Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (421) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№4 (421) / 22 января ‘07

Архипастырь

 - Владыка, Натальяиз Каменска-Уральского спрашивает: «Почему Царя Николая II, его семью возвелив святые и уже пишут иконы? Конечно, это очень плохо, что их убили, но развене помнит народ «кровавое воскресенье», когда люди шли к царю, женщины, старикис батюшкой? Безоружную демонстрацию расстреляли. Об этом забыть невозможно».


 - Да, этособытие очень ярко запечатлелось в сознании нашего народа. Но когда мы сейчасзнакомимся с реальной историей, событиями того времени, то видим, что организаторыреволюции акцентировали очень большое внимание на расстреле демонстрации, понимая,что такое кровь мирных людей. А сам факт можно сделать обвинением против царя.Это был своеобразный «черный пиар» против Государя. Сейчас уже все интересующиесяхорошо знают, что в то время царя не было в Петербурге, и столкновение солдатс демонстрантами было спровоцировано. Спровоцировано для того, чтобы произошлокровопролитие.
 В этом не виноват царь. Виноваты те, кто был зачинщиком этого недовольства, революционнойдеятельности в нашей стране. Нам тяжело сейчас правильно оценить ситуацию 1905года, потому что в течение около 90 лет нам твердят, что Царь Николай был «кровавым»,что он пролил невинную кровь и т.д. На самом деле это неправда. Не так былопо-настоящему. Нам внушали неверную информацию о событиях того времени.
 На самомделе, как сейчас говорят, много было денег дано людям для того, чтобы они спровоцировалиэту акцию и т.д. Так что тут надо разобраться хорошо в истории, тогда мы поймем,что все не так, как это нам преподносили в течение всего советского времени.
 Не было со стороны царя такого приказа – убивать людей мирных. Еще раз говорю – царя не было в городе. Ему даже об этом не говорили. Царь, конечно, хотел как-то мирнымпутем урегулировать ситуацию, но, к сожалению, уже тогда вокруг него было оченьмного предателей. Почему он и сказал: «Вокруг предательство, измена, трусостьи обман». Он давал приказание, каким образом нужно урегулировать ситуацию в городе, но вовремя не сделали этого. Начали делать, когда уже назрела такаяатмосфера, что невозможно было управлять массами. Тогда некоторые революционныекруги пользовались напряженностью, которую сами они создавали, тем самым дискредитируяцарскую власть.
 Можно сказать,что в течение нескольких лет постоянно шла такая дискредитация царской власти.И по отношению к царице, что она предательница, что она имеет отношение к каким-то спецслужбам Германии. Но мы увидели, в конечном счете, что Александра Феодоровнабыла патриоткой России. Она за Россию отдала свою жизнь, кровь пролила, мученическуюкровь пролила из-за любви к России. Хотя она была немка, но она любила Россию,может быть, больше, чем кто-либо, и доказала свою любовь к Родине. А на нееи царя клеветали в то время. Вот такая дискредитация царской власти случиласьименно 9 января, которое мы знаем со школы как «кровавое воскресенье».
 Этот моментбыл очень глубоко изучен Комиссией Священного Синода по канонизации святых,и на основе архивных документов было точно выяснено, в чем причина происшедшего.Поэтому нельзя сейчас говорить о том, что пропустили этот момент и ошибочноприняли решение о причислении к лику святых Царственных Страстотерпцев. Неправда.События 9 января тоже были изучены, и комиссия пришла к выводу, что это действительнобыла неправда, дискредитация. Поэтому мы должны к вопросу относиться более трезвои не слепо верить всем этим сказкам, которые говорили в свое время, строя властьна обмане.
 Конечно,нам необходимо больше публиковать позитивной информации о ситуации того времени,потому что все, о чем «знают» наши люди, строится на обмане, на негативе, на лукавстве, чтобы людей отвести от истины всякими путями. Люди до сих пор, к сожалению, не знают истины о тех событиях, которые случились в 1905 году.
 - Владыка, не так давно в новостях на телеканале «Союз» был сюжет о том, что даже светскаянаука сейчас приходит к тому, о чем Вы сейчас говорили. Есть архипелаг СевернаяЗемля в Северном Ледовитом океане, на самом севере нашей страны. Он носил раньшеимя Николая II, а в советское время переименован в Северную Землю. И вот буквально1 ноября местное правительство, Законодательное Собрание, приняло решение вернутьархипелагу имя Николая II. При этом также весьма тщательно проводилось на федеральномуровне, Министерством культуры России изучение всех материалов, связанных с жизнью Николая II, членов его семьи. Каждому отдельному островку этого архипелагавернули имена Святых Царственных Страстотерпцев. Поэтому наука светская такжеподходит сейчас к событиям 1905 года с научной стороны.
 - Да, сейчас,слава Богу, есть возможность доступа к некоторым документам. Может быть, не все их еще изучили, но уже начали проливать свет на события того времени.
 Революция,– это что? Это есть беспорядок, кровопролитие. Это не есть правда. Если дажекакие-то были недовольства, то сейчас разве мало недовольства в народе? Многоесть проблем, но их надо решать не революционным путем, не кровью, а решатьцивилизованно, как разумным людям положено это делать. А кого-то дискредитировать,кого-то унижать, оскорблять и на крови строить что-то хорошее, новое, – этоне по-Божески.
 - У меня такойвопрос: «Хавронья – это христианское имя или нет? Мне батюшка сказал, что такогоимени нет. А меня назвали в честь бабушки и меня крестили этим именем Хавронья».
 - Феврония.Есть такое имя православное – Феврония, но часто в просторечьи произноситсякак Хавронья. Есть и имя Хеврония. Так что не смущайтесь, это хорошее, нормальноеправославное имя. Даже если так случилось, что вам дали неправославное имя в крещении, то оно освящается в таинстве Крещения, поэтому вы должны называтьсятем именем, которое получили в таинстве Крещения.
 - Валерия из Чебоксар задает такой вопрос: «После трудных жизненных испытаний я стала верующей,но в молодости не веровала, и даже делала несколько абортов. Теперь очень раскаиваюсьв этом и молюсь о том, чтобы Бог мне простил этот страшный грех».
 - Господьмилосерд, конечно. Он может простить все наши грехи, в которых мы каемся. И хорошо, что человек пришел к осознанию, что совершил такие тяжелые грехи как аборт. Это поучительный урок для молодых женщин, которые, к сожалению, еще легкомысленноотносятся к этому важному событию своей жизни – деторождению. И по каким-то своим причинам или желанию еще «погулять», повеселиться, понаслаждаться жизньюубивают младенца своего. Такая женщина идет не на аборт, она идет на детоубийство.Какие бы ни были причины, но все они не являются оправданием пред тем тяжкимгрехом, который совершила женщина. Рано или поздно женщина приходит к покаянию,к осознанию, что это очень большой грех. Но лучше не совершать такие страшныегрехи, потому что придется много трудиться, чтобы искупить этот грех, большой,тяжкий. Потому что ребенок – это живая душа, и уже в маленьких размерах сформировалсячеловеческий образ. Есть уже в этом образе душа. В ходе аборта тело было умерщвлено,уничтожено. Но душа осталась, и она страдает сейчас от неразумия родителей.Поэтому, совершая этот тяжкий грех, родители причиняют боль своему ребенку,и он невинно страдает в течение всей жизни в потустороннем мире. Вот что мыделаем. И это страдальческое состояние души младенца рано или поздно передаетсяматери, которая совершила грех детоубийства. Рано или поздно постигают эту женщинумучения, терзания совести от осознания того, что совершила такой грех. Тогдаженщине бывает очень тяжело, очень сложно. Большие страдания душевные она претерпевает.Поэтому очень важно, чтобы многие женщины, которые имеют подобные намерения,понимали, что делают, во-первых, очень большое преступление и, во-вторых, себепричиняют большие страдания, душевные и телесные, потому что вследствие абортовбывают даже смертельные исходы для самих женщин. Бывает, что после аборта женщиназаболевает очень сильно, и на всю жизнь становится калекой.
 Конечно,когда человек пришел в состояние покаяния, есть выход из положения, есть прощение,но нужно очень много потрудиться. Очень много подвизаться, делать добрых делмилосердия.
 Есть разныеспособы искупления этих грехов. Можно посвятить свою жизнь тому, чтобы отвратитьженщин от абортов – зная на своем примере, как это тяжело, как это пагубно,как это греховно, – стараться молодых женщин отговаривать от этого греховногодела. Это первое. Можно было бы помочь женщине, которая имеет нескольких детейили нуждается в какой-то помощи, это тоже доброе дело. Очень важно усыновитьброшенных детей. Тем более что сейчас и такая беда есть – женщины рожают, бросают,оставляют ребенка без матери, без отца, и он остается один на всю жизнь. Поэтомуочень важно чтобы этот ребенок обрел свою мать. Воспитывая брошенного ребенка,тоже можно надеяться на искупление своего греха. Можно много перечислять способовдля того, чтобы искупить этот тяжкий грех, чтобы Господь, видя ваше жертвенноеслужение в искуплении своих грехов, помиловал, простил и не вменил это в грех,и даровал вечное блаженство, Царство Божие.
 - Звонок из Тамбовскойобласти: «Когда идет вечерняя молитва по вашему каналу, можно и нам в это времямолиться? Если можно, то как это правильно делать?»
 - Конечно.Мы для того и транслируем по нашему телевидению вечернюю и утреннюю молитвы,чтобы напомнить человеку о том, что уже пора молиться.
Как это делать? Нужно слушать слова молитвы, а лицом становиться к иконе, к образам. И молиться, как обычно мы молимся дома перед иконами, вечерними или утренними молитвами, слушая то, что читает священник. Вот каким образом пользоватьсятелевизионной программой, которая преподается нам для того, чтобы мы могли сосредоточитьсяна молитве, обращая взор свой к иконе и смотря на образ Божий, возвыситься к Первообразу, молиться словами молитвы, вечерней или утренней.
 - Владыка, у нас есть звонок в студию: «У меня вот какая проблема. Необходим священник для отчитки больного, одержимого. Вы не могли бы подсказать, где такой есть, в какомиз монастырей близ Екатеринбурга? Народная молва говорит, что есть священник,который может отчитать от бесов. Вы должны знать его.
 - Нет. В нашей епархии никто не отчитывает. В крайнем случае, может быть, кто-то из батюшекполучил такое благословение, чтобы читать те заклинательные молитвы, которыечитаются пред таинством Крещения в чине оглашения. Есть там несколько заклинательныхмолитв против бесов, и эти молитвы могут читать священники. И отец Алексий в Тарасково, отец игумен монастыря Моисей из Алапаевска могут почитать эти молитвы.
 А те молитвызаклинательные, которые читают в чине отчитки от бесов, в нашей епархии не читаются.Поэтому можете обратиться к отцу Герману в Троице-Сергиевой Лавре, там он отчитываетпо благословению Святейшего Патриарха, по благословению наместника Лавры, и там есть специальный чин, где отчитываются одержимые люди.
 Но я хотелсказать, что самая верная отчитка – это есть исправление жизни человека, которыйодержим бесом, исправление его от греховной жизни и начало покаянной жизни.Это первое. Второе, если хотим помочь этому человеку, то ближайшие его родственники,близкие, тоже должны постараться исправить свою жизнь, жить по заповедям Божиим,жить церковной жизнью. Трудиться вместе, общими усилиями, стараниями в исправлениисвоей жизни, в борьбе со своим грехом личным, в борьбе с грехом, который, можетбыть, совершил болящий человек, – это и есть путь, которым можно привести человекак избавлению от бесовского влияния. Это самый верный путь. Отчитка – да, этопомощь, это поддержка для того, чтобы получить исцеление. Но отчитка без исправленияжизни не действительна, она не имеет силы. А когда человек сам стремится к исправлениюи желает жить по заповедям Божиим, по учению Христову и приближается ко Христу,– чем ближе приближается он ко Христу тем больше есть надежды и уверенностив том, что Господь наш Иисус Христос исцелит человека от беснования.
 Мы знаем,что Господь Иисус Христос исцелял многих бесноватых и тяжело одержимых бесами.Поэтому чем ближе мы будем приближаться к Богу тем больше мы обезопасим себяот бесовского влияния. Поэтому очень важно начинать не с поиска священников,кто бы отчитывал, а с поиска ключа к своей душе, чтобы увидеть, заметить тегрехи, которые были проводниками того, чтобы вошел бес и мучил человека. Найтитот ключ, тот грех, который послужил к тому, что человек стал одержим бесом.Вот это самое важное – чтобы мы поняли причину и стремились к ее устранению.Подвиг борьбы с грехом в самом себе и есть путь к освобождению от беснования.
 - Спасибо, Владыка.У нас есть еще один телефонный звонок из Мурманской области, города Полярного:«Иногда я не могу что-то сделать, потому что мне говорят: «Ты что, нельзя. Богнакажет». Что понимается под наказанием Божиим?»
 - Конечно,есть гнев Божий, движимый на нас за грехи, но в большинстве случаев мы самисебя наказываем тем, что нарушаем нравственный закон, который дан человеку с самого начала Творения. Человеку даны заповеди Божии, которыми он должен руководствоваться,чтобы жить по воле Божией, по правде Божией. И малые или большие уклонения от этих заповедей приносят нам наказание, приносят нам скорби, страдания, болезни,трудности. Поэтому очень важно найти в себе силы направить свою жизнь по путиЕвангельского учения, по заповедям Христовым, по заповедям Божиим. И когда мыбудем стараться свою жизнь направить по этому руслу, то избавимся от тех наказанийза грехи, которые мы совершаем.
 Как, например,в нашей обыденной жизни: кто наказывает человека, если он неправильно себя ведетпо отношению к электроэнергии? Не электроэнергия, а человек, который неправильноотносится к технике безопасности. Он палец туда неправильно засунул или неправильноповел себя, к оголенному проводу притронулся. Если человек знает правила поведенияпо отношению к электроэнергии, то, конечно, он никогда не будет поражен этойстрашной стихией. А если человек себя знает, он понимает законы, бережет себя,– он никогда не будет наказан. Также и по отношению к законам нравственным.Если мы правильно относимся к ним и выполняем их, знаем их и стараемся их изучатьи применять в своей жизни, то никакие наказания нас не ожидают.
 Когда мыв чем-то согрешаем, нарушаем заповедь, то мы сами навлекаем на себя ответственностьили наказание. Но Господь, зная нашу немощь, зная, что мы слабые и часто впадаемв грех, оставил для нас великое таинство – таинство Покаяния, чтобы мы, совершаягрех, замечали его, были внимательны к себе. И тот грех, который мы совершили,нарушив нравственное правило жизни, если мы заметили и вовремя в нем покаялись,– то мы тем самым отвращаем себя от наказания за совершенный грех. Таким образоммы, стремясь приблизить свою жизнь к жизни евангельской, тем самым стремимсяне быть наказанными за совершенные нами грехи, за совершенные преступления в нашей земной жизни. Поэтому мы и слышим часто слова Святейшего Патриарха нашегоАлексия, который призывает к тому, чтобы мы возвратились к своей культуре, к тому нравственному закону, который дан нам Богом и по которому отцы наши, предки,жили в течение многих столетий. И сейчас, когда мы видим, что нравственностьтак сильно пала, есть необходимость, чтобы этот нравственный закон, это правилонравственной жизни преподавать в школах. Чтобы дети, родители, видя, слушаяэти уроки нравственности, духовности, изучая предмет «Основы православной культуры»,могли бы уберечься тем самым от различных нарушений нравственного закона и избавитьсяот многих наказаний за совершенные грехи, преступления по отношению к нравственномузакону. Чтобы не причинить себе зло, избавить себя от зла. Чего наш СвятейшийПатриарх хотел бы? Он хотел бы, чтобы мы не болели, чтобы мы не страдали, не мучились, потому что незнание закона и нарушение его по незнанию, это не значит,что мы не будем наказаны, не получим страдания за эти нарушения. Поэтому чембольше мы будем стремиться применять в своей жизни правила нравственной, духовнойжизни, которые оставил нам Господь Бог, чем ближе мы к Богу, тем больше мы освобождаемсяот тяжести скорбей и болезней, от трудностей нашей жизни. Поэтому наказание– это следствие нарушения нравственного закона.
 - Спасибо, Владыка!Благословите, пожалуйста, наших телезрителей и радиослушателей.
 - Я всехвас, дорогие братья и сестры, поздравляю с Рождеством Христовым! И дай Бог,чтобы свет Божественный, который Господь послал нам на землю через рождениеХриста Спасителя, освятил нас, просветил и путеводил ко спасению, к тому, чтобымы были настоящими детьми Божиими, чтобы мы следовали учению Христову, жилипо заповедям Христовым и любили Христа, следовали бы за Христом и слушалисьХриста, выполняли волю Божию, отрекаясь от своей воли греховной, которая намприносит только скорби и страдания. Воля же Божия приносит нам только радостии утешения, здоровье и благополучие в нашей жизни. И в будущем – вечные блага.Я желаю, чтобы мы были победителями зла, греха, с Божией помощью, и приобреталиту радость неизреченную, которую дает Господь всем тем, кто следует за Христом.
 С праздникомвсех вас, и дай Бог всем Рождественской благодати Божией, Рождественской радости!

 С архиепископомВикентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 Программа «Архи-пастырь»выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании «Союз»(в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий: «Духовное возрождение России — это задача и Церкви, и власти, и всего народа»

Славасквозь боль — Ваше Святейшество,мы сейчас между двумя большими праздниками – Рождества и Крещения Господня.Скажите, как Вы отмечаете эти дни, какое празднование Рождества в Вашей жизниВам больше всего запомнилось?

 
Церковь и общество

Пять матерей-героинь Костромской области получили Патриаршие знаки материнства

 Пять матерей-героиньКостромской области получили Патриаршие знаки материнства, сообщили в пресс-службегубернатора региона. Награждениесостоялось в Костромском епархиальном управлении.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс