Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (278) → «Фильм „Матрица“ как повод для разговора о религиозной философии». Ответы отца Андрея Кураева на вопросы уральцев

«Фильм „Матрица“ как повод для разговора о религиозной философии». Ответы отца Андрея Кураева на вопросы уральцев

№5 (278) / 1 февраля ‘04

Воспитание и просвящение

Ответы профессора Свято-Тихоновского православного богословского института, заведующего кафедрой основного богословия и апологетики, старшего научного сотрудника кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, клирика московского храма во имя Святого Иоанна Предтечи на Пресне диакона Андрея Кураева в Уральской горно-геологической академии.

(Окончание. Начало в № 4)

- Как должен вести себя православный человек, работающий в госструктурах? Взятки, другие соблазны, власть… Может быть, ему вообще не надо там работать?

- Мне кажется, что в госструктурах взимание взяток не есть обязательная часть программы. А власть… Вопрос в том, как ты к ней относишься. По моему убеждению, к власти можно допускать только тех людей, которые её боятся, которые ей не наслаждаются. А насчёт того, что вообще там не работать… Вы знаете, есть некоторая шизофрения в нашем современном массовом духовном сознании. В чём она проявляется? С одной стороны, в церковных изданиях, речах, проповедях живёт мечта о державности, “имперскости” церкви. Это – хорошо. Видите ли, нам сегодня всё время навязывают толстовство в виде христианства. Мне очень часто приходится слышать от светских людей, что я неправильно понимаю христианство и Евангелие. Мне говорят, что не надо спорить, надо соглашаться, ничего нельзя осуждать, если вас ударили по щеке, надо подставить другую, если вам наступили на пятку, надо говорить “спасибо” и так далее. Говорят, что я всё время спорю, отстаиваю что-то, а делать этого не нужно. Христианство шире, чем толстовство. Христианство настолько широко, что в нём есть место для супертолстовцев. Я имею в виду святых, которые, когда бандиты грабили их кельи, бежали за ними и кричали им вслед: “Братья! Постойте! Остановитесь! Вы у меня ещё вот эту рясу забыли забрать! Возьмите её, пожалуйста…”. Да, были такие. Но, когда Александр Невский бежал за крестоносцами по льду Чудского озера, разве он кричал им: “Браться, вы сожгли Псков, зайдите ещё в Новгород!!!” Христианин может быть разным. Есть разные люди, у них есть разные таланты, разные призвания. У одного человека – талант молчания, а у другого – талант речи. Каждый человек должен узнать свой талант, а не стандартизироваться под талант соседа. Есть люди, чей талант – талант простоты. Есть люди, чей талант – талант сложности, которые умеют играть на оттенках, ценить их, сложно выстраивать свою жизнь. Меня очень пугает сегодняшняя мода на упрощенничество, толстовство, руссоизм. Упрощать всё – не для всех. Тем более не для тех, кто сидит в этом зале. Если вы очкарики, то должны очки свои воцерковлять. Если Господь провёл вас через искушения университета, то это не надо отбрасывать. Умейте воцерковить и голову свою, и свои знания. Так вот в чём штука. С одной стороны, в церкви живёт мечта об империи. Это – хорошо. Это значит, что мы не до конца толстовцы. При этом набирает удивительную мощь психология гетто. Судя по интернету, мечта многих и многих православных христиан – закрыться в консервной банке и изнутри себя в ней запаять. Куда-то спрятаться, чтобы никого и ничего рядом не было видно. Пробуют сами строить в тайге какие-то спецпоселения. И, естественно, под предлогом борьбы с антихристом. Хотят уйти куда-то в леса, отсидеться и так далее. Если эта психология победит, то какая тогда православная Россия? Какое православное государство? Чтобы государство было православным, то в государственном аппарате должны быть православные люди. Это – аксиома. А сейчас — вот эта психология бегства… Мне очень часто приходится уговаривать бизнесменов, чтобы они остались работать. Я понимаю, что всегда трудно быть честным, жить по совести, особенно в мире бизнеса. В государственном аппарате, может быть, это легче. Я прекрасно понимаю ситуацию. Если ты – честный человек, бизнесмен, ты честно указываешь все составляющие своего бизнеса. Расходы, доходы и так далее, а твои конкуренты этого не делают. В итоге, себестоимость твоей продукции получается выше, потому что ты честно платишь свои налоги. Следовательно, стоимость твоей продукции получается выше, чем у конкурентов, и ты прогораешь. Как жить в таких условиях? Бросить свой бизнес? Но ты подумай, если тебе приходится идти на какие-то компромиссы ради того, чтобы надстроить третий этаж своей дачи – это грех, это нехорошо. Но может быть другой мотив. Ты берёшь эти тяжёлые условия на себя для того, чтобы дать работу людям. Несколько десятков и сотен людей доверятся тебе. Твоя совместная с ними работа кормит их семьи. Здесь возникает вопрос: имею ли я право делать заложниками своих исканий других людей? Могу ли я за их счёт строить благополучие своей души? Все эти вопросы, конечно, не простые. Я считаю, что каждый человек должен искать своё призвание сам. У одних призвание – уединённая жизнь, чисто религиозная, церковная. Других людей Господь и Церковь призывают и благословляют на другие дела. Должны быть у Церкви люди, которые глазами церкви смотрели бы на мир и, при этом, объясняли бы это экономическим и политическим элитам общества. Простой пример. Этой осенью в государственной думе, к сожалению, успешно идёт постановление, приказывающее перевести исторический календарь России на новый стиль. Открываете вы летопись, а там написано, что Куликовская битва была 8 сентября. Значит, её годовщину надо праздновать 8 сентября, а не 21, как это делают сейчас. На самом деле, должно быть так, что в какой день было событие, в такой день и надо его отмечать. Но вот в чём штука. Да, для историков 8 сентября – это дата. Но простые, русские, церковные люди живут иначе. Это мы с вами привыкли жить, окружённые частоколом цифр. А как люди на селе говорят до сих пор? “Марья! К тебе дочка из города когда приезжала?” – “Да в последний раз на Покров!” – “А ты когда к внукам поедешь?” – “На Михайлов день собираюсь!” У каждого дня было своё имя, а значит, что и свои смысловые, священные ассоциации. Для русских людей, современников тех событий, 8 сентября – это не 8 сентября, а день Рождества Божией Матери. Поэтому, поскольку сегодня этот день празднуется 21 числа по новому стилю, дату битвы надо приурочивать к символическому, смысловому календарю, а не к механическому арифмометру. Этот проект идёт в думе спокойно. Уже, вроде бы, прошёл два чтения. Что за этим стоит? Если бы в Думе был православный, церковный человек, который встал бы и сказал: “Братья! Что вы делаете?! Зачем разрывать эти символические связи? Зачем разрывать связи с историей?”, я думаю, что депутаты одумались бы. Они же не со зла это делают, а просто потому, что им никто не подсказал альтернативы. Я честно скажу, у меня у самого нет вкуса к политике, но если я вижу православных людей, которые имеют к этому призвание, талант и благословение, то меня это, скорее, привлекает. Я готов их поддерживать. Например, мой коллега, референт Патриарха Николай Иванович Державин. Я тоже был референтом Патриарха в начале 90-х годов. Мы вместе работали. Потом я ушёл в миссионерскую работу. А он по-прежнему там, в патриархии, тянет лямку за нищенскую зарплату. В этом году Патриарх благословил его идти в парламент, потому что этот парламент уже достал его. Налоговый кодекс – антицерковный, земельный кодекс – антицерковный. Налоговый кодекс призывает брать налоги с храмов за кладбища, за землю, которая на эти кладбища уходит. Налоги будут за здания церковных воскресных школ, за здания благотворительных столовых. У Патриарха кончилось терпение, и он решил, что там нужен церковный человек. Священник не имеет права идти туда. А мирянин, такой как Державин – может. И вот, он сейчас в одной из партий…

- Если человек живёт по совести, зачем ему вера?

- Да не вера нужна нам. Нам Бог нужен! А вера – это не более чем путь к Богу. Вера – это средство. Когда этот человек живёт по совести, зачем ему Бог и вера? Так же, если человек живёт по совести, зачем ему лекарства? Очень важно понять, что мир религии и мир этики – это не одно и то же. Религия решает не этические проблемы, а религиозные. Главная боль всех религий мира – преодоление смерти человека. Человек не должен умирать. Как насытить его бессмертием? Как привести его к высшему уровню бытия? Эти задачи и пробуют решить религии. Христианин обращается к Богу не просто потому, что более чётко разрешает нравственные коллизии в межчеловеческих отношениях, а для того, чтобы остаться, для того, чтобы с распадом этого тела не распасться всему ему. Для того, чтобы с распадом этой матрицы, этого космоса, жизнь человека не кончилась.

- Почему на Руси новорожденные проходили обряд крещения? Ведь к Господу нужно приходить сознательно…

- Во взрослом возрасте – да. А в детском… Есть установление Божие ещё в Ветхом Завете. Младенцев еврейских приводили в храм к Господу вскоре после рождения. Обрезали на девятый день. Если даже в Ветхом Завете дети в таком возрасте приносились в храм, то, тем более, в Новом Завете. Крещение – это не просто то, что я делаю ради Бога. Крещение – это то, что Бог делает ради меня. Вот простой пример. Есть мера моей сознательности или бессознательности, а есть ещё то, что Бог, поверх моей немощи, даёт мне или другому человеку. Год назад, прошлым летом, один мой бывший студент, по МГУ, ныне – священник, заставил меня стать крёстным отцом его новорожденного сынишки. На девятый день. И вот, крестины. Я держу малыша на руках. А крестины у православных начинаются с того, что мы поворачиваемся назад, символизируя отречение от Сатаны. И вот, я поворачиваюсь с малышом назад. Крестящий батюшка говорит: “Дунь и плюнь на него!” Имеется в виду на сатану. Я это честно делаю. А малыш в эту секунду, извиняюсь за выражение, пукнул. Я думаю, что он, как мог, выразил своё отношение к тёмному ангелу. Человек не сводится к рациональной компоненте своей жизни. Есть Господь, который даёт нам поверх нашей сознательности.

- Откуда пришёл обряд крещения детей?

- Ниоткуда. Он в Церкви всегда был. Поэтому не было Собора, который бы предписал крещение детей. Заметьте, в Новом Завете никто не обсуждает, крестить детей или нет. Это означает, что всё понятно, ведь никаких дискуссий нет. А что могло быть понятно первым христианам в этом вопросе? То, что им было очевидно. А очевидно для каждого из нас то, что мы впитали с молоком матери. Если мы хотим понять то, что было очевидно для апостолов, мы должны понять и то, что было принято в той культуре, в которой они воспитывались. Я должен сказать страшные слова. Пожалуйста, не говорите никому за пределами этого зала. Апостолы-то были евреями!!! А у евреев детей приносили в храм на девятый день. Сами апостолы тоже были обрезаны на девятый день. Для них это было само собой разумеющимся. Поэтому они и не дискутировали на тему крещения детей. Этот обряд никто никогда не устанавливал. Этот обряд никогда не исчезал. Но крещение у них было многообразное. Крещение Иоанново, водное крещение, не таинство, без Духа. Крещение пятидесятницы, то есть крещение Духом, но без воды. О том, крестил ли их Сам Христос, исторических данных нет. Крещение Иоанна не было таинством. Это был обряд, который соответствовал состоянию воли взрослого человека. Крещение Иоанна никак не было связано с символикой смерти и воскресения Христа. А крещение христианское… “Мы крестимся в образ смерти и воскресения Господа”, – пишет апостол Павел. Не надо путать христианскую символику и христианское новозаветное Таинство.

- Перед концом мира будет всемирная проповедь. Как вы себе это представляете?

- Честно говоря, никак. Считаю, что такие вещи представлять ещё рано. А кроме того, если хотите, у меня есть важная апокалиптическая новость. С осени этого года, в сорока городах России, в сорока семинариях России, началась спутниковая трансляция лекций из Московской Духовной Академии. Может быть, это и есть евангельские слова о проповеди слова Божия с крыш? Сегодня – телевидение, радио, интернет. Какие будут технологии в будущем – не знаю.

- Вы сказали, что группа “Король и Шут” читает оккультные книги. Влияет ли это на их тексты?

- Я их совершенно не знаю. То, что я прочитал о том, что они читают оккультные книги, совершенно не значит, что мне захотелось с ними познакомиться и поговорить.

- Как к этой группе относятся Кинчев и Шевчук? Все они пели в одном проекте.

- От Шевчука я никогда не слышал ни одного упоминания этой группы. От Кинчева я услышал об этой группе в таком контексте. Я спросил у него о том, как много он потерял почитателей вследствие перехода к православной тематике в своём творчестве. Он ответил, что да, “Алиса” очень много потеряла, что они теперь уже не могут собирать стадионы, что их максимум теперь – тысячные залы, зато у них остались те, кто, действительно, думает вместе с ними, а те, кому интересно просто потусоваться и поколбаситься ушли к “Королю и Шуту”.

- Какие рок-группы, точнее, их музыканты, верят в Бога?

- Для меня это, конечно, неожиданность, но, оказалось, что довольно многие. 7 сентября этого года, наверное, впервые в истории, рок-музыканты пели в церковном помещении, в храме Христа-Спасителя. В зале церковных Соборов. Это был день Москвы. Было открытие фестиваля православной студенческой молодёжи, в присутствии епископата и Патриарха. Вначале там выступал Бутусов. Потом группа “Гроссмейстер”. Конечно, это была акустика. Походило всё это по стилистике звучания, скорее, на бардовские песни, но, сам по себе, этот жест, всё-таки, значим. Недавно мне попалось интервью, в котором написано, что Гарик Сукачёв тоже читает мои книги. Мне приходилось слышать о православной ориентации “Мумий-тролля” и некоторых других групп. Мне трудно об этом говорить. У меня слишком публичный образ жизни, поэтому дома я стараюсь находиться в тишине. Даже магнитофон дома у меня обычно молчит. Даже те диски, которые мне дарят музыканты, очень подолгу дожидаются, пока я их прослушаю. Я не компетентен. Я не могу охватывать своим взором всё поле современной рок-музыки.

- Стоит ли смотреть “Матрицу”?

- Моя задача не в том, чтобы давать такие советы. Я обращаюсь к тем, кто этот фильм уже смотрел или будет смотреть. Моя задача в том, что если кто-то будет пересматривать этот фильм, говорить о нём, думать о нём, предложить более широкий фон для работы с этим текстом.

- Как вы относитесь к введению в школьную программу предмета “основы православной культуры”? Не даст ли это обратного эффекта отторжения?

- Вполне может быть. Несложно заметить, что среди наших семинаристов подозрительно мало выпускников церковной гимназии. Слишком часто интонация нашего рассказа о Православии – интонация безрадостная. Я скажу так. До той поры, пока средства массовой информации и министерство образования сопротивляются появлению в школах этого предмета, я буду бороться за введение этого предмета. Но как только министерство займёт решительную позицию и скажет, что да, этот предмет будет, я тут же буду делать всё от меня зависящее, чтобы затормозить тот день, когда начнутся реальные уроки по этому предмету. Необходимо будет взять многолетнюю паузу. Она необходима, во-первых, для того, чтобы создать нормальные учебники. Нужно будет создавать экспериментальные площадки, несколько школ выделить в разных регионах страны, где будут обкатывать эти учебники и эти программы, готовить преподавателей. И, самое страшное, я даже не знаю, как к этому подступиться, необходимо очень серьёзно менять саму атмосферу нашей Церкви. Для того, чтобы педагоги, которые от имени Церкви придут к детям, чтобы они не давили, а возвышали, воспаряли. Замечательно сказал митрополит Антоний Сурожский: “Задача проповедника не в том, чтобы припереть собеседника аргументами к стенке и вырвать из него согласие клещами аргументов, а для того, чтобы показать что там, выше, разобрать подвесной потолок у него над головой и сказать ему: “Знаешь, то, что дорого твоей вере, есть и в нашей, но здесь есть кое-что ещё более высокое”. Один немец русист как-то заметил, что русский язык – необычный язык. В европейских языках есть три основные интонации: повествовательная, вопросительная и восклицательная. В русском языке есть четвёртая интонация – интонация советской учительницы. Если с этой интонацией начнут говорить о Евангелии! “Дети, зачем пошёл Христос в Вифанию?!!” Упаси Господь! Лучше про Равинду рассказывать. Вопрос в нашем собственном переживании нашей веры. Зачем мы идём к детям? Напугать их? Застращать? Оградить их частоколом запретов?…

Расшифровка аудиозаписи – Евгений ЛОГИНОВ.

 
Воспитание и просвящение

Президент Российской Академии Образования Николай Никандров: «В школах вводится не Закон Божий, а Основы православной культуры»

Екатеринбург, 28 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Вчера в Екатеринбурге открылось Уральское отделение Российской Академии Образования.

 
Воспитание и просвящение

«Красота одухотворенная». Беседа с ректором Уральской архитектурной академии Александром Александровичем Стариковым и преподавателем академии профессором Владимиром Александровичем Блиновым

Беседа с ректором Уральской архитектурной академии

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс