Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (309) → В Екатеринбурге пятый год действует детская художественная школа церковно-прикладного и иконописного искусства

В Екатеринбурге пятый год действует детская художественная школа церковно-прикладного и иконописного искусства

№36 (309) / 22 сентября ‘04

Искусство и культура

Екатеринбург, 17 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Пятый учебный год начинает нынче детская художественная школа церковно-прикладного и иконописного искусства.

Небольшой — но все же юбилей. Определенная веха в деятельности учебного заведения, когда можно оглянуться назад и подвести первые итоги, а главное — наметить новые перспективы дальнейшего развития.
В настоящее время в художественной школе церковно-прикладного и иконописного искусства занимается 58 учеников — ребята в возрасте от 7 до 16 лет. Работают с ними пять преподавателей, все они — выпускники Екатеринбургского художественного училища имени Шадра. Двое преподавателей в настоящее время являются студентами архитектурно-строительной академии, еще один ведет преподавательскую деятельность в своем родном училище, в котором сам когда-то был студентом.
Две учебные аудитории имеются у школы сегодня в Храме-на-Крови. По вечерам, по завершении богослужения, занятия проходят и в Вознесенском Архиерейском подворье. Школьники собираются здесь ежедневно с понедельника по пятницу, с 18 до 21 часа. Серьезная нагрузка ложится и на самих учеников и на их преподавателей — ведь все они приходят на занятия после уроков в общеобразовательной школе, после лекций в студенческих аудиториях, после рабочего дня, полного трудов и забот.
За организацию школы пять лет назад взялись две женщины, мать и дочь, Зоя Федоровна и Екатерина Ивановна Недзельские.
Зоя Федоровна не мыслит своей жизни без карандаша, кисти, мольберта и этюдника. Случайно ли, за компанию ли с братом Женей, который прекрасно играл на гармошке и занимался в музыкальном кружке Дома пионеров в городе Пласт Челябинской области, или по великому промыслу Божию, совсем маленькой девочкой попала она в изостудию в Доме пионеров. Преподаватель сумел разглядеть в новой ученице немалые художественные задатки и развить ее способности. Тогда Зоя поняла, что осуществление любой цели требует большой отдачи духовных и физических сил. Но поняла также и то, что затраченные ранее силы восстанавливаются многократно больше, когда стоит новая, еще более трудная, более важная задача.
Так было, когда она, имея за плечами лишь провинциальный «художественный кружок» без труда поступила в престижное учебное заведение, и успешно закончила его. Так было, когда начинала она новую для себя преподавательскую деятельность. Так было, когда она вторично прошла сей путь во время творческого и профессионального становления дочери Кати, сейчас уже — Екатерины Ивановны, заведующей и преподавателя художественной школы церковно-прикладного и иконописного искусства.
Организаторская работа по становлению школы, после того, как ее создание и открытие благословил Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии Владыка Викентий, полностью легла на плечи Екатерины Ивановны Недзельской. Ею были найдены помещения для занятий, разработана концепция обучения, структура учебного заведения.
В настоящее время в школе имеется два подготовительных класса: один — с общехудожественной подготовкой, в котором занимаются дети с 7 до 9 лет, другой — для ребят 9–11 лет, предусматривающий первоначальное «введение в тему». И лишь затем идет основное обучение по разработанной и утвержденной программе. Так что в общей сложности дети будут проводить в школе девять лет. Тех самых интересных детских лет, когда чисто и ясно воспринимается ими окружающий мир, когда каждое «зернышко» добра, любви, милосердия, патриотизма прорастает добрыми, надежными и крепкими всходами. Об этих «всходах» педагоги художественной школы уже вправе говорить сейчас, когда пройдена самая трудная, первая часть пути. Когда школа стала широко известной не только среди православных екатеринбуржцев и специалистов-педагогов, но и в областных структурах — Министерстве общего и профессионального образования и Министерстве культуры. Когда, наконец, первая ученица, после третьего года обучения по основной программе в нынешнем году поступила в художественной училище имени Шадра — «Альма-матер» всех своих любимых педагогов.
О первых результатах нелегкого труда организаторов школы и педагогов можно говорить уже сейчас, когда художественная школа церковно-прикладного и иконописного искусства готовится к лицензированию в Министерстве образования Свердловской области как «Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования». Со всеми вытекающими из этого «последствиями»: повысится общественный статус школы, дети, успешно прошедшие полный курс обучения, будут получать соответствующий подтверждающий документ (удостоверение или аттестат), что уже само по себе делает занятия детей более целенаправленными и профессионально мотивированными.
На спецпредметах, преподаваемых в школе, ребята знакомятся с символикой иконографии: изучают традиции использования определенных цветов, несущих тот или иной духовный смысл, предметов и атрибутов православных праздников, историю из возникновения. Они изучают устройство иконостаса, каноническое, общепринятое размещение икон в его рядах, общее иконное оформление храма.
Весь учебный год, следуя церковному календарю, на уроках ребята обращаются к праздничным иконам, образам, написанным по сюжетам Священной Истории или житиям святых. С большим интересом дети узнают о «своих» святых, небесных покровителях и заступниках, имена которых они носят. Иконография Господа Иисуса Христа и Богородицы также изучается по наиболее известным и почитаемым иконам: Спас Нерукотворный, Спас в Силах, образ Божией Матери «Всецарица», «Одигитрия», «Оранта», «Троеручица».
Не случайно поэтому в своем свободном творчестве дети часто обращаются к библейским сюжетам Ветхого и Нового Заветов, к православным праздникам, иллюстрируют житие Христа Спасителя и Пречистой Девы Марии. Именно иллюстрируют, а не пишут иконы, как думают некоторые люди — дети хорошо представляют, чем икона, святой образ отличается от обычного рисунка или портрета. Юные живописцы понимают, что они — пока просто художники, постигающие лишь азы мастерства, а не иконописцы.
Именно так настраивают педагоги-наставники своих воспитанников, ни коим образом не принижая при этом их творческий потенциал, не ограничивая их творчество, не программируя на то, чтобы в будущем непременно стать иконописцем. Нельзя, да и не нужно, наверное, из всех ребят, пришедших в школу на обучение, сделать иконописцев. Ведь это не просто профессия, специальность. Это — особый образ всей жизни, мировоззрение, это — особый духовный мир, особая ответственность и честь. По большому счету это — удел избранных, и избранных не учителями-наставниками, а особая «отметина» Божия, особый, прежде всего, духовный дар, а уж затем — мастерство и опыт.
Особую «отметину» нынешние ученики школы церковно-прикладного и иконописного искусства уже получили в виде благословения своих приходских священников и архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на деятельность этого особого детского учебного заведения.
Недавно Екатерина Ивановна была на приеме у Владыки. Она рассказала Правящему Архиерею об итогах деятельности школы, продемонстрировала лучшие работы своих питомцев. Владыка Викентий искренне восхищался работами ребят, а ведь многим известно, что он — большой целитель, любитель и знаток живописи. Благосклонно отнесся Владыка и к тому, что школа готовится к лицензированию и регистрации в качестве «Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования». С интересом ознакомился с программой, разработанной педагогами школы и направленной на возрождение уральской школы иконописи.
Частью этой программы, например, предусмотрено открытие иконописной мастерской, где дети могли бы проходить своеобразную практику и индивидуальное обучение у настоящего мастера-иконописца. Тогда можно было бы приобрести и установить разнообразное необходимое оборудование. Стесненные в учебных площадях дети и педагоги пока не могут позволить себе этого. Они и так бесконечно благодарны настоятелям и прихожанам двух екатеринбургских храмов за то, что они не просто выделили место и время для занятий, но и соответствующе оформили учебные помещения, даже за то, что они стоически переносят запах масляной краски и олифы, когда ведутся, например, работы по декоративной росписи.
Предусматривает данный образовательный проект и открытие небольших художественных иконописных мастерских непосредственно при храмах. В этом сегодня имеется особая необходимость: срочной незамедлительной реставрации требуют многие старинные иконы, фрески, киоты, имеющиеся в храмах епархии. Живописцев и иконописцев требуют десятки восстанавливающихся, ремонтирующихся и вновь возводящихся церквей и часовен.
Ни для кого не секрет, что для проведения работ по росписи храмов священнослужителям сейчас нередко приходится обращаться к светским, мирским художникам, хотя каждый священник, каждый настоятель храма убежден в том, что любые работы в церкви должны производить истинно верующие люди. В этом плане детская художественная школа церковно-прикладного искусства и иконописи могла бы стать настоящей «кузницей кадров», ведь все их долгое обучение рассчитано именно на то, чтобы выпустить в большую жизнь высоко и духовно развитых личностей, людей, знающих народные корни и традиции уральской школы иконописи, умеющих развить их, направить по нужному руслу.
Сохранение традиций не означает слепое копирование и тиражирование уже созданного когда-то. Это — творческое развитие и переосмысление особенностей художественного письма, когда-то заложенного в невьянской, верхотурской, алапаевской и других школах иконописи, проверенного и сохраненного веками и передающегося от поколения к поколению. И только на этой основе — восстановление и дальнейшее развитие уральской школы иконописи.

 

В других номерах:

Искусство и культура

В Туринске по решению городской администрации для создающейся школы иконописи выделено старинное здание

Екатеринбург, 16 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В недалеком будущем в старинном уральском городе Туринске появится собственная школа иконописи. Долгое время поиски помещения для иконописной школы вели представители прихода в честь Всемилостивого Спаса и сами молодые туринские иконописцы.

 
По святым местам

Православные тропы Урала

 Сколькоих исхожено нынешним летом прихожанами Христорождественского храма! Пожалуй,не в каждом епархиальном приходе встретишь такую большую и сплоченную общину.Уникальным является также их опыт единения взрослых прихожан, членов молодежногоклуба и воскресной школы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс