Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (235) → Настоятель Свято-Илиинского храма г. Екатеринбурга священник Сергий Вогулкин: «Листая страницы приходского журнала»

Настоятель Свято-Илиинского храма г. Екатеринбурга священник Сергий Вогулкин: «Листая страницы приходского журнала»

№10 (235) / 8 марта ‘03

Наш приход

Я листаю страницы журнала прихода во имя Пророка Божия Илии в Госпитале ветеранов войн. Успел просмотреть всего несколько первых страниц, а перед мысленным взором каждая короткая строчка вызывает события и лица, которые нельзя забыть, которые я буду помнить и в этой жизни и в последующей.

Журнал начинается 19 ноября 1999 года, когда был отслужен первый молебен о недужных в Областном госпитале ветеранов войн. Не случайно именно в госпитале нашлось достаточно места, нашлись православные люди, на скромные средства которых на месте бывшей панорамы Великой Отечественной войны был своими силами построен алтарь, а потом оборудован и Храм во имя Пророка Божия Илии. Опытный врач и душевный человек Семен Спектор, начальник госпиталя, дал добро на благое дело духовного окормления больных. Можно ли помочь одними лекарствами тем пожилым людям, кто перенес ужасы войны, плена, блокады и никак не может найти своё достойное место в этом нынешнем странном мире? Можно ли помочь операциями и капельницами тем молодым, по груди, по самому сердцу которых тяжким колесом прокатились Афганистан и Чечня? Им просто необходимо духовное лекарство, и они его получили благодаря Православному Храму.

Следующая запись от 16 декабря этого же года: освящение Храма Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. Этого дня мы ждали, к этому дню готовились, но волнение всех было необыкновенным, ведь это – точка отсчета, начало жизни нового Храма, начало жизни его прихода и новая ступень в жизни настоятеля. Всё совершается по воле Божией, всё не случайно в этом мире, не случаен был мой приход к Господу, не случайно именно в этом Храме началось моё самостоятельное служение. И хотя уже почти два года в священническом сане были позади, но именно в этот день я со всей ясностью ощутил ту огромную ответственность, которая лежит на священнике. Не за себя, а за людей, за их душевное здоровье мне придется ответить перед Богом, так же, как раньше я отвечал перед ним за их здоровье телесное.

Как же мало я знал тогда! Тридцать лет посвятить научной работе, защитить две диссертации, написать сотню научных статей и вдруг понять, что ты неразумен, как младенец. Эта удивительная жажда высшего знания, эти вдруг открывшиеся просторы духовного мира, где нет ограничений и неприступных стен мира материального, потрясали душу, захватывали дух. Каждая исповедь становилась уроком, каждая служба была событием, каждое слово в трудах Святых отцов было откровением. Вот и первая Литургия 19 декабря 1999 года запомнилась на всю жизнь. Да и как её было не запомнить? На мне было облачение, сшитое руками моей мамы, она и покровцы вышила, а ведь ей было тогда уже за восемьдесят. И хор ещё пел кое-где нестройно, да и я сам от волнения не всегда вступал вовремя. Но это была Божественная Литургия в новом Храме, и первые восемнадцать человек приняли Причастие. Потом причастников будет и тридцать, и пятьдесят, а в праздничные дни и девяносто, и более, но первых было именно восемнадцать.

Через четыре дня ещё одна запись: освящение Каменск-Уральского медицинского колледжа. Четырехэтажное здание, десятки комнат и аудиторий, но в них учатся те, кто потом придут к постели больного, и поэтому после духовной беседы со студентами и преподавателями я иду по этим бесконечным комнатам с кадилом и кропилом, и вслед за мной меняется, кажется, сам воздух, само освещение становится иным в аудиториях. Потом именно в этом колледже студентами и преподавателями будет собран уникальный материал о жизни Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – выдающегося хирурга и архиепископа, будут сняты фильмы о его жизни, будут проведены научные конференции.

2 января 2000 года – первое Крещение в Храме, первые имена крещаемых: Олег, Сергий, Татьяна. С них начались те десятки и сотни принявших Крещение, которые приняли на себя и обязательство жить по-православному. Сколько из них остались верными своему обещанию? Скольких снова увлекла жизнь в неумолимый водоворот греха? Но у них есть православное имя, за них молится Церковь, у них есть надежда на спасение.

Акафисты, молебны, Всенощные бдения, Литургии и беседы, беседы с больными, сотрудниками, студентами. Уже через месяц после первой Литургии причастников стало более двадцати, крестим по 5–7 больных, на полиелее помазываем более пятидесяти прихожан. Постепенно украшается Храм, появились новые иконы, сотрудники госпиталя помогают в ремонте.

23 января 2000 года первый раз едем с хором в Первоуральск, в реабилитационном центре “Снежинка” служим молебен о начале доброго дела и акафист Блаженной Ксении Петербуржской. Так зарождается ещё один приход, ещё один Храм во славу Божию. Помещение дают небольшое, но и здесь устраиваем алтарь и начинаем служить молебны и Литургии. Как всё-таки близки Православие и медицина! Какую ошибку совершили те, кто оторвал эти два служения друг от друга! А может быть не ошибка, а злое и намеренное дело было совершено? Так или иначе, но необходимо срочно и как можно полнее восстановить это единство. Пусть это будут небольшие “домашние” больничные храмы, пусть в них лишь акафисты читаются православными прихожанами из числа сотрудников, и то будет великая польза. Каждый день общения с больными убеждает меня в этом.

А те, кто готовится стать врачом, фельдшером или медицинской сестрой? Неужели они придут в больницы без духовного горения, без благословения, милосердия и ангельского терпения? Им-то это нужно в первую очередь. И вот раз за разом приходской журнал отмечает лекции, беседы, факультативы, семинары в медицинских колледжах и училищах: Екатеринбург, Каменск-Уральский, Новоуральск, Алапаевск, Серов. Удивление, сомнение, вопросы, интерес, откровение, разговор с глазу на глаз, импровизированная исповедь, но нигде в студенческих аудиториях я не встречал безразличия или враждебности. Молодежь готова открыть глаза, главное — она увидит перед собой, что мы ей покажем. Поражает почти полное незнание истории России, истории русской Церкви, русской культуры, Православной культуры. К сожалению, отравление языческо-атеистической смесью продолжается и в школах и в средних и высших учебных заведениях. Духовная всеядность и неразборчивость большинства преподающих и воспитывающих не просто поразительны, но и крайне опасны. Воспитатель, ограниченный в своём духовном видении, а тем более, пораженный языческим или эклектическим духовным суррогатом, может воспитать только такого же ограниченного и зависимого ученика. Нужно просвещать и воспитывать воспитателей.

2 февраля 2000 года – первое венчание в Храме Пророка Илии. Чудное Таинство, молодые прекрасные лица. Всех помнишь по именам, да и в Храме они теперь бывают постоянно, стали своими, родными, и детей уже крестили у нас. Но ведь за все три года всего чуть более тридцати венчаний! Конечно, Храм больничный, не все его знают, да и здоровый человек нечасто сюда попадает. Но думаю, причина не только в этом. Боятся молодые венчаться, да и взрослые, по неразумению духовному, убеждают их не торопиться с венчанием: а вдруг совместная жизнь не заладится. А почему такой страх? Просто с легкостью люди начали сходиться и расходиться, превратив брак в разврат, не доверяя друг другу и, самое главное, не понимая, для чего они соединяют свои судьбы. Знали бы твердо с самого начала, что брак совершается для рождения и воспитания детей, что в этом его предназначение и оправдание, сколько бы легкомыслия удалось избежать, сколько прочных семей удалось бы создать. Но не этому учат молодежь, — а “защищенному сексу” и “планированию семьи”, учат те, кто не заинтересован ни в преумножении российского населения, ни в возрождении прочных семейных уз.

10 марта 2000 года – первый молебен отслужен в оздоровительном центре “Символ М”. Здесь лечатся те, от кого “официальная” медицина отказалась, для них духовное возрождение иногда – последняя надежда. Не просто шли сотрудники центра к духовному становлению, были заблуждения и ошибки, которые в последствии пришлось исправлять, применялись методы лечения противные Православной медицине, от которых необходимо было отказаться. Сомнения и у меня были, как у настоятеля ещё недостаточно опытного, но я твердо знал одно: нельзя оставлять больных без духовной помощи, нас Господь поправит, а они нуждаются в спасении. И раз за разом беседы с больными и сотрудниками, молебны и акафисты, исповедь и соборование ставили всё на свои места. Сначала – молельная комната, а потом и Храм во имя Священномученика Ермогена, и вот уже более двух лет идёт здесь воцерковление тех, кто до тяжкой болезни и не думал о необходимости спасения души.

Теперь уже три места служения кочуют со страницы на страницу, изо дня в день в приходском журнале: Храм Пророка Илии, приход во имя Блаженной Ксении Петербуржской, Храм во имя Священномученика Ермогена. Потом к ним прибавится и приход во имя иконы Божией Матери “Всецарица” в Областном онкологическом центре. Что бы я делал без своих помощников, без своих певчих, во главе с Ксенией Евгеньевной? Что бы я делал без прихожан, на которых держатся и растут приходы? Слава Богу, и семья меня поддерживала всё это непростое время. Ведь и мирские заботы не оставляли ни на минуту: заведовал кафедрой психологии и педагогики в медицинской академии, вёл семинары и читал лекции, выезжал в медицинские училища и колледжи области, читал лекции главным и старшим сестрам в Областном медицинском колледже, проводил духовные беседы с социальными работникам и студентами. Пять дней в неделю — работе в академии, чтению лекций, встречам и беседам, два дня – службе в храмах. И так день за днем, месяц за месяцем. Сейчас себе и не представляю другой жизни, чуть нарушишь этот распорядок, сразу появляются тоска, беспокойство, болезни.

Ещё одна запись: 24 марта 2000 года – госпиталь МВД, крестились 12 человек. Сразу вспоминается это время: бои в Чечне, большое поступление тяжелораненых в госпиталь, который тоже находится на Широкой Речке, напротив госпиталя для ветеранов войн. Как только была возможность, шли туда: молебны, крещение, концерты для раненых. С какой теплотой и благодарностью принимали всё это молодые парни, побывавшие на краю жизни и смерти.

Снова Всенощные бдения, Литургии, акафисты, молебны. И, наконец, Пасхальное Богослужение в реабилитационном центре “Снежинка” под Первоуральском в приходе Блаженной Ксении Петербуржской. Более сотни человек в двух небольших помещениях молельной комнаты, незабываемый Крестный ход по темным аллеям под кронами сосен, под огромным звездным небом. Длинная светящаяся свечами лента в полной темноте весенней ночи и торжественное пение десятков голосов. Кто не смог из больных выйти из корпусов, прильнули к окнам, ловя слова песнопений и вглядываясь в лица, освещенные трепетным светом свечей.

Сейчас записи в журнале выглядят сухо, кратко, но сколько за ними кроется переживаний! Короткая запись: 18 августа 2000 года – молебен о спасении моряков, и тут же вскоре: 23 августа – панихида об усопших моряках. Всего несколько дней отделяют надежду на спасение от вести о гибели. За этими скупыми строчками – одна из тяжелейших трагедий России.

Ещё одна запись этого же года: 18 ноября 2000 года – молебен в реабилитационном центре для социальных сирот “Каравелла”, крещение 17 детей и 2 взрослых. И это – трагедия России, сироты при живых родителях, дети с растерянностью и отчаянием в глазах, дети, живущие без дома и родительской ласки. Почти каждое воскресенье в госпиталь на Богослужения приходят несколько детей из приюта, исповедуются, причащаются, запасаются душевным теплом, нашим участием и Божией помощью в своём недетском пути.

18 марта 2001 года – концерт православной музыки в госпитале ветеранов войн. Как-то так получилось, что в приходе Пророка Илии оказалось много музыкантов, вообще людей творческих, имеющих серьезное образование. Регент Ксения Евгеньевна собрала целых два хора: детский и взрослый, занималась с ними постоянно, а ведь работа доцента консерватории, человека выполняющего докторскую диссертацию, да ещё и занятого на службах в субботу, воскресенье и праздничные дни, не оставляла ей свободного времени. Детский и взрослый хоры, классическая и духовная музыка, чудное молебное пение никого не оставили равнодушными. Больные и сотрудники госпиталя, многие впервые, услышали настоящую музыку, прикоснулись к настоящему искусству. И это только один из концертов. Сколько их будет потом! Детский хор превратится в певческую школу “Октоих”, будут разыгрываться целые музыкальные спектакли, будут меняться залы и площадки, но неизменным останутся успех и восторг слушателей.

Кажется, что нет просвета в этой бесконечной череде работы и служения, причем всё идёт по нарастающей. После заведования кафедрой медицинской академии – должность проректора по науке и развитию и декана факультета психологии Уральского гуманитарного института. Всё более и более погружаются в работу в певческой школе мои дорогие певчие. У прихожан тоже жизнь становится всё сложнее, особенно когда появляются дети, внуки, новые заботы. После открытия новых приходов: храма Священномученика Ермогена и прихода во имя иконы Божией Матери “Всецарица” в онкологическом центре, всё больше служим служб, всё больше времени все мы проводим в больничных храмах. Да и больные, раз и два побывав на службе, приходят вновь и вновь, приезжают в храм даже после выписки, да так и остаются его прихожанами. Так вот о просвете в этой жизни. Может быть, и не нужно его искать, может быть, именно такая жизнь и есть один сплошной просвет? Ведь по воле Божией строятся храмы, во славу Божию собираются люди, у Господа мы черпаем свои силы, Господь нас ведет и отечески вразумляет. Что же ещё нужно? А журнал приходской пусть плодит свои страницы, и пусть они походят друг на друга, потому что заполнены они добрыми делами, за каждой датой – день службы, за каждой цифрой, за каждым именем – судьбы людей. Там печаль переходит в радость, там исчезают гордость и зависть, там рождается из безысходности надежда, там нет одиночества, там есть чистые сердца, там есть добрые люди, там сам Господь с нами. И место это – Храм Божий.

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите научитесь, что значит:
«милости хочу, а не жертвы»! ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»
(Матф. 9, 12–13).

Эти слова Евангельские особенно близки тебе, отец Сергий, по мирским трудам твоим. На поприще духовное ты вступил уже зрелым мужем, отмеченным и известностью среди врачей — коллег и учеников, и званиями доктора наук и профессора. По милости Божией добро подвизался ты на этой стезе человеколюбия и самопожертвования. Мне рассказывали, что профессору кафедры оперативной хирургии Вогулкину всегда удавалось убедить в необходимости прилежного учения даже самых нерадивых, что умение и готовность спасти жизнь человеческую в любых самых трудных и безнадежных условиях были главными критериями при разборе всякого медицинского случая. И ныне, уже в качестве заведующего кафедрой медицинской психологии, немало сил отдаешь ты, возлюбленный собрат, педагогической деятельности. Да будет опыт, тобой обретенный на этом поприще, подспорьем в трудах, к которым ныне призывает тебя Господь.

Давно прошло время спокойствия в нашей церковно-общественной жизни, когда внешние наблюдатели полагали, что священнический сан несет с собою лишь величие и всеобщее почитание. Ныне же даже на ступени диаконского служения столкнулся ты с непониманием, а то и озлоблением некоторых своих коллег, не принимающих твоего стремления в зрелые годы послужить Церкви Православной. Твои успешные труды по созданию епархиального Общества православных работников вызвали радостный отклик одних и глухое недовольство других. Не скрою от тебя в этот высокоторжественный и страшный час, что должно тебе приуготовлять себя и к еще большим испытаниям.

Именно потому, что священство Русской Православной Церкви есть именно активная сила, есть непрестанная деятельность, и потому около него всегда закипает ожесточенная борьба, вражда, ведется битва за знамя Христа и против него, вражда мира против Бога… Ныне как никогда враги Церкви сильны, коварны, злобны, вооружены оружием клеветы, поношения, прикрываются высокими словами: то о культуре и цивилизации, то о гуманности и добродетели, то о свободе, терпимости и человеколюбии. И самый верный испытанный способ борьбы их с Церковью состоит в том, чтобы запугать пастырей ревностным шумом и криками злобы, угроз, преследований, позора, заставить их покориться миру, обратить их из силы активной в силу пассивную, покорно ждущую приказа тех, кто вместо Духа Святаго хотел бы силами человеческими править Церковью и обратить ее в послушное орудие для достижения целей земных, государственных, общественных, культурных или каких-либо иных… Поймем ныне, возлюбленный брат, страшное знамение времени: весь современный шум разговоров о значении и положении Православной Церкви в Отечестве нашем чаще поднимается людьми от Церкви далекими, — относящимися к Церкви не как к Матери, у которой ищут защиты и руководства, — но мудрецами века сего, считающими нас бессильными, пытающимися опекать нас и снисходительно руководить нами.

Поистине мы живем ныне во время, о котором можно сказать словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Не в мирное, а в беспокойное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкого попрания законов Божеских и человеческих; во время бессмысленного шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру; ибо знание кичится, по слову Божию, а любовь назидает». Спасение от этой напасти духовной только одно: верность учению Матери-Церкви, верность писаниям святоотеческим, верность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В том перед Престолом Господним и здесь стоящим народом Божиим принес ты Присягу священническую. Помни ее ежечасно и следуй ей неуклонно.

Из наставительного слова Преосвященного епископа Никона,
сказанного 8 марта 1998 года в храме во имя Всех Святых
г. Екатеринбурга

 
Жизнь Епархии

Екатеринбургская Епархия и Областная гильдия адвокатов подписали договор о сотрудничестве

Екатеринбург, 6 марта, «Православная газета». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и председатель президиума Коллегии областной гильдии адвокатов Н.В. Сухарева подписали соглашение о сотрудничестве. Оно необходимо для разрешения правовых вопросов, возникающих в деятельности Епархии, а также коллизий, связанных с конфликтами

 
Наш приход

Архиепископ Викентий совершил Литургию в Илиинском храме при Госпитале ветеранов войн

Екатеринбург, 8 марта. Сегодня архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий посетил Екатеринбургский Госпиталь ветеранов войн, где в храме во имя Пророка Илии совершил Божественную литургию.Это первая служба архиерейским чином в небольшом больничном храме

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс