Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (417) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№48 (417) / 22 декабря ‘06

Архипастырь

 - Владыка, жительницаЕкатеринбурга задает вопрос: «Часто стали сниться усопшие близкие. Я с нимиразговариваю, как на яву.

К чему это?»
 - Разговариватьс ними, как наяву, не нужно, лучше всего молиться за них, потому что они нуждаютсяв церковной молитве, нуждаются в том, чтобы их поминали за Божественными службами,особенно за Литургиями, чтобы Кровью Христовою омылись грехи этих усопших. Онинуждаются в этой помощи. Чем чаще мы будем стараться их поминать, тем большепомощи мы окажем им, и тем легче будет их освобождение от тяжелого страдания,которое они испытывают в потустороннем мире.
 Поэтому нужнобольше молиться за них дома и в церкви, каждый воскресный и праздничный день.Придя в церковь, нужно подать записку о поминовении усопших рабов Божиих. Можномолиться дома, читая Псалтирь, или просто на утренних и вечерних молитвах поминатьусопших.
 - «Сейчас оченьмного людей держат дома собак, и по православному телеканалу тоже недавно былапередача «Есть вопрос!», где шел разговор о бездомных собаках. В частности,давались советы людям, которые желают иметь собак в доме. Но, к сожалению, не была освещена тематика православного дома. У православных христиан дома присутствуютиконы, прочие святыни. Как нужно сочетать, и можно ли сочетать, наличие православныхсвятынь и собак в доме?»
 - Если вызадаете такой вопрос, то в ваше сердце вкрадываются сомнения: возможно ли сочетатьприсутствие животного, в данном случае собаки, в доме, где мы совершаем молитвы,где мы имеем иконы, святыни. Ведь есть опасность, что содержащиеся в доме животныемогут поглумиться над этими святынями, они могут их перевернуть или еще что-то сделать, например, съесть антидор, и так далее. Потом от подобных случаев сердценаше, душа будет болеть, и мы будем каяться, мучаться, что совершается такоенеподобающее отношение к святыне.
 Поэтому,если есть такое сомнение в нашей душе, то лучше, конечно, не иметь в доме собаку,чтобы не смущаться, не болеть душой. Собака ведь имеет свое предназначение.Мы знаем, особенно жители сел, что собаки имеют предназначение охранять. Не в доме, а при доме находятся, охраняют дом и имущество. Но в квартирах, которыемы имеем в городах, конечно, сложнее. К сожалению, у нас уже стало привычкойв домах, квартирах иметь собак, и это многих приводит к разным смущениям. Смущаются,каются в том, что собака осквернила святыни. И поэтому лучше не иметь такихсмущений, а жить с миром в душе.
 - Такой вопрос:«Мой муж пьет, гуляет, изменяет мне. А когда мы с ребенком в чем-то провинимся,ставит нас на поклоны. Имеет ли он на это право при собственном таком поведении?»
 - Конечно,мы можем сказать, что он не имеет такого права, потому что он ведет себя совсемпо-другому. Но этим самым как бы осуждаем его. Если же мы хотим избавить егоот пагубной жизни, которую он имеет (и пьянство, и блуд, и всякую развращенность),хотим ему помочь, хотим его спасти от этого состояния, то нужно нам через смирение,через послушание, через кротость, терпение и другие добродетели его поразить.Чтобы он удивлялся такому терпению и смирению и пришел к осознанию своей неправоты,осознанию того, что сам он ведет совсем другой образ жизни, а над такими кроткими,смиренными, терпеливыми людьми он так издевается. Поэтому, с этой точки зрения,конечно, лучше бы потерпеть: смиряться, молиться за супруга, и, может быть,Господь его посетит Своей благодатью и он оставит свою греховную жизнь и будетнормальным человеком, нормальным семьянином, нормальным отцом и мужем.
 - Татьяна из Курска задает вопрос: «Что такое содомский грех? Многие занимаются этим дажев браке, по незнанию».
 - Содомскийгрех – это есть противоестественные плотские наслаждения, которые стараютсяделать некоторые люди, и, конечно, это есть самые тяжелые грехи, противоестественные.
 Господь поразили наказал жителей Содома и Гоморры, почему и называются грехи «содомскими».Жители Содома и Гоморры вели такой безобразный, развратный, противоестественный,греховный образ жизни, предавались наслаждениям, совокуплениям. За это Господьих наказал таким страшным наказанием – с неба сошел огонь, поразил всех жителей,и на месте этих городов появилось море. В настоящее время это море существует,это Мертвое море в Палестине, как свидетельство того, что Господь гневаетсяи наказывает эти тяжкие, блудные и развратные грехи. Сейчас мы видим, что естьтакие ночные клубы, разные места, так называемые «публичные», куда люди идут,чтобы там развращаться и делать там непотребные грехи. Конечно, чревато большимнаказанием Божиим совершение этих грехов. И если мы не стараемся в какой-то степени предостеречь этих людей от грехов, то мы тоже являемся повинными в их падении. Во многих городах есть по несколько сот таких заведений, в которыхлюди развращаются. Мы знаем, что когда общество желало нравственно возрастать,духовно укрепляться, быть здоровым духовно и телесно, то люди строили церкви.Так что в каждом городе где-то на полторы тысячи населения была одна церковь,чтобы человек мог свободно идти в храм и получить от Бога благословение на нравственнуюжизнь, духовную жизнь.
 Сейчас, когдалюди не хотят нравственности, не хотят духовности, они строят заведения, в которыеидут развращаться. Причем строят в таком же количестве, как когда-то строилицеркви. Конечно, это очень печалит нас, и печально для нашего общества, что люди так легко идут на греховные дела, не понимая того, что это влечет к тяжелымнаказаниям от Бога. Если Господь не пощадил двух городов и оставил нам морекак пример, что Он может наказать, то не пощадит любого города или любого селаили населенного пункта, где совершается подобный разврат. Во избежание такогогнева Божия, мы должны стараться все сделать для того, чтобы таких заведенийне было, а, наоборот, были храмы Божии. Чтобы люди получали от Бога силы, крепостьбороться со своими страстями, греховными наслаждениями.
 Начался Рождественскийпост – это и есть возможность победить в себе с Божией помощью страсти, – которыевлекут некоторых людей в такие страшные грехи противоестественные, – и житьнормальной жизнью, не быть рабом этих страстей.
 - Любовь из Екатеринбургаобращается: «Люблю ходить в церковь. Несколько раз приходила в то время, когдапрямо в храме отпевали покойников – одного за другим, и мне пришлось очень долгождать.
 Хотелось бы, чтобыотпевание перенесли в другое место, чтобы прихожане могли прийти в храм Божийв любое время».

 - Видите,это наша обычная жизнь. Люди рождаются, люди умирают, поэтому отпевания и погребениянапоминают нам о том, что мы люди смертные, временные здесь, на земле. Это тожеурок нравственный, поэтому не нужно смущаться, когда мы приходим в церковь,а там идет отпевание усопшего. Это Господь, может быть, приводит нас именнов это время для того, чтобы назидать нас в том, что мы временные, и мы должныбыть готовы к тому, чтобы идти в иной мир. Быть готовыми, потому что там насждет нелицемерный Суд Божий, и на этом Суде мы получим то, что мы заработалинашим трудом в этой жизни. Если мы жили греховно, страстно, блудно и развратно,то, конечно, за это Господь нас накажет вечными наказаниями. Если мы будем старатьсяжить благочестиво, то Господь даст нам вечную радость, утешение и блаженство.
 С другойстороны, ведь сейчас храмов очень много, не в каждом же храме идет большое количествоотпеваний. Что касается нашего храма, Иоанно-Предтеченского, то это кладбищенскаяцерковь, сюда привозят очень много усопших. А есть другие храмы в городе, гдередко бывают отпевания. Можно идти в другой храм. За какие-то минуты мы можемпопасть в любой храм города и там помолиться и приложиться к святыням этогохрама. Проблем в этом нет.
 - «Похорониласына 4 года назад, и постоянно у меня тоска. Я знаю, что это грех. Читаю Псалтирь,хожу в церковь, подаю на литию, но постоянно уныние, невыносимая тоска все времяо сыне».
 - Я думаю,что такое состояние души вашей можно исправить, если вы будете думать о том,что вашего сына Господь забрал в Свое Небесное Отечество, Царство Свое Небесное.И если мы будем стараться жить благочестиво и богоугодно, то Господь сподобитнас, чтобы мы увиделись в потустороннем мире. Увидитесь с сыном своим и будетерадоваться радостью неизреченною, потому что через ваши молитвы Господь даруетему блаженство, Царство Божие. А вам, за то, что вы так усердно молитесь, живетеблагочестиво и богоугодно, Господь даст тоже благо в Царстве Божием.
 Ведь мы трудимсяздесь, на земле, для того, чтобы сподобиться вечной блаженной жизни, и там мывстретимся с нашими близкими, родными, будем радоваться, наслаждаться лицезрениемГоспода Бога нашего и Спасителя. Когда есть такая надежда, то, конечно, у насне будет уныния и отчаяния, потому что мы знаем, что мы все временные здесь,на земле, и что мы все должны готовиться к вечности, к отшествию из этого мира,и там жить вечно со всеми своими близкими и родными. Вот такая мысль, такойнастрой сможет удалить от вас уныние, тоску и отчаяние, тяжелое состояние души.Вера в то, что сын не умер, то есть не исчез (будто смерть такая: человек исчез,его больше нет, с ним больше никогда не увидимся и никогда не встретимся), а перешел в иную жизнь, он нуждается в нашей помощи, – такая вера даст силы жить.Как нуждался сын в помощи материнской в земной жизни, так нуждается в материнскойпомощи в той жизни, которой сейчас живет. И, может быть, даже в большей помощи,потому что сейчас непосредственно ему нужна помощь от матери для того, чтобы,если он совершил какие-то тяжкие грехи, Господь простил его и избавил от вечныхмучений.
 Сейчас как раз таким кропотливым должен быть ваш труд и ваша забота о сыне. Эта кропотливаяработа, труд изгонят из вашего сердца тоску и тяжелое состояние души, и, наоборот,дадут радость, что вы что-то делаете во благо вашего сына. Как вы делали доброеи хорошее для сына в его земной жизни, как этому радовались, так вы должны радоваться,что можете помогать своему сыну, чтобы он сподобился вечной радости в ЦерствеБожием.
 - У меня такойвопрос: «Мы встретились с мужчиной, нам обоим по 50 лет, и за спиной у нас по два брака. Возможно ли венчание?»
 - Предыдущийбрак расторгнут у вас?
 - Расторгнуту обоих.
 - А венчаниебыло у вас в прежнем?
 - Никогда не было.
 - Тогда можнобудет венчаться сейчас. Но сейчас, если вы успеете до воскресенья, то хорошо,если нет, – тогда придется уже после Рождественского поста, после Крещения приступитьк таинству Венчания.
 - Раба БожияЛия из Асбеста спрашивает: «У меня обнаружили серьезное заболевание желудка.Медикаментозное лечение не помогает. Я сама крещеная и верю, что Господь можетмне помочь. Мне здоровье не позволяет ездить по святым местам, но ездит моямама. Что мне нужно делать, если я сама не могу совершить паломничество к цельбоноснымсвятыням?»
 - Если мамаездит по святым местам, она имеет возможность молиться за свою дочь, то этоочень хорошо. И еще может привезти из этих мест какую-то святыню: святое масло,святую воду, иконочку, приложенную к чудотворному образу или к святым мощам.Это тоже будет приобщением к той благодати Божией, которая присутствует в техсвятых местах, куда могла совершить паломничество ваша мать. Вы можете приложитьсяк этим святыням. Тем, кто с верой прикладывается к святыням, Господь даст великуюблагодать, которая может дать радость и утешение, и даже совершенное исцелениеот недугов.
 - Раба БожияЛия задает второй вопрос: «Как мне относиться к своей болезни? Она мне посланаза грехи или мне, как говорится, на роду написано, что так должно быть и нужнос этим смириться?»
 - Когда мыобвиняем себя и сознаем себя грешными, то, конечно, так лучше претерпевать теили иные болезни. Когда человек претерпевает и сознает, что это послано Богомдля того, чтобы сохранить через болезнь от греха, более тяжкого греха, чем когда-то совершенный, – такое состояние души приносит человеку радость, утешение дажев тяжелых болезнях. Надо благодарить Бога даже за это. Мы знаем, что были многиеугодники Божии, которые просили болезни, чтобы через болезни сохранить себяв чистоте, не впадать в какие-то грехи и сподобиться вечного блаженства черезтерпение этих болезней, смиряясь перед Богом за посланные испытания.
 - Раба БожияАнтонина из Екатеринбурга задает вопрос: «Меня интересует молитва, утренняяи вечерняя. Иногда некогда прочитать все молитвы. Какие молитвы надо выделитьи обязательно читать? Сколько раз чи- тать «Отче наш» и другие молитвы? Надочитать по одному разу или несколько раз?»
 - Есть у нас в Церкви правило преподобного Серафима Саровского. Когда человек не можетвсе молитвы прочитать, то читает это правило преподобного Серафима. Так немножкопобыстрее можно закончить утреннюю и вечернюю молитву. Это три раза читать «Отченаш», «Богородице, Дево, радуйся», «Верую». В наших молитвословах есть это правило,и можно посмотреть и руководствоваться им. Но, конечно, нужно стараться читатьвсе молитвы. Если человек будет настраиваться на то, чтобы найти время на чтениеутренних молитв, то он найдет. Если он знает, что нужно куда-то ехать и нужнокакое-то время, то он встанет пораньше для того, чтобы совершить спокойно своеправило, почитать молитву, настроиться духовно на предстоящий день и через молитвуутреннюю получить благословение на то, чтобы благополучно проводить время этогодня. Если, в крайнем случае, это невозможно, то есть краткое правило преподобногоСерафима Саровского. Или какие-то основные молитвы из утреннего правила прочитать.Там есть первые молитвы, пятидесятый псалом, Ангелу Хранителю, Божией Матери,– чтобы было обращение ко всем: и ко Спасителю, и к Божией Матери, и к АнгелуХранителю. Так может быть, если вдруг случится, что нет возможности полностьюпрочитать. Но нужно стараться, конечно. При желании и старании можно найти времявсегда.
 - Такой вопросприслал житель Смоленска Виктор: «Я плохо разбираюсь в Библии. Владыка, расскажите,пожалуйста, про Судный день. Когда он наступит, и как все это будет происходить?»
 - В СвященномПисании об этом говорится, в Евангелии написано, что Судный день придет. Но когда он придет? Господь сказал, что ни Ангелы Божии, ни Сам Он не знает, когдаэто будет. Господь дал нам только некоторые признаки, по которым мы можем судить,что скоро будет второе пришествие и Страшный Суд Божий. В Евангелии написано,по каким принципам будет судить нас Господь Бог. Читая Евангелие, можно узнатьо Страшном Суде, как он будет происходить и, в том числе, есть в Апокалипсисенекоторые выдержки, повествующие о втором пришествии Христовом.
 Так что в Священном Писании довольно ясно сказано о Судном дне. Сказано очень доступнодля нас то, что мы можем вместить, можем понять. Какие-то особые детали – этоуже когда сподобимся это лицезреть, а лицезреть Страшный Суд будут все люди– жившие, живущие и те, кто будут жить до пришествия Христа Спасителя на землю.Но, раз мы знаем о том, что Страшный Суд будет и какой он будет, по каким принципамбудет судить Господь, то нужно стараться так жить, чтобы действительно этотсуд был для нас не страшным, а переходом в блаженную вечную жизнь.
 - Вопрос задаетОльга Демина из Асбеста: «Владыка, разъясните, пожалуйста, суть погребальногообряда, общие положения его. Почему по православным традициям людей хоронят,а не кремируют, не сжигают?»
 - Господьтак сказал: «Земля еси, в землю отъидеши». Человек живет на этой земле, сколькоГосподь дал ему жить, и умирает. Поскольку он является созданным из земли, то тело, которое создано из земли, к земле отходит. Мы его погребаем, и даем возможность,чтобы оно истлевало в этой земле, откуда было взято. Душа же, которая имеетпроисхождение от Бога, – к Богу и отходит. Если она сподобилась добродетельнойжизнью Божественного благоволения, то сподобится вечных благ в Царстве Божием.Если нет – то она определится Божиим судом в вечные мучения. Вот такие естьоснования, чтобы именно погребать, а не сжигать. Сжигать в нашей православнойтрадиции не положено, и не сжигают никогда православных людей.
 - Раба БожияТатьяна из Перми спрашивает: «Как-то услышала от юноши: «Я не просил вас креститьменя», и теперь мучаюсь вопросом: ребенка во младенчестве крестят без его воли.Как он, будучи уже взрослым, сможет исполнять свои православные обязанности?»
 - Мы крестимдетей по вере восприемников. За ребенка дает обещание, которое положено в таинствеКрещения, восприемник. И потом восприемник должен научить этим заповедям ребенка,когда он приходит в возраст, – о тех нравственных ценностях, в которых долженвоспитываться каждый молодой человек.
 И не тольковосприемник, но и сами родители этому должны учить, это есть тот подвиг, тоттруд, который увенчается великими благами, которые обещал Господь Бог. Мужчинаспасается тем, что в поте лица добывает хлеб для семьи, женщина – деторождениеми воспитанием детей. Жена имеет обязанность рождать детей и воспитывать их в духе той нравственности и духовности, который Господь нам даровал к руководствув нашей жизни. Так Господь нам повелел, так Господь нам даровал, и мы руководствуемсятакой жизнью Христовой.

 С архиепископомВикентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 Программа «Архи-пастырь»выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании «Союз»(в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
По святым местам

Паломнический отдел приглашает уральцев совершить паломничество в дни новогодних и рождественских праздников

 Екатеринбург,16 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Паломнический отдел Екатеринбургской епархии приглашает уральцев совершить паломничествов дни новогодних и рождественских праздников.

 
Архипастырь

Приветственное обращение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к участникам научно-практической конференции «Утверждение трезвости»

Всечестные отцы!Дорогие братья и сестры! Сердечнорад приветствовать всех вас – людей, обеспокоенных за судьбу нашего народа,его здоровье, духовное и физическое. Сегодня мы во второй раз открываем епархиальнуюНаучно-практическую конференцию «Утверждение трезвости в современном обществе».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс