Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (351) → Старец Паисий Святогорец: «Об уважении и любви детей к родителям»

Старец Паисий Святогорец: «Об уважении и любви детей к родителям»

№30 (351) / 8 августа ‘05

Духовные поучения

УВАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ И СТАРШИМ

 Когдаребёнок маленький, он не делает никакой работы. О его пище, одежде и тому подобномзаботятся родители.

Родители помогают ребёнку от любви. Ребёнок не работает– он может выполнить лишь небольшое поручение по дому. Но разве эта работа можетсравниться с тем трудом или затратами, которые делают ради него родители? Если,став взрослым, ребёнок не понимает, что дали ему его родители, то это оченьбольшая неблагодарность!
 Раньше родителинаказывали ребёнка телесно, и он принимал телесные наказания без помыслов [обиды].Часто он даже не понимал, за что его били. Но сегодняшние дети – это одно сплошное«зачем и за что?». Одно сплошное пререкание. У них нет простоты. Всё происходящееони подвергают суду и оценке. Однако Божественная Благодать подобным образомне приходит. Если ребёнок не чувствует своего отца отцом и не принимает отцовскогонаказания, то он – ребёнок незаконный.
 Некоторыедети, стоит лишь родителям сделать им маленькое замечание, сразу начинают угрожать:«Я вскрою себе вены!». И что остаётся делать родителям? Они уступают, а в конечномитоге дети портятся и гибнут.
 Ребёнок долженпонять, что если иной раз родители и дают ему подзатыльник, то делают это не по злобе, но по любви – для того чтобы он исправился, стал лучше и впоследствиирадовался. Мы, будучи маленькими, принимали все: и родительскую ласку, и родительскиеоплеухи, и родительские поцелуи. Мы понимали, что все это родители делали для нашего блага. Мы имели к [нашим родителям] большое доверие. Иногда бывало и такое: в чем-то был виноват один брат, а мать ругала другого, потому что онане успевала провести «судебное разбирательство». Однако виновный, видя, что из-за него досталось другому – невиноватому, признавался в своей вине, потомучто его обличала совесть. И таким образом виновный брат или сестра получалиоправдание.
 В семье младшиедолжны иметь уважение и к родителям, и к старшим [братьям и сестрам]. Младшиедолжны чувствовать уважение, подчинение и благодарность старшему необходимостью.Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищатьих. Когда младший уважает старшего, а старший любит младшего, то создаётся прекраснаясемейная атмосфера. Мой отец говорил нам: «Оказывайте послушание вашему старшемубрату». Мы знали, что отец любит нас всех, и вели себя с ним очень свободно.А вот старшему брату, не находя в нем отцовской любви, мы оказывали большеепослушание.
 Когда супругиуважают друг друга, а дети уважают родителей, то жизнь в семье идет ровно, подобночасам.
 В такой семьестарший сын никогда не скажет матери что-то наподобие «гляди-ка, мать, чтобыты больше такого не делала» или «почему ты сделала всё шиворот-навыворот?» Но в такой семье и отец не разговаривает с матерью подобным тоном. Взрослый можетшутить с ребёнком, чтобы его порадовать, но ребёнок, чувствуя радость от шутоквзрослого, не должен вести себя с ним бесцеремонно и фамильярно. Когда я былв монастыре Стомион и иногда спускался из монастыря в город за покупками, одинмалыш, дом которого стоял прямо на дороге, подбегал ко мне, лишь завидев меня,и я целовал ему ручку. Потом он привык к этому и, подбегая ко мне, сам протягивалсвою ручку для того, чтобы я её поцеловал! Я делал то, что он хотел. Но потомего родители попросили: «Отче, не надо целовать ему руку, потому что он бегаетза батюшками, протягивает им свою ручку для поцелуя, а если они этого не делают,начинает реветь».

КАК ДЕТЯМ ЛЮБИТЬ РОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНИ СОЗДАДУТ СВОЮСОБСТВЕННУЮ СЕМЬЮ

 Благий Богустроил так, что муж и жена связываются между собой такой любовью, что оставляютдаже своих родителей. Если бы этой любви не было, то люди не могли бы создатьсобственную семью. Задача родителей завершается, как только их дети создаютсвою собственную семью [или станут монахами]. После этого дети должны родителямлишь [две вещи]: огромное уважение и столько любви, сколько нужно питать к своимродителям. Я не хочу сказать, что муж и жена не должны любить своих родителей.Нет. Но сперва они должны иметь большую любовь между собой и [только] потомлюбить своих родителей. Супруги должны любить друг друга так сильно, чтобы их любовь лилась через край. И уже от этого преизлияния супружеской любви они должныоказывать своим родителям всё уважение и всю благодарность. Любовь супруговдолжна быть благородной, так, чтобы каждый из супругов как можно больше заботилсяо родителях другого супруга.
 Чтобы в семьебыли мир и согласие, очень поможет вот что: муж должен любить свою жену больше,чем свою мать и больше, чем кого бы то ни было из своих близких и родных. Любовьсупруга к родителям должна литься через его жену. Конечно, и жена должна вестисебя так же.
 Я знаю семьи,в которых в начале супружеской жизни муж и жена имели проблемы, несогласия,потому что один из супругов любил свою мать чрезмерной любовью. Эта любовь начинаетсяот любочестия, которое имеют сын или дочь, испытывая к своей матери великуюблагодарность. Однако потихоньку, когда супруги привязываются друг к другу,эта проблема исчезает. Ведь если бы сразу после свадьбы один из супругов дарилдругому такую любовь, которая восполняла бы любовь материнскую, это было бынеестественно.
 Если супругуважает тёшу и тестя, то это делает ему честь, так же, как невестке делает честьуважение и любовь к свекрови – женщине, которая родила её мужа, вырастила егои сейчас он – её муж и её радость. Если муж и жена имеют подобные чувства и подобные мысли, все это тихо наставляет души их собственных детей.
 Мать до женитьбысына находила в его любви немалое утешение. Но старики снова становятся младенцами.Женив сына, мать чувствует себя так, как чувствует себя старший ребёнок, увидевв объятиях своей матери другого – только что родившегося младенца. Видишь как:если человек не отсечёт свои страсти в юности, то, с годами сила его воли ослабеети страсти станут сильнее.
 Однако невесткане должна на это обижаться. А если она ещё и ухаживает за своей престарелойсвекровью, то пусть немножко потерпит, чтобы не потерять мзду, которая начисляетсяей за ту заботу, которую она ей оказывает. Если сейчас она с терпением ухаживаетза свекровью, то потом, когда все скорби будут позади, она будет радоватьсятому добру, которое сделала.
 Но, конечно,и свекровь должна любить своих невесток как собственных дочерей. Моя бабушкапо отцу любила мою маму сильнее, чем моего отца. Когда женились мои братья,соседки качали головами и стращали мою мать: «Ну, сейчас понаедут невестушки…».А мать отвечала им: «Почему вы так говорите? Меня моя свекровь любила больше,чем свою дочь. Так почему же мне не любить моих невесток?». И действительно,она тоже любила их как дочерей.

СТАРОСТЬ СМИРЯЕТ ЧЕЛОВЕКА

 Как же смиряетсячеловек в старости! Старик постепенно теряет силы и становится похожим на постаревшегосокола. Когда сокол стареет, у него выпадают перья и крылья становятся похожимина поломанные расчёски. Помню, один член Духовного Собора из монастыря Филофейв 1914 году – еще будучи мирянином – добровольцем поехал из Смирны воевать в Албанию, для того чтобы отомстить туркам, которые зарезали его отца. Однаждыон поймал турка и хотел перерезать ему горло. Турок взмолился: «Наша вера грубая.Она учит нас резать и убивать. Однако ваша вера не такая. Христос не учит васубивать». Эти слова настолько его перевернули, что он выбросил винтовку и немедленноудалился на Святую Гору. Он стал монахом, стал членом Духовного Собора, однакоатаманский дух из него не выветрился. Он был ответственным за все послушания,и все ключи от кладовых висели у него на поясе. Никто из братии не осмеливалсясказать ему что-либо поперёк. Если кто-то из монахов забывал обратиться к немукак положено: «Старче Спиридоне», то он выходил из себя. Однажды Великим постомв монастырь пришла разбойничья шайка и потребовала у монахов сыра. Тогда к бандитамвышел отец Спиридон и «поприветствовал» их так: «Ах вы, свиньи! Великим постомпришли сыра просить?» – сказал да и повышвыривал их за ворота. В другой размонахи разобрали паникадила, чтобы их почистить. Бандиты, увидев разные блестящиезавитушки от паникадила, подумали, что они золотые. Придя в монастырь, они побросалиэти завитушки в мешки и собрали со всей округи мулов, чтобы нагрузить на нихэти мешки. Отец Спиридон, как только это увидел, схватил бандитов за шиворот,забрал их мешки и вывалил содержимое на землю. «Шпана вы, шпана! – сказал оним. – Да ведь это же дешёвые железки! Такие же дешёвые, как ваши медные лбы!»Этот человек не знал, что такое трусость. Однако в старости он заболел и смирился.Мне дали послушание ухаживать за ним. Однажды он меня попросил: «Помолись, Аверкий,что-то мне нехорошо» (в рясофорном постриге Старец носил имя Аверкий). Я поднялсяи начал вслух молиться по чёткам: «Господи, Иисусе Христе, помилуй раба Твоегостарца Спиридона».
 - Дурень,— говорит, — «не старца Спиридона», а Спирьку!
 Как же смирилаего болезнь и старость! Раньше попробуй-ка, не назови его «старцем Спиридоном»!
 И мой отецв старости смирился от мухи. Однажды моя сестра застала его плачущим. «Что с тобой, отец? – спросила она. – Может быть, тебя обидел кто-то из внуков?» —«Нет, нет, – ответил он ей. – Что есть человек… Я хотел прихлопнуть муху мухобойкойи не смог этого сделать. Я пытался прибить её справа – она улетала налево, хотелприхлопнуть слева – она улетала направо! Я, когда был молодым, стрелял так метко,что четов (турецких разбойников) не убивал, а обстреливал их со всех сторон,так что пули ложились вплотную и так понуждал их сдаваться. Когда мне было шестнадцать,я подстрелил львёнка, ранил его и вступил в схватку с раненым зверем. А сейчасне могу убить мухи! Э, человек есть существо ничтожное». Несчастный чувствовалодно большое «ничего», ноль, так, словно бы он ничего не совершил в своей жизни.
 А знаете,как смиряются старички-монахи в приютах для старых монахов в святогорских монастырях!Над ними совершают еще один… монашеский постриг! Им обстригают волосы, чтобыони были короткими и их было легче мыть. Им обстригают бороду, потому что у них текут слюни, валится мимо рта пища – и как их потом чистить? Этот постриг– последний постриг. Постриг смирения!

МЗДА ОТ УХОДА ЗА СТАРИКАМИ

 До чегодокатился мир! И в Фарасах и в Эпире ухаживали даже за старыми животными. Ну,за мулами, понятно, почему [потому что их мясо не употребляется в пищу]. Но ведь и тех животных, мясо которых было съедобным, тоже не резали, оставлялив живых. К примеру, старых быков, на которых раньше пахали, хозяева чтили. Ониухаживали, заботились о них в старости, говоря: «Ведь это наши кормильцы». То есть рабочие животные, которые трудились в поле, имели добрую старость. И ведьтогда у людей не было технических средств, которые есть сегодня. Надо было в ручной мельнице смолоть кормовую чечевицу, мелко её подробить, чтобы бедныйстарый бык мог её прожевать. А люди нынешние о подобных вещах забыли: они не заботятся даже о старых людях, что уж там говорить о старых животных!
 Никогда в жизни я не чувствовал себя так хорошо, как в те несколько дней, когда мне далипослушание ухаживать за одним старым монахом. Уход за стариками имеет великуюмзду. Мне рассказывали об одном послушнике на Святой Горе, который был одержимстрашным бесом Ему дали послушание ухаживать за шестью старенькими монахамив монастырском приюте для стариков. Те годы были тяжёлыми, у людей не хваталосредств, облегчающих их труд. Бедолага взваливал себе на плечи тюк со стариковскимбельём и тащил всё это на дальний пруд, где стирал все это с помощью щёлока…Прошло немного времени, он освободился от беса, которым был одержим, и сталмонахом. Это произошло, прежде всего, потому, что сам он жертвовал собой радидругих, а ещё и потому, что старички-монахи давали ему свои благословения.
 Многие супругиропщут и негодуют на трудности, которые возникают у них в семье из-за чудачестви брюзжания живущих с ними стариков. Эти люди забывают о тех «номерах», которыесами они выкидывали, будучи детьми, о том нытье и странностях, которыми онитогда мучили других. Они не помнят, что плачем и капризами сами не давали покояродителям. Поэтому Бог попускает таким людям терпеть трудности, связанные с уходом за стариками, – чтобы они хоть как-то «расплатились» за трудности, которыераньше создавали другим. Сейчас пришла их очередь подставить своим старым родителямплечо и с благодарностью позаботиться о них, вспоминая жертвы, на которые родителишли ради них самих, когда они были детьми. Те, у кого нет чувства долга к своимродителям, будут судимы Богом как несправедливые и неблагодарные люди.
 Я вижу, что часто причина тех мук, которые испытывают многие мирские люди, состоит в том,что их родители держат на них обиду. Семьи страдают из-за того, что в них не заботятся о дедушках и бабушках. Какое там благословение будут иметь дети, выросшиев семье, где несчастную старушку или бедолагу-старика отвезли в дом престарелых,оставили там умирать с душевной болью, забрав себе их имущество и не дав импорадоваться своими внуками? Сегодня приходила одна пожилая женщина и рассказываламне, что у неё четыре женатых сына. Все они живут в одном городском квартале,но она не может с ними встретиться, потому что однажды она «дерзнула» посоветоватьсвоим невесткам: «Имейте между собой любовь, ходите в церковь!» Услышав это,они просто взъярились! «Чтобы ноги твоей больше не было в наших домах!» – сказалиони ей. Несчастная не видела своих детей уже пять лет. «Помолись, отче мой,– просила она со слезами, – ведь у меня есть и внучата. Помолись, чтобы я увиделаих хотя бы во сне». Э, ну какое там благословение будут иметь дети этой женщины?
 Бабушка в семье – это великое благословение, но такие люди этого не понимают. Обычно мужчиныстареют раньше, и за ними ухаживают жёны. Когда муж умирает, дети забирают бабушкук себе в дом, чтобы она присматривала за внучатами и не чувствовала себя никомуне нужной. Если дети поступают так, это очень хорошо. Таким образом и престарелаямать находит покой, и семья получает помощь. Ведь мать из-за множества своихдел не успевает дать детям необходимую нежность и любовь. Именно это недостающеедаёт детям бабушка, потому что возраст бабушки – это возраст любви и нежности.Погляди: когда ребёнок шалит, мать его ругает, а бабушка – ласкает. Когда детинаходятся под присмотром бабушки, мать успевает сделать все свои дела, детиокружены лаской и любовью, но и сама бабушка согрета любовью своих внуков.
 Человек,заботящийся о своих родителях, имеет великое благословение от Бога. Один молодойчеловек, женившись, поделился со мной своими планами: «Геронда, я хочу построитьдом и в нижнем этаже устроить две маленькие квартирки для моих родителей и для тёши с тестем». Знаете, как это меня растрогало! Знаете, сколько благословенийя дал этому человеку! Удивительно: почему многие супруги этого не понимают?
 Несколькодней назад ко мне пришла одна женщина и попросила: «Отче, моя мать разбита параличом.Как же я устала! Восемь лет переворачивать её с одного на другой бок!». Слышишь,что творится? Дочь говорит о своей матери в таком тоне! «О, – говорю, – твояпроблема решается очень просто! Сейчас я помолюсь, чтобы тебя на восемь летразбил паралич, а твоя мать выздоровела и за тобой ухаживала». – «Нет, нет,отче!» – закричала она. «Четыре года, – говорю, – по крайней мере, четыре годатебе необходимо! Как же тебе только не стыдно? Что предпочтительней? Быть здоровым,не испытывать боли и ухаживать за больным человеком, имея при этом мзду от Бога,или страдать, быть не в состоянии пошевелить ногой, смиряться и просить: «Принесимне, пожалуйста, утку, поверни меня на другой бок, подвинь меня к стене…»?»Когда эта женщина услышала то, что я ей сказал, она немного устыдилась.
 В семье не будет подобных проблем, если дети ставят себя на место своих состарившихся родителейили если невестка ставит себя на место свекрови и думает: «Ведь и я когда-то состарюсь, в один прекрасный день стану свекровью – и понравится ли мне, еслимоя невестка не будет обращать на меня внимания?».

РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

 Родительскоеблагословение – это самое большое наследство, которое родители оставляют своимдетям. Поэтому дети должны позаботиться получить его. Погляди, до чего дошелИаков ради того, чтобы получить благословение отца? До того, что залез дажев овечью шкуру!
 Особенновеликое дело – благословение матери! Один человек говорил: «Каждое слово моейматери – это золотая монета». Недавно ко мне приезжал один грек из Йоханнесбурга.Знаете, какое впечатление он на меня произвел? Он пришел ко мне в каливу осенью.«Геронда, – сказал он, – моя мать заболела, и я приехал её повидать». Не успелопройти трёх месяцев, и на Рождество он приехал снова. «Ты что – приехал опять?»– спросил я. «Да, – ответил он. – Я узнал, что матери опять нездоровится, и приехал, чтобы поцеловать её руку, потому что она уже в возрасте и может умереть.Для меня самое большое богатство – благословение моей мамы». Человеку шестьдесятлет — и он едет из Йоханнесбурга в Грецию, чтобы поцеловать руку своей мамы!И сейчас Бог благословил этого человека такими средствами, что он хочет устроитьбольшой дом престарелых для священнослужителей и подарить его Церкви. То естьон, можно сказать, завален благословениями и не знает, куда их девать! Такаядуша для меня всё равно что бальзам. Будто идёшь по пустыне Сахара и неожиданнонаходишь немного воды. Потихоньку всё это теряется и уходит.
 А еще одинчеловек пришёл ко мне в каливу весь в слезах. «Отче, – стал говорить он, – моямать меня прокляла. И вот у меня в семье сплошные болезни, расстройства, на работе всё идёт наперекосяк…» – «Наверно, и сам ты дал матери какой-то повод,– ответил ему я. – Ведь она не могла проклясть тебя ни с того ни с сего». –«Да, – говорит, – я тоже был ещё тот сыночек…» – «Пойди, – говорю, – и попросиу матери прощения». – «Пойду, отче, – ответил он. – Дай мне твое благословение».– «Своё благословение я тебе даю, – сказал я ему,– но ты должен взять благословениеи от матери». – «Вряд ли, – говорит, – она даст мне благословение». – «Пойди,– говорю, – к ней и, если она тебе его не даст, скажи ей так: «Один старец сказалмне, что и ты тоже когда-то предашь душу Богу». Он пошёл к своей матери, и онаблагословила его так: «Дитя мое, да придёт на тебя благословение Авраамово!».Прошло немного времени, и он снова приехал на Афон, привезя мне подарки – вишнёвыйкомпот и лукум. Он был полон радости. Его дети были здоровы, на работе все шлохорошо. В его глазах стояли слезы, и он без конца говорил: «Слава Богу». Жизньэтого человека изменилась, и он говорил только о духовном. А уж что говорить,если человек имеет уважение к родителям с самого начала! Как такой человек можетне иметь благословения Божиего?

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Успенский пост

Три Спаса – три праздника, обрамляющих Успенский пост

Три праздника — Всемилостивому Спасу (он называется в народе медовый Спас), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (так называемый яблочный Спас), перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа — как бы связуют весь Успенский пост.

 
Епархия

Крестный ход в честь дня рождения Уралмашзавода прошел по улицам Орджоникидзевского района

Екатеринбург, 15 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Уральский завод тяжелого машиностроения был введен в эксплуатацию 72 года назад, 15 июля 1933 года.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс