Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (376) → Перед началом Великого поста

Перед началом Великого поста

№7 (376) / 15 февраля ‘06

Великий пост

 НаступаетВеликий пост. Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздникаво славу Христа Спасителя, по выражению святых учителей Церкви, – лествица,по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам.

Сумевший и успевшийпройти твердой стопой по этой лествице способен принять в себя дары СвятагоДуха и созерцать величайшее таинство Христова Воскресения.
 Каков жедолжен быть наш пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нашей души?Над решением этого вопроса человеку нет необходимости мудрствовать. Необходимыекачества поста указаны в нынешнем Евангелии.
 Первое условиенашего говения и христианского поста – незлобие души. Человеку гордому, человекунемиролюбивому, строптивому не доступны утешения истинного поста. Когда душунашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойноволнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем.В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слухвнимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек – раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие,благороднейшие чувства любви. Трезво и разумно проходит пред сознанием человекавеликость той цели, к какой он направил свою душу. Достижение этой цели обставленовеличайшими качествами любви. На пути к этой цели желающему должным образомпровести Великий пост нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким.Кротость и уступчивость – это первые одеяния христианского поста. Умение сдержатьгневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступитьсявеликодушно своими правами — это есть первое богоугодное начало поста христианского.
 Продолжаяидти в том же направлении, человек-христианин во дни поста должен выработатьсебе еще ценное добродетельное качество – снисходительность. В забывчивостио своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческимошибкам и проступкам. Горьким словом, презрительным взглядом мы унижаем личностьдругого человека. Это есть тот грех, который губит любовь нашей души. Благотому, кто во дни поста успеет сломать и сокрушить в себе этот грех и на егоместо водворит в душе благожелательность, дружескую услужливость и другие чистыеи честные свойства Божественной любви. Таким образом, главное и первое условиепоста — приобретение человеком любви к человеку. Любящая душа, озаренная светомблагодати, украсится дарами Святаго Духа.
 Второе условиехристианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: когдапоститесь, не будьте унылы, как лицемеры, лицемеры помрачают свои лица, чтобыявиться пред людьми постящимися (Мф. 6, 16). Лицемеры соблюдают правила постаи говения только напоказ людям, а не для Бога постятся. Они хотят, чтобы другиеих считали постниками, а не для того, чтобы постом расположить свою душу к добрымделам и угодить Богу. Лицемерный пост оскорбляет Бога, отвращает Его любящееи правосудное око от человека.
 Истинныйпост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными– душевными и телесными – подвигами очистить душу от грехов, расположить еек добру. Очевидно, такая душевная деятельность труднее, нежели лицемерное телесноепощение. Здесь человек находится в ежеминутном соприкосновении с своей совестью.Совесть постоянно напоминает человеку о смирении, о сокрушении сердца. Она постояннопоказывает нашему сознанию душу в ее неприглядных положениях. Когда больнойчеловек видит осязательно язвы на своем теле, очевидно, в нем является глубокоегоре. Он скроет эту язву и не будет ее выставлять напоказ, как услаждение своегосамолюбия. Так и сознание духовного несовершенства есть первый шаг в стремленииего исправить.
 Третье условиехристианского поста, по учению Евангелия, это постоянное мысленное обращениечеловека к небесному счастию, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлениюсвятой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить НебесноеЦарство. Нас крестили младенцами в купели затем, чтобы мы попали в это Царство.Нас подводили к чаше Христовой только за этим. Словом, молитва наша, и общественнаяи частная – одинокая, есть просьба этого Царства.
 Но чаще всегонаша жизнь явно отрицает это стремление. У человека является в данном случаестранное и непостижимое несогласие с самим собой. Это зависит от простой причины– от того, что многие из нас неясно, слабо и неопределенно представляют себенебесные блага и вообще душевные наслаждения. А между тем это представлениенебесного и чистого и составляет для человека истинное блаженство, истинныйисточник воды живой, про который беседовал Иисус Христос однажды с женой самарянской(Ин. 4). Мы, привыкшие вести расчеты только с настоящей своей действительностью,похожи на людей, которые утоляют жажду мутной и гнилой водой. Но это удовлетворениенезаметно несет за собой ослабление и расстройство сил. Душа человеческая не может быть довольна настоящим, ограниченным, чувственным. Ей необходимо блаженствоне на время, но навсегда. Когда мы истинно любим, нам хочется любить не на срок,но вечно, вечно – бесконечно. Временное обладание — это эгоизм, чувство, недостойноечеловека, и есть не что иное, как животное услаждение чувств.
 Когда мысмотрим на небо, на полные текущие весенние воды, на прекрасный луг, на шумящийлес, то всегда в душе является не столько радости, сколько томления. Душа чего-то ищет, куда-то стремится, облекается в думы и воспоминания, скорбит и изнемогает.Мы слушаем вой бури, гром тучи, пение, музыку и испытываем то же самое – вместеи радость, и печаль. Мало ли примеров, что люди плачут от самого прекрасного,усладительного пения? Что же все это значит? Это значит, что бессмертный духнаш, прикованный к страстной плоти, заключенный в беспорядок, суету и безобразие,слышит тогда стройный голос своей отчизны, видит, хотя неясно, неописанную красотунебесного блаженства, вспоминает свой нетленный, вечный рай. Итак, самое лучшееи высшее наслаждение наших чувств есть явное указание на небесное наслаждение.Так нужно смотреть на все чувственные наслаждения; это суть подобия вечногоблаженства и непреходящей радости; они – прямые или косвенные напоминания о нем и призывание к нашему вожделенному отечеству. Пусть каждый из нас поставитза необходимость стремление к высшим духовным наслаждениям. В них, только в них и небо, и вечность, и рай, и самые люди как ангелы. Эти наслаждения чистыеи святые; они успокоительно ведут человека посреди сени смертной: они вожделенноеотечество нам подают, рая паки жителей нас сотворяя. Потому-то Спаситель в Евангелии,которое вы слышали, предупреждает: не ищите сокровищ на земле, ищите их в небе,ищите от неба указанным способом, ищите вечных благ, которых ни моль, ни ржане истребляют, ни воры не крадут и не подкапываются под них (Мф. 6, 19).
 Вот урокматери нашей Церкви в день прощания нашего с грехами и суетой. Не будем ученикамирассеянными и ленивыми. Этот урок весьма важен для тех, кто хочет говеть и ктохочет поститься.

* * * * *

 Итак,братия, по милости Божией, начнем пост. Но будем поститься не телесно только,а главным образом духовно… Очистим свой ум бесстрастием, сердце — чистотойи волю — неуклонным исполнением своих христианских и человечески-потребных обязанностей.Да послужит всем нам пост, о чем и молится Церковь, во освящение и просвещение,в крепость и здравие души и тела, в погубление лукавых помыслов, помышленийи предприятий. Аминь.

Протоиерей
Валентин Амфитеатров

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий благословил школьников — участников «Соревнования классов, свободных от курения»

 Екатеринбург,21 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В Екатеринбургском цирке дан старт акции, призывающей подростков и молодежьк здоровому образу жизни — началось «Соревнование классов, свободных от курения».

 
Проблема

Наш дом – не Содом!

Европа сдалась извращенцам, Россия обязана выстоять  Из Европы с настойчивой периодичностью поступают сведения об усилении позиций особойкатегории граждан. Гомосексуальное сообщество развивает успешное наступлениена всех фронтах.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс