Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (520) → Митрофорный протоиерей Владимир Зязев: «Удивительную душевную атмосферу Поместного Собора я ни с чем сравнить не могу…»

Митрофорный протоиерей Владимир Зязев: «Удивительную душевную атмосферу Поместного Собора я ни с чем сравнить не могу…»

№7 (520) / 15 февраля ‘09

Духовное чтение

В этой теме:

Духовное чтение
Сувениры Богородицы
Духовное чтение
Юбилей в Старопышминске

  Конечно, в средствах массовой информации, как светских, так и церковных, работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и выборам нового Святейшего Патриарха внимание было уделено большое. Но все же небезынтересно узнать мнение самих участников событий.

О том, какие чувства и впечатления остались от участия в работе Поместного Собора, рассказывает митрофорный протоиерей Владимир Зязев.

  – Так случилось, что Господь благословил, и моя кандидатура была выдвинута для участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который проходил в Москве 27–28 января текущего года. Сначала на Епархиальном совете были утверждены в состав делегации от Екатеринбургской епархии кандидатуры – моя, Елены Анатольевны Шевченко, старосты храма в честь Рождества Христова, почетного уралмашевца, награжденной тремя орденами нашей Церкви, и игумена Феодосия (Гажу). Возглавлял делегацию Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
  Поместный Собор – это высшая инстанция управления Православной Церкви. Есть Собор Архиерейский, есть Поместный Собор. Выше Поместного Собора может быть только Вселенский Собор, но все первые семь Вселенских Собора закончились в первые века христианства – в V веке.
  Поместный Собор собирается в исключительных случаях, когда дело касается всей Святой Церкви и нужно решить самые важные, актуальные задачи.
  Мне пришлось некоторое время работать в Москве, принимать участие в Поместном Соборе. И как бы там ни звучало в некоторых СМИ для каких-то гражданских, мирских лиц, неверующих, просто для скептически настроенных людей, что все будущие решения Собора уже предопределены заранее, что «там чуть ли не все уже запрограммировано и отрепетировано», могу со всей определенностью сказать: все три дня действительно шла большая и важная работа – каждый участник Собора мог высказать свое мнение, каждого выслушивали, все предлагаемые предложения ставились на голосование.
  Причем все делегаты Собора имели равенство между собой. Скажем, голос той же Елены Анатольевны – женщины-мирянки, и голос известного митрополита, и даже голос самого Владыки митрополита Кирилла имели между собой равенство, никакой голос впереди не стоял. Митрополит, епископ, священник, монашествующий, мирянин… для всех было одно-единственное определение и одно название – делегат Собора. Вот это и было главное звание, и это звание имело верх над всем остальным. Если на местах у нас есть архиереи, секретари епархий, благочинные церковных управленческих округов, в разной мере обладающие той или иной властью и правом руководства делами Церкви, то там все были в одинаковом, равноправном положении. И каждый мог высказать свое мнение, поднять любой вопрос, и этот вопрос был детально рассмотрен.
  Были разные вопросы, были и такие, которые достаточно твердо ставились и требовали незамедлительного разрешения.
  Как и положено, на Поместном Соборе были делегации от всех зарубежных Православных Церквей, которые находятся под юрисдикцией Московского Патриархата. Была большая делегация из Украины, около 50 архиереев, при каждом из которых были и миряне, и священники, и монашествующие. Многочисленной была делегация от Белоруссии – 10 архиереев. Были делегации из Японии, Аргентины, Польши, Германии. Всего было на Соборе 702 человека, в том числе 198 архиереев, а остальные – священники, монашествующие и светские лица. Были представители от духовных учебных заведений.
  Первый день Собора был посвящен основному деянию Собора, ради которого, собственно, этот Собор собрался – выборам Святейшего Патриарха. Архиерейским Собором, который собирался несколько раньше Поместного, были выдвинуты три кандидата.
 – По каким критериям проходил отбор кандидатур?
  – По нашим канонам Патриархом может быть любой архиерей, которому не меньше 40 лет, имеющий высшее духовное образование и опыт управления епархией. Ну, сами понимаете, если человек не имеет соответствующего опыта, ему довольно трудно будет справляться с возлагаемыми на него обязанностями. Не поставишь ведь на такую должность простого священника или даже епископа, у которого два-три дня назад прошла хиротония… А тут сразу Патриархия, у которой еще и имеются Церкви во многих зарубежных странах!
  Поэтому все условия, предъявляемые к кандидатам, очень органичны, очень закономерны. И сразу можно сказать, что в этом отношении мы радикально отличаемся от выборов гражданских лиц на руководящие государственные посты различных уровней государственной власти, которые так часто проходят у нас в стране. Наверное, каждый может припомнить случай из своей собственной жизни… Бывало, что у кандидата даже надлежащего образования нет, бывало, что человек, отсидевший срок, баллотируется в депутаты… А они идут на выборы, и проходят, потому что или имеют много денег, или просто сумели «раскрутиться» и удачно провести избирательную кампанию, наобещав доверчивым избирателям «три короба» будущих благ и льгот.
  Не случайно, выступая недавно на пресс-конференции в «ИТАР-ТАСС», я сказал, что прошедшие на Поместном Соборе выборы Патриарха для меня – эталон выборов. Если бы и в гражданском, государственном, светском обществе все выборы проходили так же – это было бы замечательно.
  Второй момент. Из двухсот с лишним архиереев набралось 145 человек, которые подходили под все вышеназванные параметры. Каждый из них был кандидатом, и на Архиерейском Соборе было предложено проголосовать: кто кого хотел бы видеть Патриархом? Все 202 архиерея проголосовали и каждый сделал свой выбор. И не было никакой агитации, можно было проголосовать за любого из 145 владык. А когда все проголосовали, то выяснилось, что Владыка Кирилл, как кандидат, набрал наибольшее количество голосов. Второе место было у Владыки Климента, управляющего делами Московской Патриархии, и третье – у Владыки Филарета, митрополита Минского и Слуцкого.
  И вот эти три кандидата были выдвинуты уже на обсуждение на Поместный Собор. Поместный Собор мог тоже внести своего кандидата, но большинством голосов было решено этого не делать. В последние минуты перед выборами митрополит Филарет заявил о самоотводе. На самом деле это уже очень уставший, очень пожилой человек, и взвалить на себя всю Патриархию, эту страшно тяжелую ношу, он не решился. Это факт.
  Вот я, священник с 35-летним стажем, даже подумать не могу, чтобы когда-нибудь взять на себя какую-то неподъемную служебную ношу… Это золотое облачение требует всех сил душевных и телесных. Образно говоря, это – как у цыганской лошади свадьба: узда и упряжь в цветах, а она сама вся в мыле.
 – Таким образом, после самоотвода митрополита Филарета голосование проходило только для двух кандидатов?
  – «Негласно» был и третий кандидат. Все люди, духовные либо светские, которые собрались на Поместный Собор, – достаточно грамотные, и каждый понимал, что он может голосовать и против обоих кандидатов. И могло бы получиться так, что ни один из кандидатов не набрал бы необходимых для избрания 50 процентов голосов. И были такие, было испорченно 26 бюллетеней.
 – А как проходила сама процедура голосования?
  – Все было так же демократично, как и вся работа Поместного Собора. Одновременно получали бюллетени и голосовали и высокопоставленные духовные чины, и гражданские люди, и монашествующая братия, и женщины-мирянки.
  Я не знаю, как это делается в миру, «на гражданке», но у нас было так. Когда собрали бюллетени, члены счетной комиссии закрылись в отдельной комнате, предварительно сдав все свои телефоны, чтобы не иметь никакой связи с «внешним миром». Когда все 15 человек сели за стол, тут уже согласно званиям и ранжиру, далее все происходило так. Самый младший берет бюллетень, объявляет, за кого отдан голос, делает у себя в протоколе соответствующую пометку, а затем передает следующему. И так этот бюллетень проходит через каждого члена счетной комиссии, и каждый объявляет имя претендента вслух, и каждый делает пометку в «личном» протоколе. И только после этого все протоколы соединяют и подсчитывают голоса.
  – Учитывая большое количество участников Собора, можно представить, как много ушло времени на подсчет голосов. Чем в это время занимались другие, наблюдалось ли среди них особое волнение, душевное напряжение?
  – Продолжалась текущая работа….
 – Многих интересуют жилищные и бытовые условия, которые были предоставлены делегатам Собора, культурная программа. Об этом можно рассказать?
  – Конечно. Всех распределили по трем гостиницам, Владыка был в одной гостинице, а наша делегация из трех человек жила в «Университетской». Были предоставлены удобные, уютные номера, у меня был одноместный номер на восьмом этаже. На первом этаже размещался ресторан, где мы и питались. Меню – разнообразное, можно было заказать и диетическую, и постную пищу, готовят очень вкусно, почти по-домашнему.
  От гостиницы до Храма Христа Спасителя нас доставляли на автобусах, в сопровождении машин ГАИ и кареты «скорой помощи». Подстраховывались медики, потому что среди делегатов было немало пожилых людей, которые уже не могут похвастаться отменным здоровьем. Я, например, за последнее довольно краткое время перенес уже три операции…
  Каждый день работы Собора начинался с Божественной литургии. Есть в храме Христа Спасителя соборный зал, где проходит немало мероприятий, к примеру, скоро там состоятся Рождественские чтения, но Поместному Собору положено проходить непосредственно в храме, где присутствуют и Дух Святой, и Сам Господь. Мы ведь все молились о том, чтобы мы голосовали не умом, а сердцем, чтобы Дух Святой наше сердце озарил и мы приняли единственно верное решение.
  В первый день, когда уже состоялось голосование, мы не покидали храм до глубокой ночи. Наши родственники, земляки буквально «оборвали» наши телефоны: звонили чуть ли ни каждые 10–15 минут, спрашивали, почему так долго идет подсчет голосов: «Мы ведь волнуемся, переживаем, что у вас там да как…».
  Около 24 часов по Москве вышел председатель счетной комиссии и объявил результаты. И тут же служится молитва и проходит чин наречения. То есть митрополит Кирилл уже избранный и нареченный – до интронизации. Мне за свою жизнь немало приходилось принимать участие в «высоких» конференциях, собраниях, но вот удивительную душевную атмосферу Поместного Собора я ни с чем другим сравнить не могу. Удивительно, казалось бы, такое длительное время масса людей находилась в напряжении, в волнении, и все как рукой сняло, когда местоблюститель Патриаршего престола митрополит Кирилл обратился к присутствующим с неофициальной речью. Да, мол, дорогие братья и сестры, на завтрашний день мы намечали начать работу в 7 часов утра, но коль уж сегодня мы задержались так допоздна, то решили вынести на ваше обсуждение предложение: а не перенести ли нам завтра начало работы на полтора часа позже? И сразу зазвучали смех и аплодисменты, произошла «разрядка» обстановки, и усталость как рукой сняло.
  Я еще раз повторю свою основную мысль, в которой я убежден: если бы в гражданском обществе выборы проходили так же, как в Русской Православной Церкви, была бы гармония и порядок в общественной жизни. На Поместном Соборе не было победителей и побежденных. Основа победы – это борьба, а у нас не было никакой борьбы, было лишь свободное волеизъявление всех участников Собора. Каждый знал, кого выбирал. Озвучу еще одно свое личное мнение: если бы, допустим, выборы Святейшего Патриарха были всенародными, то я, абсолютно не колеблясь могу сказать, что митрополит Кирилл все равно бы набрал большинство голосов. От многих и многих мирских людей я слышал, что они поддерживают решение Поместного Собора.
  Митрополит Кирилл, а сейчас уже Святейший Патриарх – это очень мудрый политик, достойный и опытный оратор, очень твердый организатор. Мне самому нередко приходится проводить собрания, советы, поэтому хотелось бы отметить, как он очень четко, твердо, уверенно провел этот Соборный «корабль».
  На второй день работы Собора обсуждались вопросы по Уставу Русской Православной Церкви, в который было внесено немало существенных дополнений, изменений, поправок. Учитывая то, что мы так плотно и плодотворную работали, программу Собора, рассчитанную на три дня, мы полностью выполнили за два.
 – Так и появился случайный «выходной» день…
  – Выходным он был относительно. Нам предложили интересную, разнообразную, насыщенную программу, и каждый мог выбрать себе что-то по душе, соразмерно своим запросам и интересам. Можно было съездить на экскурсии по храмам Москвы, по православным святыням Московской области, в другие монастыри. Мы с нашей делегацией съездили в Сергиев Посад – я там когда-то учился, и всегда с трепетом и волнением приезжаю в Лавру. Успели посетить монастырь Саввы Сторожевского, некоторые другие храмы. Побывали в Новом Иерусалиме. Об этом можно рассказать подробнее. Я увидел, как гражданский человек ведет экскурсию для посетителей, и мне она не очень понравилась. У всех делегатов Поместного Собора были «бейджики» с фотографией, фамилией и священническим саном, и когда мы обратились к руководителям монастыря и музея, и когда они узнали, кто мы есть, нам сразу же выделили отдельного священнослужителя, который оказался достойным экскурсоводом и интересным собеседником. Он с таким воодушевлением знакомил нас с местными святынями, даже обеспечил доступ в те места, куда обычно не заходят «простые» экскурсанты.
 – Большинство прихожан Екатеринбургской епархии внимательно смотрели по телевидению трансляции заседаний Собора, богослужений, церемонию интронизации 16-го Всероссийского Патриарха. К сожалению, Вас увидеть не пришлось…
  – Мы с Еленой Анатольевной сидели рядом с площадкой, на которой работали телеоператоры – видимо, им неудобно было поворачивать камеры на нас и снимать нас со столь близкого расстояния, при всем желании. А на службах я, учитывая мое состояние, старался найти какое-нибудь укромное, защищенное от телеоператоров место, чтобы иметь возможность немного посидеть и отдохнуть.
  Хотя журналисты «находили» нас и в гостинице, и по дороге, и даже в паломнических поездках, которые мы совершали в свободное время. Так что не хочу сказать, что я был обделен вниманием прессы. Вообще, внимание прессы к Собору было огромное, причем большую часть составляли именно светские СМИ.
 – А как проходила сама церемония интронизации Патриарха?
  – Все было очень торжественно, величественно, достойно. На церемонии присутствовали Президент РФ с супругой, премьер-министр РФ с супругой, члены правительства. Что интересно, наверное, это еще не подчеркнутый прессой момент, но, я считаю, что это – исторический момент. Наверное, такое случилось впервые после той коммунистической вакханалии, которая была в Советском Союзе. Когда Святейший Патриарх, будучи уже возведен и облачен в Патриаршее облачение, причастил первого человека, и этим человеком стала супруга Президента России. Это было удивительно. Скажи такое лет тридцать назад – не миновать бы репрессий… Было удивительно и радостно смотреть, как старательно и достойно вели себя в храме члены нашего правительства: не разговаривали, не перешептывались, стояли, крестились, кланялись. Богослужение длилось почти пять часов, даже привычному человеку трудновато отстоять на такой службе, а здесь было много, скажем так, «неподготовленных» людей. Конечно, все они верующие, посещают храмы, но, может быть, не так часто и не на такое длительное время, сколько велось торжественное богослужение в храме Христа Спасителя в день интронизации Патриарха Московского и всея Руси.
 – Отец Владимир, а как вас встретили в Екатеринбурге?
  – Возвращение домой из любой поездки всегда приятно и волнующе. Конечно, мы не ждали, что нас будут встречать «с цветами и оркестром», думали, что на вокзал придут только самые близкие родственники. Поэтому было неожиданно и приятно увидеть на перроне и совершенно чужих людей с цветами и плакатами в руках, которые приветствовали нас как делегатов Поместного Собора. Данный факт еще раз красноречиво говорит, что прошедшее событие стало важным для многих жителей нашей страны, неким объединяющим звеном между верующими и неверующими людьми, между священнослужителями и представителями государственных органов.

Беседовала Лидия Ежкова

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Святой Марк Подвижник: «Читаем Добротолюбие»

Твердая вера есть крепкая башня. Для верующего Христос есть все.

 
Духовное чтение

Юбилей в Старопышминске

  Три юбилейные даты отмечаются в нынешнем году в церкви в честь Сретения Господня в Старопышминске: 200-летие строительства первого храма, 20-летие с начала восстановления церкви и 20-летие священнического служения настоятеля прихода протоиерея Николая Васильчука.  Пышминский золотопромываленный завод был основан в 1763 году.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс