Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (431) → Святейший Патриарх Алексий: «Нельзя больше замыкаться внутри церковной ограды, необходимо выходить на общественную проповедь»

Святейший Патриарх Алексий: «Нельзя больше замыкаться внутри церковной ограды, необходимо выходить на общественную проповедь»

№14 (431) / 8 апреля ‘07

Первосвятитель

 – За окнамиВашей резиденции – хмурая ранняя весна. Какие чувства у Вас обычно вызываютслякоть, промозглый неуют в природе?
 – Каждоевремя года несет в себе особое очарование.

И череда времен года видится мнев свете Божия замысла о мире, устроенном очень мудро и слаженно. По слову пророка,«увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31).
 – Понятно, что человека глубоко верующего в моменты неважного настроения, необъяснимой тревогивыручает молитва. Но, возможно, у Вас есть какие-то запасные житейские «палочки-выручалочки»,к которым спасительно прибегаете в качестве «земного довеска»?
 – Вы правы– в трудные моменты ничто так не помогает, как молитва. Верующему человеку онадоставляет подлинное утешение, дает прочувствовать и осознать: ты не один, что бы с тобой ни случилось. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20),– говорит Господь Иисус Христос. Однако, к сожалению, не все приучены к молитве.Современному человеку порой привычнее в трудные минуты прибегнуть к чтению книг,к слушанию умиротворяющей музыки или просто взяться за какое-нибудь домашнеедело. Здесь, пожалуй, не стоит искать рецепты на все случаи жизни.
 – Будучи чрезвычайнозагруженным, Вы вряд ли в течение дня имеете возможность предаваться раздумьямо собственной жизни. Но ночью (а мы знаем с Ваших слов: Вас нередко мучает бессонницаи «разные тяжкие проблемы крутятся в голове, словно долгоиграющая пластинка»)что видится самым неодолимым в Вашей внешне успешной судьбе?
 – Нехваткавремени, о которой вы уже сказали. Так хотелось бы всем помочь, всех посетить,со всеми обстоятельно побеседовать без обычной спешки… Ведь вокруг так многоинтересных людей и тех, кто нуждается в помощи, в участии, в ободряющем, утешающемслове.
 – А что Вы расцениваетекак свою наиболее яркую победу?
 – Вся мояжизнь целиком связана с жизнью Церкви, поэтому все мои раздумья, успехи и неудачиневозможно представить в отрыве от нее. Последние годы Русская ПравославнаяЦерковь активно возрождается. Восстанавливаются храмы и монастыри, порушенныев годы безбожного лихолетья, строятся новые дома Божии, открываются духовныешколы, издаются книги, газеты, журналы, ведется широкое социальное служение.Мне отрадно, что духовное возрождение нашего народа совершается на моих глазахи что я как Предстоятель Церкви вношу посильную лепту в это возрождение. ПобедуЦеркви я переживаю и как свою личную. Однако многое еще предстоит сделать. Встречающиесяна пути трудности, а порой даже неудачи и есть предмет моих забот и раздумий.
 – «Бог гордымпротивится, а смиренным дает благодать» – этот религиозный постулат, осуждающийчестолюбие, самоуверенность и уж тем более всяческий карьеризм, несколько противоречитсовременным светским установкам на напор, амбициозность, агрессивность, как стало принято добавлять, «в хорошем смысле слова». А ведь нынче все больше молодыхуспешных людей называют себя верующими. Как им сопрячь столь разные установки,избежать сумбура в голове и душе?
 – Неверносчитать, что православная духовность – это препятствие для развития экономики.Вспомним историю наших монастырей. Они были не только обителями молитвы и учености,но также хозяйственными центрами. В годы неурожаев, войн и потрясений они служилиприбежищем для десятков тысяч людей, потерявших кров и средства.
 Молитва в Православии всегда сопрягалась с трудом. А леность, бездеятельность считалисьпороками, которые делают душу беззащитной перед диаволом. Каждый человек призванк труду, но должен опасаться излишней самоуверенности, упования лишь на самогосебя. Предосудительны не деловая активность и не желание подняться по социальнойлестнице, а безудержная жажда власти, стремление к успеху любой ценой. Действительныйуспех и счастье приходят именно тогда, когда мы работаем честно, причем не толькоради себя, но и ради ближнего, ради Родины.
 – Православнаямораль весьма скептически относится к богатству. Известное библейское изречениео том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войтив Царство Небесное, априори предполагает определенную неправедность любых большихсостояний. Но, с другой стороны, строя рыночные отношения, государство ориентируетсвоих граждан на предприимчивость, деловую хватку, поощряет занятия бизнесоми, в конечном счете, процветание, материальное благополучие, зажиточность. Таккто Церкви угодней: «вписавшиеся» или «не вписавшиеся» в сегодняшнюю российскуюжизнь?
 – Слова ГосподаИисуса, которые вы упомянули, осуждают не богатство как таковое, но стяжаниебогатства ради богатства. Такой путь ведет личность в тупик. Богатство – этоне благословение и не наказание. Это, прежде всего, испытание и ответственность.Нам нужно научиться видеть в материальных благах не только средство извлечениявыгоды, но и возможность послужить добру, справедливости. Непривязанность к деньгам и вещам делает человека внутренне свободным. При этом рыночные отношения,предполагающие конкуренцию, не должны распространяться на всю жизнь общества.
 – Ваше отношениек отечественному списку «Форбса»?
 – Некоторыхиз людей, там упомянутых, я знаю. Среди них есть очень достойные предприниматели,которые заботятся о России. Есть и те, общаться с кем мне непросто. Так что присутствие в этом списке, на мой взгляд, – это не доблесть и не повод для осуждения.В любой среде есть люди разные. А суд – за Господом.
 – В последнеевремя появилась особая разновидность священников, чье поведение кажется совершеннонестандартным, неорганичным для служителей культа. Скажем, в Ярославле с успехомпрошел фестиваль бардовской песни среди священнослужителей. Или другой пример:диакон Андрей Кураев дружит с рокерами, выступает на их концертах. АрхиепископЛьвовский и Галицкий Августин вообще «экстремал»: сидит за штурвалом истребителя,прыгает с парашютом, любит рассказать анекдот… У Вас не вызывает отторжениятакое «отступление от традиций»? Не хочется призвать некоторых экстравагантныхпастырей быть благообразней?
 – Сегоднямолодежь подвергается многим влияниям, в том числе чуждым нашей вере и культуре.И в этих условиях многие ждут от Церкви действенного миссионерства. Нельзя большезамыкаться внутри церковной ограды, необходимо выходить на общественную проповедь.Отмеченные вами «странности» связаны с поиском нового языка, доступного и понятногомолодежи и вообще современному человеку. Поиск, как всегда, сопряжен с ошибкамии трудностями. Однако это не должно смущать нас. Апостол Павел в Послании к евреям говорит: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»(1 Кор. 9, 22). Но нужно избегать крайностей, способных смутить верующих.
 – Какие измененияв молодой поросли священников происходят, по Вашему наблюдению? Надо ли человеку,облеченному саном, что называется, поспевать за временем, соответствовать ему?Или Церковь – это та сфера, где консерватизма много не бывает?
 – В 90-егоды нам потребовалось очень много приходских священников. Однако подготовитьих в одночасье было невозможно. Приходилось рукополагать неофитов, не имеющихдуховного образования. И это, я считаю, было неизбежно в то время, потому что иначе приходы не начали бы жить. Но были и отрицательные последствия, напримермладостарчество, поспешная раздача авторитарных духовных советов. Но в целомновое поколение молодых священников вселяет в меня надежду. Среди них оченьмного активных, талантливых, ревностных людей, полностью отдающих себя служениюи пасомым.
 Церковь следуетвечной и неизменной истине, которую нам дал вечный и неизменный Бог. Но в то же время Церковь открыта для творчества, ведь в ней совершается преображениеветхого человека. В церковной истории были случаи как чрезмерного консерватизма,так и безудержного обновленчества. И то, и другое несло расколы и разделения.Нужно идти «царским», срединным путем, чтобы, с одной стороны, не привести к маргинализации Церкви в современном мире, чего так хотели большевики, а с другой– не поработить ее преходящему и изменчивому духу «века сего».
 – Раз уж мы ненарокомкоснулись анекдотов. Несколько лет назад один из нас в качестве редактора собиралсянапечатать приведенный в авторской заметке анекдот. Речь шла о том, что некиймитрополит, учившийся со Сталиным в духовной семинарии, попросил вождя о встрече.Тот согласился, а у митрополита начались мучительные сомнения. Одеться в цивильноеплатье? Но это значило бы унизить свой сан. Прийти в рясе к главному кремлевскомуатеисту? Это могло быть истолковано как дерзкий вызов. После бессонной ночимитрополит появился в Кремле в обычной одежде. Сталин удовлетворенно усмехнулсяи ткнул пальцем вверх: «Его не боишься? Меня боишься!». Издатель газеты, бывшийкомсомольский работник, попросил снять заметку из номера со словами: «Не ссорьтеменя с Патриархом». Трудно представить, Ваше Святейшество, что Вы обиделись бы на невинную байку, выставляющую священника не самым храбрым человеком. Как вообще Вы реагируете на анекдоты, где фигурируют представители Церкви?
 – Если онидобрые, не оскорбительные, не кощунственные – отношусь нормально. Конечно, и священники, и иерархи могут ошибаться, проявлять слабости. Но одно дело – говоритьо конкретном человеке, и совсем другое – представлять некий собирательный образ.Думаю, что подобные истории должны хоть как-то соответствовать реальности. Достоверноизвестно лишь об одной встрече Сталина с иерархами Церкви, и они, конечно, былив рясах. Ни один иерарх не пошел бы к главе государства в светской одежде. Кстати,история сохранила остроумный ответ митрополита Сергия, будущего Патриарха, данныйим в 1943 году на встрече со Сталиным. Речь зашла об открытии духовных школ,так как Церкви не хватало священнослужителей. «А почему нет кадров?», – спросилвождь. «По разным причинам, – ответил митрополит, – одна из которых такая: мыготовим священника, а он становится маршалом Советского Союза». Имелось в видусеминарское прошлое Сталина. Такой ответ разрядил атмосферу беседы, результатомкоторой стало некоторое оживление церковной жизни в СССР.
 –Вы, наверное,знаете много забавных сюжетов, так?
 – В церковнойсреде имеют хождение рассказы из жизни духовенства. Вот одно из таких «преданий».Однажды сельский священник приехал по делам в Москву. Утомившись с дороги, онзашел в столовую, оплатил обед, но забыл про столовые приборы. Пришлось оставитьеду на столе…  Возвратившись,он видит такую картину: на его месте сидит незнакомец и невозмутимо кушает егощи. Что делать? Прогнать наглеца было бы не по-христиански. И батюшка, являяобразец смирения, берет чистую тарелку, отливает себе половину щей, аналогичнымобразом поступает со вторым и компотом. Но вот трапеза подошла к концу, и незваныйгость, не поблагодарив батюшку за оказанную любезность, уходит восвояси. Батюшкатоже направляется к выходу, но вдруг слышит за спиной грозный окрик: «Гражданин!».Он оборачивается и видит, что перст сотрудницы общепита указывает на стол в другом зале, на котором остывает, никем не тронутый, батюшкин обед. Кто же былэтот безвестный подвижник, который безропотно позволил священнику разделитьс ним незатейливую трапезу? Об этом история умалчивает.
 – Вы смешливыйчеловек? Что способно вас развеселить, развлечь?
 – Ценю тактичныйюмор, который основан на мудрости и доброй иронии. Думаю, что вовремя и к местусказанная шутка способна внести лепту в борьбу с грехом.
 Древний патериксохранил пример из жизни святого Антония Великого. Некий охотник соблазнился,увидев, как подвижник шутил с братией. Тогда преподобный Антоний велел ему натянутьтетиву лука. Тот послушался. «Натяни еще», – велел старец. Он снова сделал так,как его просили. «Еще сильнее», – продолжал святой. «Но тогда лук переломится»,– взмолился охотник. «Так и братия, если не давать некоторого послабления, скоровпадет в грех», – отвечал авва Антоний.
 – В религиозномлидере по определению должна быть харизма. Однако она нереальна без жизнелюбия– ведь ригористичный человек наводит на окружающих только уныние. Вы можетесказать, что, несмотря на тяжкие труды и печали Патриаршего служения, находитеудовольствие в разных проявлениях жизни? Вам нравится плавать в бассейне, заниматьсяна велотренажере, пить по утрам ароматный кофе?
 – Господьпомогает в несении Патриаршего креста. Вспоминается рассказ об откровении, данномодному человеку. Он увидел свой жизненный путь, почти на всем протяжении которогоотпечатались две пары следов – будто кто-то все время шел рядом. Однако в самыетяжелые периоды жизни вторые следы исчезали.
 – Кто жеэто, кто шел рядом со мной? – вопросил путник.
 – Это Господь,Он всегда был рядом! – такой был ответ.
 – Но почемуже, когда мне было особенно невыносимо, я оставался один?
 – Ты былне один, просто Я нес тебя на руках.
Конечно, у каждого своя мера сил, отпущенных Господом. И зачастую минута-другаяпокоя, отдыха, общения с природой способна вернуть бодрость духа, хорошее настроение.Я стараюсь находить время для прогулки, для неторопливого общения. На занятияспор-том, правда, сейчас времени не хватает.
 Нередко сменадеятельности позволяет по-новому взглянуть на те или иные проблемы, найти подходящеерешение сложного вопроса. А иногда такие моменты позволяют лучше «познать себя»,как говорили святые отцы.
 – Года два назадв разговоре с нами Вы посетовали, что, хотя врачи рекомендовали больше ходить,и с тех пор у Вас на поясе закреплен шагомер, норму никак не выполняете. Стали ли Вы с тех пор более дисциплинированны?
 – Не могуэтим похвалиться. Жесткий график все-таки ограничивает время для прогулок. Но стараюсь использовать любую возможность.
 – Что предпочитаетеделать вечерами? Вы любите побыть дома один?
 – Одиночество– далеко не бесполезная вещь, особенно для монаха. Но такие минуты выдаютсяне слишком часто, и вечера у меня короткие. Люблю наблюдать природу. Положительноотношусь к чтению, классической музыке. Да и размышления о жизни, о прошломмне совсем не чужды. Что вы хотите? Все-таки возраст…
 – Ваши сотрудникиготовят вам ежедневную подборку наиболее важных публикаций СМИ? Остается времясамому полистать газеты, посмотреть новости по телевизору?
 – Стараюсьбыть в курсе последних событий. Сейчас для этого есть богатые возможности. С помощью Интернета можно в любое время узнать новости, оперативно найти нужнуюинформацию. Я сам обращение с компьютером пока не освоил, но выручают помощники,которые составляют различные подборки.
 Не отказываюсьот телевизионных новостей, читаю газеты, среди которых хочется отметить и «Известия»,где за последние годы стало гораздо больше правдивых, грамотных, доброжелательныхматериалов о жизни Церкви.

Марина Заваде и Юрий Куликов,
«Известия»

(Окончаниев следующем номере)

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

(Продолжение.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий наградил генерального директора ВГТРК Олега Добродеева орденом святого благоверного князя Даниила Московского

 В рабочейрезиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси АлексийII наградил генерального директора ВГТРК «Россия» Олега Добродеева орденом святогоблаговерного князя Даниила Московского II степени. В ходе встречиСвятейший Патриарх отметил вклад, который вносит всероссийская телерадиокомпания«Россия» в освещение различных событий церковно-общественной жизни.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс