Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (428) → «Семья и будущее России»

«Семья и будущее России»

№11 (428) / 15 марта ‘07

Семья и будущее России

В первых числах марта в Екатеринбурге состоялась четвертая Международная научно-практическая конференция «Семья и будущее России», инициатором проведения которой, как и всех предыдущих выступила Екатеринбургская епархия.

Многочисленные участники и гости конференции дали высокую оценку форума, подчеркивая важность и актуальность тем, поднятых для обсуждения.

Вот, например, что сказал заместитель председателя Правительства Свердловской области по социальным вопросам Владимир Александрович Власов.

- Я рад, что многие общественные, политические организации, представители духовенства в настоящее время серьезно озабочены проблемами семьи и ее потребностями. За последние годы на государственном уровне Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным была озвучена государственная стратегия в поддержку семьи на ближайшие десять лет, включающая в себя комплекс мер административного, финансового и социального характера. В том числе такие меры, как единый сертификат на материнский капитал, увеличение размера детского пособия, компенсация затрат семьи на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении и иные меры государственной, муниципальной поддержки семьи.

Конференция «Семья и будущее России», четвертый раз прошедшая в Свердловской области, неизменно собирает заинтересованных представителей органов государственной власти, научной и православной общественности, позволяет не только обсуждать актуальные вопросы поддержки семьи, формирования в обществе семейных ценностей, но и поставленную сейчас перед всеми субъектами Федерации задачу по реализации государственной семейной политики.

Губернатором Свердловской области, исполнительными и законодательными органами государственной власти также уделяется особое внимание семье и детям. В регионе успешно реализуется концепция сбережения населения Свердловской области и концепция региональной семейной политики на период до 2015 года, областные целевые программы «Мать и дитя», социальная поддержка семьи и защита прав детей, репродуктивное здоровье женщин, система материальных выплат, льгот и социальных компенсаций семье.

В настоящее время по инициативе и по поручению Губернатора области начата разработка областной целевой программы «Уральская семья», призванная способствовать укреплению семьи как социального института общества. Вместе с тем ориентация мер государственной семейной политики, обусловленная устранением материальных помех с рождением детей, по нашему мнению, не дадут желаемого эффекта без изменения всей системы ценностной ориентации в обществе, повышения в нем ценностей семьи, отцовства и материнства.

Принятие в Свердловской области закона о знаке отличия «Материнская доблесть», ежегодное проведение социально-значимых мероприятий, таких, как областные конкурсы «Семья года», «Самый лучший папа», «Женщина года» и многих других, способствуют формированию позитивного общественного мнения в поддержку благополучной семьи, ее ценности.

Развитие семейных форм жизнеустройства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из приоритетных задач на сегодняшний день – также не может быть решена только за счет роста материальных стимулирующих выплат опекунам и приемным родителям без изменения общественного мнения и сознания.

На наш взгляд, главное значение прошедшей конференции в том, что она поможет совместными усилиями выработать определенные основополагающие дополнительные предложения в реализации государственной семейной политики, заключающиеся в необходимости своевременного научного обоснования принимаемых мер и решений для повышения их эффективности, а также для повышения роли общественности в поддержке семьи и семейных ценностей и возрождение активной позиции общественных, религиозных организаций в сфере семейной политики.

В связи с чем хотелось бы поблагодарить организаторов, гостей и участников конференции за плодотворную работу в секциях и пленарных заседаниях, озвучивание наболевших вопросов, а также за предложение по определению путей их решения в геополитическом факторе, то есть в специфике политических, социальных, культурных, экономических и иных условий в жизни на Урале и Свердловской области.

«Прогресс, отрицающий облик Христа, становится регрессом…»

Самую высокую оценку конференции дал заместитель председателя комитета по информационной политике Государственной Думы Российской Федерации Александр Николаевич Крутов.

- Екатеринбург известен в России не только тем, что он является крупным промышленным производственным центром, но и тем, что именно отсюда зачастую идут те идеи, те предложения, которые сегодня так необходимы России. Идеи и предложения, которые касаются именно нравственного воспитания, духовного состояния нашего общества. И то, что в Екатеринбурге существует довольно хорошая связь между Церковью и государством, между правительством области и Епархией – это дорогого стоит.

В рамках конференции я побывал на заседании общества «Трезвение» при соборе Святого Благоверного Князя Александра Невского, и был очень удивлен и обрадован тем, что такое общество существует. Опыт его работы должен получить огромнейшее распространение по всей России, потому что проблема пьянства и алкоголизма – одна из важных государственных проблем.

Сегодня одна из главных проблем, которая несет угрозу национальной безопасности России, ее существованию – это духовное состояние общества. Все больше людей ощущают ненормальность современной жизни. Под красочными вывесками прогресса, политкорректности, толерантности идет явная подмена ценностей. Традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло, наоборот, привлекательным и современным.

В средствах массовой информации нравственность подвергается насмешке, оправдываются аборты – убийства детей, вместо крепкой семьи пропагандируется свободная любовь, однополые браки, так называемые гражданские браки.

Русский мыслитель Иван Аксаков более ста лет назад пророчески писал: «Прогресс, отрицающий облик Христа, становится регрессом, цивилизация завершается одичанием, совлекши с себя образ Божиий, человек совлечет и человечество…» Не это ли происходит сегодня с нами? Мир меняется, но лучше, духовней, нравственней не становится. Об этом говорят у нас, об этом говорят и на Западе.

Многие сейчас рассуждают о том, какая угроза наиболее опасна человечеству: экологическая, техническая, терроризм, тоталитаризм, столкновение цивилизаций… Думаю, что наибольшую угрозу несет сам человек, отрицающий все нравственные барьеры и живущий только своими желаниями. Средства массовой информации, врываясь в наши сердца, умы, дома, несут потоки грязи, похабщины, клеветы, садистские смакования, насилие и извращение.

А законодатели не могут или не хотят принять ни одного закона, запрещающего растление людей. Все законопроекты, направленные на ограничение показа сцен насилия, жестокости, порнографии, которые вносят не только депутаты Государственной Думы, но и представители регионов, не находят поддержки у думского большинства.

Я думаю, всем понятно, что строить Россию без нравственных основ – это все равно что строить дом без фундамента. Пока Дума думает, у нас выросло целое поколение молодых людей, для которых нет отличия реального убийства от кино, и настоящей крови от клюквенного сиропа. Они во многом уже морально подготовлены для совершения преступления. Мэр Москвы Юрий Лужков недавно привел такую статистику: за последние годы количество убийств, совершенных школьниками, возросло на 81 процент, грабежей и разбоев – на 25 процентов. Уже не говорится о пьянстве, алкоголизме и наркомании, о СПИДе. И, что самое интересное, значительное количество преступлений совершается, как называется, «под телевизионную копирку».

Сегодня мы можем говорить положительно только о двух законах, принятых нашей Государственной Думой. Это – о рекламе и об игорном бизнесе. Которые делают хоть и маленькие, но шажки, направленные на улучшение духовно-нравственного климата в России.

Конечно, закон пишется для того, чтобы его исполняли. Для этого его формулировки должны быть точными, ясными и юридически выверенными. У нас есть четвертая статья Закона о средствах массовой информации, в которой запрещается показ сцен жестокости и насилия. Но эта статья не применяется на практике, так как не существует понятийного аппарата, то есть не дано определение: что такое насилие, жестокость, эротика и порнография.

И, что самое интересное, какие бы не возникали предложения определения этих понятий, Дума и депутаты не заинтересованы в том, чтобы эти понятия были введены. За три года моей работы предлагалось уже не одно определение этих понятий, но ни одно из них не было принято. Нам говорят, что в любом случае, если мы примем какое-то определение, потянется длинная ниточка. Тогда нам нужно будет запретить и «Анну Каренину» – под поезд бросилась, и «Веселых ребят» – дерутся там между собой, и «Броненосец «Потемкин»… То есть, при желании, можно любое благое начинание довести до абсурда.

Государственная Дума заключила хартию с руководителями телеканалов, говоря о том, что медиа-собщество должно заниматься саморегуляцией. Эту хартию в ноябре 2005 года подписали руководители многих телеканалов. Прошло два года. У нас что, после этого на телеэкранах стало меньше крови, насилия и пошлости? Отнюдь.

Конечно, саморегуляция, наверное, нужна, но она может быть только у тех людей, которые имеют в основе своей определенные нравственные ценности, понимают, от чего надо отталкиваться, что есть добро и зло. Ну а какая духовная основа у людей, у которых в душе нет Бога? Отсутствие таких духовных критериев и приводит к тому, что сегодня мы видим на телеэкранах такие передачи.

В начале 2004 года научно-исследовательский институт укрепления проблем и законности правопорядка при Генеральной прокуратуре России внес в Думу законопроект о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Прекрасный законопроект, который очень и очень помогал бы нам всем в современной жизни. Этот законопроект призван реализовать основные принципы государственной политики в сфере защиты детей от негативной информации, закрепленные на уровне международных стандартов.

И что бы вы думали? Вот уже три года этот законопроект лежит под сукном. Его сейчас передали в Общественную Палату на экспертизу, но, я думаю, что и там он будет «похоронен»… Столь мрачный прогноз я делаю, исходя из обсуждения Общественной Палаты, который она проводила в отношении вопроса о введении преподавания «Основ православной культуры». Смотрите, какой удар был нанесен Православию как основе духовного и культурного существования русского народа Общественной палатой, которой поручили разобраться, нужно ли преподавать основы православной культуры или нет нашим детям? И как их преподавать?

Так вот, эта комиссия приняла решение рекомендовать преподавать в школах универсальный курс религиоведения. Фактически православный вариант был отвергнут. Предложение включить основные представления о происхождении человека и смысла жизни было внесено этой комиссией. Обратите внимание, нам говорят, что «вводя основу православной культуры, вы вводите религию» (хотя этот предмет не религиозный), и в то же время нам предлагают изучать все религии мира.

Вы чувствуете противоречие? Одно дело, если бы человек изучал своих святых, своих героев, историю своего Отечества в целом, в комплексе, но ему предлагают к тому еще изучать философию и взгляды каких-то неизвестных племен и сект, находящихся во всех частях нашего света. И что самое интересное. Когда при обсуждении этого вопроса Митрополит Климент возражал и говорил: «представьте, какая «каша» будет в голове у восьмилетнего ребенка, если загрузить в нее сведения о всех мировых религиях»? На что член комиссии главный раввин отметил: «Они поймут, как много общего у них и их сверстников других национальностей и вероисповеданий».

Ну что может понять ребенок, у которого еще нет представления о Боге, которого не научили духовной стержневой культуре. Как он может отличить добро от зла, когда он не знает, что такое добро и зло? Именно в его духовной традиции, которую и создал наш народ и наше государство. И что самое удивительное, раввина в его разрушительной для нашего государства идее поддержал министр образования Фурсенко, который сказал, что школа должна давать единую информацию о мировоззрении – пусть дети выбирают сами.

Обратите внимание на то, что школа отказалась от одной из главных, основных своих функций – воспитание человека. Сегодня говорят – пусть семья воспитывает, и в то же время отмечают: семьи у нас плохие. Немало таких социально неблагополучных, где родители пьют, бросают детей… Вот и получается, что у нас воспитание детей оказалось пущенным на самотек. Единственный социальный институт, который по мере своих сил и возможностей пытается заниматься воспитанием подрастающего поколения, – это Русская Православная Церковь.

У нас миллионы беспризорников. В когда-то самой читающей стране сегодня миллионы безграмотных. У нас – сотни тысяч родителей, брошенных живыми детьми, и миллионы детей, брошенных живыми родителями. У нас на каждые десять свадеб — семь-восемь разводов, у нас высокий уровень детоубийства: 1, 7 миллионов абортов, ежегодно совершаемых официально (а неофициально 4, 6 миллионов)…

А мы говорим о том, что мы строим новую Россию. Какую Россию мы можем построить при таком духовно-нравственном состоянии нашего общества? Как такая семья, которая сегодня у нас существует, может одна, без помощи государства и общественности воспитать детей? С телеэкранов нам внушают, что мы должны жить в гражданском браке, в блуде, и это становится нормальным явлением. Наши сегодняшние кумиры, звезды кино и эстрады без стеснения рассказывают о том, как они живут с одним, другим, третьим партнером. А люди смотрят, дети смотрят, и считают это нормой. И принимают эту норму.

О каком воспитании в этом случае может идти речь? Мы считаем, что предмет «Основы православной культуры» должен быть включен в федеральный образовательный компонент, он должен быть обязательным для всех детей России, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Ссылки на многонациональность и поликонфессиональность нашего сегодняшнего общества нельзя считать состоятельными. Невозможно отрицать очевидное: великая русская культура и великая русская цивилизация – это православная культура и православная цивилизация восточных славян. Скажите, какая культура, кроме православной, создала величие и славу России? Назовите другую, которая бы создала государство и вошла в мировую культуру.

Мы считаем, что все граждане нашей страны в той или иной мере являются представителями русской православной культуры. И какой бы ты веры или национальности ни был, знать основы культуры, созданной государствообразующим народом, которая создала государство, – обязанность гражданина России. Он должен знать основы культуры государства, в котором он живет. Добровольные факультативные занятия по основам исламской, буддистской, иудаистской культуры в местах компактного проживания носителей этих культур – это выбор самих школьников и их родителей. А вот изучение основ православной культуры – дело государственное.

Вот еще на что хотелось обратить особое внимание. И на Рождественских чтениях в Москве, и в рассуждениях министра Фурсенко предпринимаются попытки убрать из названия предмета якобы конфронтационное слово «православный». Почему бы не назвать курс, говорит Фурсенко, основы традиционных конфессий? Но это тот случай, когда каждое слово чрезвычайно важно. Ведь замена одного, но ключевого слова означает переход из плоскости национальной культуры православных традиций России в плоскость космополитизма и глобализации.

Если заменить слово «православие» – это то же самое, что русскую литературу назвать «традиционной» литературой, а историю России – «традиционной историей». Слово «православие» многим не нравится, слово «православие» мешает, говорят, строить новое общество. Но ведь другое название обозначает иную суть. И это – принципиальный, мировоззренческий вопрос. И мы ни в коем случае не должны сдавать своих позиций.

Мы должны жертвовать собой. Жертвовать во имя Православной веры, веры наших отцов, во имя нашей Родины, во имя сохранения будущей России. Вопрос о сохранении православной культуры – это вопрос о сохранении национальной культуры, духовного наследия российской государственности и будущего России. Многое зависит от нас с вами, ибо человек сам себе враг. Поэтому и Церковь нас учит, и вера нас учит, учит нас вся история, и предки нам говорят: нельзя быть равнодушными, нельзя быть «теплохладными». Только активная гражданская позиция православных приведет к перелому в решении многих назревших проблем. Тогда у России есть настоящее и будет будущее…

Материалы подготовила Лидия ЕЖКОВА

 

В других номерах:

Семья и будущее России

Профессор, доктор экономических наук, ректор Уральского института бизнеса священник Александр Миняйло: «Дефицит совести – это самый дорогостоящий и самый блокирующий фактор общественного развития»

 С 28 января по 3 февраля в Москве проходили XV Международные Рождественские образовательныечтения «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке». Уральский институтбизнеса представил на чтениях проект концептуальных и базисных положений «Духовнаяоснова развития российской школы XXI века».

 
Церковный календарь

20 марта — память преподобного Емилиана Италийского

 Житие преподобногоЕмилиана, память коего совершается ныне, начинается так. В городе Риме жил одинчеловек, по имени Викторин.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс