Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (500) → «Родительство – самая главная профессия каждой матери и каждого отца»

«Родительство – самая главная профессия каждой матери и каждого отца»

№35 (500) / 15 сентября ‘08

Духовные поучения

  2008 год объявлен в России Годом семьи. Надежда Георгиевна Храмова – доцент кафедры социальной антропологии и психологи УГТУ-УПИ, конечно, рада, что внимание к российской семье и ее проблемам возрастает год от года.

Сама она уже несколько лет занимается этими проблемами и выступает с лекциями и беседами в различных аудиториях. Ее слушателями становятся и взрослые, семейные люди, и совсем молодые ребята, которым еще предстоит создать свою семью, рожать детей и воспитывать их.

  Произволением Божиим устроено так, отмечает русский философ Иван Ильин, что одно из самых ответственных и священных призваний человека – быть отцом и матерью – делается для нас доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий, чтобы наложить на себя призвание родительства. Так велико доверие Господа к каждому из нас, что утонченнейшее, благороднейшее и ответственнейшее искусство на земле – воспитание детей – Он вручает практически каждому мужчине и женщине, достигшим ранней зрелости! Восходя к родительству, мы становимся участниками великого чуда в мироздании – рождения новой жизни, превращения неживой материи в живые системы, исхода человека из небытия в бытие.
  – К сожалению, легкая доступность родительства как такового сделала нас равнодушными к пониманию его высокого предназначения для нас и для жизни в целом, – говорит Надежда Георгиевна. – Соитие, плотская соединенность, посредством которой становится родительство, воспринимается современной субкультурой в форме предельного искажения. Мужчина в любовных отношениях с женщиной ищет сексуальности, а женщина в сексуальности ищет любви. В полоролевых отношениях, и в интимной сфере также, нас привлекает более собственная телесная услада, а зачатие и деторождение зачастую воспринимаются как нежелательный «побочный результат», который в фирмах по продаже предметов для новорожденных выражается в рекламной формулировке «если такое случилось, не надо отчаиваться – приходите к нам, у нас есть все для вашего baby…»
  – Надежда Георгиевна, мы все хорошо знаем, что именно половая потребность, инстинктивные влечения могут стать причиной зачатия ребенка…
  – Но «похоть плоти», будучи неустойчивой и самовольной, ведет к безответственным изменам, к поиску «чего-то новенького», к приключениям и капризам. У похоти «короткое дыхание», едва достаточное для простого деторождения и совершенно не соответствующее родительскому предназначению.
  Так с чего же начинается родительство, если не с рождения ребенка?
  – Родительство начинается с того, что, найдя друг друга, мужчина и женщина сначала становятся парой. Устремляясь друг к другу, возрастая в мужественности и женственности, муж и жена в супружестве все более и более жаждут воплощенного выражения их единства, подтверждающего неразрывность их совместного существования. Совместное со-бытие мужчины и женщины, по мере их прорастания друг в друга, становится ориентировано на третьего. По закону любви развитие мужского и женского завершается в ребенке. Ибо только став отцом, мужчина становится мужчиной в полном смысле этого слова, и только в ребенке мужчина и женщина становятся в полном смысле и зримо для всех нерасторжимым целым.
  Тем не менее нужно помнить, что их родительская любовь к ребенку лишь продолжает и венчает их любовь как пары. Ведь любовь супругов друг к другу предшествует их родительской любви и как корни – дерево, так и их любовь друг к другу держит и питает любовь к ребенку.
  – Таким образом, можно сделать вывод, что если в какой-то семье родители отдают приоритет своему родительству перед сосуществованием как пары, то порядок построения семьи как системы нарушается, и тогда возникают трудности и проблемы, так как нарушен закон восхождения к родительству?
  – Известно, что подавляющее большинство браков в настоящее время происходит «по необходимости», то есть беременность становится конкретным поводом для оформления отношений. Уходя от нравственной оценки этого явления, можно сказать, что родительство в этом случае не успевает набрать силу, оно как бы преждевременно и поспешно. И хотя социального осуждения нет, такое родительство все же несет внутри себя не всегда проговариваемое чувство стыда. Высота родительского предназначения низвергается в состояние вины. Свобода любви связывается ощущением досады и безысходного принуждения.
  Поэтому истинное, счастливое материнство может возникать не просто на взаимной естественной склонности, но и смысловом родстве супругов. Только такая пара может разрешить главную задачу брака и семьи – осуществить духовное воспитание детей. Истиной и смыслом родительства является их потомство.
  Воспитание потомства – это общее пожизненное дело супругов, которое имеет несколько содержательных аспектов исполнения.
  – Что это за аспекты, в чем они выражаются?
  – Первый – формирование основы духовного характера ребенка.
  Воспитание одухотворенного характера возможно лишь через пробуждение и поддержанием в нем Божественной духовности его инстинкта. Нет ничего более важного, чем, приняв младенца в свою семью, дать ему пережить в себе самом радость встречи с той могучей потребностью в Добре, которая делает человека человеком, а в нашей культуре – православным человеком. Дух есть дыхание Божие в природе и человеке, он освящает жизнь, придает всему живому силу и ценность.
Поэтому так важно, с педагогической точки зрения, чтобы пробуждающиеся впечатления детства носили добрый и духовный оттенок, исходили бы от родительской духовности и будили бы в душе малыша дремлющий в ней дух.
  Основа духовного характера в ребенке – чувство предстояния, то есть переживание личного ощущения присутствия Божиего.
  Далее рождается чувство ответственности, происходящее из знания Истины и соразмерения с ней своих душевных движений и поступков. Ответственность возлагает на ребенка обязанности и полномочия, которые переживаются им как внутреннее осмысление своих действий.
  Чувства предстояния и ответственности рождают новый духовный дар – чувство реальной силы, которая уже призывает к таким действиям, которые были бы необходимыми и значимыми в плане исполнения Закона Божиего.
  – Надежда Георгиевна, зачастую многие родители считают воспитание своего ребенка законченным, когда отправляют его в школу. Мол, профессиональные педагоги лучше их воспитают детей, дадут им надлежащее образование…
  – Между тем образование детей является вторым аспектом исполнения родительства.
  Образование – это содействие, посредством знаний и умений, проявлению образа Божия в ребенке во всех его личностных сферах: уме, сердце, воле. Родители должны точно знать, чему учат их детей на разных общеобразовательных курсах. Нельзя думать, что все, что узнает он в школе, – просто полезное или нечто мирское, не имеющее никакого отношения к его духовному становлению. Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы, каким языком и сленгом они пользуются – и давать всему этому нравственную оценку.
 – Следовательно, искусство и наука должны стать для родителей и учителей тем средством, с помощью которого возможно развитие личности ребенка в познании Божественного мироустройства…
  – Чтобы дети нам поверили, нам необходимо предлагать им достаточно аргументированные пояснения, в которых бы присутствовало не только раздражение, но забота и любовь, внимание и знание, широта взглядов и уважение к тому времени, в котором живут их дети. Последнее очень важно: если родители будут с презрением и отвращением рассуждать о современности вообще, то на глубинном уровне дети отвернутся от них, так как поносимый исторический отрезок – именно то время, в которое Господь судил жить новым поколениям наших детей, и оно для них – родное, единственно возможное в земном существовании.
  – Родительская опека… Как много говорится и спорится об этом. Должны ли родители постоянно опекать своих детей или давать им право самостоятельно разбираться в жизни и окружающем нас мире?
  – Мы считаем, что третьим аспектом исполнения родительства как раз и является развитие в детях способности к самовоспитанию.
  Пробудить духовность – значит поставить наших детей на дорогу совершенствования, по которой ребенок будет в дальнейшем шагать самостоятельно. Самостоятельность обретается целостностью характера. Основой же целостности ребенка являются сердечное переживание им радости от всего Божественного, вкус к добру и любви, воля к совершенству.
  – И как же воспитывать самостоятельность ребенка?
  – Механизм воспитания самостоятельности – доверие родителей к ребенку в том, что он рад служить добру и совершенству. С этим в душе ребенка связано обретение чувства служения. Исполнение порученных родителями добрых дел помощи и служения другим позволяет детям в деле навыкнуть быть самостоятельными в добре, творчески участвовать в православной жизни.
  Все, что касается воспитания в детях способности к духовному самовоспитанию, может осуществляться родителями, если они обретут смирение, строгость и власть, которые проистекают из чувства призванности и силы.
  – В жизни ребенок связан с обоими родителями. Чем отличаются роли матери и отца в его жизни?
  – Материнство способствует освоению ребенком пространства самого себя, отец научает дитя управлять им. Отцовство способствует освоению ребенком социального пространства мира; мать научает дитя взаимодействовать с ним.
  Мать нужна ребенку для его развития преимущественно в младенчестве и детстве. Во взрослой жизни почитание матери укрепляет в человеке чувство благодарности и любви к людям.
  Отец нужен ребенку для его развития преимущественно в отрочестве и юношестве. Во взрослой жизни почитание отца формирует чувство благодарности и любви к Богу.
  Эти процессы становления личности нельзя представить раздельно. Освоение всего и вся идет одновременно, но имеет приоритетность в осуществлении. Поэтому присутствие матери и отца для ребенка изначально и всегда равнозначно.
  – И в то же время, Надежда Георгиевна, нельзя не осознавать, что мы живем в такое время, когда безответственность и беспомощность в родительстве возрастают от поколения к поколению. Зачатие – незачатие, рождение – нерождение ребенка стали более значимыми в общественном сознании, чем взращивание и воспитание детей. Родительство чаще всего воспринимается как обуза, хомут, который мы сначала норовим сбросить, а если не получается, то исполняем по остаточному принципу – после сексуального самоутверждения, после развлекательного времяпрепровождения, после карьерной гонки и других многих «после»…
  – Но нельзя убежать от законов, лежащих в основании самой жизни. Если мы уклоняемся от родительства, то неизменно получаем одиночество и холодящую пустоту бессмысленности собственного существования; если плохо и бездумно исполняем родительство, то и плоды беспечности заставят нас содрогнуться, видя уродливую невоспитанность наших детей.
  Мы безумны в построении гетерогенных отношений: хотим прочности, но бежим родительства, жаждем единства, но убиваем в абортах воплощение нашей нераздельности. Мы путники бездуховной пустыни, утомленные жаждой и зноем дегуманизации, расчеловечивающей человеческое в человеке. Мы зачастую по-прежнему духовно глупы и слепы, отвергаем смыслы жизни в их простоте и величии. Поэтому постижение современными молодыми людьми высокого предназначения родительства – это восстановление Истины в отношениях мужчины и женщины. Совместное воспитание детей – важнейший путь самовыражения супругов, ведь родительство – самая главная профессия каждой матери и каждого отца.

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Архипастырь

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 – Владыка, нам звонят из Екатеринбурга. Здравствуйте! – Раба Божия Мария.

 
Церковь и общество

Митрополит Кирилл удостоен звания почетного доктора Политехнического института в Петербурге

  Председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу вручили диплом почетного доктора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.  Этого звания Владыка удостоен за весомый вклад в возрождение лучших традиций духовно-нравственного образования и воспитания молодежи, сохранение культурного наследия страны, оздоровление общества.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс