Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (318) → 6 декабря — память Святого Благоверного Князя Александра Невского, в схиме Алексия

6 декабря — память Святого Благоверного Князя Александра Невского, в схиме Алексия

№45 (318) / 1 декабря ‘04

Церковный календарь

Святой благоверный князь Александр Невский, память коего совершается ныне, жил в смутное время России. Ее раздирали междоусобия князей, области и города ее разоряли татары, страна новгородская терпела от набегов шведов, литовцев и ливонских рыцарей.

Ливонские рыцари, будучи усердными католиками, хотели обратить русских в католичество. В числе защитников Русской Земли славнейшим был Александр, второй сын великого князя Ярослава второго. Он родился в 1220 году и, с юности отличаясь мудростью, грамотностью и благочестием, заслужил любовь народа и милость Божию. Александр старался облегчить несчастия народа, заботился о правде и милости в судах, увещевал граждан к миру и милосердию, строил крепости из опасения вражеских набегов и победоносно отражал их. В течение одиннадцати лет своего великого княжения он принес много добра для веры, Церкви и народа. Несколько раз он предпринимал трудные и опасные поездки в орду для блага России. В одну из таких поездок, на обратном пути, в Городце Волжском, селе Нижегородской губернии, Александр тяжко занемог и, предчувствуя близкую смерть, о которой он никогда не забывал в течение всей своей жизни, принял схиму, с именем Алексия, сделал нужные распоряжения, благословил всех окружающих его и со всеми простился. Потом исповедался, приобщился Святых Таин и скончался в ноябре 1263 г., на 44-м году жизни.

Из многих уроков, которые представляет нам жизнь святого благоверного князя Александра Невского, возьмем только два: первый — тот, что мы должны, по примеру святого царственного угодника Божия, всегда помнить о смерти, второй — тот, что, когда смерть приближается, мы должны всемерно стараться, очистив свою душу покаянием, причаститься Святых Христовых Таин, как залога жизни вечной.

Великое и душеспасительное дело — помнить свой смертный час.

Рассказывают, что один узник, услышав с вечера, что его в следующее утро предадут смерти, от чрезвычайного страха сделался совершенно седым в продолжение ночи. Что же должно случиться при смерти с худым христианином, который слышал о гневе Божием, о неумолимом правосудии, о страшном суде Божием, о лютейших и вечных муках, когда совесть, как по списку, станет считать все его прежние поступки, когда представится очам его целая жизнь, подобно привидениям явятся — распутство, невоздержание, своеволие, гордость, дерзость, бесстыдная похотливость, буйная веселость, пьянство, развратные сообщества, сквернословие, скверные замыслы? И вот, за все это его уже призывают на суд, — менее минуты осталось для приготовления, смерть у порога, а вместе с ней — правосудие Божие!… Мысль, что чрез час, чрез два, на самом опыте откроется, справедливо ли говорили, что есть ад и что должно предстать на суд Божий, — эта мысль как молотом ударяет в сердце. Тогда несчастный человек увидит себя стоящим между временем и вечностью, увидит быстро улетающее время и с такою же быстротою наступающую бесконечную вечность. Тогда он узнает, что чрез несколько часов последует то определение, которым навсегда решится судьба его. Тогда станут тесниться в беспокойном уме его разные мысли и представления. Каким явится ему грозный Судия? На каком престоле? Какие существа окружают Его? С каким гневом и в каких словах изречет Он определение Свое? Какой при этом будет страх? Какой трепет проникнет сердце? Какое беспокойство возмутит разум! Какой мрак покроет очи! — Но у кого достанет слов к описанию сего ужаса? Поистине, его и представить невозможно. Праведники, которые часто ожидают смерти как спокойного пристанища, так иногда бывают поражены размышлением о Страшном Суде и Божием правосудии, что смерть, вообще для них вожделенная, представляется им даже горькою и страшною.

Слепцы! Доколе же мы станем нерадеть о себе? Доколе станем обманывать себя самих пустою надеждою жизни долговременной? Знайте же, что, кто отлагает покаяние к концу своей жизни, тот никогда не достигнет своей цели; а кто, будучи еще здоров, очистит оскверненную грехами совесть святою исповедью, тяжким воздыханием, горькими слезами, тот, без сомнения, сподобится благого конца своей жизни, спокойной смерти и нескончаемого Царствия Небесного, чего всем истинно верующим христианам нельзя не пожелать от всей души.

Очистив душу свою христианскою исповедью, каждый умирающий должен возжелать всеми силами своей души причаститься Святых Христовых и животворящих Таин.

Но помни, что покаяние твое должно быть истинное, сердечное, от глубины всей души.

Моисей со страхом подходил к горящей купине, в которой был Сам Бог. С тем же страхом и трепетом отверзай и ты свои уста к принятию Святого Причащения. И ты говори: верую, Господи, что Ты — Бог; исповедую, что я — трава иссохшая… Недостоин я по грехам моим приступать к Богу, дабы не потерпеть мучения, сено – коснуться огня, чтоб не сгореть. Но Ты Сам зовешь меня, Сам призываешь: итак, иду я, нечистый, чтобы получить очищение от Тебя — источника святыни; иду немощный, чтобы получить исцеление от Тебя — врача душевного и телесного; иду мертвый, чтобы получить воскрешение от Тебя, хлеба жизни. Я иду освятиться и просветиться, — потому более и иду, что я грешен и недостоин… Иду к Тебе, чтобы не удаляться от Тебя, чтобы враг совсем не завладел душой моей. И паки исповедую, что я недостоин, потому что я грешен. Но Ты ведь и пришел на землю затем, чтобы грешников спасти! О, Господи, спаси же! Благословен грядый во имя Господне!

С такими чувствами и помышлениями приступай ко Св. Причащению, и тогда это великое таинство не будет тебе во осуждение.

Брат-христианин! Когда ты причастишься Святых Христовых Таин, то берегись, как бы не потерять то, что получил. Веди себя осторожно, чтобы не выпал у тебя сей драгоценный камень. Охраняй себя отовсюду, чтобы не выхватил его лукавый из души твоей. Освятился ты святыней этой: живи же теперь, как подобает святому.

Братия христиане! Сыны Православной Церкви! Не пропустим этих слов мимо нашего сердца, но напечатлеем их в глубине своей души на всю жизнь.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Дню памяти Святого Благоверного князя Александра Невского

Пациенты детского отделения в день престольного праздника храма во имя Александра Невского получат гостинцы от прихода

 Екатеринбург,30 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».6 декабря, в день памяти святогоблаговерного князя Александра Невского, маленькие пациенты детского отделениябольницы города Красноуфимскаполучат гостинцы от прихода.

 
Церковный календарь

7 декабря — память Святой Великомученицы Екатерины

Святая дева Екатерина, ныне ублажаемая, славилась богатством, умом и красотой. Язычество, в котором она воспиталась, не удовлетворяло ее ни своими верованиями, ни обычаями.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс