Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (485) → Святитель Николай Сербский: мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: мысли о добре и зле

№20 (485) / 22 мая ‘08

Духовные поучения

Красота человека

  Люди выглядят красивыми только среди людей. Человек человеку кажется красивым.

А больше никто на свете не замечает красоты человека.
  Природа не замечает красивых людей. Для нее все люди — маски, под которыми она пытается распознать добрую или злую волю, добрые или злые намерения.
  Между тем природа весьма замечает доброту человека. Не только собака, лошадь и вол, но и дикие звери, причем именно звери замечают доброту человека больше, чем домашние животные. Да и не только животные, но даже и растения, и иные создания ощущают, по-своему, доброту человека.
  А так же, как замечает доброту доброго человека, природа замечает и зло злого человека.
  Многочисленные подтверждения этого можно привести из жизни святых людей и жизни злобных людей. Но нет, кроме как в абсурдных сказках, ни одного примера того, что природа хоть как-то замечает внешнюю красоту человека.
  Точно так же мир духов не замечает красоты человека, а замечает его доброту или злобность, то есть его внутреннюю красоту или безобразность.
  Люди кажутся красивыми лишь друг другу. Красоты человека не замечают никакие другие создания.
  Может быть, это потому, что красота человека беспредметна в нравственной и духовной драме мира? Или потому, что красота человека — вовсе и не красота, а безобразность по сравнению с его прототипной красотой?
  Или причина и в том, и в другом?

Физическое действие нравственности

  Нравственность имеет физическое действие.
  Это учитывают и врачи при лечении больных, и крестьяне при уборке урожая. Если урожай плохой, крестьяне любой деревни на земном шаре задумываются и выясняют, чем согрешила деревня в тот год.
  Максимум святости — максимум власти над природой. Потому Христу принадлежат никогда и никем не произносившиеся слова: Все предано Мне Отцем Моим (Мф. 11, 27).
  Для души, имеющей совершенную святость, звери и яды становятся безопасными (См.: Лк. 10, 19).
  Христос явил совершенного человека в его первозданной хозяйской власти над природой. Но Он показал также причину этой власти и значимости человека. Причина же эта в безгрешности. А безгрешность вытекает из добровольной и полной покорности воле Божией.
  Сотня цивилизаций имеет власти над природой меньше, чем один безгрешный человек.

Люди и животные

  Не случайно Христос назвал царя Ирода лисой. Характер Ирода полностью соответствовал характеру лисы. Его выраженность в природе — лиса. Он скрытен, как лиса, боязлив, как лиса, и груб по отношению к более слабым, как лиса.
  Характер многих злых людей, увековеченных историей, отчетливо отражает характер либо какого-то дикого животного, либо какого-то страшного явления природы: бури, града, мора.
  Характер же многих добрых людей, увековеченных историей, отчетливо отражает характер либо какого-то благодушного животного, либо какого-то плодовитого растения, либо какого-то приятного и благотворного явления природы. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16).
  Однако история фиксирует лишь особо значимые проявления добра и зла. Между тем и все люди, следующие за такими особо отмеченными представителями добра и зла — все, кого историки называют толпой или массой народа, имеют особый характер, подобный какому-то выраженному в природе.
  Так что можно было бы сказать: история — это природа, повторенная на уровне высшем, именно человеческом. Или: история — это раздробленный человек, человек во фрагментах добра и зла, словом — материал человека.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

В защиту Благодатного Огня

(Окончание. Начало в № 19) Что же до рассказа некоего иеродиакона XIX века, который будто бы подсмотрел за кувуклией и убедился, что «никакого чуда нет», то мы имеем похожий рассказ священника Митрофана, который в ХХ веке решил подсмотреть за чудом, в котором сомневался, и описывает он совсем другое: «Я увидел, как Блаженнейший патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного огня, очень медленно простирая свои руки к небу.

 
Духовные поучения

Жертвенная любовь – отличительная черта российских женщин

  Большой концертный зал Екатеринбургской государственной филармонии с трудом вместил всех желающих принять участие в православном празднике жен-мироносиц, который в нынешнем году пришелся на 11 мая. Праздник этот отмечается в третью неделю по Пасхе, и посвящается прославлению святых жен-мироносиц Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс