Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26-27 (443-444) → Священномученик земли курганской

Священномученик земли курганской

№26-27 (443-444) / 8 июля ‘07

Новомученики

- Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз» и слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире необычныйвыпуск программы «Архипастырь»: мы в гостях в Санкт-Петербургскойепархии.

И сегодня на наши вопросы ответит архиепископ Тихвинский Константин,викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских духовных академиии семинарии.
Владыка, благословите начало нашей беседы.
— Бог благословит. Рад приветствовать Вас в стенах прославленных духовных Санкт-Петербургскойакадемии и семинарии.
— Владыка, православный телеканал «Союз» вещает из Екатеринбурга,града святой Екатерины. По крайней мере, православные уральцы его название воспринимаютименно так. Хотя кто-то считает, что он назван в честь царицы Екатерины, а некоторыедо сих пор называют его по-революционному Свердловск; как, по Вашему мнению,сегодня петербуржцы воспринимают свой город? Как град апостола Петра, как градцаря Петра Великого, как Ленинград? Насколько Вы считаете важными или малозначимымназвания наших городов, восприятие их людьми?
— В Санкт-Петербурге примерно та же самая ситуация. Благодаря Церкви все большеи больше людей воспринимают наименование города в его изначальном, первичномзначении, именно как град святого апостола Петра, который является небеснымпокровителем императора Петра Первого. Многие люди, особенно гости города, воспринимаютего как город, который назван в честь императора Петра Первого. Многие люди,особенно блокадники, фронтовики, люди старшего поколения, для которых этот городявляется городом их славной молодости, по-прежнему называют его Ленинградом.Мы глубоко чтим память защитников этого города, уважаем их, и поэтому мы не оспариваем их личное мнение, у нас по этому поводу не возникает никакой борьбы,противоречий, препятствий или недоразумений.
— А насколько важны названия наших городов, чьи имена они носят? Или это субъективноевосприятие каждого человека?
— Название каждого города следует воспринимать в его изначальном, первичномзначении. Это закон.
— Как известно, Петербург был, как говорили в недавнем прошлом, колыбелью революции.С чем это связано? С какой-то особой атмосферой? Сохранилась ли она в какой-нибудьстепени до сего дня, или это просто историческое стечение обстоятельств?
— Это не может быть ни в коем случае историческим стечением обстоятельств. Говорят,Санкт-Петербург не «город революции», а «город трех революций».Некоторые говорят, даже четырех и пяти революций, если говорить о перестроечныхреволюциях и других. Дело в том, что Санкт-Петербург — это столица великой империи.Революции, дворцовые перевороты всегда делаются в столицах. Нет смысла делатьреволюцию в каких-нибудь глухих уездных местечках. Там она всегда обречена на провал. Именно потому, что Петербург был столицей империи, здесь происходилиреволюции, дворцовые перевороты, а еще до революции убийства, покушения на царей,убийство императора Павла Первого и др. Все это связано в первую очередь с егоимперским статусом, статусом столицы империи.
— Приезжая в Петербург сегодня, спустя почти 20 лет с начала изменения отношениянашего государства к Церкви, можно увидеть немало православных храмов, по-прежнемунаходящихся в поругании. Они заняты различными организациями, в них не совершаютсябогослужения. В Москве это выражено в меньшей степени. Почему в Петербурге такаякартина?
— На этот вопрос мне тяжело ответить, потому что, к сожалению, даже мы с Вамисейчас находимся не в историческом здании нашей духовной академии: мы находимсясейчас в историческом здании духовной семинарии. А историческое здание духовнойакадемии, которое было построено на средства Синода в 1821 году, до сих пореще удерживается индустриально-педагогическим колледжем, несмотря на очень многоарбитражных судов. Историческое здание нашей академии нам до сих пор так и не передали, несмотря на поддержку городских властей и бывшего губернатора ВладимираАнатольевича Яковлева, и нынешнего губернатора Валентины Ивановны Матвиенко.Вся городская власть за то, чтобы возвратить нам это здание. Московская духовнаяакадемия находится в своем здании, а Санкт-Петербургская не в своем. На всюРоссию только две духовных академии: Московская и Санкт-Петербургская. Для насочень прискорбно такое положение дел; вы это правильно заметили.
— Владыка, а почему?
— Возможно, связано с менталитетом местного населения, Вы говорили о городереволюций, а также о том, что наши решения, наши просьбы о передаче здания Санкт-Петербургскойдуховной академии его законному владельцу, к сожалению, не находят поддержкив Москве. Нас город поддерживает. К сожалению, московские власти нам постоянноотказывают.
— А как много храмов еще не возвращено?
— Подавляющее большинство храмов возвращено. Сейчас проблема: строить новыехрамы в так называемых спальных районах. Каждый из Санкт-Петербургских спальныхрайонов примерно таков по величине, как средний областной город нашей России.
— Владыка, насколько велико сегодня влияние Православной Церкви на общественнуюжизнь города, на его духовную атмосферу? Или церковь по-прежнему, как и присоветской власти, находится в некотором гетто, живет сама по себе?
— Нет. Об этом свидетельствуют прежде всего объективные социологические исследования.Мы находимся в хороших отношениях с целым рядом ведущих вузов Санкт-Петербурга.У нас христианскую социологию преподает директор Института социальных и психологическихисследований при Санкт-Петербургском государственном университете, профессорСеменов. Он нам приводит постоянно все новые статистические данные. Религиозность,вне всякого сомнения, растет довольно быстро. Другое дело, что традиционнаяцерковность меньше, отстает, но всегда так было, и не только с Православием,а практически со всеми конфессиями. Церковь не назойлива, совершенно не навязчива,как технологии сектантов. Просто несет слово истины, оставляя при этом личностьсвоего слушателя совершенно свободной. Мы не используем никаких технологий обработкиобщественного мнения. Личность нашего слушателя остается свободна принять или не принять Божье Слово. Но все больше и больше людей принимают. Церковь в городестановится все более и более услышанной. Мы уже давно вышли из состояния гетто.
— А почему Церковь не использует никаких технологий?
— Потому что технологии так или иначе принуждают человека к принятию вашегомнения. Осуществляется то или иное насилие над психикой. Таким образом, нарушаютсяслова Христа и слова апостола, что «вы куплены дорогой ценою», и ещео том, как надо ценить свободу. Бог любит и приветствует тех, кто приходит к нему свободно — не по принуждению, а свободно.
— Для того, чтобы человек пришел свободно, у него должны быть знания о Церкви,о том, зачем туда приходить. Насколько Церковь в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургскаяепархия имеет возможность донести это знание людям, чтобы человек мог сделатьдействительно свободный выбор? Потому что со страниц и экранов светских средствмассовой информации идет совершенно другая информация. И получается, что человеквоспитывается как бы однобоко…
— Вы совершенно правы. Наши оппоненты используют метод информационного насилия.Действительно, телевидение (практически 100%) подает информацию в своем стиле,совершенно не считаясь с тем, что свыше 60 % налогоплательщиков нашей страныправославны. Сколько у нас православного телевидения? Ваш канал «Союз».Еще на Украине канал «Глас». И все. А 60 % налогоплательщиков платятсвои налоги. Это православные люди. Они хотели бы больше узнавать объективнойситуации и объективной информации — и о самих себе в том числе. Мы пытаемсякаким-то образом исправить этот дисбаланс, эту дискриминацию большинства тем,что учим. Но, тем не менее, нам не хватает времени в средствах массовой информации.Я выражаю большую благодарность Вам, и лично Владыке Викентию, за то, что по вашей инициативе, такая возможность все-таки существует.
— Владыка, Санкт-Петербург и Екатеринбург связаны между собой царской темой,Святыми Царственными Страстотерпцами. 17 июля Церковь чтит память Святых ЦарственныхСтрастотерпцев. В Екатеринбурге этот день отмечен целой чередой богослужений,фестивалем православной культуры «Царские дни», грандиозным Крестнымходом от места убиения Святых Царственный Страстотерпцев к месту уничтоженияих останков. В этом Крестном ходе принимают участие до 10 и более тысяч человек,которые во главе с Правящим Архиереем проходят 20 километров. Как в Санкт-Петербургечтят память Святых Царственных Страстотерпцев, и насколько они почитаемы на земле Санкт-Петербурга?
— В Санкт-Петербурге еще практически до их церковной канонизации они были почитаемы.У многих хранились фотографии, какие-то самодельные иконы. Чаще всего это былифотографии Царской Семьи, Царя-Мученика, Страстотерпца. С каждым годом идетнарастающее почитание. Вне всякого сомнения, была в начале очень большая оппозиция,поскольку город с революционными традициями; многие не признавали. Я вполнепонимаю их, потому что как можно признать того, кого арестовали, кого изгнали,кого отправили в ссылку? Это значит — в какой-то степени признать свои собственныеошибки. Но постепенно ситуация выравнивается, и многие начинают привыкать. В Царском Селе проходят по этому поводу большие торжественные мероприятия.
— А что в этом году будет?
— В этом году будет то же, что и всегда: богослужение, прославление. Мы их почитаемдаже не только 17 июля, но и завтра. Завтра собор Санкт-Петербургских святых;в том числе и их мы особо поминаем на богослужении, и призываем их в своих святыхмолитвах.
— Владыка, в 1998 году в Петропавловской крепости были захоронены так называемые«Екатеринбургские останки». Останки, найденные в Поросенковом логупод Екатеринбургом, и приписанные государственной комиссией Царской Семье. Прошлопочти 10 лет. Каково отношение Церкви к этим останкам сегодня?
— Отношение такое же, как было изначально и Церкви, и общественного мнения —мы их не признаем.
— Таково официальное отношение Церкви. А в народе? Может быть, все-таки в народеесть какое-то почитание этих останков? Если это останки членов Царской Семьи,то это Святые Мощи. Они не могут быть не почитаемы. Их обязательно должны почитать,должны быть случаи каких-то чудесных исцелений, как это говорят в народе, какие-то чудеса происходить. Слышали ли Вы об этом? Свидетельств о молитвенной помощипо обращению к Святым Царственным Страстотерпцам — очень много. А есть ли какие-то свидетельства по молитвам именно перед этими останками?
— Перед этими останками никто не молится. И никаких свидетельств о том, что,по молитвам перед этими останками, произошло какое-нибудь чудо, чудеса, ничегоподобного нет. Может, Вам покажется странным, но гораздо больше простого народамолится, Вы наверно будете удивлены, перед местом захоронения убиенного императораПавла Первого. А перед этими, так называемыми, «захоронениями членов ЦарскойСемьи» никаких молебнов, ни личного поклонения, ни личного участия простоговерующего народа нет. Ничего.
— То есть за 10 лет ни единого случая?
— Нет.
— Какие святыни сегодня православный человек может посетить в Санкт-Петербургскойепархии? Паломничество с каждым годом в среде церковных людей возрождается всебольше. Куда бы Вы пригласили, Владыка, приезжающих в Санкт-Петербург паломников?
— Конечно же, в самом Санкт-Петербурге монастырь на Карповке, женская ставропигиальнаяобитель, где погребено тело прославленного великого нашего пастыря начала ХХвека святого праведного отца Иоанна Крондштадского; часовня Ксении Петербургской.А в области — Тихвинский монастырь, где находится редчайшая святыня, подлиннаяикона — это не чудотворный список, не чудотворная копия, а подлинная икона,— величайшая святыня всей русской земли и всего православного мира — это Тихвинскийобраз Пресвятой Богородицы. Нет человека, которого бы этот образ оставил равнодушным.
— Приезжает много людей?
— Да. С каждым годом все больше и больше людей приезжает. Ко мне приходят многиеученые, деятели, у которых происходит та или иная трагедия или неприятностьили по службе, или в личной жизни. Люди часто просто колеблющиеся. Я им всемсоветую: «В первую очередь, если вы нуждаетесь в благодатной поддержке,поезжайте в Тихвин, помолитесь перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы».Эти люди возвращаются оттуда преображенными, потому что от иконы исходит такаямощная благодать, такой мощный энергийный поток, что он пронизывает, образноговоря, даже самого черствого человека, и не оставляет его равнодушным.
— Спаси Господи, Владыка. И, в завершении нашей беседы, Ваше архипастырскоеблагословение нашим телезрителям и радиослушателям.
— Я призываю на всех вас благословение Господне. По молитвам Пресвятой Богородицы,образ Тихвинской иконы наш есть, по молитвам святого апостола и евангелистаИоанна Богослова, под небесным покровительством находятся наши духовные школы,академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение, факультетиностранных студентов и по молитвам всех святых в земле Санкт-Петербургскойи Ладожской просиявших.

Беседовал
ИГУМЕН ДМИТРИЙ (Байбаков)

Расшифровка записей
ДЕНИС ДЕНИСОВ

 
Новомученики

Cвященнослужители и монашествующие екатеринбургской епархии, канонизированные в 2000–2006 годах в лике новомучеников и исповедников российских

Свердловская областьАлапаевский районНижняя Синячиха

 
Церковь и общество

ООО «Орион» участвует в возрождении духовности России

 - Для нашегоколлектива изготовление куполов для культовых сооружений — не просто работа;очень важна духовная составляющая «создания рукотворного дома Божия на земле». — рассказывает генеральный директор ООО «Орион» ВалерийВладимирович Акимов.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс