Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (433) → XXI ВЕК: расцвет или деградация человечества?

XXI ВЕК: расцвет или деградация человечества?

№16 (433) / 22 апреля ‘07

Жизнь

 Почти год прошелс одного из самых интересных заседаний интеллектуально-делового клуба при Домеученых Уральского отделения Российской Академии наук с участием представителейЕкатеринбургской епархии во главе с архиепископом Екатеринбургским и ВерхотурскимВикентием. Я тоже участвовал в работе этого религиозно-научного форума.

Как ученый и священник могу сказать, что он действительно был событием крупным и далеко выходящим за рамки обычной дискуссии науки и религии.
И вот сейчас, по прошествии времени, держа в руках изданный сборник выступленийучастников клуба, я посчитал необходимым изложить его содержание для широкогокруга читателей «Православной газеты» и, может быть, на её страницах продолжитьдискуссию по одному из ключевых вопросов современности.

 Дело в том,что тема заседания: «XXI век: расцвет или деградация человечества?» настольковолнует умы не только ученых, но и всех здравомыслящих людей, что выслушатьи услышать друг друга было очень важно. Этому способствовала сама атмосферадискуссии за круглым столом в присутствии преподавателей и студентов Уральскогогуманитарного института. В заседании клуба участвовали семь академиков, восемьчленов-корреспондентов Российской академии наук, шесть профессоров, представителиделовых кругов. Мне кажется, крайне важно и интересно сопоставить мнение крупныхученых с теми данными, которыми располагает Православие и которые касаются Апокалипсиса– завершения или продолжения существования человечества.
 Что будетс миром? Христианство предсказывает миру гибель от огня, но не в смысле окончательногоистребления этого мира, а в смысле его изменения, обновления, возвращения к прежнему неповрежденному состоянию: мировая катастрофа видится как реставрация,преобразование.
Это предсказание заключается в книгах и Ветхого, и Нового Завета. Эта позициябыла ясно выражена на 5-м Вселенском соборе, осудившем мнение Оригена, что нынешнеенебо и земля совершенно уничтожатся и новые будут созданы из ничего.
 Св. ИустинФилософ писал: «Не сущность и не вещество творения упраздняется…, но преходитобраз мира сего, то есть то, в чем произошло расстройство… Когда же прейдетэтот образ, и человек обновится и восстанет от нетления, тогда явится новоенебо и новая земля». И святой Василий Великий, и святой Макарий Великий говорято том же.
 СвятительКирилл Иерусалимский указывает: «Поскольку разврат, разбой и прелюбодеяния и всякий род грехов разлился на земле…, то, чтобы сие чудное обиталище тварине осталось навсегда исполненным беззакония, пройдет мир сей, дабы снова явитьсялучшим».
 Итак, перваятема обсуждения на заседании интеллектуально-делового клуба УрО РАН – причиныгибели мира. Владыка Викентий в своем выступлении прямо указал на истоки нашихнеудач в этой жизни: «Наша природа, которая создана Богом, стремится к лучшемусвоему состоянию, мы хотим строить светлое будущее. Но мы видим будущее в материальномблагополучии. И оставляем в стороне духовные, нравственные стороны. Вот почемусейчас общество пришло к состоянию крайней дисгармонии между материальными и духовными потребностями, между нравственными и безнравственными понятиями. Оказывается,у человека такая алчность, что он не может насытиться: чем больше удовлетворяетжелания, тем больше имеет потребностей. И наоборот, если человек имеет правильноеотношение к земным благам, данным нам Богом, разумно к этому относится, то оказывается,что человеку не так много нужно». Подтвердил слова Архипастыря В.Н. Чуканов,директор Института промышленной экологии УрО РАН, член-корреспондент РАН. Оннапомнил о научных прогнозах, появившихся в конце прошлого века, где прямо указывалось,что на рубеже XX-XXI вв. мир столкнется с всеобъемлющим кризисом, когда ресурсыпланеты войдут в противоречие не просто с численностью человечества, а именнос его запросами. Ещё в 70-х годах XX века академик Н.Н. Моисеев высказал мнениео масштабности надвигающегося кризиса и о его неизбежности. Все попытки, предпринятыемеждународными комиссиями по разработке общих договоренностей между государствамио более равномерном распределении ресурсов между богатыми и бедными странами,потерпели провал. Член-корреспондент РАН В.Ф. Балакирев отметил, что причинаэтого проста: в мире идет отчаянная борьба за ресурсы выживания, в которой «для достижения цели все средства хороши» и в том числе, а может быть, в первую очередьсугубо аморальные. Бесконечные войны за обладание ресурсами, борьба за властьпривели к ещё одному страшному последствию: ухудшению генофонда человечества.Военные конфликты вне и внутри государств уносят наиболее здоровую часть общества,которое при этом «обогащается» слабыми индивидуумами с плохим генофондом. Ведущиеэкологи мира предупреждают, что через 40–50 лет, если уничтожение окружающейприроды и природы самого человека будет идти современными темпами, может начатьсянеобратимая мутация генного кода человека. Это мнение разделяет академик В.Н. Большаков,который указал на «усреднение» многих показателей жизнедеятельности организмау людей, проживающих в нашем регионе. По мнению ученого, это свидетельствуетоб уменьшении генетического разнообразия человечества и его неустойчивости.Можно констатировать, что надежды академика В.И. Вернадского, сформулировавшегов начале XX века идею предстоящего наступления «эпохи разума» и надеявшегосяна «повзросление» человечества, которое будет жить «в полной гармонии с природой»,на сегодняшний день не оправдались. Напротив, резкий дисбаланс между беднымии богатыми странами порождает недовольство людей, возрастает криминогенность,которая проявилась в мире глобальным терроризмом. До сих пор стабилизирующимфактором выступала Россия, которая по количеству учтенных запасов и разнообразиюполезных ископаемых занимает ведущее положение в минерально-сырьевой базе мира.В недрах России сосредоточено: 13% мировых запасов нефти; 35% газа, 12% угля,27% железных руд, значительная часть запасов золота, алмазов, цветных и редкихметаллов, 20% всей пресной воды, 25% всех лесов планеты, обеспечивающих её «дыхание».Именно Россия является резервом устойчивости всей биосферы планеты и как глобальныйэкологический донор играет и в будущем будет играть определяющую роль в поддержанииглобального экологического равновесия. Тем не менее, дыхание общего кризисаявно ощущается и у нас: к великому сожалению, непрерывно сокращается население(в условиях нынешнего социального кризиса в год 1, 5–2 млн. человек умирает сверхестественной нормы), угрожая катастрофическим опустением территории, а значит,ее беззащитностью, падают нравственность, патриотизм, растет алчность, увеличиваетсядиспропорция между бедными и богатыми. Между тем, попрание социальной и правовойсправедливости – источник экстремизма, терроризма, революций. Если страна не встанет на путь смешанной экономики, считает В.Ф. Балакирев, если ее основополагающиеотрасли не перейдут под государственное управление, Россию ожидает коллапс (возможно,даже в пределах ближайших 10 лет), то есть распад на отдельные «территориальныекуски», находящиеся под иностранным контролем. Как сообщил в интервью «Новойгазете» академик РАН и РАМН Михаил Давыдов, недавно избранный президентом Российскойакадемии медицинских наук, согласно медицинской статистике, «среди девочек до 14 лет, которые через 10–15 лет примут на себя основную нагрузку по воспроизводствунации, здоровых только 6 процентов. Не говоря уже о мальчиках». Это – «детиреформ», родившиеся в период экономического и социального кризиса в нашей стране.Между тем очевидно, что демографические проблемы, проблемы семейного воспитанияимеют не финансовые, а, прежде всего, идеологические причины. Опустошенная жизнь– вот симптом и в то же время причина болезни, которой поражены «дети реформ»,и болезнь эту можно преодолеть лишь наполнив жизнь смыслом. Смысл жизни отдельновзятого человека не имеет определения, если не соотнесен с жизнью общества.А наше нынешнее общество смысла своей жизни не имеет. К такому выводу приходитученый. Православие имеет на это свою точку зрения: смысл жизни есть у всегоживого потому только, что он заложен Богом, смысл жизни человека – его спасениена земле через милосердие, любовь, доброту и разумное управление всем, что далнам Господь. Да, мир несправедливо устроен, но ведь человек в силу своей субъективнойгордыни его так устроил. И об этом ещё раз напомнил участникам форума доктористорических наук, профессор М.Н. Денисевич, ректор Уральского гуманитарногоинститута: «Человек попытался занять место Бога. Он стал претендовать на обладаниевсезнанием и всемогуществом. Это привело к господству сциентизма и технократизма.Сциентизм считает, что ничего не может остаться непознанным, технократизм –нет ничего невозможного для техники и технологий». Исторический анализ показывает,что человечество находится в преддверии очередной цивилизационной революции:заканчивается эпоха индустриальная и начинается постиндустриальная (информационная).Исторически повторяемо только одно: переход от одной эпохи к другой проходитчерез цивилизационный кризис, глубина и размах которого возрастают по мере развитияцивилизаций. Сложность исторического момента заключается в том, что на период2014–2018 годов приходится не только кризис, связанный с 500-летними историческимипериодами, но и кризис со 100-летней периодичностью, характерный именно для России. Ученый делает ещё один вывод: исходя из цикличности голода в Россииза последние 100 лет, можно прогнозировать голод 2018–2021 гг., который последуетза кризисом 2014–2018 гг. Более осторожно высказался писатель В.П. Лукьянин.По его мнению, современная наука не располагает инструментарием, позволяющимделать дальние прогнозы, «потому что за пределами всех точно установленных еюфактов и закономерностей скрыт неисчерпаемо сложный клубок связей и опосредований,опрокидывающих самую выверенную логику. Ученые опираются не на точное знание,не на научный метод, а на мировоззренческую установку. В зависимости от этойустановки пессимисты предрекают человечеству близкий апокалипсис, а оптимисты,напротив, напоминают: много раз люди ожидали конец света, а он так и не наступил;даст Бог, пронесет и сейчас. И оба предположения характеризуют лишь тех, ктоих высказал, а применительно к будущему обе версии равно недоказуемы».
 Действительно,не в человеческих силах предугадать будущее, погоду-то умеем прогнозироватьс достаточной точностью только на ближайшие сутки, и то ошибаемся. Что уж говоритьо десятилетиях или столетиях. Но есть прогнозы, которые подтверждались в течениетысяч лет и ни разу не ошибались. Это прогнозы, данные от Бога. Послушаем их.Во время Своей земной жизни Иисус Христос через чудеса, которые Он совершал,дает нам представление о будущей после Страшного суда жизни: не будет существоватьболезнь, не будет ни слепых, ни прокаженных, ни расслабленных, ни глухонемых,не будет ни горячки, ни водянки, ни других болезней, не будет, наконец, смерти.Стихии будут послушны человеку и безвредны для него, не будет разрушительныхбурь, голода и т.п. Все это залог будущего полного восстановления природы.
 Можно привестимного таких же свидетельств учителей и отцов Церкви; одно с несомненностью можноутверждать – нынешняя история шаг за шагом идет к своему завершению. Конец миразавершит как зрелый плод историю человечества, недаром в Святом Писании кончинамира называется «жатвою, исполнением полноты времен». Именно слово «жатва» наилучшимобразом выражает естественность, натуральность конца, ничего насильственного,внезапного нет в конце, мир сам идет к нему, он зреет до конца и, как зрелыйплод, он должен упасть, исчезнуть и дать росток миру новому и обновленному.И об этом говорил Господь наш Иисус Христос: «Истинно, истинно говорю вам: еслипшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24).
 Вот почемутщетны всякие предположения о времени конца мира. Святитель Григорий Нисскийговорит о конце мира как о событии законосообразном, разумном, плотно входящемв контекст мировой жизни. Он утверждает, что «суетен будет тот, кто поспешитжелать наступления жатвы, когда ещё должно сеять».
Точное время этого события известно только Пресвятой Троице, что указывает на него как на событие вселенского, космического порядка.
 Какие жеобстоятельства должны предшествовать концу мира:
 - христианстводолжно быть проповедано всему миру, в самых дальних уголках планеты должны знатьо нём, хотя далеко не все примут его и последуют этим трудным путем нравственногоспасения;
 - конец не наступит, пока в мире есть духовное брожение, и оно ещё не сменилось ленью и апатией. По мнению святых отцов, всё должно созреть и перезреть, одряхлеть и сделаться неспособно к жизни, всё будет представлять жалкую и печальную картинустарости, ни к чему не годной, разложения и разрушения;
 - в государственноми социальном порядке всюду неустройства, перевороты, колебания. Внутри же государств— смятение, социально-политический строй будет поколеблен. Следует отметить,что если человек будет судим на Страшном Суде, то судьба государств решаетсяна земле, и жизнь их здесь начинается и заканчивается;
 - в международныхотношениях — свирепая вражда, какой мир не видал ещё с самого начала своего:«восстанет народ на народ и царство на царство», многие считают, что псевдорелигиозныевойны, приобретающие форму религиозно-политического фанатизма и идущие сейчаспо всему миру, очень напоминают это предсказание;
 - развращениенравственное достигнет крайних пределов: вместо любви «умножатся беззакония»,люди будут «успевать» во многих пороках, религиозное чувство оскудеет. Времяидолопоклонства было ужасным времем разврата, заблуждений и ожесточения в заблуждениях.Столько же ужасное время будет перед кончиной мира. Вместе с тем, всех охватитбеспечность относительно судьбы своей, подобная глубокому сну в глубокую полночь(Мф. 24, 37–38);
 - наука будетпроцветать, и многие будут трудиться для неё, но в познании истины успеха не будет;
 - вместес тем, в изобилии будут лжехристы и лжепророки, которые «дадут знамения и чудесавеликие», за ними появится и сам антихрист. Сейчас мы видим в мире два встречныхпроцесса: духовная деградация происходит на фоне научно-технического прогресса.Не случайно впереди всего мира оказался не просто Запад, а протестантский Запад,превративший религию в абстрактное «мировоззрение», не связанное всерьез с этикойи аскетикой, зато связанное с технологией. И вполне логично, что конечным итогомэтого процесса стало развитие атеизма – безрелигиозности, самоотрицания;
 - вообщепоследнее время будет временем крайнего измельчания духа человеческого, которыйсведет свои потребности к минимуму, да и в этом минимуме (нравственности, науке,религии) окажется бесплодным. Вера так оскудеет между людьми, что Сын человеческий,пришедши на землю, едва и найдет в ней веру (Лк. 18, 8). Уже сейчас вера особенновелика среди больных, а не здоровых, в детских домах, а не в школах, среди стариков,а не среди молодежи или взрослых. Посмотрите, какой парадокс: наука делает всё,чтобы больных было меньше, на это направлены клонирование, репродуктивные технологии,эвтаназия, аборты «по медицинским показаниям», а итог – падение духовности,самоуверенность «здорового» или клонированного, приближающие конец мира;
 - люди будутнеспособны и недостойны жить, ибо они перестанут быть и людьми-то и унизятсядо животных, до рабского состояния, в котором ничего не нужно, кроме удовлетворенияорганических животных потребностей и получения простых удовольствий. АпостолПавел писал епископу Ефесскому Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступятвремена тяжкие, ибо люди самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы,родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны,клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны,более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же егоотрекшиеся»;
 - человечествоне будет видеть своего бедственного нравственного состояния, напротив, станетпровозглашать о своем преуспеянии, ослепляясь им для времени и земли и забыво преуспеянии христианском – для духа, для вечности, для Бога;
 - в природебудут заметны следы разложения и разрушения, законы природы перестанут действоватьс прежней силой и правильностью, производительные силы природы ослабеют: ужесейчас оскудевает почва, миллионы людей голодают, эпидемии, землетрясения. «Ужасныеявления на земле и небе» – метеорологические и астрономические, все знаки того,что «механизм природы расстроился и отказывается работать. Всё в нем развинтилось,расклеилось, поломалось: то слишком обильный дождь, то засуха, то бури, то затишье,земледельцу нечего делать на поле, моряку – на море». Предполагаются страшныеявления во вселенной: помрачение солнца и луны и падение звезд, на земле распространятсяужас, скорби и смятение, «ибо силы небесные подвинутся».
 Катастрофав Юго-Восточной Азии, которую мы пережили год назад, затронула весь мир. Цунамине разбирало ни национальности, ни религии. Вода снесла буддистские, индуистскиеи мусульманские деревни Шри-Ланки. В Индонезии сильнее всего пострадали исламскиерегионы, в Таиланде буддистские. Но погибли и иудеи, и христиане, которые встречалив Азии Рождество. «Эту трагедию особенно трудно пережить без духовного осмысленияее: масштаб жертв повергает людей в ужас и вызывает острое чувство беззащитности,– сказал в специальном обращении Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.– Вместе с тем современный человек склонен возлагать свое упование на техническиедостижения цивилизации, часто забывая о Боге и своей человеческой немощи перед натиском грозной стихии».
 Говорят,что точное количество жертв этой трагедии мир не узнает никогда. Сейчас называютцифру в 165 тысяч человек. В Индонезии большая волна унесла 104 тыс. жизней,в Шри-Ланке – 31 тысячу, в Индии 15, 6 тысяч, в Таиланде 5, 3 тысячи. Люди гиблив Восточной Африке, в Малайзии, на Мальдивах, в Бангладеш. 7700 иностранцевпогибли или пропали без вести. Британцы потеряли в Таиланде более 400 сограждан,погибли 250 жителей Германии, 1200 шведов, 8 россиян. Стало ли после этого спокойнеена Земле, воцарился ли мир? Вспомните, сколько россиян погибло за истекший годв воздухе, на земле и под землей, сколько новых войн разгорелось в мире. Не вразумились люди и после такой всемирной трагедии.
Преподобный Симеон Новый Богослов, как будто провидя это, писал: «Тогда послышатсястенания и польются слезы, земля задрожит, как тростинка, и небо свернется,как свиток, луна больше не даст света, и звезды падут, и солнечный свет преложитсяво тьму… и всё видимое сложится, как книга».
 «И тогдаузрят знамение Сына человеческого, то есть крест, а вслед за тем и Самого Сыначеловеческого, грядущего на облацех небесных с силою и славою многою. Это явлениебудет столь же торжественно, сколько внезапно и неожиданно, подобно явлениюмолнии, исходящей от Востока и являющейся до Запада».
 Что делатьнам? Снова вернемся за круглый стол религиозно-научного форума. Послушаем ученых.Член-корреспондент РАН В.Н. Чуканов: «Спасение человечества в руках самого человечества.Конечно, в духовном кризисе нам может помочь религия, но никто за человечествоего проблемы решить не может. Именно человечество должно перестроить свой социальныйстрой. В рамках того социального строя, который существует, кризис не разрешить».Ученый отметил, что наши предыдущие победы над Западом были связаны с тем, что в Советском Союзе было очень хорошо поставлено среднее и высшее образование.Именно образование должно быть государственным приоритетом. «Мы живем в самодостаточнойстране», – сказал ученый.
 АкадемикВ.Н. Большаков: «Культура является важнейшей составляющей, это как раз один из тех факторов, который позволяет человечеству при определенной деградации генофонда,вызываемого социальными потрясениями, все-таки сохранять тот уровень, которыйему необходим для поддержания и развития. Поэтому я пока никакой деградацииобщества не вижу. Инстинкт самосохранения, да и разум самосохранения все-такиприведут к тому, что как существо социальное человек будет строить ту окружающуюсреду, в которой ему необходимо будет жить».
 О культуре,но уже в плане духовности, говорил ректор УГТУ-УПИ член-корреспондент РАН С.С. Набойченко:«Духовность это образованность человека в области культуры. Если мы не будемразвивать культуру человека, то и погрязнем в преисподней, о которой здесь сегодняговорилось». Писатель В.П. Лукьянин снова вернулся к роли образования в преодолениикризиса, указав, что среди преступивших закон почти нет людей с высшим образованием.Он считает, что «жизнь и судьба человека не предопределены, они формируютсяв зависимости от воспитания, образования, жизненных установок, которые диктуютсяобстоятельствами и средой. Вот тут я, убежденный атеист, должен выразить самоеуважительное отношение к религии и Церкви: именем Бога они освящают традицию(коллективный навык жизни), укрепляя тем самым общество как социальный организми наполняя общественно значимым смыслом существование каждого отдельного человеческогоиндивида. Так или иначе, неизбежен, мне кажется, поворот к непотребительскимидеалам, выход на путь духовного прогресса. Если этого не случится, деградациячеловечества неизбежна».
 АкадемикН.И. Тимофеев: «Причина надвигающегося кризиса в самом человеческом обществе,значит, и повернуть процесс вспять, предотвратить коллапс общества можно разумнымимерами властей. Только для этого необходимо радикально переосмыслить весь нашобщественный уклад и направленность политических решений. Нужно явить государственныйразум и проявить политическую волю. А вот достигнуть достойного уровня благосостояниядля всех – такая идея намного понятней. Впрочем, сегодня лучше общенациональнуюцель сформулировать еще конкретней и доступней. Например, за ближайшие десятьлет добиться радикального оздоровления больного поколения. Это очень трудная(болезнь запущена!), но пока еще выполнимая задача».
 ПрофессорМ.Н. Денисевич: «На современном этапе ресурсы информационных обществ, интеграционныевозможности государств позволяют управлять кризисными состояниями, если на то будет добрая воля самого Человека. Ученые и политики могут и обязаны предотвратитьочередной надвигающийся кризис как угрозу человечеству».
 Заключаязаседание интеллектуально-делового клуба, академик В.В. Алексеев отметил, что результаты обсуждения одной из самых актуальных проблем современности должныбыть непременно опубликованы: искусственно противопоставляя науку и религию,«средства массовой информации затуманивают сознание населения самым беспардонными глупым образом». Он отметил, что нынче человечество проходит опасный рубежсвоего развития, но не стоит вдаваться в крайний пессимизм: «Каждая новая эпохапорождает новые проблемы. И эти проблемы, как правило, решаются, человечествоподнимается на новую ступень развития. Вопрос заключается в том, чтобы современныенаука и политика прислушивались к духовным ценностям. Мы все ратуем за духовность,но почему-то не можем согласиться, что носителем духовности долгое время выступаларелигия. Необходимо сохранить Россию, а с ней и стабильность в мире. Я надеюсь,что у русских хватить мудрости это сделать.
 Мне представляется,что очень важно и конструктивное взаимодействие с Церковью, которая ближе к душе человека. Если этот триумвират: техническая наука, гуманитарная наука и религия сойдутся в одно целое, можно будет довольно правильно определить векторразвития человечества. Если говорить о XX веке, с одной стороны, это был расцвет,а с другой стороны деградация. А в XXI веке эта проблема должна быть решенана основе современной науки, соединения ветвей этой науки и конструктивноговзаимодействия с религией. В нынешней критической ситуации другого выхода нет»,– отметил ученый.
 Будет линадвигающийся кризис мира, который ощущается всё явственней, последним кризисомчеловечества? Как мы видим, ученые считают, что ещё не всё потеряно, разум долженвосторжествовать, образованность и духовность, наука и религия должны подсказатьлюдям выход из этой ситуации. Пора прекратить суету вокруг природных богатстви их хищническое растаскивание. Не наши они – Божеские. И не дело обогащатьсяна том, что тебе не принадлежит. А вот умножать красоту природы, растить леса,хлеба, восполнять то, что взял у природы, делать жизнь природы и людей чищеи лучше – это наша святая обязанность. Не завидуйте и не гордитесь, а умиротворяйтеваши души, своих родных и близких, милосердствуйте и благотворите, растите детейв вере и любви к Родине, к Святой Руси, и будьте счастливы. А как же конец мира?Когда же наступит это великое, страшное и чудное событие? Конец мира являетсяестественным и необходимым звеном в цепи мировых явлений, завершительным моментоммирового процесса, органически входящим в этот процесс; а новый мир и будущийвек – естественным плодом мира этого и века настоящего. О времени этого великогособытия писал святитель Феофан Затворник: «Что будет Второе Пришествие то несомненно,что оно будет внезапно, при всех предзнаменованиях великих. Остается тольконам ожидать непрестанно Господа и готовиться к сретению, не гадая о времени».
 Именно готовитьсяпредстоит нам, укрепляя Православие в России, стараясь спасти от духовной смертинаших детей, внуков, правнуков, да и нас самих, чтобы в будущем веке Россияоставалась Великой и Святой Русью, чтобы не ад пополнили наши люди, а сталиполноправными жителями чудесного обновленного, лучшего мира. А время? Времяпридет.

Из бездны Вечности, из глубины творенья
На жгучие твои запросы и сомненья
Ты, смертный, требуешь ответа в тот же миг,
И плачешь и клянешь ты Небо в озлобленье,
Что не ответствует на твой душевный крик…
А Небо на тебя с улыбкою взирает
Как на капризного ребёнка смотрит мать,
С улыбкой – потому, что все, все тайны знает,
И знает, что тебе ещё их рано знать!

       АпполонМайков
         1892 г.

Протоиерей Сергий Вогулкин,
настоятель храма во имя Святой мученицы Татианы,
проректор по науке и развитию
Уральского гуманитарного института,
доктор медицинских наук, профессор

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс