Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (327) → Иеромонах Иероним (Миронов): «Наша задача – не узко конфессиональная, а государственного масштаба… Православие – это не временное явление, не антураж, а единственный выход из кризиса, в котором находимся»

Иеромонах Иероним (Миронов): «Наша задача – не узко конфессиональная, а государственного масштаба… Православие – это не временное явление, не антураж, а единственный выход из кризиса, в котором находимся»

№6 (327) / 8 февраля ‘05

Образование и воспитание

Интервью с иеромонахом Иеронимом (Мироновым), директором православной школы во имя Страстотерпца Царевича Алексия (г. Екатеринбург)

- Отец Иероним, этот учебный год для вас, как для директора школы, первый. Думаю, нашим читателям интересно узнать, кто сегодня руководит православной школой на ул. Ясной, 10 г. Екатеринбурга. Пожалуйста, расскажите о себе.

- Я родился в г. Магнитогорске. В Екатеринбурге живу с 1983 года. Здесь закончил школу и поступил в Уральский госуниверситет, на философский факультет, отделение социологии. В 1993 году получил диплом. Еще до учебы в университете мне хотелось направить усилия в педагогическую деятельность. Кроме того, я пришел к выводу, что только христианское миропонимание может обеспечить развитие человека, личности в целом. Авва Дорофей говорил о единении всех в Боге — как ближайшем единении людей. И основой для меня стало христианское мировоззрение. А социология дает возможность понять проблемы современного общества и взаимодействия между людьми, а также понять способы взаимодействия для гармоничного развития человека.

Во время учебы я включился в церковную жизнь, служил иподиаконом у Владыки Мелхиседека. Я очень благодарен своим учителям, наставникам. После университета закономерным стало поступление в Московскую Духовную семинарию. Духовный климат московской духовной школы – в сердце Троице-Сергиевой Лавры – дал мне возможность по-новому оценить перспективы своей жизни, сделать личный выбор. Принял монашеский постриг у ректора семинарии, Архиепископа Саратовского и Вольского Александра. В Саратовской семинарии я приступил к священнослужению и административно-преподавательским послушаниям. Воля Божия была на то, чтобы пять лет назад я вернулся в Екатеринбург, в Епархию, которой много обязан. Очень благодарен Владыке Викентию за милостивое отношение ко мне. С 2000 года преподаю в Екатеринбургской Духовной семинарии, а с этого учебного года – директор православной школы во имя Страстотерпца Царевича Алексия.

- Принимая Свято-Алексиевскую школу, какие ценные наработки Вы отметили прежде всего? Какие цели ставите сами? Ближайшие шаги, которые планируете?

- Школа с богатыми традициями. Ее первый директор, Татьяна Ивановна Костина, пришла к выбору православных традиций в педагогике, и вот 5-й год школа постепенно идет по пути не только сохранения и повышения качества образования, но и формирования из учащихся убежденных будущих активных членов нашего российского общества, воспитанных на основе православной нравственности. Мне думается, в настоящее время в школе сформировался очень сильный педагогический коллектив. Максимальная наполняемость классов – 12 человек, обеспечивает индивидуальный подход к учащимся. И это делает труд каждого учителя фактически трудом репетитора. Задача учителя в нашей школе – найти индивидуальный подход к ученику, сформировать христианскую личность, которая с православных позиций подходит к современным жизненным проблемам.

Сейчас школе пора принимать решение – продолжать путь становления или соответствовать статусу православной школы. Поэтому наша ближайшая задача – пройти лицензирование в качестве православной школы, подтвердить сочетание качества образования и православного воспитания в духе российских традиций. Ближайшие в этом направлении шаги – это улучшение качества занятий по изучению православной отечественной культуры. И если ранее руководствовались принципом: «невольниик – не богомольник», то сейчас такие занятия должны быть для всех учащихся, носить регулярный характер. Конечно, нельзя заставить быть верующим, но задача – довести красоту Православия до каждого ребенка.

- Когда мы говорим о православной школе, мы, прежде всего, говорим о детях, учащихся, которые выйдут затем в «большую жизнь». Каким, на ваш взгляд, он должен быть — молодой человек, выпускник вашей школы?

- Итогом христианского воспитания является обретение внутренней системы ценностей. Это система ценностей, регулирующая понятия добра и зла и руководящая волей человека. Нельзя дать человеку список добра и зла, а надо научить делать выбор, – такова задача религиозного воспитания. И наша задача – не узко конфессиональная, а государственного масштаба. Православие – это не временное явление, не антураж, не мода, а единственный выход из российского кризиса, в котором мы находимся. Как сказал Митрополит Кирилл, Православие – это перспектива XXI века.

Православие должно пронизывать каждый предмет. Казалось бы, это касается только мировоззренческих дисциплин, но это не так, – мировоззренческие приоритеты того или иного ученого накладывают отпечаток и на результаты его деятельности. Доказательства этому мы видим яркие: научно-технический прогресс несет не только благо. Люди становятся зависимы от вещей. И перед современным человеком встает дилемма – иметь или быть. При этом христианская личность должна сделать выбор, прежде всего, в сторону – быть. Беда современного молодого поколения – отсутствие чувства ответственности, даже за себя; несерьезное отношение к жизни, и тогда все предметы они воспринимают как игрушки и не задумываются над последствиями своих действий.

- Какие специальные предметы будут вводиться в школе?

- С точки зрения содержания образования в школе существует 3 основных направления: 1) познание Божественного откровения (Вера); 2) эстетическое переживание (поведение, искусство); 3) религиозно-нравственное воспитание на основе православных традиций. Эти направления реализуются через следующие дисциплины: основы православной культуры; православная этика; древнерусская культура; народоведение (т.к. стержнем народной культуры является Православие); славянская азбука. Все эти предметы в конечном итоге работают на формирование этического отношения ко всем проявлениям жизни. С предметами этого круга сопряжены, прежде всего, обществознание, история. Но и естественные дисциплины должны преподаваться так, чтобы ребенок осознавал – этот мир дан Богом человеку для возделывания. Человек, пережив все опыты катастроф XX века, должен относиться к природе с любовью. Всякий раз, когда мы пытаемся насильственно вторгнуться в природу (как живую, так и неживую), получаем отрицательный опыт… Человек должен быть добрым виноградарем в мире.

- Школа во имя Страстотерпца Царевича Алексия – пока один из немногих островков Православия в образовании. Есть ли опыт внешнего сотрудничества, который помогает Вам как директору?

- Пока особого опыта в этом плане нет. Намечается сотрудничество с Молодежным отделом Епархии по освоению программ, которые помогают в реализации способностей православной молодежи. Сейчас, например, Молодежным отделом разрабатывается программа «Отчий край». Задача таких программ – поднять молодых людей на уровень реальной миссии, чтобы Православие для них было не только книжным знанием. Зрелая личность проявляется в жертвенном служении. А для молодежи, кроме того, важно утвердиться в глазах других, через причастность к реальному делу.

- В этом учебном году прервалась практика регулярных служб в школьном домовом храме во имя Царевича Алексия. Может быть, молитвы, звучащие в самой школе, не менее важны для учащихся?

- Школа в этом году передана приходу Святого Преподобного Серафима Саровского. Поэтому богослужебная жизнь школы связана с нашим приходом. И в будущем, когда закончится строительство Свято-Серафимовского храма, нижний придел будет передан под школьные богослужения. Но и в храме во имя Святого Царевича Алексия богослужения не прекращены: каждый день совершается молебен перед началом занятий, а в двунадесятые праздники, которые являются неучебными днями, в школе совершается Божественная литургия, за которой учителя и ученики имеют возможность причаститься Святых Христовых Таин.

- Спасибо за ответы, отец Иероним. Бог в помощь руководителям, учащим и учащимся, молитв Царственных Страстотерпцев, Царевича Алексия, преподобного Серафима Саровского о школе.

Беседовала
Лариса ЛАРИОНОВ

 

В других номерах:

Наш приход

Жители Ирбита гостеприимно встретили строительную бригаду, прибывшую для возведения храма

 Екатеринбург,27 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Двадня назад жители города Ирбитагостеприимно встретили строительную бригаду, прибывшую с Украины, для возведенияхрама во имя Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

 
Образование и воспитание

После усердной молитвы и выполнения послушаний ученики школы алтарников укрепляют свою силу, ловкость и здоровье, занимаясь спортом

 Екатеринбург,30 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».По выходным и праздничным дням в храмев честь Вознесения Господня Екатеринбурга несут служение подростки из окрестныхдомов — ученики школы алтарников.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс