной филармонии состоялся концерт авторской песни протодиакона отца Андрея Мезюхи.  Авторская песня – это, на мой взгляд, явление удивительное, она всегда собирает только единомышленников.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс