Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (362) → Старец Паисий Святогорец: Об испытаниях в нашей жизни

Старец Паисий Святогорец: Об испытаниях в нашей жизни

№41 (362) / 1 ноября ‘05

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Святитель Николай Сербский

 Кресты испытаний
 – Геронда,я постоянно ношу на себе крестик, которым Вы меня благословили. Этот крестикпомогает мне в трудностях.

 – Знаешь,кресты каждого из нас – это такие же крестики. Они похожи на маленькие крестики,которые мы носим на шее и которые охраняют нас в нашей жизни. А что ты думаешь,мы несём какие-то великие кресты? Только Крест Христов был очень тяжёлым, потомучто Христос от любви к нам – людям – не захотел использовать для Себя Своейбожественной силы. А после Распятия Он взял, берёт и будет брать на Себя тяжестькрестов каждого человека и Своей божественной помощью и Своим сладким утешениемоблегчает нас от боли испытаний.
 Благий Богдаёт каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог даёт человекукрест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёлна Небо. Ведь в сущности крест – это лестница на Небо. Понимая, какое богатствомы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станемроптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, которыйОн нам даровал. Поступая так, мы будем радоваться уже в этой жизни, а в жизнииной получим и [духовную] «пенсию», и «единовременное пособие». Там, на Небе,нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако еслимы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он даёт эти владения и наделыдругим, и мы их лишаемся. Если же мы будем терпеть, то Он даст нам ещё и духовныепроценты.
 Человек,который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой,тем большую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачиваетсяза свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяетнас Бог. Блажен человек, который имеет не один, а пять крестов. Страдание или мученическая смерть влекут за собой и чистую мзду. Поэтому в каждом испытаниибудем говорить: «Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было мне необходимодля моего спасения».

 Испытания помогаютлюдям прийти в себя
 – Геронда,я получила известие о том, что страдания моих родных никак не кончаются. Будет ли когда-нибудь конец их скорбям?
 – Терпи,сестра, и не теряй упования на Бога. Глядя на все те испытания, которые постиглитвоих родных, становится понятно, что Бог любит вас и попускает испытания для того, чтобы вся ваша семья духовно очистилась. Если посмотреть на испытания,постигшие твою семью мирским взглядом, то вы покажетесь несчастными. Однакопосмотрев на них взглядом духовным, [мы поймем], что вы счастливы, и в жизнииной вам будут завидовать те, которые считаются счастливыми в жизни этой. Терпявсе эти испытания, твои родители [все равно что] подвизаются. Ведь им непонятенили неведом иной – благородный, духовный способ подвига [то есть подвиг по собственномупроизволению]. Но что ни говори, в испытаниях, постигших твою семью и некоторыедругие семьи, скрыта какая-то тайна. Ведь за твоих родных совершается столькомолитв! Кто весть суды Божий? Да прострет Бог Свою руку и положит конец испытаниям.
 – Геронда,а разве не-льзя, чтобы люди приходили в себя не посредством скорбей и испытаний,а как-то по-другому?
 – Всякийраз перед тем, как попустить испытание, Бог пытался [привести человека в чувство]по-доброму. Однако Его не поняли, и поэтому Он попустил испытание. Посмотрите:ведь если непослушный ребёнок не слушается отца, то вначале отец пытается исправитьего по-доброму, разрешает ему делать то, что он хочет. Однако, если ребёнокне меняется, то отец переменяет доброту на строгость – для того чтобы исправитьсвоё чадо. Так и Бог – иногда, если человек не понимает по-доброму, даёт емуиспытания, чтобы тот пришёл в себя. Если бы люди не испытывали немного боли,болезней и подобного этому, то они превращались бы в зверей и совсем бы не приближалиськ Богу.
 Эта жизньложна и коротка. И хорошо, что она коротка, потому что те горькие скорби, которые,подобно горьким лекарствам, исцеляют наши души, пройдут быстро. Посмотри, ведьи врачи, когда больные мучаются, дают им горькое лекарство, потому что больныеисцеляются не от сладкого, а от горького. Я хочу сказать, что горькое влечетза собой и здравие тела, и спасение души.

 Когда нам больно,нас посещает Христос
 Человек,который не проходит через испытания, который не хочет, чтобы ему было больно,не хочет потерпеть скорбь, не хочет, чтобы его расстраивали или сделали замечание,но стремится жить припеваючи, находится вне реальности. «Проидохом сквозеогнь и воду и извел еси ны в покой», – говорит псалмопевец.
 Посмотри,ведь и нашей Владычице Пресвятой Богородице было больно, и святые нашей Церквитоже испытывали боль. Поэтому мы тоже должны испытать боль. Ведь мы следуемпо тому же пути, что и они, только с той разницей, что, испытывая в этой жизнинебольшое страдание или скорбь, мы погашаем счета [своих грехов] и достигаемспасения. Но и Христос пришёл на землю с болью. Он снисшёл с Неба, воплотился,пострадал, претерпел Распятие. И сейчас христианин понимает, что его посещаетХристос, именно из этого – из боли.
 Когда человекапосещает боль – тогда его посещает Христос. А вот когда человек не испытываетникакой скорби – это похоже на то, что Бог его оставил. Такой человек и не расплачиваетсяза грехи, и не откладывает никаких духовных сбережений. Конечно, я говорю о том, кто [сам] не хочет пострадать ради любви ко Христу. «Я здоров, – говориттакой человек. – У меня прекрасный аппетит. Я кушаю вдоволь, живу припеваючии тихо». И такой человек при этом не говорит: «Слава Тебе, Боже!». Если бы он,по крайней мере, [с благодарностью] признавал все те благословения, которыеподает ему Бог, это бы еще куда ни шло. «Я был этого недостоин, – следовало бы сказать такому человеку. – Но, поскольку я слаб, Бог относится ко мне снисхо-дительно».В житии святого Амвросия рассказывается о том, что как-то раз святитель и егоспутники были приняты на ночлег в дом богатого человека. Видя там несметныебогатства, святитель Амвросий спросил, испытывал ли этот человек хоть раз в жизни скорбь. «Нет, никогда, – ответил богач. – Мои богатства постоянно увеличи-ваются,мои нивы приносят изобильный урожай, я не испытываю никакой боли и даже не знаю,что такое болезнь». Тогда святой Амвросий заплакал и сказал своим спутникам:«Готовьте повозки и поскорее уедем отсюда, потому что этого человека никогдане посещал Бог!». И как только святой и его спутники вышли на улицу, дом богачарухнул! Та беззаботная, лишённая скорбей жизнь, которую проводил этот человек,была на самом деле оставлением Божиим.

 «Егоже бо любитГосподь, наказует…»
 – Геронда,отчего люди испытывают сегодня столько страданий?
 – От любвиБожией. Ты, будучи монахиней, поднимаешься рано утром, исполняешь своё монашескоеправило, молишься по чёткам, творишь поклоны и тому подобное. Для людей мирскихте трудности, через которые они проходят, это их правило, их канон. С помощьюэтих трудностей и страданий люди очищаются. Эти страдания оказывают им большуюпользу, чем мирская беззаботная жизнь, которая не помогает им ни приблизитьсяк Богу, ни отложить на небесный счёт духовные сбережения. Поэтому люди должныпринимать скорби и искушения как подарки от Бога.
 Благий Бог,желая, чтобы Его дети вернулись к Нему, как Добрый Отец воспитывает их с помощьюиспытаний. Он делает это от любви, от божественной доброты, а не от злобы и не от мирской законнической справедливости. То есть, желая спасти Свои создания,желая, чтобы они унаследовали Его Небесное Царство, Бог попускает им испытания.Он попускает их для того, чтобы человек предпринял борьбу, подвиг и сдал экзаменына терпение в боли, так, чтобы диавол не мог сказать: «За что же Ты даёшь емувоздаяние или как же Ты его спасаешь? Ведь он не трудился». Жизнь земная Богане интересует, Его интересует жизнь будущая. Прежде всего Он заботится о нашейбудущей жизни и только потом – о жизни земной.
 – Геронда,однако почему Бог одним людям посылает многие испытания, а другим не посылаетсовсем?
 – Что говоритСвященное Писание? «Егоже любит бо Господь, наказует…». К примеру,у какого-то отца восемь детей. Пять живут дома с отцом, а трое уходят из домаи об отце забывают. Если дети, живущие с отцом, в чём-то провинятся, он можетнадрать им уши, или дать подзатыльник, или же, если они благоразумны, приласкатьих, дать шоколадку. А вот те, которые живут вдали от отца, не имеют ни ласки,ни подзатыльника. Так же поступает и Бог. Людей, которые живут с Ним, и тех,кто имеет доброе расположение, если они допускают погрешность, Он наказывает«подзатыльником», и они расплачиваются за свой грех. Или же, если Он даст имбольше «подзатыльников», – скапливают себе небесную мзду. А тем, кто живёт от Него вдали, Он даёт долгие годы жизни, чтобы они покаялись. Поэтому мы видим,как мирские люди совершают серьёзные грехи и, несмотря на это, в изобилии имеютматериальные блага, и живут долгие годы, не испытывая скорбей. Это происходитпо Промыслу Божию – для того чтобы эти люди покаялись. Если они не покаются,то в жизни иной им будет нечем оправдаться.

 Богу больноза те скорби, которые испытывают люди
 Какие жемучения испытывают люди! Сколько у них проблем! Некоторые приходят сюда, чтобыза две минуты, на ходу рассказать мне о своей боли и получить немного утешения.Одна измученная мать говорила мне: «Геронда, бывают мгновения, когда у меняне остаётся сил терпеть. Тогда я прошу: «Христе мой, сделай небольшой перерыв,а потом пусть мучения придут снова». Как нуждаются люди в молитве! Но, крометого, каждое испытание – это ещё и дар от Бога. Это еще один дополнительный«балл», для того чтобы поступить в иную жизнь. Эта надежда воздаяния в будущейжизни даёт мне радость, утешение и силы, и я могу выдержать боль от тех скорбей,которые терзают многих и многих.
 Наш Бог –это не Ваал, но Бог любви. Он – Отец, который видит страдания Своих детей от различных терзающих их искушений и испытаний. И Он даст нам воздаяние, лишь бы мы терпели это малое мученичество пришедшего к нам испытания или, лучше сказать,пришедшего к нам благословения.
 – Геронда,некоторые спрашивают: «Но разве не жестоко то, что попустил Бог? Разве Богуне больно?»
 – Боль Богаза людей, которые мучаются от болезней, от бесов, от варваров и тому подобного,имеет в себе и радость за то небесное воздаяние, которое Он им уготовил. То есть Бог имеет в виду воздаяние, которое восприимет на Небе человек, испытывающийискушение, Он знает, что ждёт такого человека в жизни иной, и это дает Богу«силы терпеть» эту боль. Ведь Бог попустил Ироду совершить столько преступлений!Ирод заклал четырнадцать тысяч младенцев и множество родителей, которые не даваливоинам убивать своих детей! Ведь этих родителей тоже убили. Варвары-воины, желаяугодить своим начальникам, разрубали младенцев на мелкие кусочки. И чем большиемуки испытывали эти младенцы, тем большую боль испытывал Бог. Но настолько жебольше Он радовался за ту величайшую славу, которую им предстояло восприятьна Небе. Он радовался за этих маленьких Ангелов, которым предстояло составитьангельский мученический чин. Ангелы из мучеников!

 Во время скорбейБог утешает человека истинным утешением
 Бог, находясьрядом с нами, видит скорби Своих детей и утешает нас, как Добрый Отец. А что ты думаешь, неужели Он хочет видеть, как Его ребёнок страдает? Бог учитываетвсе его страдания, весь его плач и потом воздаёт ему за это. Только Бог даётв скорбях истинное утешение. Поэтому человек, который, не веруя в истинную жизнь,не веруя в Бога, не просит Его милости в терзающих душу испытаниях, пребываетв полном отчаянии. Жизнь такого человека не имеет смысла. Он всегда остаётсябеспомощным, неутешенным и измученным в этой жизни, но кроме этого ещё и навекиосу-ждает свою душу.
 Однако у духовных людей нет собственных скорбей, потому что все случающиеся с ними испытанияони преодолевают, находясь близ Христа. Такие люди собирают многую горечь чужихскорбей, но одновременно они собирают и многую любовь Божию. Когда я пою «Не ввери мя человеческому предстательству, Всесвятая Владычице», то иногдаостанавливаюсь на словах «…но приими моления раба Твоего…». Еслиу меня нет скорби, то как я смогу произнести слова: «…скорбь бо обдержитмя, терпети не могу…»? Как я смогу сказать ложь? В духовном отношениик испытаниям нет скорби, потому что если человек расположит себя правильно,духовно, то всё меняется. Если человек дотронется горечью своей боли до СладкогоИисуса, то все его горечи и страдания превращаются в мёд.
 Постигнувтаинства духовной жизни и тот таинственный способ, которым трудится Бог, человекпрекращает расстраиваться из-за того, что с ним случается. Он с радостью принимаетгорькие лекарства, которые Бог даёт ему для здравия души. Всё [проис-ходящеес ним] такой человек считает результатом своей молитвы, потому что он постояннопросит у Бога, чтобы Тот убелил его душу. Однако, относясь к испытаниям по-мирски,люди мучаются. Но раз Бог следит за каждым из нас, то каждый из нас должен без остатка предавать себя Ему. В противном случае жизнь человека превращается в муку: он хочет, чтобы всё в его жизни шло, как хочется ему самому. Однако всёидет не так, как ему хочется, и поэтому его душа не находит покоя.
 Сыт или голоденчеловек, хвалят его или к нему относятся несправедливо, он должен радоватьсяи ко всему относиться со смирением и терпением. Тогда Бог будет давать ему благословения– до тех пор пока его душа не дойдёт до такого состояния, что эти благословенияне будут в неё вмещаться. Благословения Божии будут такой душе уже не по силам.И чем больше человек будет духовно преуспевать, тем в большей степени он будетвидеть любовь Божию и таять от этой любви.

 Искушения и скорби по попущению Божию
 Иногда происходящиес нами испытания – это антибиотики, которые Бог даёт нам для исцеления болезнинашей души. Эти испытания подают нам большую духовную помощь. Человек слегкаполучает от Бога «по затылку», и его сердце умягчается. Конечно, Бог [и не испытываянас] знает, в каком состоянии находится каждый, но, поскольку этого не знаеммы, Он попускает нам пройти через испытания – для того чтобы мы познали себя,обнаружили скрывающиеся в нас страсти и не имели в день Страшного Суда чрезмерныхпретензий. Ведь даже если бы Бог закрывал глаза на наши страсти и брал нас в Рай такими, какие мы есть, то и в Раю мы тоже поднимали бы волну смущений и неудовольствий. Поэтому Бог попускает диаволу создавать искушения здесь, чтобыэти искушения выбивали из нас пыль [страстей] так, чтобы посредством скорбейнаша душа смирилась и очистилась. А после этого Бог исполняет нас Своей Благодатью.
 Настоящаярадость рождается от той горечи, которую человек с радостью вкушает за Христа– Вкусившего горечь, для того чтобы нас спасти. Христианин должен особенно радоватьсятогда, когда на него находит испытание, а сам он при этом не давал для него повода.
Иногда мы говорим Богу: «Боже мой, не зная, что Ты сделаешь, я без остатка предаюТебе всего себя для того, чтобы Ты сделал из меня человека». И Бог, слыша этислова, хочет сделать меня не только человеком, но чем-то больше, чем человек.Поэтому Он позволяет диаволу прийти, чтобы меня искусить и помучать. Сейчас,болея раком, я вижу плутни диавола, и мне становится смешно. Вот ведь какойэтот диавол! Знаете, каким мылом моет диавол человека, когда Бог позволяет емуего искусить, чтобы человек прошёл через испытания? Диавол моет человека пенойсвоей злобы. Вот какое у него хорошее мыло! Подобно тому как верблюд в злобеплюётся пеной, так ведёт себя и диавол в подобных случаях. А потом он начинаеттереть человека. Конечно, он делает это не для того, чтобы стереть с человекагрязь и сделать его чище. Нет, он делает это от злобы. Однако Бог позволяетдиаволу тереть человека до тех пор, пока не отстираются его грязные пятна и он не станет чистым. Ведь если бы Бог позволил диаволу тереть человека так,как трут одежду, когда её стирают, то диавол превратил бы человека в лохмотья.
 – Геронда,можем ли мы говорить, что разные искушения, которые случаются в нашей жизни,происходят с нами по воле Божией?
 – Нет, не будем смешивать волю Божию со всем тем, что приносит искуситель. Бог даёт диаволусво-боду искушать человека до определённого момента. И человека Он тоже оставляетсвободным сделать добро или зло. Однако Бог не будет виноват в том зле, что сделает человек. К примеру, Иуда был учеником Христовым. Но разве допустимосказать, что воля Божия была, чтобы он стал предателем? Нет, это сам Иуда позволилдиаволу войти в себя. Один человек попросил священника: «Прошу тебя, отче, отслужизаупокойную литию за Иуду». Всё равно что говорил: «Ты, Христе, несправедлив.То, что Иуда Тебя предал, было Твоей волей. Поэтому сейчас помоги ему».
 Редко случается,что Бог попускает некоторым благоговейным людям пройти через испытания радитого, чтобы кто-то, живущий скверной жизнью, пришел в чувство и покаялся. Некоторыелюди, проходя через испытания, расплачиваются за грехи своей жизни, но при этомнеоправданно ропщут. Бог даёт им возможность получить помощь, видя пример терпениятех, кто страдает и не ропщет, не будучи виноватым. Такие благоговейные людиполучают двойную мзду. Предположим, что очень хороший, благоговейный глава семьисидит у себя дома вместе со своей женой и детьми. Внезапно начинается землетрясение,дом рушится, всю его семью заваливает обломками, и после страшных мучений всеумирают. Для чего Бог попустил это? Для того чтобы не роптали другие – те, ктовиноват и подвергается наказанию.
 Поэтому тот,кто размышляет о великих крестах, которые несли праведники, никогда не расстраиваетсяиз-за собственных маленьких испытаний. Такие люди видят: несмотря на то что они совершили в своей жизни разные грехи, они страдают меньше, чем праведники,и поэтому исповедуют подобно благоразумному разбойнику: «Эти люди ни в чём не согрешили и претерпели такие страдания. Каких же страданий достойны мы?». Однако,к несчастью, некоторые похожи на того разбойника, который был распят слева от Христа. Такие люди говорят о претерпевших страдания праведниках: «Посмотри-ка,всю жизнь не выпускали из рук креста, и какое с ними произошло несчастье!»
 Бывают и случаи – пра-вда очень-очень редко – когда Бог по любви попускает некоторымизбранным подвижникам претерпеть великие испытания. Он делает это, чтобы их увенчать. Такие люди – подражатели Христа. Посмотрите: поскольку святая Синклитикиядуховно помогала многим людям своими увещаниями, диавол захотел помешать ейв этом деле и три с половиной года преподобная из-за болезни пребывала безгласной.
 А в другихслучаях настоящий подражатель Христа просит у Бога милости простить грехи ближнихи не подвергать их Своему праведному гневу. Такой человек просит, чтобы Богвместо этих согрешивших людей наказал его, несмотря на то что сам он не виноват.Такой человек находится с Богом в тесном родстве, и Бога очень трогает, умиляетвеликая благородная любовь Его чада. Бог не только оказывает такому человекумилость, о которой он просит, то есть не только прощает грехи других, но и попускаетэтому человеку мученическую кончину – согласно его усердному прошению. А одновременноБог приуготовляет такому человеку самый лучший райский царский дворец с ещё большей славой, потому что многие люди своим наружным судом несправедливо судилиоб этом человеке и думали, что Бог наказывает его якобы за его собственные грехи.

 Неблагодарностьза любовь Божию
 – Геронда,испытания всегда идут людям на пользу?
 – Зависитот того, как человек относится к испытаниям. Те, кто не имеет доброго расположения,в находящих на них испытаниях начинают хулить Бога. «Почему со мной это произошло?– ропщут такие люди. – Погляди, ведь у такого-то всё так хорошо! Ну что этоза Бог, Который попускает всё это?» Такие люди не говорят «согреших», но мучаются.А вот люди благочестные благодарят Бога так: «Слава Богу! Это испытание привеломеня к Нему. Бог попустил это для моего блага». Раньше такие люди могли совсемне ходить в церковь, но после испытаний они начинают ходить в храм, исповедоватьсяи причащаться. А, кроме того, часто людей очень жестких Бог в какой-то моментиспытаниями приводит в состояние такого любочестия, что сами они поворачиваютсяна сто восемьдесят градусов и рассыпаются в прах от боли, которую испытываютза всё то, что они сделали.
 – Геронда,когда у нас всё идет хорошо, то мы должны говорить «Слава Тебе, Боже»?
 – Да уж еслимы не говорим «Слава Тебе, Боже» в радостях, то как мы скажем это в скорбях?Ты что, благодаришь Бога в скорбях и не хочешь отблагодарить Его в радостях?Но, конечно, если человек неблагодарен, то любовь Божия ему неведома. Неблагодарность– это великий грех. Для меня это грех смертный. Человек неблагодарный ничемне удовлетворяется, ничто ему не приносит радость. По всякому поводу он ропщет.Всё и все перед ним виноваты. У меня на родине, в Фарасах, в качестве сладостиочень любили виноградное сусло. И вот как-то ночью одна девица начала плакать,потому что ей захотелось виноградного сусла. Что тут поделать? Пришлось её материидти к соседям и просить. Съев немного сусла, девица снова принялась плакать,стучать ногами по полу и кричать: «Мама, я хочу и сметаны!» – «Доченька, где же я тебе найду сметаны в такой час?» – спросила мать. Нет, «хочу сметаны» и всё тут. Что делать? Поплелась бедняжка мать к соседке и попросила в долг и сметаны. Попробовав сметаны, дочка опять заревела. «Ну а что ты сейчас плачешь?»– спрашивает мать. «Мама, я хочу, чтобы ты мне их смешала!» Ну что ж, берётмама сусло и сметану и смешивает. Но дочка всё своё: реветь не перестаёт. «Мама,я не могу их есть вместе! Хочу, чтобы ты мне их разделила!» Ну тут уж маме ничегоне оставалось, как от души отдуть дочку по щекам! Так вот и отделилось суслоот сметаны.
 Я хочу сказать,что подобно этой девице ведут себя некоторые люди, и тогда к ним приходит наказаниеБожие. Нам надо, по крайней мере – признав свою неблагодарность – день и ночьблагодарить Бога за те благословения, которые Он нам подаёт. Поступая так, мыбудем наступать на пятки трусливому диаволу, который, собрав всех своих тангалашек,улетучится, подобно чёрному дыму, потому что [признавая свою неблагодарностьи благодаря Бога за его благословения], мы будем бить диавола в больную точку.

 Наши малые испытанияи большие испытания наших ближних
 В каждомиз постигших нас искушений самое лучшее лекарство – это ещё более тяжёлое испытание,которое постигло наших ближних. Надо лишь сравнивать его с испытанием, постигшимнас самих, и видеть между ними большую разницу и ту великую любовь, которуюоказал Бог, попустив малое испытание нам. Поступая так, мы станем Его благодарить,нам будет больно за нашего ближнего, который страдает больше, чем мы, и мы будеммолиться сердечной молитвой о том, чтобы Бог подал ему помощь. К примеру, мнеампутировали ногу. «Слава тебе, Боже, – скажу я, – что у меня есть, по крайнеймере, одна нога. Ведь другому ампутировали обе. И даже если я превращусь в культяпку,если мне отрежут и руки, и ноги, то я всё равно скажу: «Слава Тебе, Боже, за то, что я ходил на ногах столько лет, ведь другие уже родились на свет не способнымик движению калеками».
 Услышав,что один глава семьи одиннадцать лет мучается от кровотечений, я сказал: «Кудамне до него! Мирской человек одиннадцать лет мучается крово-течениями, при этомон имеет детей, должен подниматься утром и идти на работу, тогда как я не промучилсяэтими кровотечениями даже и семи лет!». Думая о другом, о том, кто испытываеттакие страдания, я оправдать себя не могу. А вот начиная думать о том, что я страдаю, в то время как другие живут припеваючи, о том, что по ночам я каждыеполчаса вынужден подниматься, потому что у меня проблемы с кишечником и я не могу уснуть, тогда как другие спят безмятежным сном, то я оправдываю себя, дажеесли ропщу. Ты, сестра, сколько времени мучаешься от герпеса?
 – Восемьмесяцев, Геронда.
 – Видишь?Одному Бог даёт помучиться этой болезнью два месяца, другому – десять месяцев,третьему – пятнадцать. Я тебя понимаю. Тебе очень больно. Некоторые от этойболезни доходят до отчаяния. Но вот если мирской человек, помучавшись один-двамесяца от герпеса и от сильной боли впав в отчаяние, узнаёт, что духовный человекмучается той же болезнью уже целый год и при этом терпит и не ропщет, то онсразу же получает утешение. «Погляди-ка, – говорит больной. – Я заболел двамесяца назад и уже дошёл до отчаяния, а другой бедолага мучается целый год –и ничего! А я ведь ещё и грешу, тогда как он живёт духовно». Таким образом этогочеловека ещё никто не вразумлял или наставлял, а он уже получает помощь!

 Скорби, которыепричиняют нам люди
 – Геронда,если человек по Богу терпит скорби и несправедливости от людей, то это терпениеочищает его от страстей?
 – Она ещё спрашивает! Да оно его не просто очищает, оно его дистиллирует! Разве есть что-то выше такого терпения? Подобным образом человек может расплатиться со своимигрехами. Посмотрите: пойманного преступника бьют, заключают в тюрьму, там онисполняет свой малый «канон». И если такой человек искренне покается, то онспасается от вечной темницы. Разве пустяшное дело, если через земное страданиечеловек оплачивает свой счёт в вечности?
 С радостьюпретерпевайте любую скорбь. Скорби, которые причиняют нам люди, более сладки,чем те сладкие «сиропы», которыми поят нас те, кто нас любит. Посмотри, ведьв заповедях блаженства Христос не говорит: «Блажени есте егда похвалят вы»,но «Блажени есте, егда поносят вам…» и вдобавок «на вы лжуще». Когда человекподвергается неправедному поношению, он откладывает духовные сбережения в небеснуюсокровищницу. А если поношения, которым он подвергся, заслужены, то он расплачиваетсясо своими грехами. Поэтому мы не только безропотно должны терпеть того, ктонас искушает, но и чувствовать к нему благодарность, потому что этот человекдаёт нам благоприятную возможность потрудиться в любви, в смирении, в терпении.
 Конечно,клеветники работают в сотрудничестве с тангалашкой. Но обычно сильный ветерломает и выкорчёвывает те хилые деревья, корни которых неглубоки. А вот темдеревьям, которые имеют глубокие корни, сильный ветер помогает пустить их корниещё глубже.
 Мы должнымолиться за всех, кто нас злословит, и просить у Бога, чтобы он дал им покаяние,просвещение и здравие. Мы не должны оставлять в себе ни следа ненависти к этимлюдям. Будем удерживать в себе только опыт от происшедшего с нами искушения,выбрасывать всю горечь [обид и неприязней] и помнить слова преподобного ЕфремаСирина: «Если ты потерпишь клевету и после этого чистота твоей совести станетявной, то не высокомудрствуй, но в смиренномудрии работай Господу, избавившемутебя от человеческой клеветы, для того чтобы ты не пал жалкой жертвой».

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Церковь Христова

Если ты еще не крестился…

БЕЗ БОГА ДУША ПОХОЖА НА ПУСТЫНЮЗасуха. Иссохшая земля покрыта трещинами. Последние уцелевшие ростки пожелтели – и вот-вот погибнут. Кажется, нет спасения ничему живому…

 
Духовные поучения

Святитель Николай Сербский

 Пыль Садись, Феодул.Давай сядем с тобой, отдохнем от пыли. Спрашиваешь, на что нам сесть? Да сядемпрямо сюда, на дорогу, на пыль! Сядем на то, что давно сидит на нас, – на дорогуюнам пыль, которая нас и утомила. Сядем сами с собой.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс