Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (382) → Профессор Александр Дворкин: «В России наступает диктатура политкорректности….»

Профессор Александр Дворкин: «В России наступает диктатура политкорректности….»

№13 (382) / 1 апреля ‘06

Образование и воспитание

Беседа с журналистом Полиной Митрофановой в прямом эфире телекомпании «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Александр Леонидович, на Ваш взгляд, антисектанское движение как может соответствовать пропагандируемому сейчас понятию толерантности, или здесь нужно дать границы этому понятию?

– Я бы не сказал, что у нас присутствует антисектанское движение, это некая легенда. Существуют несколько центров, несколько озабоченных этой проблемой людей и, собственно, это всё. Если бы было движение, это было бы замечательно, но пока всё то, что существует, движением назвать сложно.

Что касается толерантности (по-русски это слово означает «терпимость»), нужно понимать, что такое терпимость и до какой степени она распространяется. Наши защитники терпимости проявляют иногда нетерпимость по отношению к тому, что их не устраивает. Когда они устраивают выставки «Осторожно, религия!» – совершенно кощунственная карикатура на святое, когда начинают требовать убрать христианские символы с герба России, убрать упоминание о Боге из гимна России – это очевидное проявление нетерпимости. Нужно отдавать отчёт, что на эти вопросы давно есть ответы в православной духовной литературе, есть чёткая формула – «Люби грешника и ненавидь грех». И в этом смысле мы должны терпимо относиться к окружающим нас людям, но это не означает, что мы должны терпимо относиться к человеконенавистническим идеям, нацизму, к организациям, которые сами не проявляют никакой терпимости, нарушают права человека.

Мы переходим ко второму этапу – любовь намного выше терпимости. Будем ли мы терпимо относиться к попытке ребёнка ходить по рельсам перед идущим поездом? Или мы весьма нетерпимо выдернем его, ещё и нашлёпаем, чтоб не повадно было. В этом смысле проявление любви выше проявления терпимости.

– Не считаете ли Вы, что слово «секта» является некорректным, этого определения официально нет. Правозащитники рекомендуют употреблять слова «религиозные меньшинства», а меньшинства трогать нельзя, наложено табу…

– Наступает диктатура политкорректности, когда вводится цензура на слова, понятия, поведение. И фактически то, что называют политкорректностью, – это невозможность защиты от нападения безнравственности, человеконенавистнических идеологий, от нападения организаций, нарушающих права человека. Это и есть навязываемая нам политкорректность. В нашей стране нет юридического понятия слова «секта», но мы не говорим друг с другом на языке судебных протоколов. В религии и социологии термин «секта» присутствует и применяется постоянно, он также применяется в психологии, религиоведении, богословии, – каждый из нас говорит на многих языках. Секты обижаются, но пусть предъявляют свои претензии к покойному протестанскому социологу религии Максу Веберу, который дал современное определение таким понятиям как «секта», «деноминация», «Церковь». А о меньшинствах, – это опять же диктатура языка, диктатура меньшинств. Раньше всё называли своими именами, говорили о содомитах, теперь нам говорят о сексуальных меньшинствах, которым нужно предоставить все права: создавать свои семьи, усыновлять детей. К чему это ведёт – совершенно понятно, раньше мы говорили «секты», а сейчас «религиозные меньшинства», скоро нам запретят говорить слово «мафия», нужно будет говорить «нравственное меньшинство». Найдутся защитники, которые скажут: «Ни в коем случае нельзя с ними бороться, потому что эти люди ведут определённый образ жизни и без них наша жизнь станет намного беднее, лишится определённой грани, остроты». В этом направлении мы движемся достаточно стремительно, нужно не идти на поводу тоталитарной диктатуры политкорректности, которую нам пытаются навязать.

– Звонок в студию: «Александр Леонидович, чем отличается секта от Протестантской Церкви, например, «Новая жизнь»? Есть ли сейчас тенденция перехода людей из таких сект к Православной вере?» — спрашивает Ирина из Екатеринбурга.

– «Новая жизнь» и другие неопятидесятники стараются позиционировать себя в качестве протестантов. Это не так. Протестантизм – это исторически ограниченное явление, это деноминации, возникшие в XVI веке в ходе реформации: лютеране, кальвинисты, англиканская церковь. И всё. Каждое религиозное направление само вправе определять свои границы, это его неотъемлемое право. Поэтому, кто такие протестанты, лучше спросить у самих лютеран. Если задать лютеранам вопрос, относятся ли пятидесятники к протестантизму, то ответ на это даёт Берлинская декларация 1924 г., которая резко говорит о том, что пятидесятничество никакого отношения к протестантизму не имеет.

А что касается неопятидесятников, то их даже христианами назвать не-льзя, это оккультная секта, прикрывающаяся несколькими христианскими терминами. Это тоталитарная секта, которая ничего произвести не может, кроме вербовщиков, попрошаек, большого количества людей с надорванной психикой в результате пребывания в этих сектах. Среди них нет ни одного известного писателя, мыслителя, философа, художника. Лютеране – это культуро-образующая деноминация, они создали немецкую культуру в северной Германии, скандинавскую культуру. Немецкая литература началась с перевода Лютером Библии на немецкий язык. Это музыка Баха, живопись.

– Александр Леонидович, все ли секты называются сегодня тоталитарными, и что такое тоталитарная секта?

– Конечно, не все секты являются тоталитарными. Автором этого термина являюсь я, потому что я его первый употребил для отличия одних сект от других. Словом «секта» называют разные типы организаций. Пример классической секты – баптисты. Она не является социально опасной, деструктивной, разрушительной. Мы можем говорить о различных богословских разногласиях с ними, о том, что баптисты очень сильно богословски ограниченны, можем говорить о культурной закрытости баптистов, о сектанском сознании, потому что они определяют свою веру исходя из противостояния. Это всё признаки сектанства, но при этом речь о деструктивности, о разрушительности, об эксплуатации людей не идёт. Что касается тоталитарных сект, то её основные моменты – это социальная опасность, деструктивность, обман при вербовке, регламентация всех аспектов жизни. Их цель – это власть и деньги для руководства секты и их ближайшего окружения.

– «Чем отличается Церковь «Свидетели Иеговы» от христиан? В чём их опасность?» – задаёт вопрос Галина из Екатеринбурга.

– «Свидетели Иеговы» – это не Церковь, а секта, они сами себя называют не Церковью, а организацией. От христиан они отличаются тем, что не признают Божества Христа, не признают Святую Троицу, не признают телесного Воскресения Христа, отвергают жизнь души после смерти. Фактически ничего от традиционного Христианства в их учении нет.

Что касается опасности – это тоталитарная секта, жёстко контролирующая сознание своих членов, оказывающая на них очень сильное давление. У иеговистов очень большое количество людей с психическим расстройством, это от давления. Есть система запретов, чего нельзя иеговистам, и опять же люди оказываются лишёнными нормальной человеческой жизни. Если один из членов семьи попал в секту, то в семье начинаются серьёзные сложности, очень часто семьи распадаются, так как секта пытается заменить собой семью, как и в любой другой тоталитарной секте.

Самый страшный аспект среди прочих запретов иеговистов – это запрет на переливание крови. Известны сотни имён иеговистов, которые погибли, фактически являясь жертвоприношением, принесенным сектой самой себе.

– «Александр Леонидович, мой сын стал очень сильно увлекаться кришнаитством. Является ли это социально опасным?» – обращается Светлана из Красноярска.

– «Общество сознания Кришны» – это тоталитарная секта, возникшая в Нью-Йорке в 1966 году, и независимо от того, что говорят сами кришнаиты, – это американская секта, а не индийская. Это секта с крайне богатой криминальной историей. Большая часть денег международного «Общества сознания Кришны» собрана криминальным путём: грабежи, заказные убийства, торговля наркотиками, оружием, мошенничество в особо крупных размерах, а также педофилия (надругательство над детьми), – преступления, насчитывающие сотни случаев.

Что касается помощи вашему сыну, очень хорошо было бы ему познакомиться с православной общиной. Возможно, помимо хождения в церковь, вашему сыну не хватает общения, занятия. Возможно, в жизни вашего сына происходит стресс, который вы не заметили, не оказали нужной ему эмоциональной поддержки, потому что, как правило, все, кто попадает в секту, переживает стрессовое состояние. Постарайтесь с этим разобраться.

– Галина из Новокузнецка спрашивает: «У моей подруги дочь в секте баптистов. Что Вы можете посоветовать?»

– Если ваша подруга молится за дочь, то пусть она не прекращает эти молитвы, потому что молитва материнская очень много значит. Баптисты – это не тоталитарная секта, в этом смысле легче человека оттуда вытащить. Вам стоит посоветоваться с новокузнецкими батюшками, у вас есть хорошие батюшки, я там неоднократно бывал. Один из них – священник, служащий при университетском храме, он работает со студентами.

Может быть, вам стоит обратиться туда, постараться, чтобы девушка встретилась с ним для библейской беседы. Баптисты очень часто ссылаются на Библию, и тут важно показать, что Библия – это наша православная книга, которую они незаконно себе присвоили.

– Алексей интересуется: «Что за организация «Вероевангельская Церковь Христиан «Новая жизнь»?

– «Новая жизнь» – это неопятидесятническая тоталитарная секта. Неопятидесятничество – это религиоведческий термин, сами сектанты себя так не называют, они называют себя протестантами, христианами веры евангельской. Что касается их юридических наименований, то у них в разных городах разные названия. Они называют себя «Новая жизнь», «Церковь Любви Христа», «Живая вера», «Слово жизни», «Ковчег» – всё это неопятидесятническая секта, объединённая единой оккультной идеологией, единым методом психологического воздействия на людей. По доброй воле в секту никто не приходит, в секту приводят через обман, сокрытие информации, недобросовестную рекламу. Они привлекают людей на свои собрания в секту тем, что пишут в объявлении о приезде священника, который будет творить чудеса, исцелять всех больных (при этом «священник» надевает облачение православного служителя). Люди попадают на эту удочку, а потом происходит обработка сознания совсем в другую сторону. Совершается массовый гипноз зала, у людей начинается истерия, поведение их не обходится без одержимости.

– Все сектанты очень хорошо знают Священное Писание, при том, что они его переиначивают по-своему. Человеку, подвергающемуся вербовке, очень важно знать Священное Писание?

– Не все сектанты хорошо знают Священное Писание, они знают определённый набор цитат для того, чтобы сбить с толку человека, не знающего Писания. Когда они начинают цитировать и выдают 5–6 фраз подряд, то возникает впечатление, что они много чего знают. На самом деле, если копнуть поглубже, открыть Евангелие, то оказывается, они его никогда не видели и не знали. Знание Священного Писания нам необходимо, так как это наша книга, написанная Церковью для Церкви.

– Вы не могли бы объяснить разницу между старообрядчеством и Православной Церковью?

– Корни старообрядчества находятся в XVII веке, когда произошёл раскол и часть православных христиан, не согласившихся с реформой патриарха Никона, ушли из Православной Церкви. Можно по-разному относиться к реформам патриарха Никона, можно с ними соглашаться или не соглашаться, можно говорить о том, что государство проводило их очень жёсткими методами, – но это дело исторической осведомлённости. Надо признать, что ради реформ, которые не затрагивали основы веры, а затрагивали лишь внешние проявления, люди отпали от Церкви, остались без таинств, – в этом серьёзные проблемы. Без таинств старообрядцы остались потому, что ни одного епископа к ним не присоединилось. Когда их священники скончались, то новых некому было рукополагать. Таким образом появились «безпоповцы», через некоторое время стали появляться «беглопоповцы», священники, запрещённые по каноническим причинам в служении, опять же никакого апостольского преемства не было. Старообрядчество сейчас между собой разделено, поэтому вести диалог с кем-то одним нет возможности и, как сказал один историк: «Старообрядчество – это масса бестолковых толков и несогласных согласий».

– Александр Леонидович, какие секты особенно опасны в плане разрушающего воздействия на психику человека?

– Самая опасная секта – это та, в которую попали ваши близкие. Она становится самой насущной. Может быть, эта секта небольшая и известна только в одном районе города, но если ко мне приходит мать, которая теряет сына в этой секте, и я начал бы ей говорить, что эта секта не очень опасная, потому что вероятность попадания туда других людей невелика, – это было бы очень странным утешением. Для матери это и есть самая опасная секта. Поэтому более уместно говорить о том, какие наиболее распространённые и влиятельные секты существуют.

– Михаил из Екатеринбурга спрашивает: «Есть ли для молодёжи опасность заниматься йогой и восточными единоборствами?»

– Нужно отдавать себе отчёт, что ни йога, ни восточные единоборства не совместимы с Православием, они основаны на другой вере, идеологии, на иной системе убеждения. Йога – это разрушение «колеса сансары», колеса перевоплощений, для того, чтобы человек более не перевоплощался, потому что в традиционных восточных религиях перевоплощение воспринимается как зло, закон кармы, закон накопления зла. Когда один человек делает зло другому, то в следующем воплощении зло возвращается к тому, кто это зло сделал. Однажды совершённое зло никуда не девается, оно умножается в мире, и жизнь – это сплошная череда мук и страданий. Поэтому единственный способ разрушить это – йога, учащая человека умереть при жизни для того, чтобы более никогда не перерождаться. Если христианский подвижник умирает для того, чтобы жить вечно, йог живёт для того, чтобы умереть навсегда. И йоговская система упражнений заранее направлена на приучение тела к смерти.

Также и восточные единоборства, они основаны на буддистской системе, вере, идеологии. Для того, чтобы стать мастером восточных единоборств, без медитации не обойтись, нужно уметь отключать своё сознание и переходить на другие плоскости. Медитация категорически противопоказана православному человеку. Люди, серьёзно занимавшиеся медитацией, уйдя оттуда, признавали, что медитация открывает перед человеком окно в бесовские реальности, делает человека беззащитным перед нападением нечистых духов. Святитель Николай Японский попросил одного новообращённого японца, занимавшегося восточными единоборствами, создать такой вид борьбы, которая не основывалась бы на буддизме. Получилось самбо.

– Есть такой писатель Александр Свияш.

– Это оккультный учитель, который попадает под определение Архиерейского Собора 1994 года, отлучающего от Церкви оккультистов. Его книги антиправославные.

– Александр Леонидович, есть организация «Счастье жизни», это сетевой маркетинг или секта?

– Многие из организаций сетевого маркетинга являются тоталитарными сектами, и даже в тех, которые не стали таковыми, присутствуют признаки сектантства. В любом случае, организации сетевого маркетинга – это крайне неэтичные организации. Вы там не достигнете того, что они обещают, но ваша нравственность будет очень сильно поколеблена. Вы будете увлекать обманом своих близких, знакомых, чтобы заработать на них деньги.

– Елена из Екатеринбурга спрашивает: «Моя подруга попала в организацию «Радостея». Является ли эта организация сектой?»

– О «Радостее» ваш Миссионеский отдел знает очень много, потому что это секта происходит из Уральского региона. Её основательница – Евдокия Марченко – уроженка города Миасса Челябинской области. Секта начиналась именно там, свой первый шаг по развитию она сделала из Миасса в Екатеринбург, перешла дальше в Европейскую часть и в Сибирь. Это весьма опасная тоталитарная секта, на которой даже смерть нескольких детей, которые в этой секте погибли или были похищены, их тела до сих пор не найдены. Это секта крайне деструктивно воздействует на психику человека, многие люди теряют в этой секте рассудок. Руководитель Миссионерского отдела отец Владимир Зайцев, который в данное время находится в Чечне, делал доклад на международной конференции по «Радостее», поэтому можете обратиться за более подробной информацией в Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии.

– Проникновение в Россию тоталитарного сектантства: корпус зарубежных миссионеров, которые маскируются под видом педагогов английского языка, менеджеров, тренеров по восточным единоборствам, как остановить эту форму проникновения?

– Необходимо регламентировать порядок выдачи виз, что существует в любой стране. Другое дело, что если десять лет назад секты однозначно ассоциировались с зарубежными миссионерами, то сейчас всё далеко не так. Многие наши отечественные махинаторы поняли, что тут лежат лёгкие деньги, и начинают основывать собственные секты. Количество отечественных сект сравнялось с зарубежными, а может быть, и превосходит их.

– Расскажите о секте «Кастанеды». Какие бывают у людей сложности, и об авторах, как Дейл Карнеги?

– Секты Кастанеды нет. Слово «секта» употребляется по отношению к организации, если есть организация, можно смотреть, является ли она сектой или нет. Если нет организации, то это не секта. Словом «секта» не исчерпыва-ются все негативные явления нашей жизни.

Кастанеда – это автор оккультного неогуманистического учения, крайне вредного и опасного. Есть некоторые секты, которые используют элемент этого учения. Имеет смысл говорить об опасности учения Кастанеды, о том, что это пропаганда использования галлюциногенов, при помощи которых достигается определённый духовный уровень. К сожалению, эта литература популярна, и многие молодые люди, руководствуясь ей, начинают принимать наркотики.

Дейл Карнеги – это автор книг: «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», «Как добиваться успеха». Эта психология успеха очень близка к идеологии процветания, лежащей в основе неопятидесятничества, антинаучное учение.

– Александр Леонидович, расскажите, пожалуйста, о секте Виссариона.

– Секта Виссариона достаточно известная. Это бывший милиционер, Сергей Анатольевич Тороп, провозгласивший себя Христом. Во многом его убеждения сформировались учением Рерихов, частью – разными уфологическими заблуждениями. Есть несколько поселений, где живут его последователи в Куранинском районе Красноярского края. Они живут по сёлам, деревням, и в глубине тайги строят «город солнца», где, как они заявляют, смогут пережить конец света, который по прогнозам Виссариона уже начался в 2005 году и закончится в 2015. «Спасутся» только те, кто будет с точностью выполнять указания его, а потом «останутся жить на освободившейся Земле».

В этой секте у людей очень сильно нарушается психика, воля, и, что самое страшное, – чем дальше, тем больше Сергей Тороп говорит о возможности массового самоубийства, а у него в секте до 5000 человек.

– Александр Леонидович, на Рождественских чтениях Вы предлагали создать организацию под названием «Общественный совет по предупреждению противоправных действий в сфере духовной безопасности». На Ваш взгляд, что может сделать общественность в вопросе борьбы с тоталитарными сектами, насколько велика её роль?

– То, что можно сделать, можно сделать только благодаря общественности. Президент России очень много говорит о том, что необходимо создавать гражданское общество. Это люди, которые знают свои права и объединяются для их отстаивания. Часто спрашивают: а что делает правительство, чтобы оградить нас от сектантства? Правительство ничего не будет делать, если мы не будем требовать этого от него. Если мы сами не будем объединяться и следить, чтобы эти требования исполнялись. (Так происходит в любой европейской стране). До той поры, пока мы не научимся объединяться и отстаивать свои права, мало что у нас изменится.

– Вопрос от жительницы Екатеринбурга: «К нам в епархию из Ивановской епархии приезжал парализованный схимонах Симеон, приглашал на исповедь. Что Вы можете о нём сказать?»

– Этот человек – самозванец, он не схимонах, в схиму его никто не постригал, и монастырь, куда он приглашает в Ивановскую епархию – это сектантское образование, которое занимается противоправной деятельностью. Святейший Патриарх высказывался об этом Симеоне как о самозванце, тяжело больном, маловменяемом человеке. А люди, которые его сопровождают, – матерщинники, кощунники, можно даже сказать, что они занимаются преступной деятельностью.

Они заявляют, что исповедь в храмах недействительна, и только у них есть целая генеральная исповедь. Это откровенная раскольническая антицерковная деятельность. Поступает очень много жалоб относительно этого явления.

– Александр Леонидович, Вы на Рождественских чтениях обратились к Государственной Думе, Совету Безопасности и к Министерству образования и науки Российской Федерации с призывом принять неотложные меры к пресечению многочисленных попыток внедрения в российскую систему образования всевозможных тоталитарных сект. Вы считаете, что сегодняшняя система образования не защищена от проникновения в неё тоталитарных сект? Почему так сложно у нас внедряется такой предмет как «Основы православной культуры», а секты легко попадают в наши школы?

– Замечательный вопрос. Мы опять возвращаемся к толерантности. Получается, что сложнее всего в школе преподавать «Основы православной культуры» – то , что лежит в основе русской культуры, русской государственности, русской литературы, искусства, музыки. К этому проявляется чёткая, яростная нетерпимость. Но зато секты с лёгкостью проникают в школы, никто не смотрит на законодательство. И наши правозащитники, которые, по сути, являются сектозащитниками, тут же предоставляют сектам слово. Мы видим очевидный двойной стандарт. Здесь инициатива должна исходить от родителей. Часто к нам в Центр святого Иринея Лионского звонят родители и говорят: «У детей в школе учитель – сектант, который вербует детей, даёт сектанские предпосылки. Что нам делать?».

Я говорю:

– Есть Министерство образования г. Москвы, я могу вам дать номер телефона чиновника, который этим занимается. Вы позвоните ему, он вам скажет, какую написать жалобу.

Родители говорят:

– Может, Вы за нас жалобу напишете?

– Мы не имеем права, так как мы к этой школе не имеем отношения.

– Вы знаете, нам жалобу писать – это с завучем портить отношения, а нам в этой школе учиться.

– Ваш выбор. Вы хотите, чтобы ваших детей вербовали в секту?

Люди должны сами принимать решение. Если они этого не сделают, за них этого никто не сделает.

– Александр Леонидович, дайте конкретные рекомендации человеку, которого пытаются завербовать в различные секты.

– Не верьте широкообъемлющим обещаниям, которые вам дают. Есть такое английское выражение: «это слишком хорошо, чтобы быть правдой». Это, вероятно, неправда. Если с вами говорят как с лучшим другом после полуминуты знакомства, – это не искренне, потому что настоящая дружба складывается в течении долгих месяцев, а то и лет. Если от вас требуют принять решение немедленно, а то потом будет поздно, – скорее всего люди не хотят, чтобы вы задумывались. Они понимают: если вы задумаетесь, вы за ними не пойдёте.

Помните, что настоящая истина не боится сомнений, не боится проверок, истина всегда остаётся истиной. Чем больше вы будете проверять, тем более будете убеждаться, что это истина.

– Слава Богу, у нас есть Православная Церковь.

– Да. Я желаю вам всего доброго и желаю избегать общения с сектами.

– Спасибо за беседу.

 

В других номерах:

Образование и воспитание

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук С.Б. Ельцов, профессор, православный педагог: «Мудрость целомудрия»

Протоиерей Сергий Вогулкин, профессор, доктор медицинских наук С.Б. Ельцов, профессор, православный педагог Целомудрый, целомудренный – сохранивший себя в девстве или в брачной чистоте. Плотская чистота.В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»

 
Образование и воспитание

Известный богослов и сектовед А.Л. Дворкин провел для студентов-теологов лекцию о тоталитарных сектах

 Екатеринбург,16 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В Екатеринбурге в очередной раз побывал ведущий специалист в области исследованияновых религиозных движений в России, доктор исторических наук, известный богословАлександр Леонидович Дворкин.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс