Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26-27 (443-444) → Архиепископ Тихвинский Константин: «Перед „Екатеринбургскими Останками“ никто не молится. Никаких молебнов, ни личного поклонения простого верующего народа, ни чудес, ничего нет»

Архиепископ Тихвинский Константин: «Перед „Екатеринбургскими Останками“ никто не молится. Никаких молебнов, ни личного поклонения простого верующего народа, ни чудес, ничего нет»

№26-27 (443-444) / 8 июля ‘07

Духовные поучения

 - Здравствуйте,наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз» и слушатели радиостанции«Воскресение». Сегодня в нашем эфире необычный выпуск программы «Архипастырь»:мы в гостях в Санкт-Петербургской епархии.

И сегодня на наши вопросы ответитархиепископ Тихвинский Константин, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректорСанкт-Петербургских духовных академии и семинарии.
 Владыка, благословитеначало нашей беседы.
 - Бог благословит.Рад приветствовать Вас в стенах прославленных духовных Санкт-Петербургской академиии семинарии.
 - Владыка, православныйтелеканал «Союз» вещает из Екатеринбурга, града святой Екатерины.По крайней мере, православные уральцы его название воспринимают именно так.Хотя кто-то считает, что он назван в честь царицы Екатерины, а некоторые до сих пор называют его по-революционному Свердловск; как, по Вашему мнению, сегодняпетербуржцы воспринимают свой город? Как град апостола Петра, как град царяПетра Великого, как Ленинград? Насколько Вы считаете важными или малозначимымназвания наших городов, восприятие их людьми?
 - В Санкт-Петербургепримерно та же самая ситуация. Благодаря Церкви все больше и больше людей воспринимаютнаименование города в его изначальном, первичном значении, именно как град святогоапостола Петра, который является небесным покровителем императора Петра Первого.Многие люди, особенно гости города, воспринимают его как город, который названв честь императора Петра Первого. Многие люди, особенно блокадники, фронтовики,люди старшего поколения, для которых этот город является городом их славноймолодости, по-прежнему называют его Ленинградом. Мы глубоко чтим память защитниковэтого города, уважаем их, и поэтому мы не оспариваем их личное мнение, у наспо этому поводу не возникает никакой борьбы, противоречий, препятствий или недоразумений.
 - А наскольковажны названия наших городов, чьи имена они носят? Или это субъективное восприятиекаждого человека?
 - Названиекаждого города следует воспринимать в его изначальном, первичном значении. Этозакон.
 - Как известно,Петербург был, как говорили в недавнем прошлом, колыбелью революции. С чем этосвязано? С какой-то особой атмосферой? Сохранилась ли она в какой-нибудь степенидо сего дня, или это просто историческое стечение обстоятельств?
 - Это не может быть ни в коем случае историческим стечением обстоятельств. Говорят, Санкт-Петербургне «город революции», а «город трех революций». Некоторыеговорят, даже четырех и пяти революций, если говорить о перестроечных революцияхи других. Дело в том, что Санкт-Петербург — это столица великой империи. Революции,дворцовые перевороты всегда делаются в столицах. Нет смысла делать революциюв каких-нибудь глухих уездных местечках. Там она всегда обречена на провал.Именно потому, что Петербург был столицей империи, здесь происходили революции,дворцовые перевороты, а еще до революции убийства, покушения на царей, убийствоимператора Павла Первого и др. Все это связано в первую очередь с его имперскимстатусом, статусом столицы империи.
 - Приезжая в Петербург сегодня, спустя почти 20 лет с начала изменения отношения нашего государствак Церкви, можно увидеть немало православных храмов, по-прежнему находящихсяв поругании. Они заняты различными организациями, в них не совершаются богослужения.В Москве это выражено в меньшей степени. Почему в Петербурге такая картина?
 - На этотвопрос мне тяжело ответить, потому что, к сожалению, даже мы с Вами сейчас находимсяне в историческом здании нашей духовной академии: мы находимся сейчас в историческомздании духовной семинарии. А историческое здание духовной академии, котороебыло построено на средства Синода в 1821 году, до сих пор еще удерживается индустриально-педагогическимколледжем, несмотря на очень много арбитражных судов. Историческое здание нашейакадемии нам до сих пор так и не передали, несмотря на поддержку городских властейи бывшего губернатора Владимира Анатольевича Яковлева, и нынешнего губернатораВалентины Ивановны Матвиенко. Вся городская власть за то, чтобы возвратить намэто здание. Московская духовная академия находится в своем здании, а Санкт-Петербургскаяне в своем. На всю Россию только две духовных академии: Московская и Санкт-Петербургская.Для нас очень прискорбно такое положение дел; вы это правильно заметили.
 - Владыка, а почему?
 - Возможно,связано с менталитетом местного населения, Вы говорили о городе революций, а также о том, что наши решения, наши просьбы о передаче здания Санкт-Петербургскойдуховной академии его законному владельцу, к сожалению, не находят поддержкив Москве. Нас город поддерживает. К сожалению, московские власти нам постоянноотказывают.
 - А как многохрамов еще не возвращено?
 - Подавляющеебольшинство храмов возвращено. Сейчас проблема: строить новые храмы в так называемыхспальных районах. Каждый из Санкт-Петербургских спальных районов примерно таковпо величине, как средний областной город нашей России.
 - Владыка, наскольковелико сегодня влияние Православной Церкви на общественную жизнь города, на его духовную атмосферу? Или церковь по-прежнему, как и при советской власти,находится в некотором гетто, живет сама по себе?
 - Нет. Об этом свидетельствуют прежде всего объективные социологические исследования.Мы находимся в хороших отношениях с целым рядом ведущих вузов Санкт-Петербурга.У нас христианскую социологию преподает директор Института социальных и психологическихисследований при Санкт-Петербургском государственном университете, профессорСеменов. Он нам приводит постоянно все новые статистические данные. Религиозность,вне всякого сомнения, растет довольно быстро. Другое дело, что традиционнаяцерковность меньше, отстает, но всегда так было, и не только с Православием,а практически со всеми конфессиями. Церковь не назойлива, совершенно не навязчива,как технологии сектантов. Просто несет слово истины, оставляя при этом личностьсвоего слушателя совершенно свободной. Мы не используем никаких технологий обработкиобщественного мнения. Личность нашего слушателя остается свободна принять или не принять Божье Слово. Но все больше и больше людей принимают. Церковь в городестановится все более и более услышанной. Мы уже давно вышли из состояния гетто.
 - А почему Церковьне использует никаких технологий?
 - Потомучто технологии так или иначе принуждают человека к принятию вашего мнения. Осуществляетсято или иное насилие над психикой. Таким образом, нарушаются слова Христа и словаапостола, что «вы куплены дорогой ценою», и еще о том, как надо ценитьсвободу. Бог любит и приветствует тех, кто приходит к нему свободно — не по принуждению, а свободно.
 - Для того, чтобычеловек пришел свободно, у него должны быть знания о Церкви, о том, зачем тудаприходить. Насколько Церковь в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургская епархияимеет возможность донести это знание людям, чтобы человек мог сделать действительносвободный выбор? Потому что со страниц и экранов светских средств массовой информацииидет совершенно другая информация. И получается, что человек воспитывается как бы однобоко…
 - Вы совершенноправы. Наши оппоненты используют метод информационного насилия. Действительно,телевидение (практически 100%) подает информацию в своем стиле, совершенно не считаясь с тем, что свыше 60 % налогоплательщиков нашей страны православны.Сколько у нас православного телевидения? Ваш канал «Союз». Еще на Украине канал «Глас». И все. А 60 % налогоплательщиков платят своиналоги. Это православные люди. Они хотели бы больше узнавать объективной ситуациии объективной информации — и о самих себе в том числе. Мы пытаемся каким-то образом исправить этот дисбаланс, эту дискриминацию большинства тем, что учим.Но, тем не менее, нам не хватает времени в средствах массовой информации. Я выражаю большую благодарность Вам, и лично Владыке Викентию, за то, что по вашейинициативе, такая возможность все-таки существует.
 - Владыка, Санкт-Петербурги Екатеринбург связаны между собой царской темой, Святыми Царственными Страстотерпцами.17 июля Церковь чтит память Святых Царственных Страстотерпцев. В Екатеринбургеэтот день отмечен целой чередой богослужений, фестивалем православной культуры«Царские дни», грандиозным Крестным ходом от места убиения СвятыхЦарственный Страстотерпцев к месту уничтожения их останков. В этом Крестномходе принимают участие до 10 и более тысяч человек, которые во главе с ПравящимАрхиереем проходят 20 километров. Как в Санкт-Петербурге чтят память СвятыхЦарственных Страстотерпцев, и насколько они почитаемы на земле Санкт-Петербурга?
 - В Санкт-Петербургееще практически до их церковной канонизации они были почитаемы. У многих хранилисьфотографии, какие-то самодельные иконы. Чаще всего это были фотографии ЦарскойСемьи, Царя-Мученика, Страстотерпца. С каждым годом идет нарастающее почитание.Вне всякого сомнения, была в начале очень большая оппозиция, поскольку городс революционными традициями; многие не признавали. Я вполне понимаю их, потомучто как можно признать того, кого арестовали, кого изгнали, кого отправили в ссылку? Это значит — в какой-то степени признать свои собственные ошибки. Но постепенно ситуация выравнивается, и многие начинают привыкать. В Царском Селепроходят по этому поводу большие торжественные мероприятия.
 - А что в этомгоду будет?
 - В этомгоду будет то же, что и всегда: богослужение, прославление. Мы их почитаем дажене только 17 июля, но и завтра. Завтра собор Санкт-Петербургских святых; в томчисле и их мы особо поминаем на богослужении, и призываем их в своих святыхмолитвах.
 - Владыка, в 1998 году в Петропавловской крепости были захоронены так называемые «Екатеринбургскиеостанки». Останки, найденные в Поросенковом логу под Екатеринбургом, и приписанные государственной комиссией Царской Семье. Прошло почти 10 лет. Каковоотношение Церкви к этим останкам сегодня?
 - Отношениетакое же, как было изначально и Церкви, и общественного мнения — мы их не признаем.
 - Таково официальноеотношение Церкви. А в народе? Может быть, все-таки в народе есть какое-то почитаниеэтих останков? Если это останки членов Царской Семьи, то это Святые Мощи. Онине могут быть не почитаемы. Их обязательно должны почитать, должны быть случаикаких-то чудесных исцелений, как это говорят в народе, какие-то чудеса происходить.Слышали ли Вы об этом? Свидетельств о молитвенной помощи по обращению к СвятымЦарственным Страстотерпцам — очень много. А есть ли какие-то свидетельства по молитвам именно перед этими останками?
 - Перед этимиостанками никто не молится. И никаких свидетельств о том, что, по молитвам перед этими останками, произошло какое-нибудь чудо, чудеса, ничего подобного нет.Может, Вам покажется странным, но гораздо больше простого народа молится, Вынаверно будете удивлены, перед местом захоронения убиенного императора ПавлаПервого. А перед этими, так называемыми, «захоронениями членов ЦарскойСемьи» никаких молебнов, ни личного поклонения, ни личного участия простоговерующего народа нет. Ничего.
 - То есть за 10 лет ни единого случая?
 - Нет.
 - Какие святынисегодня православный человек может посетить в Санкт-Петербургской епархии? Паломничествос каждым годом в среде церковных людей возрождается все больше. Куда бы Вы пригласили,Владыка, приезжающих в Санкт-Петербург паломников?
 - Конечноже, в самом Санкт-Петербурге монастырь на Карповке, женская ставропигиальнаяобитель, где погребено тело прославленного великого нашего пастыря начала ХХвека святого праведного отца Иоанна Крондштадского; часовня Ксении Петербургской.А в области — Тихвинский монастырь, где находится редчайшая святыня, подлиннаяикона — это не чудотворный список, не чудотворная копия, а подлинная икона,— величайшая святыня всей русской земли и всего православного мира — это Тихвинскийобраз Пресвятой Богородицы. Нет человека, которого бы этот образ оставил равнодушным.
 - Приезжает многолюдей?
 - Да. С каждымгодом все больше и больше людей приезжает. Ко мне приходят многие ученые, деятели,у которых происходит та или иная трагедия или неприятность или по службе, или в личной жизни. Люди часто просто колеблющиеся. Я им всем советую: «В первуюочередь, если вы нуждаетесь в благодатной поддержке, поезжайте в Тихвин, помолитесьперед чудотворным образом Пресвятой Богородицы». Эти люди возвращаютсяоттуда преображенными, потому что от иконы исходит такая мощная благодать, такоймощный энергийный поток, что он пронизывает, образно говоря, даже самого черствогочеловека, и не оставляет его равнодушным.
 - Спаси Господи,Владыка. И, в завершении нашей беседы, Ваше архипастырское благословение нашимтелезрителям и радиослушателям.
 - Я призываюна всех вас благословение Господне. По молитвам Пресвятой Богородицы, образТихвинской иконы наш есть, по молитвам святого апостола и евангелиста ИоаннаБогослова, под небесным покровительством находятся наши духовные школы, академия,семинария, регентское отделение, иконописное отделение, факультет иностранныхстудентов и по молитвам всех святых в земле Санкт-Петербургской и Ладожскойпросиявших.

Беседовал ИГУМЕН ДИМИТРИЙ (Байбаков)

Расшифровка аудиозаписи ДЕНИС ДЕНИСОВ

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Епархия

Поздравительный Адрес Игумену Димитрию (Байбакову)

Ваше Высокопреподобие,

 
Наш приход

Земля Тагильская — Земля Святая

 28 апреляв Краеведческой библиотеке Нижнетагильского музея-заповедника состоится презентациякниги «Богоизбранный Тагил, или О Скорбященском монастыре». Книгавышла по благословению благочинного Горнозаводского округа Екатеринбургскойепархии протоиерея Геннадия Ведерникова.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс