Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (331) → Недели и седмицы Великого поста

Недели и седмицы Великого поста

№10 (331) / 8 марта ‘05

Великий пост

 Неделя— принятое в церковном календаре название воскресного дня. В данном случае,например, «Неделя Крестопоклонная» означает 3-е воскресенье Великого поста и седмицу предшествующую этому воскресенью.

- Начало Великого поста.
Чистый понедельник – 14 марта
— Первая пятница Великого поста. Литургия
Преждеосвященных Даров – 18 марта
— Неделя 1-я Великого поста.
Торжество Православия – 20 марта
— Неделя 2-я Великого поста.
Святителя Григория Паламы – 27 марта
— Неделя 3-я Великого поста.
Крестопоклонная – 3 апреля
— Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
— Неделя 4-я Великого поста.
Преподобного Иоанна Лествичника – 10 апреля
— Неделя 5-я Великого поста.
Преподобной Марии Египетской – 17 апреля
— Лазарева суббота.
Воскрешение праведного Лазаря – 23 апреля
— Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень
в Иерусалим (Вербное воскресенье) – 24 апреля
— Страстная седмица
(последняя неделя перед Пасхой) – 25–30 апреля
Пасха – Cветлое Христово
Воскресение – 1 мая

 Перваяседмица Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужениеособенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, средаи четверг) на Великом повечерии читается канон Святого Андрея Критского с припевамик стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы Великогопоста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение «колива» т.е. отваренной пшеницы с медом, в память великомученика Феодора Тирона, оказавшегоблаготворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский императорЮлиан Отступник в 362 году приказал в г. Антиохии все съестные припасы тайноокропить кровью идоложертвенных животных. Но великомученик Феодор Тирон, сожженныйв 306 году за исповедование Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскомуепископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течениевсей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
 В первоевоскресенье (неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество Православия»,установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитаниясвятых икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждениив вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е.,объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православнойверы, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многаялета» – живущим.
 Во второевоскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, жившегов XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвыГосподь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе.По той причине, что святой Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
 В третьевоскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословияСвятой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковьпоет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!».Эта песня поется и на Литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в серединеЧетыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смертиГосподней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. СвятойКрест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после «часов»,перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертаяседмица Великого поста называются «крестопоклонными».
 В четвертоевоскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в которомпоказал «лествицу», или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние святой Марии Египетской».Жизнь святой Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всехпримером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием.На утрени в этот день читается житие святой Марии Египетской и канон святогоАндрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста.В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читаетсявеликий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарностьБогородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист«Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на НебеснуюЗаступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбес врагами невидимыми.
 В пятое воскресеньеВеликого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковьдает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и, для ободрениядуховно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божияк кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойнойвстрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.
 В субботуна 6-й неделе на утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом ХристомЛазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных» : «Благословенеси Господи, научи меня оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже»поется «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя».
 Шестое воскресеньеВеликого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественныйвход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот день иначе называетсяВербным воскресеньем, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтенияЕвангелия не поется «Воскресение Христово…», а читается непосредственно 50-йпсалом, и освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветвивербы или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми,при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизнинад смертью (воскресение).

 
Великий пост

Зачем нужен Великий пост?

Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения.

 
Великий пост

О необходимости прощения обид перед началом поста

 Постявляется как бы преддверием небесной жизни, преддверием торжества.  Но чтобыдостигнуть торжества, нужно пройти и через преддверие, где небесные служителибудут проверять каждого из нас и вопрошать: с каким багажом ты хочешь встретитьСвященную Пасху или войти в Небесный Чертог? Если твояноша — греховное естество, то не дерзай, человек, встретить светлое ХристовоВоскресение и войти в Небесный Чертог с радостным сердцем.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс