Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (341) → «Екатеринбургский хоровой собор, или Песенный салют Великой Победе». Беседа с организатором концерта Аллой Григорьевной Литвиной, профессором Уральской консерватории, президентом Межрегионального хорового союза, руководителем Камерного хора

«Екатеринбургский хоровой собор, или Песенный салют Великой Победе». Беседа с организатором концерта Аллой Григорьевной Литвиной, профессором Уральской консерватории, президентом Межрегионального хорового союза, руководителем Камерного хора

№20 (341) / 22 мая ‘05

К 60-летию Великой Победы

Беседа с организатором концерта Аллой Григорьевной Литвиной,профессором Уральской консерватории, президентом Межрегионального хорового союза,руководителем Камерного хора «Лик»

 -Свой подарок ветеранам, всем екатеринбуржцам и гостям города Вы назвали, на мой взгляд, не просто торжественно, но очень обнадеживающе. «Хоровой собор»– такое название для человека, живущего на Русской земле, имеет глубокое значение…
 – В хоровомисполнении заключена большая соборная сила.

Это коллективное творчество. И этомноговековая российская традиция: когда Петр 1 возвращался с Северной войны,его встречал «хор ворот» с оркестровой и вокальной музыкой; при освящении Исаакиевскогособора пел хор в 1000 человек с тремя регентами. В 1912 году ректор консерваториикомпозитор Ипполитов-Иванов готовил громадный хор из фабричных в чествованиепобеды 1812-го года… Я вообще делаю выводы для себя, что в какие-то глобальные,исторические моменты проявляется эта соборность людей. Одно из свойств народа— объединяться и в трудные моменты, и в моменты славословий, в дни народноготоржества. Что касается хорового исполнения, то вся русская музыкальная культурапостроена на хоровой, которая имела две линии: народная музыка, народная песня,и церковная, духовная музыка. И до конца 18 века у нас других жанров в музыкальнойкультуре не было. Но и затем, когда начинает складываться русская композиторскаяшкола, традиционно выбираются в качестве темы страницы национальной истории,эта традиция пошла далее в русскую оперу и другие жанры.
 Хоровое исполнениепозволяет внести идеи в мир, иначе зачем было бы, например, большевикам в газете«Правда» в мае 18-го года призывать вывести на улицы хор из фабричных рабочихс пением революционных песен…
 На Уралекультура хорового пения также традиционна. До революции существовали певческиекурсы, проводились конкурсы, были и оперные постановки. Пение было массовым,любительским делом. Даже в хоре филармонии, созданном в 30-е годы, пели «без отрыва от производства», а государственным он стал только в 1943-м. В Петербургев 30-е гг. проводились хоровые олимпиады, причем пели не просто песни, а, например,финал 9-й симфонии, т.е. достаточно сложную музыку.
 Когда началасьВеликая Отечественная война, в тылу работали день и ночь, падали в голодныеобмороки… А по всей России создаются хоры, по всему Союзу: Эстонский мужскойхор, Сибирский народный хор, в 42-м году — Уральский народный хор, в 43-м –Академическая капелла Свердловской филармонии. В Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводесоздается любительский хор, который жив до сих пор. Уралвагонзавод танки для фронта выпускал, а руководство шло на организацию хора! А в репертуаре – народнаяпесня – русская, украинская… Это объединяло людей.
 …Прошло чутьбольше 10 лет после окончания войны, и в 1957 году было организовано Всероссийскоехоровое общество, которое начинает проведение фестивалей, праздников песни по городам России. А.А. Юрлов, в то время ответственный секретарь (председателембыл А.В. Свешников), позднее по заданию министерства объезжал Золотое кольцо— смотрел оставшиеся памятники архитектуры, чтобы «привязать» к ним исполнениетой или иной музыки большими сводными хоровыми коллективами.
 Организуютсяпраздники песни. И I-й Праздник песни состоялся в 1958 году в Свердловске. Исполнителейбыло 20 тысяч(!) человек (одноголосное пение). Даже сохранившееся фото передаетэнтузиазм людей! В 61-м году прошел второй Праздник песни, в котором участвовало12 тысяч исполнителей, но при этом хор-капелла в тысячу человек пел четырехголосье,— возросло мастерство. И третий Праздник песни явился переходной вехой: заканчиваласьэпоха областных праздников песни и открывалась эпоха фестивалей «Уральские самоцветы».Фестивали были шире, представляя и симфонический жанр, и камерный, и музыкальныефильмы – от «Простой истории» до оперы «Катерина Измайлова» Шостаковича. Но все же главной была хоровая музыка, при этом от массовости ушли, но по-прежнемубыли сводные хоры, которые измерялись пусть не в тысячах, но в сотнях участников.Это мог быть, например, сводный хор консерватории, музыкально-педагогическийфакультет училища и горного института. Принимали участие любительские хоры,например, была капелла Серовского металлургического комбината. Вторая приметатого времени – нацеленность на исполнение премьерных современных произведений,глобальных по замыслу. Например, «Реквием» Кабалевского исполнялся в Екатеринбургесразу после премьеры в Москве и Петербурге.
 Что касаетсядуховной музыки, как бы ее ни запрещали, впервые с настоящим церковным текстомее спел в сезоне 65–66 гг. Александр Александрович Юрлов. До этого ее исполняли,но с новыми, светскими текстами. Конечно, при этом она проигрывала, но все-такизвучала, и люди были еще воспитаны. До конца 60-х этого накопленного запасахватило, а дальше произошел разрыв. Мне трудно сейчас говорить, каков был уровеньпоющих в Церкви тогда, но хотелось бы верить, что лучше, чем сейчас.
 - Вы прекраснопроиллюстрировали слова, когда-то сказанные Вашим учителем А.А. Юрловым: «Вокал– жанр, связанный со словом, жанр, «запоминающий» события. Могучий эпос, сказания– все это распевалось, ложилось на музыку. Поэтому, видимо, в очень важные периодынашей жизни… вокальная культура развивалась особенно бурно, оставив нам прекрасные,истинно народные образцы». И убедительно показали, как хоровое искусство способновоспитывать, учить любви к Отечеству.
 - Патриотизм– это не примитивное: оружие на боку — пошел стрелять. Нет, можно быть «тихимпатриотом», любить свою родину, а когда потребуется – встать на ее защиту. И если мы возьмем любую народную песню – русскую, татарскую, марийскую, – этои есть воспитание патриотизма. В Венгрии делали так: на маленькую Венгрию было100 певческих школ, пение преподавали шесть часов в неделю, с обязательным изучениемвенгерской народной песни, причем в очень значительном количестве. Так они передаваликрасоту родного края, учили его истории, музыке, поэзии и воспитывали любовьк родному краю. И не нужны никакие декларации. Праздники песни в Латвии возникликак противодействие немецкому засилью, в начале 19-го века. Немцы не разрешалииспользовать свой язык, а национальная песня звучала на родном языке. Так латышисохраняли свою культуру.
 И сегоднямы понимаем, что идем с Церковью в одном направлении: прежде всего, нужно думатьо том, на какой земле ты живешь, знакомить с традициями, культурой Отечестваи образовывать. Сейчас идет пропаганда: «развлекайся, веселись, имей деньги»…Конечно,надо и веселиться, и деньги нужны, но акценты не так расставлены! Были ворыи будут, были проститутки (все страны борются и никак не поборют), но знатьчто такое «хорошо» и что такое «плохо» люди должны. И в музыке, где есть высокиеи низкопробные жанры, должны быть приоритеты. Думаешь порой: может быть, этипесни уже не близки молодым? Но вот знакомый педагог-музыкант из Москвы даласвоим ученикам разучивать песни 60-х годов, и ребята с удовольствием поют! Очевидно,сегодня не только профессионалы-музыканты и люди, связанные с воспитанием, профессиональноозабочены тем, чем живет наш современник, но и общество устало уже от пошлостии грязи…
 - …Таким образом,к «Хоровому собору» Вы шли давно…
 - Лет пятьили шесть я ходила в управление культуры с идеей «втягивать» людей в этот кругобщения: особенно с детей важно начать, с детских праздников, тогда люди «втягивались» бы в эту «орбиту». Не обязательно исполнять симфонии и оперы, каждый любит свое.Но нужны хорошие песни, а не то, что звучит сейчас, где нет ни мелодии, ни разработанногоритмического начала, ни поэтического текста.
 А в праздникВеликой Победы особенно уместно собрать хоры. И мы с Василием Васильевичем Башмаковым,директором муниципального хора «Доместик», решили организовать этот хоровойсобор – «Салют Великой Победе». Очевидно, идея сразу «зацепила», заказчикомвыступило Управление культуры администрации Екатеринбурга, а организатором –Межрегиональный хоровой союз. Руководитель проекта – Валерий Павлович Плотников,12 лет проработавший начальником управления культуры, ныне директор Объединенногомузея Литературного квартала Екатеринбурга. Главный хормейстер сводного хора– Владимир Борисович Завадский. Участвуют целый ряд других людей – энтузиастовсвоего дела.
 - Несведущимлюдям трудно представить, как можно свести такое количество певцов, разных по возрасту, по подготовке, чтобы в результате из разных коллективов сложился единыйхор…
 - Был такойслучай. Моя ученица Александра Кузнецова, руководитель Большого хора УрГУ, проводилаконцерт, посвященный памяти А.А. Юрлова, и капелла (хор консерватории, университета,— всего около 200 человек) пела вокализ. Хор консерватории вызвали на репетициюв 4 часа дня, потом ребята ждали начала концерта, выступали, и в самом концеисполняли «Вокализ»…. Я спрашиваю одну студентку: «Вы, наверное, устали?» —«Вы что, Алла Григорьевна! Это такое счастье — петь в сводном хоре, и такоечувство гордости за свою страну!»… Потом у меня был опыт проведения «Пасхальныххоровых ассамблей» в Сургуте. Там мы пели по храмам, и тоже объединялись разныелюди. Иногда сразу с поезда — на сводную репетицию, а назавтра уже первое выступление…Наверное, это происходит на генном уровне – ощущение общности, соборности. Темболее, когда мы вспоминаем победу в Великой Отечественной войне. У каждого из нас есть свои «зарубки» в памяти. Я родилась в 1946-м, очень болела в детстве,и меня возили в Евпаторию. Я мало что помню из того времени, но осталось яркоевоспоминание: стоит одна стена от разбомбленного дома…Эта картина перед глазамидо сих пор. А это был 51–52-й год.
 - Как Вы думаете,что чувствуют ветераны сегодня?
 - Я думаю,что они чувствуют сейчас великую горечь. У меня отец, он был балетмейстер, петербуржец,стоял у истоков организации ансамбля УралВО, в Уральском народном хоре. Отчиммой был ранен под Сталинградом, но инвалидность ему дали только к 70 годам.Если бы это произошло раньше, может быть, жил бы дольше. Ситуация повторяетсяс теми, кто был в Чернобыле, в Афганистане, — безнравственность некоторых чиновниковне имеет границ. И все же, я думаю, ветеранам помогает мудрость, им уже многолет, и они видели все в жизни. Но, наверное, им все равно по-человечески больно.Вот психологи говорят, что ничего стабильного в жизни не может быть. Все так.Но важно человеческое тепло и внимание. И это мы возвращаемся к вопросу о культуре,о нравственности, о духовности, о гражданственности.

 К этому действу его организаторы готовились с особым волнением. Не только потому,что 60-летие Великой Победы – Праздник с большой буквы. Волновались еще и потому,что возрождали забытую вековую традицию – соборно, всенародно славить событие,имеющее непреходящее значение в истории Отечества. Кроме того, переживали, будет ли благоприятствовать в этот день переменчивая уральская погода… чтобы на Площади1905 года Екатеринбурга смогли собраться 700 певцов – несколько коллективов,профессиональных и любительских, взрослых и детских – в единый, соборный хор.
 В «Песенномсалюте Великой Победе» готовились участвовать учебные хоры консерватории, музыкальногоучилища, музыкально-педагогического факультета педуниверситета; любительскиехоры; детские хоровые коллективы – из музыкальных школ — им.Рахманинова и №12,трех хоровых школ Екатеринбурга – первой, второй и четвертой. В качестве солистов– Заслуженный артист России Ю.Яковлев, В.Рыжков, В.Стрельцов. Музыкальное сопровождение— ансамбль народных инструментов (рук. — Засл. артист России В.Соколов), ансамбль«Вечора» (рук. — Засл. артист России В.Виноградов), Образцовый оркестр штабаПриволжско-Уральского военного округа. Эту «громаду» соединить в единый соборпредназначалось дирижерам — Заслуженному артисту России В.Завадскому и его коллегам– дирижерам хоровых коллективов Екатеринбурга: Заслуженному артисту России В.Копаневу,А.Аранбицкому, Е.Бартновской.
 В назначенныйдень, 7 мая в 13 часов на главной площади г. Екатеринбурга зазвучали мощные звукивоенного духового оркестра. Солнце, пришло на смену, казалось, бесконечномудождю, и ярко отражалось в меди музыкальных инструментов, играло в счастливыхглазах юных певцов, вызывало теплые улыбки у сидящих зрителей. Непривычно выгляделаплощадь, преобразившаяся из «автостоянки» в огромный зал под открытым небом.Для зрителей-ветеранов предусмотрительно подготовили 700 кресел. Остальные зрители— как специально пришедшие на концерт, так и случайные прохожие, отложившиена время свои дела, — слушали стоя.
 «Поклонимсявеликим тем годам» — первое же произведение вернуло слушателей к далеким 40-м.Молодо и мощно звучат 700 голосов в честь защитников Отечества. …Как мало ветерановсреди нас осталось!…
 Песня за песней – казалось бы, такие разные: «Поклонимся великим тем годам» Пахмутовой,«Песня о встречном» и «Родина слышит» Шостаковича, «Священная война» Александрова,«Эх, дороги» Новикова, «Ехал я из Берлина» Соловьева-Седова, – и здесь же: «Криница»Эшпая, «Утро в Екатеринбурге» Сиротина… От песен 30-х годов до песен 70-х. Словаи мелодии каждой из них давно заложены в нашем сердце – о родном крае, мирнойжизни; о готовности встать на защиту Родины; о тяжелых фронтовых дорогах… Этосвоеобразный – музыкальный – поклон поколению: ныне здравствующим 70–80-летними тем, кого уже нет на земле. И, конечно же, это «Салют Великой Победе» – как назвали концерт его организаторы – Управление культуры администрации городаи Межрегиональный хоровой союз.
 Как невозможноотделить одно поколение от другого, так и в этом хоровом соборе – поддерживают,дополняют, оттеняют друг друга – чистый детский голос, исполняющий «Родина слышит»,и мужественное соло в «Дне Победы» служащего Уральско-Приволжского военногоокруга.
 И вот, в завершение концерта, вновь на смену ансамблю народных инструментов звучат фанфарывоенного духового оркестра. Последнее произведение в исполнении всего сводногохора – «Славься!» Ф.Глинки – заканчивается под звон колоколов и ликующие  «Ура!»:Славьсяты,
 Русская нашаЗемля!
 Да будетво веки веков всегда
 Любимая нашародная страна!
 Отзвучал«Песенный салют Великой Победе». Зрители и участники хорового собора не спешилипокинуть эту необычную концертную площадку и с готовностью делятся впечатлениями.
 Участницыхорового собора — первокурсницы медакадемии Ульяна и Анастасия:
 - Мы долготренировались, и очень рады. Получился великолепный праздник — то, чего мы ждали,просто здорово! Война – как страх, который передается из поколения в поколение.
 Дед Ульянывоевал, и, хотя внучке не довелось его видеть, знает о нем по рассказам отца.Дед Анастасии работал для Победы в тылу, на заводе. Ветеранам девочки пожелализдоровья и попросили дождаться, когда студентки выучатся – будут лечить их.
 Пятикурсникгорного института Алексей, как и его друзья, выделялся красивой форменной одеждой.Он также не скрывал переполнявшие его чувства:
 - Здесь такоеединение – супер просто! Так дружно, весело! Готовились коллективы отдельно,разучивали партии, а сводных репетиций было всего две. Вчера была плохая погода,и все уже думали, что на площади выступить не получится. А сегодня утром проснулись— и такая хорошая погода! Весело, хорошо!
 В семье Алексеятакже своя память. Как рассказывает юноша, прадедушка воевал, вернулся домой,но пострадал от репрессий Сталина. С гордостью вспоминает рассказ прадеда, как тот захватывал в плен фашистов. Ветеранам Алексей пожелал долголетия, и «чтобыподдерживали молодежь в таком духе отеческом. А молодым – если что-то будет,чтобы стояли все насмерть…».
 Солист хоравоенного округа Юрий Васильевич Яковлев, Заслуженный артист России – представительстаршего поколения, его родители прошли войну:
 - Отец былв плену – обычная история… Мама трудилась в тылу.
 - А почемуВы для себя «выбрали погоны»?
 - О «погонах»я, честно говоря, и не мечтал. Окончил Саратовскую консерваторию, начал петьв Троицком соборе, здесь, в Ивановской церкви, в храме Вознесения, на Елизавете,– общий стаж где-то около 30 лет. Пел в филармонии. Когда пригласили военные,я решился «надеть погоны», и не жалею.
 - И как Вычувствуете себя в погонах?
 - Ну, немножкодавят, — смеется Юрий Васильевич. — Конечно, ответственность совсем другая.А голос окреп — на ветру…
 - Что быВы ветеранам пожелали?
 - Самое главное,чтобы они не падали духом и продолжали жить.
 - А молодежи?
 - Я с сожалениеммогу сказать, что такие праздники у нас проводятся очень редко. Почаще бы так,чтобы молодежь немножко приучить. Ведь культура падает… А когда хорошее исполнение,то даже случайного прохожего это затронет – он хоть на минуточку придержит шаги послушает. Бывает, выходишь после концерта, и подходят такие «случайные» слушателисо словами: «Мужик, ты так здорово поешь!»…
 Две пожилыеженщины, Антонина Андреевна и Тамара Кирилловна, тоже не торопились покидатьсвои «зрительские» места под ласковым солнышком. Они уже не участники – детивойны. Конечно же, ветераны труда, как оказалось, всю жизнь проработавшие в медицине.
 - Военноедетство запомнилось постоянным голодом, – делится Антонина Андреевна, – до сеговремени это помню. Жили в Серовском районе, семья репрессированных с Кубани,6 детей нас было. Брат 17-летним (сейчас бы сказали ребенок, несовершеннолетний!)попал на Орловско-Курскую дугу, в страшную «мясорубку». Дошел до Берлина, вернулсяс победой, но в 47 лет его уже не стало. Папа был в трудовой армии, а мамочкас этой кучей детей осталась одна. Старшие дети работали на заводе: тыл делалвсе возможное и невозможное для фронта. Жизнь была жутчайшая…Поэтому и песню«День Победы» слышать без слез не можем…
 - А я не могу говорить, – тяжело вздыхает Тамара Кирилловна. – …Каждый кого-то потерялв этой войне. Наш отец, хоть не погиб от пули, уже возвращался с фронта домой…Здесь, недалеко – на станции Верещагино, его сняли с поезда в тяжелом состоянии:менингит…Мама ездила хоронить… Так и не доехал до дома… Война – это противоестественнаявещь для человека. То, что всю жизнь переворачивает – нет слов! Но вот уйдутстарики, – будут ли об этом помнить?…

 
Образование и воспитание

Студенты-горняки провели экологическую акцию «Весне навстречу» в одном из городских детских садов

 Екатеринбург,26 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 22апреля в одном из детских садов Екатеринбурга студенты Уральскогогосударственного горного университета провели экологическую акцию «Весеннавстречу». Герои сказовБажова: Данила-Мастер, Хозяйка Медной горы и другие подвели итоги конкурса детскихрисунков и стихотворений, а потом, вместе с подрастающим поколением, отправилисьна улицу — собирать залежалый мусор и приводить в порядок территорию игровыхплощадок.

 
К 60-летию Великой Победы

Благодарная память правнуков

 Поклонимсявеликим тем годам, Тем славным командирами бойцам,

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс