Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (294) → Екатеринбургскую епархию с паломническим визитом посетила большая делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром

Екатеринбургскую епархию с паломническим визитом посетила большая делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром

№21 (294) / 1 июня ‘04

Событие

 Екатеринбург,24 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 21мая на Урал с паломническим визитом прибыла большая делегация Русской ПравославнойЦеркви Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-ЙоркскимЛавром.

 Хлебомсолью встречали высших иерархов православного русского зарубежья и священнослужителейу резиденции Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии.
 Поклонитьсясвятыням уральской земли, обильно политой кровью Новомучеников и ИсповедниковРоссийских, в Екатеринбург вместе с митрополитом Лавром приехали архиепископСан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, архиепископ Берлинско-Германскийи Великобританский Марк, а также священники из Нью-Йорка, Чикаго, Бурлингейма,Лос Анжелоса, Сан-Франциско, Торонто, Берлина, Женевы и из Австралии
 Гостей такжесопровождали представители Московской Патриархии: архиепископ Корсунский Иннокентий,несущий свое Архипастырское послушание в Париже, и наместник московского Сретенскогомонастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).
 В зале епархиальныхсоветов состоялась братская трапеза, за которой архиепископ Екатеринбургскийи Верхотурский Викентий тепло приветствовал гостей.
 Архипастырь,обозначив предстоящую программу паломничества, отметил, что те святые места,которые будет посещать делегация, привлекают сегодня очень много людей. И не как туристов. Владыка отметил благотворное влияние этих святых мест на людей,на изменение их жизни.
 Сразу послеобеда высокиегости отправились в Храм-на-Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших,возведенный на месте убиения Святых Царственных Страстотерпцев.
 МитрополитаЛавра встречали воспитанники воскресной школы, преподнесшие Его Высокопреосвященствухлеб-соль, а во множестве собравшиеся прихожане старались получить у Нью-Йоркскогоархипастыря благословение.
 Пройдя в храм, зарубежные священнослужители приложились к иконе Царственных Страстотерпцев,иконе Пресвятой Богородицы «Троеручица», пребывавшей в Ипатьевскомдоме во время заточения там Царской Семьи, а также к раке с частицей мощей святогопреподобного Серафима Саровского. За вечерней делегация молилась во святом алтаре.
 Русская ЗарубежнаяЦерковь была основана духовенством, оказавшимся за границей после гражданскойвойны. В 1921 году в чешском городе Сремски-Карловцы был учрежден Русский ВсезаграничныйЦерковный Собор, выступивший против власти большевиков. Многие десятилетия между зарубежными иерархами и Московским Патриархатом в силу понятных политическихпричин не было никаких контактов.
 Путь преодоленияисторически изжившего себя разделения, произошедшего из-за установления в Россиибогоборческого режима, был начат только в прошлом году. Главным событием проходящеговизита стали первые официальные переговоры со Святейшим Патриархом Алексием,которые состоялись 18 мая в Свято-Даниловом монастыре.
 После этихпереговоров делегация в количестве около тридцати человек и отправилась в паломничествопо нескольким историческим городам России, первым из которых стал Екатеринбург. Прибыли зарубежные иерархи сюда в день памяти небесного покровителя Царя-СтрастотерпцаНиколая Второго — святителя Николая Чудотворца.
 На полиелеезарубежные священнослужители во главе с митрополитом Лавром помазались у иконыЦарственных Страстотерпцев святым елеем.
 Владыка Лаврродился 1 января 1928 года на территории нынешней Словакии, по национальностион карпаторосс. В 1946 году переехал в США, где затем в русском Свято-Троицкоммонастыре в Джорданвилле принял монашеский постриг. В 1967 году он был рукоположенв сан епископа Манхэттенского. А 25 октября 2001 года Архиерейским Синодом ЗарубежнойЦеркви был избран первоиерархом с титулом митрополита Восточно-Американскогои Нью-Йоркского.
 И именнов это время в жизни Русского Православия начался воистину эпохальный процесс,всю важность которого оценят по достоинству лишь через некоторое время — процессвоссоединения двух частей Великой Русской Православной Церкви.
 ЗаграничныйАрхиерейский Собор наконец снял ряд претензий, предъявлявшихся к МосковскойПатриархии на протяжении 80 лет. Основная из которых — лояльность советскойвласти, режиму богоборческому, атеистическому, с которым, по мнению эмигрировавшихиз России иерархов, не могло быть никакого сотрудничества и никакого компромисса.
 Очевидностьухода в прошлое богоборческой политики российских властей сегодня видна явственнои наглядно. И в самом возведении Храма-на-Крови, и в прибытии на богослужениеи встречу с митрополитом Лавром руководителя области Эдуарда Росселя.
 По окончаниибогослужения архиепископ Викентий поздравил всех собравшихся в храме с днемНиколая Чудотворца, с историческим событием начала объединения двух частей единойРусской Церкви и выразил надежду, что по молитвам Царственных СтрастотерпцевГосподь поможет уврачевать рану, нанесенную телу Церкви Христовой большевистскимрежимом.
 Архипастырьрассказал также историю возведения Храма-на-Крови, большое участие в этом областныхвластей и лично Губернатора. «Мы должны благодарить Бога за то, что Ондаровал нам такое благодатное время для нашего духовного и нравственного совершенствования»,— сказал архиепископ Викентий.
 Затем екатеринбургскийАрхипастырь преподнес в дар митрополиту Лавру икону Святых Царственных Страстотерпцев,около года пребывавшую в алтаре Храма-на-Крови.
 В ответномслове старец-митрополит сказал: «Я сердечно благодарю Вас, Владыка, от себя лично и от нашей делегации, которая прибыла сюда. Это для нас очень знаменательныйдень. Помолиться в день Святителя Николая на месте, политой кровью Царя-МученикаНиколая и Царственных Мучеников — для нас это очень важно и значимо. БлагодарюВас, Владыка, за гостеприимство и за святой дар».
 Затем состояласькраткая беседа митрополита Лавра с Губернатором области Эдуардом Росселем и обмен памятными подарками. После чего гости совершили осмотр храма, закончившийсяв его конференц-зале.
 Здесь воспитанникидетского церковного хора «Октоих» дали в честь высоких гостей небольшойконцерт, в котором прозвучали не только духовные и народные песнопения, но и даже всем известная «Катюша».
 И уральские,и зарубежные священнослужители, и Эдуард Россель отметили выступление ребятне просто аплодисментами, а даже овацией и возгласами «браво».
 Закончилсяконцерт «Многолетием».
 22 мая, в субботу, в день святителя Николая Чудотворца, членыделегации отправились в монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев,в урочище Ганина яма, где кислотой и огнем были уничтожены останки убиеннойв Екатеринбурге Царской Семьи.
 Ганина ямавстречала гостей колокольным звоном и почти проливным дождем.
 В возведеннойна этом святом месте по благословению Святейшего Патриарха Московского и всеяРуси Алексия обители ныне в семи храмах ежедневно совершаются Божественные литургии,возносятся иноческие молитвы за весь мир, а тысячи паломников приезжают сюда,чтобы приобщиться к святой благодати этого места.
 В храме во имя Святителя Николая архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершилБожественную литургию, за которой молились иерархи и священнослужители РусскойПравославной Церкви Заграницей.
 Мы уже говорили,что причинами разделения Русской Церкви в начале минувшего века стал большевистскийпереворот в России. То есть причины исключительно политического характера. И наши соотечественники никогда не рассматривали Церковь за рубежом, как раскольническую,а всегда воспринимали ее, как неотъемлемую и благодатную часть Русской Церкви.Ее великая миссия состояла не только в духовной опеке четырех миллионов православныхэмигрантов из России, но и в проповеди Православия в отдаленнейших уголках нашейпланеты.
 Ни один нынездравствующий иерарх Русской Зарубежной Церкви не находится под запрещениеми никем не лишен сана. Точно так же и в отношении Московской Патриархии ЗарубежнаяЦерковь соборно не выносила никаких осуждений, хотя всегда имела к нашей иерархиицелый ряд претензий.
 Так в 1946году в Мюнхене собрался первый после войны собор зарубежных архиереев. На нембыло принято постановление, в котором говорится: «Патриарх Алексий Первыйнеоднократно уже обращался к зарубежным епископам с увещанием войти в каноническоеподчинение Патриархии. Но повинуясь велениям своей пастырской совести, мы не находим нравственно возможным пойти навстречу этим призывам до тех пор, покаРусская Церковь лишена истинной свободы».
 В 1965 годуПредседатель Архиерейского Синода митрополит Филарет обозначил целых 16 пунктов,по причине которых Русская Православная Церковь Заграницей, как он писал, «будетсуществовать и далее и будет возвышать свой голос в защиту веры».
 «Такбудет до тех пор, — писал он, — доколе Советская власть будет вести беспощаднуюборьбу против Церкви и верующих; доколе в СССР церкви будут оскверняться безбожниками;доколе не прекратится клевета и издевательства над верою, Церковью, священнослужителямии монашествующими; доколе не будет дана свобода каждому верующему в СССР открытоисповедовать свою веру и защищать ее; доколе детям и молодежи не будет официальноразрешено познавать основы своей веры, посещать храмы Божии, участвовать в богослужениях;доколе верующим родителям не будет разрешено беспрепятственно и без печальныхпоследствий для себя крестить своих детей; доколе не будет дана свобода слова,действия и выбора не только каждому верующему, но и каждому гражданину СоветскогоСоюза, в первую очередь писателям и людям творческой мысли; доколе Церковь и вообще религиозные общины в СССР не получат самых примитивных прав, хотя быправа быть юридическим лицом… Пока все это не наступит, мы не перестанем обличатьбезбожных гонителей веры».
 По окончаниибогослужения в Никольском храме монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцевархиепископ Викентий вспомнил многое из этого периода нашей истории. Владыкатакже отметил, что то место, где возведен монастырь, всегда почиталось людьми.«Тайными тропами, с риском для своей дальнейшей судьбы они приходили сюда,чтобы воздать славу и честь Царственным Страстотерпцам. И вот сегодня мы совершаемлитургию на том самом месте. Месте, где все пропитано не только кровью, но самимимощами Царственных Страстотерпцев. Потому что, развеяв пепелища, враги ЦерквиХристовой и Помазанника Божия напитали останками святых всю окружающую природу.Каждое дерево, каждая травка пропитана здесь мощами Царственных Страстотерпцев.Потому так стремится сюда душа христианская, потому отмечают здесь все особуюблагодать. Святые Царственные Страстотерпцы были невероятно едины при жизни.В единении душ и сердец провели они последние дни своей земной жизни. Вместеони и сподобились мученической кончины и вместе пребывают на небесах. И мы надеемся,что по молитвам Царственных Страстотерпцев это единство воцарится и в нашейРусской Православной Церкви».
 В памятьо совместной молитве архиепископ Викентий передал в дар митрополиту Лавру иконуСвятых Царственных Страстотерпцев, а Владыка Лавр передал в дар монастырю ларецс частицами мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.
 Затем по случаю престольного праздника Никольского храма в монастыре состоялся Крестныйход
 Крестныйход прошел к поклонному Кресту на краю шахты, куда первоначально были сброшеныостанки расстрелянных в Ипатьевском доме членов Царской Семьи и их слуг. У крестаархиепископ Викентий совершил молебен.
 Затем гостиознакомились с монастырем. Делегация посетила храм Святых Царственных Страстотерпцев,храм Державной иконы Пресвятой Богородицы, храм святого преподобного СергияРадонежского.
 Следующимместом паломничества зарубежных гостей стал Алапаевск.
 Хлебомсолью и цветами встречали Владык местные власти на границе Алапаевского района.Тоже хлебом и солью — в Троицком соборе города.
 Свято-Троицкийсобор Алапаевска известен тем, что здесь в последние дни своей земной жизнимолились Великая Княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара. Здесь же, послезверского их убийства большевиками, они были отпеты.
 Совершеннознаменательной потому стала передача митрополитом Лавром настоятелю храма, отцуКонстантину Шмелькову, частиц мощей преподобномучениц, которые отныне будутпребывать в этом историческом и святом месте.
 Затем гостейпровели в крипту возле собора, где первоначально были захоронены тела убиенныхВеликой Княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.
 Паломникипобывали также в Напольной школе, где содержались святые узницы и где ныне открытмузей Великой Княгини Елизаветы.
 Монастырьв честь Новомучеников Российских под Алапаевском, возведен на самом местемученической кончины князей Романовых. Его посещение началось с молебна у поклонногокреста на краю шахты, куда Великая Княгиня Елизавета, инокиня Варвара и другиебыли сброшены заживо.
 Затем в монастырев честь Новомучеников Российских прошло всенощное бдение. Им завершился второйдень пребывания делегации Русской Православной Церкви Заграницей на Уральскойземле.
 23 мая, в воскресенье, паломникимолились за Божественной литургией в алтаре Свято-Троицкого Кафедрального собораЕкатеринбурга. Эта служба транслировалась на всю область епархиальной радиостанцией«Воскресение».
 Продолжаярассказ о Зарубежной Церкви надо отметить, что все те причины, которые препятствоваливоссоединению двух частей Русской Церкви к концу 90-х годов практически сошлис повестки дня.
 И к этомувремени Архиерейский Синод Церкви Заграницей в своем обращении к русскому православномународу выделяет уже не 16, а 4 вопроса, требующих разрешения, чтобы единствобыло восстановлено.
 Это вопроссвятости Новомучеников и Царя-Мученика, помазанника Божия, убиенных богоборческойвластью. Это отношение к декларации митрополита Сергия Страгородского о лояльностидуховенства советской власти. Это участие Московского Патриархата в экуменическомдвижении, то есть контактов с другими конфессиями. И последнее — это отношениек посткоммунистическим властям в России. С точки зрения Архиерейского СинодаРусской Православной Церкви заграницей, они вели нехристианскую политику разложениярусского народа и разрушения России.
 Последние же события убеждают в реальности того, на что раньше могли надеяться толькосамые смелые ревнители единства Русской Церкви. Уже в 2003 году АрхиерейскийСинод Русской Православной Церкви заграницей заявил: «Единство разных частейРусской Церкви осуществляется среди православных русских людей и на Родине,и в зарубежье. Дальнейшее сближение должно происходить при нашем всеобщем ростев Христовой Истине. Мы желаем продолжать усилия в этом направлении».
 По окончанииЛитургии архиепископ Викентий поздравил прихожан храма с воскресным днем и напомнилсобравшимся многострадальную историю Свято-Троицкого Кафедрального собора. Послезакрытия старинного единоверческого храма большевиками здесь размещались и кинотеатр,и фабрика, и дом культуры. Сложным был и процесс возвращения храма. Огромноеколичество газетных публикаций
 Главномухраму Екатеринбургской епархии митрополит Лавр преподнес частицы мощей преподобномученицВеликой Княгини Елизаветы и инокини Варвары, а также икону святителя ИоаннаСан-Францисского с частицей его мощей.
 Владыка произнеспрочувствованное слово о уже посещенных святынях, поблагодарил архиепископаВикентия за заботу и пожелал, чтобы «святые новомученики покрывали этоткрай своими моитвами».
 После богослуженияв Свято-Троицком соборе зарубежныепаломники во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавромпобывали в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе — единственном храмеЕкатеринбурга не закрывавшемся в годы богоборчества.
 А знакомствос Екатеринбургской епархией делегация Русской Православной Церкви Заграницейзавершила в Информационно-издательском отделе. Это тоже очень знаменательно,потому что все время своего пребывания иерархи и священнослужители знакомилисьс историей и святынями епархии, молились за богослужениями, а в конце визитаувидели современный день и земное служение нашей Церкви.
 РуководительИнформационно-издательского отдела игумен Димитрий (Байбаков) провел гостейпо епархиальной типографии, познакомив с образцами выпускаемой полиграфическойпродукции, оборудованием для полноцветной печати, на котором выпускается большаячасть изданий, а также показал газетную линию, на которой печатаются «Православнаягазета», «Голос Православия» и православная молодежная газета«Покров».
 Затем гостиознакомились с деятельностью епархиальной телестудии, готовящей к эфиру триежедневные и три еженедельные программы, информационного агентства, также в ежедневном режиме выпускающего новостную ленту и книжного издательства.
 Владыка Викентийпреподнес гостям альбомы «Первосвятитель», «Архипастырь»,и только что подготовленный к печати Екатеринбургской Духовной Семинарией и выпущенный епархиальной типографией сборник памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа«Свидетель истины».
 Затем гостиподнялись на радиостанцию «Воскресение». Утром радио «Воскресение»передавало в прямом эфире Божественную литургию из Свято-Троицкого Кафедральногособора и слова, произнесенные в храме митрополитом Лавром и архиепископом Викентием.А сейчас сами Высокопреосвященные Владыки пришли в студию, чтобы ответить на вопросы о уже завершающемся визите.
 МитрополитЛавр отметил те кардинальные перемены, что произошли в церковной жизни России,отметил большие изменения в сознании народа, то что все больше людей приходитк Богу, отметил большое почитание памяти Святых Царственных Страстотерпцев и Новомучеников Российских. «То что мы видим и наблюдаем свидетельствуето духовном возрождении России» — сказал Владыка, пожелав «помощи Божиейепархиальным СМИ в деле просветительного служения».
 Полную записьсостоявшейся беседы митрополита Лавра, архиепископа Викентия и журналиста ВалентиныЕфремовой можно будет увидеть в ближайшем выпуске телепрограммы «Архипастырь»,выходящей на «10-м канале» — 29 мая, в субботу, в 11.30, и 30 мая,в воскресенье, в 20.00.
 Весьма уместноокончить наш рассказ об этом историческом визите словами великого ревнителяПравославия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна: «Бесконечнойтемой для спекуляции является якобы раскол, существующий между Русской ПравославнойЦерковью в России и за рубежом.
 Однако, не надо причислять к изъянам церковной жизни то, что на деле является промыслительнымдарованием Божиим, благотворным и врачующим. Тут сама жизнь подтверждает намфундаментальное положение Православного вероучения: премилосердный Господь,снисходя к человеческим немощам и настроениям, всемогущим действием благодатиСвоей даже зло обращает на пользу нашу, сводя недобрые начинания к благим последствиям.
 В свое времяВЧК-ОГПУ-НКВД пришлось немало потрудиться, чтобы расколоть Церковь, противопоставивее зарубежную часть отечественной. Но могли ли вожди богоборцев … представитьсебе, что, терзая и дробя тело Русской Церкви, они сами, своими руками, созидаютоснование духовного организма такой неодолимой крепости и силы, что все дальнейшиеусилия по его уничтожению будут напрасны?!
 Разделившисьадминистративно, Русская Церковь не утеряла своего духовного единства. Болеетого — освободившись от формальной связи с «подсоветскими» структурами,зарубежная часть Церкви получила необходимую свободу для обличения зла, царившегона родине. Во враждебном иноверческом окружении русские люди на чужбине явилимиру подвиг стояния в истине Православия, подвиг надежды и веры — веры в то,что придет срок, кончится мука пленения нашего и Господь избавит исстрадавшуюсяРусь от ига святотатцев.
 В свою очередьЦерковь в России, избавившись от упреков в политической нелояльности, смогласосредоточить усилия на духовном окормлении своей паствы, шедшей путем невиданногодоселе подвига — подвига всенародного исповедничества и страстотерпчества.
 На многострадальнойземле Отечества Церковь смиренно, но неуклонно пестовала сонмы новомучениковРоссийских, «за веру Христову и Русь Святую от богоборцев мученическийвенец приявших». Церковь за рубежом обличала их мучителей, свидетельствуямиру об истинном значении того, что творилось в России.
 Пастыри на Руси в тяжелейших условиях сберегли паству. Часто жертвуя собой, они упасли«малое стадо» Христово, пронеся благодатный огонь живой, ревностнойверы через все испытания и муки. Зарубежное духовенство искры того же огня разнеслопо всему миру, в самые отдаленные его уголки, куда вихрь социальной катастрофызабрасывал русских эмигрантов в поисках крова и пропитания.
 Так и ныне:разделение Русской Церкви на отечественную и зарубежную части — хоть и осталосьему существовать совсем недолго — промыслительно способствует тщательному, разностороннемуи подробному рассмотрению важнейших, судьбоносных для нашем Родины и нашегонарода вопросов и проблем. Грядущее же воссоединение, обобщив неповторимый духовныйопыт обеих частей единой Церкви, непременно станет еще одним мощным двигателемрусского возрождения».
 Полный отчетоб историческом визите делегации Русской Православной Церкви Заграницей в Екатеринбургскуюепархию смотрите в одном из ближайших выпусков программы «Час Православия»на «10-м канале».

Фоторепортаж

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий поздравил с днем рождения ректора Уральской горно-геологической академии Николая Косарева

 Екатеринбург,21 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Уральскаягосударственная горно-геологическая академия была учреждена летом 1914 годаУказом Императора Николая II как Уральский горный институт.

 
Событие

Состоялась встреча Президента России В.В. Путина с Патриархом Алексием и Митрополитом Лавром

 27 маяв загородной резиденции Президента Российской Федерации в Ново-Огарево состояласьвстреча Президента России В.В.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс