Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (461) → Не имеющий милосердия перестает быть человеком

Не имеющий милосердия перестает быть человеком

№44 (461) / 22 ноября ‘07

Духовные поучения

Слово на Евангелие от Луки, 10, 25–37.

 Притча о милосердном самарянине — одна из наиболее важных притч Иисуса Христа,ибо она, как молния, озарила божественным светом тьму человеческой жизни, полнойвражды и ненависти, превозношения одних над другими.

Вражда была законом жизнидревнего времени, когда уважали только силу, а о милосердии никто не помышлял.А Господь дал понять, как надо перестроить жизнь, чтобы наше поведение былоспасительным и богоугодным. Он учил, что в основу нашего отношения к людям мыдолжны положить милосердие и любовь.
  Самарянебыли для иудеев народом презренным, отверженным, они не считались «ближними».Но Господь Своей божественной притчей заставил законника, спросившего, кто ближнийего, самого признать, что именно самарянин был таковым, а не безжалостный иудейскийсвященник и левит.
  Вражда и сила в отношениях между людьми и между целыми народами остаются и поныне, черезстолько лет после Рождества Христова, таким же всеобщим законом поведения, как в ветхозаветные времена. Притча Христова научила истинному пути только тех,кого поразила она как некое Божественное Откровение, кто принял в сердце своеслово Христово, под конец сказанное книжнику: «Иди, и ты поступай так же» (Лк.10, 37). Лишь немногие, подлинные христиане, поняли все глубокое значение этойпритчи. Они, возлюбившие Господа всем сердцем, теперь составляют новый, небывалыйпример сообщества людей, объединенных верой во Иисуса Христа, горящих любовьюк Нему, руководствующихся в своей жизни Его святыми заповедями.
  Я скажусловами великого апостола Павла, что в этом новом христианском сообществе нетуже ни «иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). К нему принадлежатлюди разных народов, обычаев, разного образования, силы ума. Именно любовь ко Господу объединяет их неразрывными узами, о чем говорит святой апостол Павелв Послании к ефесянам: они, прежде бывшие язычниками или иудеями, были далекими,а теперь стали близкими, Кровью Христовой стали близкими – «Ибо Он есть мирнаш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду» (см. Еф.2, 12–14).
  Много преградвоздвигли люди между собой, отгородились одни от других, не хотят знать другдруга. Только тех, кто вместе с ними за их перегородкой, считают близкими, а тех, кто вне, — ненавистными. Господь же упразднил вражду плотью Своей, а закон— учением; Кровью Своею разрушил стены, которые вновь возникают между людьми.Но многие и знать не хотят о разрушении этого средостения, не верят во Христаи ни во что ставят Крест Его.
  Вот что иное, неслыханное ранее, принесла миру притча Христова о милосердном самарянине.Ее Господь рассказал нам, желая показать, что в основу нашей жизни, в основуотношений между народами должна быть поставлена доселе неведомая миру норма— милосердие. И только тогда, когда мы примем эту норму, заменив ею старые,забудем вражду и ненависть, только тогда воцарится мир на земле.
  Евангельскиеотношения между людьми так святы потому, что Иисус Христос заповедал нам быть«совершенными, как совершен Отец наш Небесный» (Мф. 5, 48). Чем обнаруживаетсясовершенство Отца нашего Небесного? Его любовью, ибо Бог есть любовь (1 Ин.4, 8,16), и милосердием, как о том упомянуто во многих местах Священного Писания:«Благ Он, и милосерд, и праведен» (Пс. 111, 4); Он «благ и милосерд» (Иоил.2, 13). И Сам Христос заповедал нам: «Будьте, милосердны, как и Отец ваш милосерд»(Лк. 6, 36). Это главное, чего Он от нас требует. На Страшном Суде Он призоветтворивших дела милосердия: «Приидите, благо-словенные Отца Моего, наследуйтецарство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34), А тем, которые, будучистяжателями, пребывали в богатстве и не хотели им делиться со страждущими, громогласноповелит: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангеламего» (Мф. 25, 41). Ведь еще в древности было заповедано то, что и доныне кажетсямногим недоступным: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39;Мк. 12, 31). Если заповедано – значит, возможно.
  Великийсвятитель Иоанн Златоуст сказал удивительные слова о милосердии: «В милосердиинаходится правда, и правда — в милосердии». Ведь разве есть правда в том, что мы, имея достаток и даже избыток земных благ, равнодушно смотрим на ближнихнаших, голодных и раздетых? Только тогда будет правда в сердцах наших, когдаобделенные и гонимые будут возбуждать в нас сострадание. Правда в том, чтобымы любили своих ближних.
  В другомместе святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто не имеет милосердия, тот перестаетбыть и человеком». Как можно перестать быть человеком? А разве не видите, когдачитаете газеты и каждый день с ужасом узнаете о тех нестерпимых зверствах, которыетворят в Корее* люди, чуждые милосердия? Называя их дела зверствами, мы сопоставляемих со зверями; значит, кто не имеет любви, становится извергом — зверем…
  И еще святительИоанн пишет: «Без милосердия нельзя обойтись в преддверии Царствия Небесного».Даже к преддверию подойти нельзя тому, кто немилосерден с ближним, питает к нему лишь ненависть и злобу. А мы, смиренные христиане, неужели не содрогнемся,услышав, что будет, если не творить дел милосердия? Будем же помнить всегдаэту великую Христову притчу о милосердном самарянине. Будем помнить, что КровьюСвоею Он разрушил все преграды между людьми, сделавшими Крест Его своим знамением,а заповеди — законом жизни. Будем помнить и древнюю заповедь закона, данногоБогом за тысячи лет до Рождества Христова: «люби Господа Бога твоего всем сердцемтвоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6, 5); «люби ближнеготвоего, как самого себя» (Лев. 19, 18).
  Да оправдаемсямилосердием на Страшном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобаетчесть и поклонение со Пресвятым Его Отцом и Животворящим Его Духом. Аминь.

19 ноября 1950 года

* Военная администрация США спровоцировала в 1945 г. гражданскую войну в Корее, в результате чего страна в 1948 г. оказалась разделеннойна две части: Южную Корею и Северную Корею.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Христианские притчи для чтения и размышления

* * * Однажды я попросил, чтобы Бог забрал мою гордыню, и Бог ответил «нет». Онсказал, что гордыню нельзя отобрать.

 
Духовные поучения

За гробом поздно обретать Веру

Слово на Евангелие от Луки, 16, 19–31. Обличая сребролюбивых фарисеев, Иисус Христос сказал притчу о богатом и Лазаре: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый деньпиршествовал блистательно» (Лк.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс