Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (519) → Митрополит Кирилл о Церкви, государстве и о себе

Митрополит Кирилл о Церкви, государстве и о себе

№6 (519) / 8 февраля ‘09

Первосвятитель

(Продолжение. Начало в № 5)

О ЦЕРКВИ НА УКРАИНЕ

Пресс-конференция в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс», 28 июля 2008 года
Украинская Церковь – это ни много ни мало одиннадцать тысяч православных приходов, это древние лавры и монастыри. Нужно знать и помнить, что во всех этих приходах, монастырях и лаврах верующие люди со слезами молят Бога помочь им сохранить единство Церкви. И как человек верующий я вам говорю, что Бог эту молитву слышит. И в Его силах провести нас через все испытания, через все искушения. Хотя мы и просим Господа: «…не введи нас во искушение…», – однако иногда для нашего же спасения как раз следует проходить через те или иные искушения и трудности. Но Бог ведет Свою Церковь. А самое главное, что от нас требуется, – не делать ошибок и отдать себя в руки Божии, и тогда Святой Дух все управит. Важно, чтобы мы своим грехом или своим неразумием не создавали тех проблем, которые затем, как это не раз бывало в прошлом, приходилось бы преодолевать иногда ценой героических усилий.

Ибо православный человек всегда дорожит своим спасением, а в расколе спасения нет. Потому что испокон века известно: грех раскола не смывается даже мученической кровью раскольника. Раскол – это не Церковь, а ее муляж, это внешняя декорация, в которой не может обитать Дух Святой, это, если угодно, цирковое представление, во время которого только по видимости совершаются некие действия, имитирующие церковную службу, но где не действует сила благодати Божией. И поэтому подобная искусственная конструкция не может быть ни жизнеспособной, ни спасительной.
Должен сказать, что на протяжении последних лет на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата с самых разных сторон оказывается систематическое и сильное давление с целью склонить ее к тем или иным шагам по изменению своего нынешнего канонического статуса. На заседании Синода Блаженнейший Владимир предложил архиереям еще раз со всей определенностью высказаться по поводу того, следует ли изменять канонический статус Церкви.
Должен признаться, что пережил тогда очень трепетные мгновения, однако, за исключением единственного архиерея, все присутствующие выступили с горячей поддержкой сохранения единства нашей Церкви и заявили о том, что никакого изменения ее канонического статуса они не допустят. Это был голос Церкви, выраженный ее епископатом.
А несколькими днями позже в храмах и на площадях Киева уже звучал голос Церкви, выраженный народом. Полное совпадение позиций епископата и народа в судьбоносном вопросе о будущем Украинской Православной Церкви стало впечатляющим свидетельством воистину соборной воли всех верующих, которые твердо заявили перед всем миром о своем намерении оставаться верными историческому единству с Русской Православной Церковью.
Если говорить о более широкой общественной поддержке этой позиции православных Украины, то не могу не упомянуть о замечательном рок-концерте, который состоялся на Крещатике и собрал, по различным оценкам, от 130 до 200 тысяч человек. Никогда ранее не видел такой огромной массы людей. Весь Крещатик, ширина которого, наверное, соизмерима с масштабами Ленинского проспекта в Москве, оказался заполнен людьми до отказа, так что край этого человеческого моря терялся из виду где-то в районе майдана Незалежности. И нужно было видеть эти молодые лица и молодые глаза, нужно было ощущать ток нашего общего чувствования, нашего общего отклика, нашей общего согласия с той простой истиной, которая некогда была замечательно выражена в немногих словах одним преподобным и богоугодным человеком: «Россия, Украина, Беларусь – это и есть Святая Русь». Это сознание исконной принадлежности к единой духовно-цивилизационной системе ценностей растворено в крови у всех нас.
Однако вышесказанное вовсе не означает отмены идеи государственного суверенитета. Ведь если вы возьмете германоязычную культуру, то она окажется общей и для суверенной Германии, и для суверенной Австрии, и во многом для суверенной Швейцарии. Это единое духовное пространство, имеющее общий для этой части Европы культурно-цивилизационный код. И ни одна из стран этого германского микрокосма отнюдь не стремится скомпрометировать или разрушить его, апеллируя к своему национальному суверенитету. И то, что мы все вместе пережили в эти дни на Украине, свидетельствует: наконец-то россияне, украинцы и белорусы тоже начали осознавать свою ответственность за сохранение единства этого уникального цивилизационного пространства, которое именуется Святой Русью.
Почему-то никого из наших критиков не смущает то обстоятельство, что украинские католики, включая униатов, находятся в духовно-каноническом подчинении у папы Римского, местом пребывания которого, как известно, является государство Ватикан, расположенное в черте города Рима. И почему-то в данном случае никому не приходит в голову протестовать против того, что известная часть украинских граждан оказалась в юрисдикции зарубежного религиозного центра.
Более того, определенные круги политического истеблишмента Украины испытывают жгучее желание переподчинить остающуюся часть своих православных сограждан еще одной заграничной церковной структуре, которая находится в черте Стамбула, также вполне зарубежного города.
Никто из тех, кто, ссылаясь на государственный суверенитет Украины, пытается навязать православным верующим подобный политический сценарий, не испытывает ни малейшей аллергии ни на итальянский Ватикан, ни на турецкий Фанар. Напротив, эти люди демонстрируют самое горячее желание подпасть под зарубежную церковную юрисдикцию и даже испытывают трогательное умиление по этому поводу.
Но тогда возникает вопрос: а чем мотивированы их же гневные протесты против того, что имеющая самую широкую автономию Украинская Православная Церковь входит в состав Московского Патриархата? Совершенно очевидно, что эти протесты отнюдь не богословского и не канонического происхождения, да и с простой человеческой логикой отнюдь не дружат.
Ибо речь здесь идет о политической оценке ситуации и политическом же выборе, и только так к этому следует относиться. Но если это политическая оценка и политический выбор, то к внутренней жизни Церкви это не имеет никакого отношения.
Поэтому задача заключается в том, чтобы в интересах всех сторон максимально деполитизировать церковный вопрос на Украине. Однако сегодня он, к сожалению, очень политизирован. Общеизвестно, что раскол в Украинском Православии был создан под влиянием определенных политических сил, и он продолжает оставаться их оружием, их рычагом давления.
Так что если этот раскол лишится политической поддержки, то он сойдет на нет сам по себе, подобно тому, как сгинул обновленческий раскол в советской России. Вот об этом нужно молиться и все делать для того, чтобы постараться деполитизировать церковную ситуацию на Украине.

О ЦЕРКОВНЫХ ДОКУМЕНТАХ НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ И О ПОДВОРЬЯХ

Пресс-конференция в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс»
Все, что касается распространения на Украине общецерковных документов, является важной задачей, которую нужно решать, причем распространять их следовало бы не только по-русски, но и по-украински. И Вы совершенно правы, что знакомство с этими документами показывает уровень современной богословской мысли Московского Патриархата и не может не быть привлекательным для мыслящих людей. Но распространение этих материалов должно осуществляться силами Украинской Православной Церкви.
Что касается взаимного открытия подворий в Москве и в Киеве, то соответствующее решение, принятое на Соборе, будет осуществляться. О конкретных же сроках говорить еще рано.

О ПРАВОСЛАВИИ В ЭСТОНИИ

Приветственное послание митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию по случаю 90-летия образования в Ревеле епископской кафедры Русской Православной Церкви
Сейчас руководимая Вами Церковь возвращает себе приличествующее ей место в эстонском обществе. И хотя еще не до конца решены имущественные проблемы, мы верим в ее дальнейшее развитие и процветание. Залогом тому является сохранение незыблемых связей Эстонской Церкви с Матерью – Русской Православной Церковью.
Пользуясь случаем, заверяю Вас в том, что Вы безусловно можете рассчитывать на всемерную помощь и посильное содействие со стороны Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, который всегда уделял большое значение поддержке канонического Православия в Эстонии и будет делать это и впредь.

О ЗНАЧЕНИИ ВОССОЕДИНЕНИЯ С РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

Интервью газете «Вашингтон пост» 25 апреля 2007 года
17 мая 2007 года, в Москве, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Алексий и митрополит Лавр подпишут «Акт о каноническом общении», который устанавливает канонические нормы взаимных отношений между Церковью в Отечестве и в зарубежье. А затем впервые после восьми десятилетий отчуждения совместно совершим литургию.
Думаю, именно в этот день мы поставим последнюю точку в истории гражданской войны в России.
Это важнейший шаг к окончательному преодолению наследия безбожного режима. Теперь мы осознаем, что нация едина, несмотря на все политические разногласия.

Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, июнь 2008 года
Огромное значение в деле усовершенствования пастырского служения и укрепления миссии Русской Православной Церкви во всем мире имеет состоявшееся к нашей великой радости воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве. Хочется особо отметить, что развитие русской церковной миссии и православного свидетельства в современном обществе стало одной из основных тем слова Владыки митрополита Илариона, произнесенного в день его торжественного настолования в качестве первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Мы будем тесно взаимодействовать в этой области, как и в области собственно пастырской. Считаю, что, идя рука об руку с нашими зарубежными братьями, мы сможем значительно усилить возможности нашего свидетельства внешнему миру о подлинном, неповрежденном православном Предании, что, как о том говорилось выше, и является главной задачей внешней деятельности Церкви.

О ПРАВОСЛАВИИ В КИТАЕ

Доклад «Китайская Автономная Православная Церковь: история, сегодняшний день, перспективы»
Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании от 17 февраля 1997 года констатировал, что в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, и отметил, что в этих условиях каноническое попечение о ее пастве осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Председателю ОВЦС было поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае. Таким образом мы констатируем, что Китай является зоной пастырской ответственности для Русской Православной Церкви до момента восстановления в полноте иерархии Китайской Автономной Православной Церкви. Китай – не территория миссии для Русской Православной Церкви, а каноническая территория автономной Церкви, жизнь которой регулируется канонами вселенского Православия, внутренними определениями Китайской Автономной Церкви и китайским национальным законодательством.
Очевидно, что Церковь в Китае жива, но нуждается в нормализации своей жизни. Особо остро стоит вопрос о восстановлении православного китайского духовенства. Для достижения нормализации церковной жизни православных верующих в Китае нами ведется постоянный диалог с китайской стороной (МИД КНР, Государственное управление по делам религий КНР, Посольство КНР в Москве, Академия общественных наук КНР, прочие организации), государственными (МИД Российской Федерации), научными (Институт Дальнего Востока РАН, Институт востоковедения РАН, ИСАА и др.) и общественными организациями России.

ОКОРМЛЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ДИАСПОРЫ

Выступление на заседании Президентского совета по взаимодействию с религиозными организациями, Москва, 27 ноября 2007 года
Устройство и традиции Православной Церкви таковы, что они позволяют и даже поощряют сохранение тесных связей верующих с церковным центром, даже если они уезжают на постоянное место жительства далеко от него. Хотел бы подчеркнуть, что это происходит независимо от какой-либо политической конъюнктуры. Поэтому Русская Православная Церковь, как ни одна другая религиозная община России, имеет такую разветвленную систему заграничных учреждений и связей. Исходя из этих особенностей, окормление соотечественников за рубежом не могло прекратиться даже в советское время, когда власть проводила антирелигиозный курс.
Новые вызовы для работы Церкви с соотечественниками возникли после развала Советского Союза. В независимых государствах оказалось около половины приходов Московского Патриархата, которые пожелали и по-прежнему желают сохранять единство в лоне Русской Церкви. Но церковное единство не является раз и навсегда данной реальностью. Для его поддержания необходимо серьезно работать, особенно, если есть значительные силы, заинтересованные в его разрушении.
Начиная с 1990-х годов новая ситуация также сложилась и в дальнем зарубежье. Как известно, началась новая волна миграции из стран бывшего Советского Союза: кто-то уехал на постоянное место жительства, а кто-то – временно, на заработки. В разных уголках мира началось открытие новых храмов и создание приходских центров. В результате число приходов Русской Церкви в дальнем зарубежье увеличилось в разы. Сегодня приходов Московского Патриархата насчитывается около 300 в 42 странах. При этом есть тенденция к продолжению роста.

Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, июнь 2008 года
Так, в настоящее время в 51 странах диаспоры существует 316 приходов и 16 монастырей Московского Патриархата. Их окормляют 8 архиереев и 354 священнослужителя (282 священника и 72 диакона). Действует также 89 воскресных школ. Эта статистика не включает в себя Русскую Зарубежную Церковь, данные о которой уже были приведены в докладе Святейшего Патриарха.
Особенно важно, что происходит не только количественное расширение деятельности наших заграничных учреждений, но и положительные качественные изменения в этой деятельности. Кроме пастырского служения среди наших соотечественников, по разным причинам оказавшихся вдали от Родины, она все более и более обращается ко всемирному свидетельству о ценностях, которые хранит Русская Православная Церковь. Именно в этом свидетельстве и заключено единственное духовное оправдание нашего всемирного рассеяния, начиная с трагедии революции и гражданской войны и до сего дня, ибо с точки зрения прямых интересов наших стран, подъема и возрождения в них церковной жизни было бы куда лучше, если бы людские силы не утекали за рубеж.

ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР

Ответы на вопросы газеты «Московская среда», № 12 (215), 4–10 апреля 2007 года
Православие как раньше, так и сегодня объединяет страны восточно-христианской цивилизации. Единство веры простирается поверх национальных различий и государственных границ. Православные народы обладают общим духовным наследием и сходным историческим опытом. В эпоху навязывания тотальной унификации сохранение цивилизационного наследия православной традиции становится актуальной, весьма жизненной задачей. Убежден, что нам нужно вместе дать достойный ответ на вызов секуляризации, на попытки построить однополярный мир, основанный на господстве лишь одной из цивилизационных моделей. Необходимо консолидировать усилия православного мира в духовно-культурной, внешнеполитической, экономической сферах – не для противостояния остальным цивилизациям, но для взаимодействия с ними на более глубоком уровне. Для этого уже делается немало как в церковной области, так и в светской – например, через Межпарламентскую ассамблею Православия.

КОСОВО

Интервью информационному каналу «Вести»
Русская Православная Церковь стоит на защите Сербии в отношении Косова, и мы будем продолжать настаивать на том, что Косово непременно должно быть органической частью Сербии. Косово – это начало духовной и культурной истории страны… Все корни Сербии – в Косово.

Слово на Божественной литургии на подворье Сербской Православной Церкви в Москве, 2 декабря 2007 года
Мы за то, чтобы Сербия сохранила свою целостность, чтобы Косовский край никогда по чужой злой воле не был отнят от народа, выстрадавшего право сохранить эту святыню в своих объятиях. Все в руках Божиих, но воля Божия совершается руками человеческими, поэтому до самого последнего момента необходимо бороться за то, чтобы не разрушилось внутреннее единство братской Сербской страны.

ОТНОШЕНИЯ СО СТАРООБРЯДЦАМИ

Интервью газете «Наше время», № 45 от 10 июня 2007 года
Что касается отношений со старообрядческими согласиями, то здесь сегодня наметился определенный прогресс. Правда, речь идет не о восстановлении церковного единства – по крайней мере, в ближайшей перспективе, – а о налаживании доброжелательных и доверительных взаимодействий.
Путь к желаемому единству со старообрядцами лежит через сотрудничество с ними в области духовно-нравственного воспитания, изучения и восстановления культурно-исторического наследия. В этом направлении накоплен уже первый опыт.

О ВНЕШНЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ

Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, июнь 2008 года
Свидетельство о православной вере всегда являлось и является основным смыслом внешней церковной деятельности. Содержание свидетельства никогда не меняется. Однако каждое поколение тружеников на этой ниве должно творчески осуществлять его, исходя из новых обстоятельств времени. Хранение на протяжении истории истинной веры предполагает такую ее передачу последующим поколениям и в каждой культуре, которая помогала бы людям усвоить спасительные истины этой веры как норму жизни.
Сохранение апостольской веры никогда не было простым делом. Христиане должны были всегда избегать двух крайностей. С одной стороны, нельзя было идти на соглашательство с духом мира сего, чтобы в конце концов не подчиниться ему. С другой – христианин не должен выстраивать частокол вокруг себя и отгораживаться от мира, которому Церковь призвана благовестить спасение. Для христианства гибельны как самоизоляция, так и путь соглашательства.
Для действенности свидетельства, помимо соблюдения чистоты веры, необходимо сохранение единства Церкви. В нем заключается сила воздействия христианства на мир, по слову Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21). Хранение единства Церкви является призванием всех верующих, но в первую очередь епископата.
Свидетельство миру о Православии предполагает всецелый охват человеческой жизни как в ее личном, так и общественном измерении, что требует выстраивания отношений не только с конкретными людьми, но и с различными общественными силами. Эти отношения имеют ценность настолько, насколько они наполняются содержанием, могущим послужить делу спасения. Потому важнейшей задачей внешней деятельности является формулирование православного подхода к актуальным вопросам современности.

ОБ ИНОСТРАННЫХ МИССИОНЕРАХ

Встреча с преподавателями и студентами Московских Духовных школ, 14 декабря 2008 года
В страну хлынул поток миссионеров, которые ставили своей задачей разрушить православную веру, разрушить нашу цивилизационную матрицу, народную душу, которая была создана тысячелетней историей под прямым влиянием Православия. Те люди надменно полагали, что ничего от души народа не осталось, а есть лишь новая общность – советский человек, как говорили во времена Брежнева. Они считали, что новая реальность не имеет ничего общего с той традицией, с тем преданием, с той системой ценностей, в которых сформировались историческая Россия и наш народ. И, возбужденные ощущением духовной разрухи, к нам поспешили всякого рода сектанты.
Первым встретить эту духовную агрессию был призван Отдел внешних церковных связей. Мы понимали, что небольшое число сотрудников этого сделать не могут, понимали также, что и духовенство наше не может противостоять этому валу, потому что Церковь была ослаблена.
Ныне мы можем свидетельствовать, что Церковь наша остановила эту агрессию не потому, что у нас было много способных людей, которые должны были на первой линии обороны встретить эти полчища, и не потому, что наше духовенство было мобилизовано и подготовлено к этой борьбе, но потому, что враг просчитался. Он думал, что все разрушено; он думал, что того, что называется цивилизационной матрицей, больше не существует; что основы национальной жизни нет, Православие уничтожено. Но оказалось, что эта веками воспитанная система нравственных ценностей хранилась в глубине человеческих сердец, и никакая идеология не смогла их вытравить.
Владыка Кирилл привел данные, согласно которым в условиях массового обнищания населения страны совокупный бюджет всех миссионерских организаций, работавших тогда в России, составлял 150 миллионов долларов в год. Мы не могли противопоставить им ни средства массовой информации, ни особую интеллектуальную силу. Мы противопоставили этой агрессии веру нашего народа и генетическое нравственное, патриотическое чувство, которое не разрушили в нем годы безбожия. Сегодня мы можем свидетельствовать, что опасность в тех масштабах, в которых она была в те годы, миновала.

О МЕЖХРИСТИАНСКОМ ДИАЛОГЕ

Доклад на встрече в кафедральном соборе г. Аверсы (Италия) в рамках мероприятия на тему: «За мир без насилия. Религии и культуры в диалоге», организованного Общиной святого Эгидия (Неаполь, 22 октября 2007 года)
Поэтому в сфере многостороннего диалога предложил бы от духа той экуменической эйфории, который царил в период после Второй мировой войны и, безусловно, оказывал влияние на формировавшееся тогда межхристианское движение, перейти к реалистической переоценке целей и задач взаимодействия христиан различных конфессий и к определению новых приоритетов.
Заповедь Спасителя о полном единстве Его учеников никто не отменял, но о временах и сроках исполнения этого нам знать не дано. Пока же мы видим – как из различного рода богословских диалогов, так и из всех вышеупомянутых тенденций современного христианского мира, – что доктринальное единство между всеми христианами не является делом ближайшего будущего.
Исходя из сказанного выше, мне кажется, что нам необходимо сместить вектор наших ожиданий и сконцентрироваться на том, что в данный момент способно нас реально объединить – на верности непреходящим ценностям Евангелия и апостольского предания Церкви, и соединить наши усилия в деле проповеди современному миру этих спасительных ценностей.

Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, июнь 2008 года
Русская Православная Церковь благодаря своей принципиальной позиции в диалоге с инославием становится сейчас главным свидетелем и выразителем традиционных христианских ценностей, которые все более маргинализирует либерализация западного общества.
Когда мы утверждаем, что одной из задач, стоящих перед нами в сфере межхристианских отношений, является поддержание авторитета и влияния Русской Православной Церкви в мире, то имеем в виду именно это духовное, моральное и мировоззренческое влияние и связанный с этим влиянием авторитет. Служение, которое наша Церковь несет в рамках диалога с инославием, можно с полным правом назвать пророческим, ибо, несмотря на сильное сопротивление и попытки исказить в глазах людей ее образ, придав ему пугающие черты, она со смирением и твердостью призывает всех, кто именует себя христианами, к верности богозаповеданным нормам Священного Писания и Апостольского предания Древней неразделенной Церкви.
Выполняя задачу свидетельства о традиционных ценностях христианства, Русская Православная Церковь нуждается в союзниках, в том числе в инославной среде. Нам приходится искать сотрудничества с теми из инославных и даже представителей других религий, которые защищают традиционные моральные позиции, близкие к нашим. Среди западных христиан, например, подобным союзником оказывается Римско-Католическая Церковь и некоторые протестантские общины, которые продолжают придерживаться традиционных позиций по многим вопросам христианской нравственности. Впрочем, признавая объективное совпадение взглядов с отдельными Церквами и общинами на явления современного мира и желая придать этому совпадению практический, действенный характер, мы трезво оцениваем существующие между нами различия и твердо придерживаемся связанных с этим правил и традиций.

Из беседы с представителями российских и зарубежных радиостанций и ряда ведущих информационных агентств, 29 декабря 2008 года
Митрополит Кирилл ответил на вопрос, где находится граница между возможным и недопустимым во взаимоотношениях Русской Православной Церкви с неправославными исповеданиями. «Эта грань очень четко очерчена канонической традицией Церкви, вероучением и практикой», – заявил Местоблюститель Патриаршего престола.
Патриарший Местоблюститель подчеркнул, что отношение Русской Церкви к инославию должно находиться в русле святоотеческой и богословской традиции. Именно в таком русле и были составлены «Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви», которые принял Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года. «И сегодня нам не нужно размышлять, как строить отношения. Документ, единогласно принятый епископатом Московского Патриархата, очерчивает рамки такого поведения», – отметил иерарх.
Местоблюститель Патриаршего престола выразил убежденность, что курс, которым шла Церковь в годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия, является оптимальным: «Сохраняя и защищая чистоту православной веры, мы должны этой православной верой делиться с каждым вопрошающим, оставляя дальнейшее воле Божией. Но мы должны пройти свою часть пути, свидетельствовать о Православии ближним и дальним. Полагаю, что сегодня нет никаких ограничений, чтобы далее следовать тому, что делал священномученик Иларион, архиепископ Верейский».

О ТЕОРИИ ВЕТВЕЙ

Интервью, 26 августа 2006 года
– Владыка! А как же «теория ветвей»? Многие православные за границей, да и некоторые в России убеждены, что членство в ВСЦ предполагает принятие «теории ветвей» и наличия некоего изначально существующего единства всех христианских церквей, которое нужно просто «сделать зримым»?
– Это еще один из весьма распространенных мифов, складывающихся вокруг ВСЦ. Я имею в виду не «теорию ветвей», которой действительно придерживается большинство протестантских сообществ. А то, что все члены ВСЦ эту теорию разделяют.
Хочу абсолютно ясно заявить, что для православных христиан не может быть никаких сомнений в том, что Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью является Православная Церковь. За всю историю существования ВСЦ никто из его православных участников не поддерживал так называемой «теории ветвей», так как она в корне противоречит православной экклезиологии.

Проповедь за Божественной литургией в московском Сретенском ставропигиальном монастыре в день памяти священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, 28 декабря 2008 года
Святитель Иларион был прекрасным богословом, профессором Московской Духовной академии, который внес в историю русской богословской мысли очень важное свидетельство о Церкви в начале XX века, когда и в наше богословие стали проникать либеральные идеи, когда некоторые увлеклись чуждым Православию пониманием иных религий и исповеданий, утверждая вслед за иными западными богословами, будто нет разницы между конфессиями, будто они – как ветви одного дерева, и каждая несет в себе истину, святитель Иларион в своем замечательном труде утверждал на основании творений святых отцов и всего могучего Предания Церкви Христовой, что существует только одна Церковь – Единая Святая Соборная и Апостольская – та, что в нынешнее время являет себя в Православии. Его слово было настолько убедительно, что повлияло на многие и многие суждения других людей.
Священномученик Иларион (Троицкий) не уклонялся от разговоров с инославными. Хорошо известно, что он состоял в переписке с западным богословом Робертом Гардинером, который являлся секретарем комиссии по устройству мировой конференции христианства, ставившей перед собой задачу объединить все Церкви и конфессии. Святитель Иларион не уклонился от переписки, не ушел от диалога, и его слово было исполнено такой силы, что к концу своей жизни Гардинер почти стал православным, и только внешние обстоятельства помешали ему присоединиться к Православной Церкви.

О СОВМЕСТНОМ ПРИЧАСТИИ

Интервью, 26 августа 2006 года
– Владыка! Не могу здесь сразу не задать вопрос об интеркоммунионе – совместном причащении православных с протестантами и католиками. Существует много рассказов о том, что такая практика в ВСЦ существовала.
– Хорошо, что вы напомнили об этом. Я со всей серьезностью и ответственностью заявляю, что представители Русской Православной Церкви никогда не подходили к причастию с инославными и никогда не допускали к Чаше верующих других христианских сообществ.
Процитирую документ, специально посвященный «интеркоммуниону» и выработанный комиссией ВСЦ «Вера и устройство» еще в 1952 году. В нем, в частности, говорится: «Возможность интерконфессионального приобщения между церквами, требующими непрерывного апостольского преемства в рукоположении епископов, и неепископальными церквами исключается, и это заключение может считаться окончательным».
И могу вам привести еще такой пример. На ассамблеях ВСЦ в один из дней совершается православная литургия. И всегда какая-то часть протестантов высказывает громкое недовольство тем, что их не допустили к причастию. Никогда никаких исключений из этого правила не было.

О МОЛИТВАХ С ИНОСЛАВНЫМИ

Интервью, 26 августа 2006 года
– Владыка! Многих волнует вопрос о так называемых «общих молитвах» с инославными. Правда ли, что на протяжении многих лет православные – члены ВСЦ участвовали в подобных молитвах?
– После того, как многие протестанты пошли по пути крайней либерализации богословия и морали, решительно удалившись от норм веры и жизни апостольской Церкви, представители Русской Церкви заявили, что в совместных молитвах в ВСЦ они принимать участие не будут. Иногда мы молчаливо присутствуем. Да и то в основном миряне, а не клирики.

(Продолжение следует)

Подготовил
Сергей Морозов

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Свой первый Первосвятительский визит Святейший Патриарх Кирилл совершил в Смоленскую епархию

  7 февраля 2009 года начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Смоленск. Это первый визит Его Святейшества в Смоленскую епархию в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви.

 
Архипастырь

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 – Владыка! Церковь в эти дни вступает в особый период: началась подготовка к Великому посту, и с 23 по 28 февраля будет масленичная неделя. Масленица – это языческий или православный праздник? И этот праздник – время гуляний или уже малый пост, ведь с 23 февраля не вкушают мясо? Как правильно провести масленицу? – Сейчас идут подготовительные дни к Великому посту.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс