Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (291) → «Отсутствие воспитания в духе уважения национальных ценностей страны является нарушением прав человека». Юрист Екатеринбургской епархии А. Усольцев готовит к печати книгу «Практическое руководство по организации православного воспитания»

«Отсутствие воспитания в духе уважения национальных ценностей страны является нарушением прав человека». Юрист Екатеринбургской епархии А. Усольцев готовит к печати книгу «Практическое руководство по организации православного воспитания»

№18 (291) / 8 мая ‘04

Образование и воспитание

Юрист Екатеринбургской епархии А. Усольцев готовит к печати книгу «Практическое руководство по организации православного воспитания».

- Александр Иванович, расскажите об этой книге, ее идее, содержании.

- У нас сейчас немало хорошей литературы по православному воспитанию, но она, в основном, сориентирована на оказание методической помощи. Она рассказывает о том, как обучать. А вот как все это организовать, поставить на профессиональную основу? Такой литературы у нас практически нет. Наши люди привыкли к слову “нельзя”. Но почему нельзя? А может быть можно? Поэтому я решил собрать единый сборник нормативных документов, который раскроет глаза на многое. Например, почему мы имеем право изучать основы православной культуры.

- Интересно узнать ответ на этот вопрос с точки зрения закона.

- Пожалуйста. Я доказываю с точки зрения закона, что основы православной культуры необходимо преподавать как обязательный предмет. Этого требует статья 29 Конвенции о правах ребенка, где говорится о необходимости воспитания в уважении к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает. Православные ценности являются не только национальными, но и общечеловеческими. Следовательно, основам православной культуры должны обучаться все дети в России. Очень важно отметить, что закон требует воспитывать уважение к ценностям страны, даже если они отличаются от ценностей, на которые ребенок ориентирован своими родителями. Согласно статье 15 Конституции РФ это требование имеет приоритет перед российскими законами. В своей статье “Так кто нарушает права ребенка?” (она опубликована в сборнике материалов XI Международных Рождественских чтений) я обращаюсь к примеру других стран. В Великобритании в соответствии с Законом о реформе образования 1988 года в программе государственных школ обязательно должно присутствовать религиозное образование, а перед занятиями следует проводить ежедневные молитвы. В Конституции Баварии говорится: “Высшими целями образования являются почитание Бога, уважение религиозных убеждений и человеческого достоинства, воспитание сдержанности, чувства ответственности и получение удовлетворения от проявления ответственности, готовности помочь, восприимчивости ко всему истинному, доброму и прекрасному и осознание ответственности перед природой и окружающим миром”. В Баварии Закон Божий является обычным предметом во всех общеобразовательных школах, профессиональных училищах, средних и высших учебных заведениях. В Бельгии Православная Церковь официально признана в 1985 году. С сентября 1989 года там разрешено преподавание курса “Православие” в государственных школах. Надо заметить, что в этих странах принцип отделения церкви от государства не мешает преподаванию религиозных дисциплин в государственных общеобразовательных учреждениях. У нас же основой нравственности всегда являлось Православие, и в то же время на нас смотрят как на какую-то секту. Между тем речь идет не о религиозном образовании, а об усвоении детьми определенного минимума, раз они проживают в стране, где национальными ценностями являются ценности православные.

- В чем еще помогут нам разобраться собранные вами документы?

- В Законе об образовании понятие “образование” раскрыто следующим образом: “Образование – это воспитание плюс обучение в интересах человека, общества, государства”. Но понятие “воспитание” нигде не раскрыто. Конечно, в литературе существует масса различных определений, но ведь это литература… А закон должен четко определить, что такое воспитание. Но здесь существует дыра, и поэтому в школу идут сектанты, там проводится так называемое половое воспитание, вообще тащат всякий мусор.

Я предлагаю свой вариант определения воспитания. Я взял за основу формулировку, которая имеется в Большой Советской Энциклопедии, и излагаю ее в соответствии со статьей 29 Конвенции о правах ребенка. Что касается субъектов воспитания, то ими признаются родители, школа, воспитательные учреждения. Я добавляю Церковь. Ну как воспитывать ребенка в уважении к национальным ценностям страны без Церкви?

Мне приходилось неоднократно излагать свою концепцию воспитания детей на образовательных чтениях. Люди подходили, задавали вопросы. Вопросы были, в основном, одни и те же. Тогда возникла идея все это изложить. Смотрите, какое положение у нас сложилось. Православная Церковь создает свои церковно-приходские школы, и они существуют сами по себе, а образование развивается само по себе. А ведь церковно-приходские школы могут стать ядром, вокруг которого можно построить воспитание, в основе которого – почитание Бога. Пора начинать легализацию воспитания уважения к Богу, как в любом цивилизованном государстве. В концепции Православной Церкви четко изложено, что Церковь согласна помогать в воспитании подрастающего поколения. Закон же об образовании наделяет правом родителей самостоятельно заниматься воспитанием своих детей, а государство должно финансировать эту деятельность. Что можно сделать согласно Закону об образовании, семейному кодексу? По ходатайству родителей можно создавать, например, центры семейного воспитания в церковно-приходских школах, а государство будет их финансировать. Это даст возможность церковно-приходским школам интегрировать в систему образования. Культурно-образовательное пространство должно быть единым. Или, например, в светских образовательных учреждениях можно организовать представительства. Чтобы вести основы православной культуры на должном уровне, можно открыть представительство школы “Сирин” под их лицензией. Но люди даже не знают, что такое может быть. Никто не знает своих прав. Я стараюсь подвести обоснование, привести образцы уставов, договоров, на которые можно опереться.

- Для кого предназначена такая книга, и какова ее основная задача?

- Она нужна как руководителям, которые будут что-то организовывать, так и всем активным людям. Задача-минимум – разъяснять людям, какие они имеют права в отношении воспитания и образования и как их можно реализовать.

 

В других номерах:

Духовные поучения

Старец Паисий Святогорец: «Новое поколение»

Тело желает наслаждаться соответственными ему вещами посредством чувства, а чем более удовлетворено бывает, тем более желает. А это противно стремлению души. Почему первою заботою души да будет — всем чувствам наложить узду, чтобы не услаждаться чувственным, как сказано. Поелику же тело чем сильнее бывает, тем сильнее стремится к своему; чем же сильнее к сему стремится, тем неудержимее бывает, то

 
Образование и воспитание

«Нам необходимо ощущение слитности». Беседа с Еленой Александровной Лягинсковой, заместителем директора школы этнокультурного профиля

Беседа с Еленой Александровной Лягинсковой, заместителем директора школы этнокультурного профиля. - Елена Александровна, насколько мне известно, вы отвечаете за культурную работу и дополнительное

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс