Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (389) → Духовное возрождение России ныне обретает «второе дыхание». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы информационного агентства «Интерфакс»

Духовное возрождение России ныне обретает «второе дыхание». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы информационного агентства «Интерфакс»

№20 (389) / 22 мая ‘06

Первосвятитель

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответилна вопросы информационного агентства «Интерфакс»

 -Ваше Святейшество! Что Вы ожидаете от Всемирного саммита религиозных лидеров,который пройдет в июле этого года?
 - Всемирныйсаммит религиозных лидеров, инициированный Межрелигиозным советом России принепосредственном участии нашей Церкви, соберет в Москве лидеров влиятельнейшихрелигиозных общин: христианских, иудейских, мусульманских, буддистских и рядадругих. На саммите будут представлены современные религиозные традиции во всемих многообразии.

 Неудивительно,что на этом собрании будут высказаны различные взгляды на то, с какими вызовамисталкиваются религии мира в наши дни и каков должен быть ответ. Поэтому мы не задумывали саммит как средство получить какой-то заранее определимый практическийрезультат.
 В то же времяпобудительный мотив для нашего форума – это безусловное желание жить в миреи взаимном уважении, свободно руководствуясь своими духовными представлениями,выдержавшими испытание временем.
 Надо иметьв виду, что саммит будет следовать многолетней, проверенной модели межрелигиозногодиалога, исключающей «смешение вер», сомнительные молитвенно-обрядовые эксперименты,жаркие богословские и политические диспуты. Духовные лидеры, которые примутучастие в нашей встрече, сознают уникальность своих убеждений и полны решимостисохранить их во всей целостности, при этом не нарушая мира и стремясь к сотрудничествуна общее благо.
 Надеюсь,что саммит сможет обратиться с добрым посланием к миру, где все больше царятстрадания, вызываемые желанием жить без веры и совести, руководствуясь лишьгреховными страстями. Дай Бог, чтобы этот призыв был услышан.
 - Есть ли положительныесдвиги по вопросам преподавания основ Православной культуры в государственныхшколах и введения института полкового духовенства? Кто является главным противникомэтих инициатив?
 - Общественнаядискуссия о преподавании основ Православной культуры в общеобразовательных школахведется уже давно. К сожалению, многие противники этого предмета неверно понимаютпозицию нашей Церкви или намеренно ее искажают. Нас обвиняют в стремлении силамисветской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряетсямысль о том, что основы Православной культуры – это Закон Божий, который Церковьнамерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке. На самом же деле речьидет о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основепрофессиональными педагогами. Иметь возможность прослушать такой курс – этозначит реализовать право будущего гражданина и просто образованного человекана необходимый объем знаний об историческом, духовном и культурном наследииродной страны.
 Ведь внерелигиозного контекста невозможно понять всю сложность нашей истории. Без пониманиядуховных основ жизни народа немыслимо всерьез рассуждать о русской литературе,живописи, музыке. Возьмите, например, любой альбом по древнерусскому искусству,изданный в годы атеистического диктата. К каким уловкам, неуклюжим натяжками умолчаниям приходилось прибегать редакторам подобных изданий для того, чтобывывести из-под внимания читателя очевиднейшее – величайшую духовную традицию,сделавшую возможным появление шедевров преподобного Андрея Рублева, ФеофанаГрека, Дионисия и бесчисленного множества иконописцев, имена которых историяне сохранила для нас! То же самое можно сказать и о русской литературе, архитектуре,музыке.
 На мой взгляд,мировоззренческая монополия материализма, поныне сохраняющаяся в российскомобразовании, очень серьезно повредила гуманитарным научным исследованиям в нашейстране. Если в сфере точных наук советские ученые достигли феноменальных успехов,а их достойные наследники и поныне остаются «впереди планеты всей», то в областигуманитарных знаний все далеко не так благополучно. Полагал бы, что сохранениетакой ситуации губительно для будущего страны.
 Нередко высказываютсяопасения, что преподавание основ Православной культуры неизбежно повлечет обострениемежрелигиозных и межнациональных отношений. Действительность свидетельствуетоб обратном. Во многих российских регионах основы Православной культуры ужепреподаются, и до сих пор нигде не было зарегистрировано роста межнациональнойили межрелигиозной напряженности. Наоборот, благодаря получаемым в рамках данногокурса знаниям молодые люди лучше узнают и понимают друг друга, учатся взаимномууважению.
 Кстати, многиепредставители российских мусульман, иудеев и буддистов неоднократно высказывалисьв пользу преодоления атеистического и агностического наследия в российской школе.В местах компактного проживания их единоверцев, а также в национальных школахкрупных городов вместо основ Православной культуры или параллельно с ними можетпреподаваться аналогичная дисциплина на основе любого из традиционных для Россиивероисповеданий. Во многих местах так уже и происходит.
 Касаясь вопросаоб институте полковых священников, хотел бы отметить, что, помимо дореволюционногоопыта, уже и в наше время накоплен значительный опыт окормления военнослужащихправославными пастырями. Иными словами, нам не приходится «строить в пустыне».Однако практика взаимодействия Церкви и Вооруженных Сил до сих пор не имеетдолжных законодательных оснований. Многое держится на личных контактах, а существующиедоговоренности носят характер деклараций о намерениях и в немалой степени зависятот конъюнктуры.
 Сегодня предлагаетсязакрепить и развить сложившуюся практику, о которой весьма позитивно отзываютсясолдаты и офицеры. Подчеркну, что соответствующие инициативы были выдвинутыпредставителями государственных органов, а не Церкви. На мой взгляд, это красноречивосвидетельствует о явной общественной заинтересованности в присутствии духовенствав армии.
 Противникитакого рода инициатив говорят, что опасно разделять армию по конфессиональномупризнаку. Мы с этим согласны и настаиваем на том, что армия не должна становитьсяполем миссионерского соревнования. Речь может идти только о пастырской работев Вооруженных Силах представителей тех религиозных организаций, члены которыхуже служат в армии. Эта позиция недвусмысленно отражена в заявлении СвященногоСинода по данному вопросу.
 - Как Вы оцениваетерелигиозную ситуацию на Украине? В какую сторону она изменилась за прошедшийгод?
 - Нельзяне приветствовать заявлений государственных руководителей Украины о необходимостиодинакового соблюдения прав и свобод всех религиозных объединений.
 К сожалению,на местах этим заявлениям следуют не всегда. Один из наиболее ярких примеров— Свято-Троицкий приход Украинской Православной Церкви в селе Рохманив Тернопольскойобласти. Эта община во главе с настоятелем протоиереем Олегом Сирко была изгнанаиз своего храма, и теперь вынуждена совершать богослужения под открытым небом.
 Нас не можетне беспокоить то, что украинские православные христиане остаются разделенными.Раскол – это рана на теле Церкви. Он вносит болезненное разделение и в украинскоеобщество. Тем не менее, пути для уврачевания расколов должна находить сама Церковь,без вмешательства сторонних сил. Поэтому попытки некоторых представителей государстварешить эту проблему вместо Церкви не могут не вызывать настороженности верующих.
 К сожалению,на Украине далеки от нормальных и отношения между православными и греко-католиками.Ситуация усугубилась переносом резиденции главы Украинской Греко-КатолическойЦеркви кардинала Любомира Гузара из Львова в Киев и изменением его титула на «Верховный архиепископ Киево-Галицкий». Православной общественностью подобныйшаг был воспринят как недружественный. Он внес дополнительную напряженностьв украинское общество.
 Выражаю надежду,что новое правительство Украины будет проявлять большее внимание к спецификецерковной жизни, избегать вмешательства во внутренние дела Церкви, более внимательноотноситься к соблюдению прав всех традиционных религиозных общин.
 - В последнеевремя все чаще озвучиваются противоречивые сведения о численности православныхв России. Есть ли официальная точка зрения Церкви по этому вопросу? Как Вы оцениваетечисленность приверженцев других религий, например, мусульман, протестантов,католиков?
 - Определениечисла верующих в стране никогда не было простой задачей. Во времена государственногоатеизма многие люди не афишировали своей религиозной принадлежности по понятнымпричинам. Сегодня разные социологические службы по-разному оценивают число последователейтой или иной религии, однако зачастую эти исследования видятся предвзятыми.К сожалению, нередко приходится видеть, как численность приверженцев одной религииопределяется «по максимуму», а других – «по минимуму». Убежден, что в любомслучае определение числа приверженцев любой веры не должно быть политизировано,направлено на извлечение каких-либо выгод, на приобретение мнимого превосходствав диалоге с инаковерующими. Кроме того, едва ли возможно найти общеприемлемыекритерии оценки религиозности человека.
 В последнеевремя не проводилось исследований, которые охватывали бы все население России.Даже при переписи в 2002 году вопрос о религиозной принадлежности людей не задавался.На наш взгляд, результаты переписи были бы более полными, если бы этот вопросбыл включен в опросные листы.
 Что касаетсячисленности верующих Русской Православной Церкви, то едва ли можно назвать точнуюцифру. Ведь религиозный выбор, духовная жизнь человека далеко не всегда подвластнаиспытующему взору социолога. Думаю, что доля православных христиан, крещенныхнашей Церковью, в населении России составляет 70–80 процентов. Иными словами,православные по-прежнему составляют значительное большинство населения страны.
 С гораздобольшей определенностью можно говорить о продолжающемся всестороннем возрождениицерковной жизни, о расширении участия людей в деятельности православных общин.В последние годы мы наблюдаем серьезные изменения в возрастной структуре прихожан.Во многих местах молодежь и люди среднего возраста составляют большинство молящихся.Прошедший великий пост явил нам переполненные молящимися храмы; церковные стенынередко уже не могут вместить всех прихожан. Иными словами, духовное возрождениеРоссии ныне обретает «второе дыхание».
 Можно по-разномуговорить о причинах этого отрадного явления, однако несомненно одно: нам довелосьбыть свидетелями подлинного чуда Божия – возвращения в людские сердца живой,деятельной веры. Глубоко убежден, что это не может не сказаться благотворнона жизни нашего народа.
 - В каком направлениисейчас развивается диалог Церкви с исламом?
 - Сегодняэтот диалог ведется главным образом в рамках созданного в 1997 году Межрелигиозногосовета России, в который входят представители четырех традиционных религий:Православия, ислама, иу-даизма и буддизма. Главной целью диалога видится поискпутей решения насущных проблем общества.
 Могу свидетельствовать,что наши отношения развиваются небезуспешно, несмотря на попытки некоторых зарубежныхцентров и доморощенных экстремистов проверить на прочность религиозный мир в России. Уверен, что мудрость духовных лидеров, прежде всего исламских, оставитэти попытки бесплодными.
 Обмен мнениямии сотрудничество в сфере общественной жизни не исключает доктринальных собеседований,которые призваны помогать разъяснению позиций сторон по вопросам, требующимглубокого мировоззренческого осмысления. Так, в конце февраля – начале мартав Тегеране состоялась V встреча совместной российско-иранской комиссии по диалогу«Ислам – Православие». Заседание было посвящено теме «Эсхатология и ее влияниена современную жизнь». В ходе дискуссии были установлены как совпадения, таки разногласия христианского и исламского вероучения по затронутым вопросам.Участники заседания также решительно осудили участившиеся случаи оскорблениячувств верующих в разных странах.
 - Как Вы оцениваетеопасность ксенофобии, экстремизма, преступлений на национальной почве? Что делать,дабы преодолеть ее?
 - Когда кого-то оскорбляют, избивают и даже убивают только за национальность или цвет кожи –это ужасно. Такие преступления должны наказываться по всей строгости закона,равно как и осквернение культовых зданий, публичное оскорбление национальныхи религиозных чувств. Причем общество должно реагировать на такие преступлениявне зависимости от того, кто пострадал – русский или представитель другого народа,наш гражданин или иностранец. Ведь национальные и религиозные чувства оченьранимы для любого человека, принадлежи он к меньшинству или к большинству.
 Главное жесредство противостояния экстремизму – это все же воспитание. Ведь по-настоящемуверующий и просвещенный человек никогда не станет экстремистом, фанатиком, агрессивнымнационалистом. Вот почему наша Церковь призывает к получению школьниками знанийо разных народах и религиях, а главное — о собственной вере и культуре, будьто культура православная, исламская, иудейская, буддийская и так далее. Без правильного воспитания мы никогда не избавимся от социальных пороков. Черезшколу, культуру, средства массовой информации люди должны научаться патриотизму,нравственному поведению в личной жизни, семье и обществе, бережному и уважительномуотношению к ближним.

 
 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 —«Говорят, что родителям нельзя присутствовать во время крещения детей, правда ли это? И можно ли родителям креститься вместе с детьми?» – спрашивает Раисаиз Чебоксар. — Мать не может присутствовать на крещении своего дитя в 40-дневный послеродовой периодочищения, в это время ей не положено приходить в церковь и приступать к церковнымтаинствам.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс