Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (398) → Полковник Валентин Петров: «Первым, кто призвал восстановить Храм Христа Спасителя, был Юрий Алексеевич Гагарин!»

Полковник Валентин Петров: «Первым, кто призвал восстановить Храм Христа Спасителя, был Юрий Алексеевич Гагарин!»

№29 (398) / 1 августа ‘06

Церковь и общество

– Сегодня в нашей программе замечательный гость – полковник Валентин Васильевич Петров – доктор философии, доцент военно-воздушной академии имени Гагарина, преподаватель Центра подготовки космонавтов. Валентин Васильевич, история отношения Русской Православной Церкви и отечественной космонавтики фактически берет свое начало с первого полета человека в космос. Эти отношения развивались в период борьбы советского государства с религией. Но в развитии этих отношений немалая роль принадлежит и Вам, по крайней мере, Вы гордитесь полученным выговором по партийной линии за то, что ввели Юрия Гагарина в Православие. Как это все случилось?

– Юрий был православным человеком. На его тридцатилетие, девятого марта 1964 года, приехал друг Юрия, с которым они вместе летали в училище. Я тоже был приглашен. Юрий сказал: «Он никогда не был в Троице-Сергиевой Лавре, а меня ты туда не возишь». Он уже знал, с кем я езжу в Лавру. Мы переоделись в гражданскую одежду и поехали. Это был 1964 год, когда Хрущев говорил: «Скоро я вам покажу по телевизору последнего попа».

О том, что мы приехали, никто не знал, но Юрия Алексеевича знала вся страна. Когда мы подъехали, то экскурсовод, которого я знал, от восторга остановился и говорит: «Это что, живой Гагарин?» Народ выстроился за автографами к Гагарину, а у него была добрая душа, он не мог никому отказать. Вместо того, чтобы осматривать храмы, он давал автографы. Спас нас отец наместник. Он подошел и прямо сказал: «Ребята, не пройдете ли вы ко мне в келию»? Гагарин спрашивает меня: «Что такое келия?», а я и сам не знаю.

Наместник – человек легендарный, он прошел войну, имел три боевых ордена, и мы восторгались его добротой и подходом. Принял он нас по русскому обычаю. Он говорил: «Мне никто не поверит, что я сидел рядом с первым космонавтом планеты», и Юрий подарил ему подписанную фотографию. Наместник пригласил нас осмотреть церковно-археологический кабинет, – это было потрясающе. Нам рассказывали об иконах, традициях, и меня поразило, как Гагарин смотрел на макет Храма Христа Спасителя. «Валентин, ты посмотри, какую красоту взорвали!» А позже, на заседании Пленума ЦК он предложил этот храм восстановить, за что я и получил выговор, – узнали, кто Гагарина возил в Лавру. Юрий Алексеевич вызвал человека, который объявил мне выговор, сказал ему: «Я не хочу говорить тебе плохих слов, просто ты сам подумай, как капитан может полковника тащить в православную церковь? Это я его привез».

– Мы все знали слова Юрия Гагарина: «В космос летал, а Бога не видел».

– Это ложь наших средств массовой информации. Дело в том, что Хрущев объявил войну Православию и вообще религии, а авторитет его, как генерального секретаря, не сопоставим был с авторитетом Юрия Гагарина. Гагарина все любят и знают. Если Хрущев скажет, что Бога нет – кто ему поверит? А если Гагарин скажет… Поэтому Хрущев перед корреспондентами сказал: «Гагарин в космос летал, а Бога там не видел». А сам Гагарин в этом плане ничего и не говорил! Это был настоящий православный человек и Гражданин нашей России. Для выступления по вопросам патриотического воспитания молодежи ему написали текст, который он отодвинул со словами: «О каком воспитании можно говорить, когда взорван храм славы нашего Отечества, и на его месте какой-то бассейн! Поэтому есть предложение –восстановить храм и заодно Триумфальную арку».

– Поездка Ваша с Юрием Гагариным в Лавру положила начало доброй традиции – возить по святым местам своих учеников, студентов Военно-Воздушной академии. Вы и Германа Титова возили туда, православного человека.

– Да. И Германа Титова, и Бориса Волынова, командира отряда космонавтов. Герман, он родился на Алтае, первый из космоса на одной орбите увидел наши святыни: Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву Лавры, а на второй орбите – Почаевскую и Александро-Невскую. Все четыре Лавры были перед глазами Титова. А потом в Сергиевом Посаде он сказал: «Лавра сияет, как изумительный свет с Земли». Это слова человека, который пилотируемой космонавтике дал первые снимки Земли из космоса. Я считаю, что он многое сделал, притом это было искренне и подчеркнуло мысль нашего философа Ильина: «Вначале думай о великом, а потом обо всем остальном». В этом весь Герман Титов.

– Был такой случай, когда из космоса прозвучало поздравление всей стране в честь тысячелетия Крещения Руси, поздравление Патриарха. Вы были свидетелем этого события. Как это было?

– Это было впервые, и имеет предысторию. В 1987 году на годовой полет утвердили Титова Владимира Георгиевича, он родом из Читы. А в начале 1983 года он не смог состыковаться с летающим аппаратом: в середине года взрывается ракета, на которой Титов со Стрекаловым должны были лететь, и они чудом остались живы. Катапультировались за 17 секунд до взрыва. Потом он четыре года готовился к этому выдающемуся полету, – это первый годовой полет в пилотируемой космонавтике. Во время подготовки Титов сказал: «Валентин, поедем в Лавру». Мы поехали в Лавру, поклонились преподобному Сергию Радонежскому. А когда Владимира утвердили на полет, я позвонил Владыке Филарету Минскому. Он тогда был председателем Отдела Внешних Церковных Связей. Я к Владыке часто ездил, когда он еще был ректором Духовной Академии). Говорю: «Владыка, у меня друг летит на год в космос». А он отвечает: «Замечательно. Это ж год тысячелетия Крещения Руси».

Мы съездили к Владыке, Владимир получил благословение, причем это было исполнено такой православной силой и уверенностью, и Владыка сказал: «Благословение получил, и все у тебя получится, и год пройдет так, как надо». Подарил Владимиру православный календарь и Владимирскую икону Божией Матери, сказав: «Что без нее стартовать?» Потом Владыка пригласил нас за стол за кружку чая, а чай был душистый, замечательный, так что Володя не выдержал и прямо сказал: «Владыка, с таким чаем можно и два года летать». Владыка спрашивает: «А мы отправим чай?», я ответил: «Владыка, Ваш – всегда», и первым грузовым кораблем мы отправили чай, которого хватило ровно на год полета.

Полет прошел блестяще! Когда Титов из космоса сказал: «Поздравляю Советский Союз и в особенности Россию с тысячелетием Крещения Руси», – вот за это я получил второй выговор. Меня спасло только то, что Горбачев на следующий день принимал Патриарха Пимена и членов Синода, и я моим руководителям сказал: «Простите, генеральный секретарь поздравляет Патриарха, а вы мне выговор». Вот так я не получил второй выговор.

– Помимо наших космонавтов Вы в 1975 году в Лавру возили еще и американцев, это в разгар холодной войны. Как такое могло быть?

– Это не я возил. Эта идея принадлежит Леонову. Я Алексею Архиповичу рассказал, как Лавра влияет, а у нас был запланирован совместный полет в космос с американцами – «Союз-Аполлон». И вот поехали все мои друзья и американцы. Иностранцы русской красотой были восхищены, они такого никогда не видели, а наши батюшки показали себя блестящими знатоками английского языка.

Потом все вместе сфотографировались, и эта уникальная фотография висела много лет в офисе. Когда приезжали делегации и говорили, что Советский Союз – атеистическое государство, Юрий Андреевич, который вел экскурсии, говорил, показывая на фотографию: «Вот наши космонавты с американскими в Троице-Сергиевой Лавре вместе с нашими батюшками».

Алексей Архипович Леонов 40 лет назад вышел в открытый космос, человек огромной эрудиции, блестящего дарования, замечательный художник, ответственный человек, блестяще говорит на английском языке, и то, что он сделал – это великая вещь.

– Вы единственный представитель военных вошли в первый набор катехизаторского факультета Свято-Тихоновского Богословского института.

– В этом году я буду отмечать десять лет, как закончил этот институт. Но это не моя заслуга, это по благословению Святейшего Патриарха. Меня командировали от моей академии. Мы прошли курс, а поскольку мы уже были кандидаты и доктора наук, то учились не как все студенты – четыре года, а два года. Я горд тем, что получил этот диплом в котором написано: «военный катехизатор». Поэтому я в академии читаю основы Православной культуры, имея диплом.

– Летчик постоянно рискует жизнью. Волей-неволей приходит к Господу: как говорят, на войне в окопах не бывает людей неверующих.

– Да, в окопах не бывает, а в авиации к Богу обращаются в критических ситуациях, когда уже ничего помочь не может, тогда: «Господи, спаси!» Мне повезло, что моя мама с детства меня приучила к вере, и именно это мне в критические моменты помогало. Но я знаю, что многие пилоты, садясь на землю в безнадежной ситуации, оставались живыми. Они считают, что помогал им Господь или ангел-хранитель.

– Валентин Васильевич, у Вас на мундире очень много наград, и в том числе орден Даниила Московского. Этот святой считается покровителем космонавтики. Были случаи уникальные, когда помогал Вам святой заступник?

– Святой Даниил – покровитель московской земли, на которой отряд космонавтов расположен. Всем ребятам, с которыми я работал, я давал икону благоверного князя Даниила Московского. Перед полетом мы шли в Свято-Данииловский монастырь и брали с собой всех, кто летит, в том числе и французов. Благоверный князь Даниил Московский помогал всегда.

У меня был очень тяжелый момент, после пятой операции врачи заключили: «безнадежно». Но приехали монахи из Свято-Данииловского монастыря, один из них Зосима – мой друг, я так считаю, сейчас он Владыка Якутский и Ленский. Они мне привезли святую воду, икону благоверного князя. И через три дня я встал. Сейчас хожу нормально, и на этих днях думаю пройти двадцать с лишним километров, – это доказательство того, что мы помним все традиции Православия, в том числе и Крестные ходы.

– Сейчас Вы преподаете предмет с необычным названием – «Духовная безопасность и пилотируемая космонавтика». Что это?

– Да. Чтобы летать, надо иметь высокую духовность. А духовная безопасность подрывается многими моментами: клеветой, чужой религией, атеистической пропагандой. Я сначала показываю, что есть безопасность, и в ней основная составляющая – это духовная безопасность. И поскольку ее сейчас нарушают, должны быть нравственные ценности, позволяющие человеку выполнить любой полет. Это ценности Христианства, Православия. Мы не только читаем, но и посещаем Православные святыни: Троице-Сергиеву Лавру, Свято-Данииловский и Высоко-Петровский монастыри. Везде нас встречают замечательно, и монахи относятся к нам, как к братьям. Это очень здорово! И это помогает! Я верю, что человек с высокой православной культурой и с православными ценностями выполнит любое задание. Об этом говорил еще философ Иван Александрович Ильин: «Если есть высота задачи, то все мелкое уходит». А что может быть выше выполнения космической задачи?

– Современные космонавты проявляют интерес к этому предмету?

– А как же! Они все у меня на занятиях…

– По желанию или по принуждению?

– Во-первых, по дисциплине. Но умный человек всегда найдет, чтобы уйти от того, что не нужно. И если все присутствуют, значит интересно. А раз интересно – это множество вопросов. На многие я не отвечаю: «Стоп! Будем в Лавре, зададите вопросы батюшкам». Даже великий философ Ильин говорит: «Я могу учить, но я не священник и слушаю священство по вопросам религии». Так и я: на сложные вопросы религии ответят батюшки. У нас была встреча с Митрополитом Кириллом, который поразил нас своей эрудицией. Эта встреча стала знаковой, она оказала влияние на руководство космонавтики на многие годы.

– Какое будущее у нашей космонавтики? В России космонавтика была нашей силой. Мы первые запустили человека в космос.

– Россия – родина космонавтики. Первый человек в космосе – наш Юрий Алексеевич Гагарин. Этому событию уже 45 лет. Первая женщина в космосе – это Валентина Владимировна Терешкова. Первый групповой полет – это наши люди: Комаров, Егоров, Феоктистов. Первый выход в космос – наш Алексей Архипович Леонов. Мы не ступили первыми на Луну, но наша лунная станция была первая, мы первые сфотографировали обратную сторону Луны, и луноход наш пробыл там больше полугода, хотя планировали, что машина проработает всего месяц. Пилотируемая космонавтика – это наш приоритет, и я верю, что в ближайшие годы мы и облетим Луну, и будем стартовать даже не с Земли, а прямо с неба. У нас летало в космос девяносто девять человек, ждем сотого. И я молюсь, чтоб этот сотый был сыном космонавта, чтобы традиция семьи звучала. И не одна страна кроме нас этого сделать не может!

Беседовала
Полина Митрофанова

 
Царские дни 2006

Самой пожилой участницей Всероссийского Покаянного Крестного хода «Царский Крест» стала 71-летняя пенсионерка

Екатеринбург, 26 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Переполненные множеством духовных впечатлений, несколько дней назад вернулись домой участники Всероссийского Покаянного Крестного хода «Царский Крест».

 
Азы православия

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

Продолжение.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс