Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (389) → Право меньшинства как двигатель законотворчества

Право меньшинства как двигатель законотворчества

№20 (389) / 22 мая ‘06

Церковь и общество

 Уполномоченныйпо правам человека в России Владимир Лукин на этой неделе сделал ряд заявлений,вызывающих серьезное недоумение. Лукин высказался категорично против преподаванияоснов православной культуры в школах даже в виде факультатива и выступил за проведение в столице шествия содомитов.

 Первое заявлениеВ. Лукин опубликовал в своем докладе «Права человека и модернизация российскогообразования». В этом докладе Уполномоченный по правам человека приводит многократноозвученную аргументацию из арсенала противников введения предмета «Основы православнойкультуры»: светский характер государства якобы «указывает на недопустимостьобязательного преподавания «религиозных предметов» как совокупности знаний и представлений с точки зрения только одной конкретной Церкви»; «учащимся государственныхи муниципальных школ рассказывать о религиях должны историки, культурологи и религиоведы, а не служители культа»; преподавание религиозных дисциплин в общеобразовательныхшколах обусловлено тем, что «на момент принятия закона у религиозных организацийзачастую просто не было необходимых помещений, где можно было проводить религиозноеобучение и взрослых, и детей».
 Завершаетсяэтот перечень аргументов убийственным по своей «оригинальности» выводом: «Не следует ли в связи с этим подумать о внесении в указанный закон поправок, которые бы исключили преподавание «религиозных предметов» в стенах государственных и муниципальных школ?»
 Признаться,слышать подобные предложения из уст государственного чиновника, поставленногона свою должность для наблюдения за надлежащим исполнением законов в областиправ человека, чрезвычайно любопытно.
 Традиционнодеятельность Уполномоченного по правам человека в общественном сознании связанас правозащитной тематикой. В значительной степени это представление соответствуетдействительности. В Положении об Уполномоченном по правам человека об основнойцели всей работы российского омбудсмена сказано следующее: «В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяети не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защитуи восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованиюих работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностныхлиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур».
 Иными словами,российский омбудсмен призван в своей деятельности помогать государственным органамосуществлять свою работу и реализовывать законы максимально эффективно по отношениюк субъекту права — личности. И, обобщая, — по отношению ко всему обществу в целом.
 Нет особогосмысла опровергать доводы г-на Лукина — за последние годы, в течение которыхразвивается полемика вокруг преподавания религиозных предметов в школе, всеаргументы «за» и «против» неоднократно озвучены, и, как признает сам В. Лукин,«единства мнений относительно целесообразности такой новации пока нет ни в обществе,ни среди представителей российских конфессий».
 Но если нетподобного единства, то на каком основании г-н Уполномоченный считает достаточнымдля разрешения этого спора игнорировать мнение той части общества, которая выступаетза введение религиозных дисциплин в общеобразовательной школе? И, стоит признать,не столь уж и незначительной части общества — если принимать во внимание количествоправославных верующих у нас в стране, пусть даже и по самым скромным оценкамсоставляющее не менее половины населения?
 Позицию Уполномоченногоеще более контрастно обозначило другое заявление, опубликованное на этой неделе.В комментарии «Интерфаксу» по поводу перспектив проведения в Москве шествиясодомитов В. Лукин заявил, что «формально гомосексуалисты имеют право провестисвой парад, но [он] не понимает, зачем это нужно».
 Непониманиеэто — не более чем лукавая и неуместная попытка «сохранить лицо» в глазах многомиллионнойаудитории наших сограждан, в отличие от омбудсмена отлично понимающих, в чемсостоит цель организации парада извращенцев.
 А еще — этопризнак беспомощности государственного чиновника далеко не самого низкого рангаперед необходимостью дать правовую и (что не менее важно) нравственную оценкупланируемой акции. И выражение «имеют формальное право» в устах всероссийскогоправозащитника звучит более чем двусмысленно: а в чем, в таком случае, состоитактуальное право тех наших граждан, кто выступает против демонстрации содомитов?Имеют ли они «формальное право» протестовать против готовящегося шествия или могут осуществить свой протест, воспользовавшись «актуальным правом»?
 Может лименьшинство — какое угодно, как его ни называй: сексуальное, религиозное — диктоватьсвое мнение большинству? Ведь в конечном счете демонстрация содомитов именнодля того и организуется, чтобы они добились права на распространение своих «нетрадиционных»взглядов на массовую аудиторию. А распространение взглядов на широкую аудиторию,да еще посредством парадов и демонстраций, иначе как пропагандой не назовешь.Пропагандой разврата, которая оскорбляет религиозные чувства миллионов россияни в соответствии с законодательством — хоть по формальному, хоть по актуальномуправу — требует соответствующего к себе отношения. В том числе и со стороныУполномоченного по правам человека.
 Но, судяпо прозвучавшим заявлениям, понятие «большинства» в современной правоприменительнойпрактике правозащитников непопулярно. Более того, когда интересы большинствавступают в конфликт с мнением какого угодно меньшинства, возможны самые причудливыеправовые коллизии. Вплоть до изменения законодательства!
 Хочется спроситьуважаемого Уполномоченного по правам человека в России: имеет ли общество какое-то право на уважение к себе со стороны отдельных личностей, составляющих это общество, или оно должно отказаться от самой возможности называться обществом и превратитьсяв совокупность индивидов, не связанных друг с другом никакими связями, обязательствами,кроме «формальных прав»?
 Исходя из демаршей г-на Лукина, он отказывает нашему обществу в таком праве.

Константин Холодов

 
Церковь и общество

Демографический кризис: в чем видят выход государство и Церковь

 На прошедшейнеделе основным предметом для комментариев стало ежегодное Послание ПрезидентаВ.В.

 
Темное наступление

Заявление Пресс-службы Московской Патриархии в связи с выходом в широкий прокат кинофильма «Код да Винчи»

 17 мая 2006года с демонстрации на Каннском кинофестивале фактически начался мировой прокатнового фильма американского режиссера Рона Ховарда «Код да Винчи», снятого по одноименной книге его соотечественника писателя Дэна Брауна. Роман, положенныйв основу сценария картины, опубликован в США в марте 2003 года и сейчас входитв список наиболее популярных бестселлеров – образчиков массовой литературы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс