Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (232) → «Лицом к свету». О уральской традиции лаковой живописи

«Лицом к свету». О уральской традиции лаковой живописи

№7 (232) / 15 февраля ‘03

Культура

Как красиво!… Вроде бы все это рядом с нами, знакомо: и рябина, и птицы, и зимний лес, и петухи, разгуливающие по дорожкам, но почему так волнует, словно приотворилась дверь в детство или повеяло чем-то давно забытым, а может — несбывшимся?

Экспонаты уникальной выставки «Лаковая живопись Урала» расположились пока что на нескольких стендах в обычной общеобразовательной школе № 151. Посетители — дети. До этого передвижная выставка после презентации в ТЮЗе в сентябре минувшего года побывала на многих площадках города, но в школу, как говорит ее организатор Олег Владимирович Половинкин, тянет особо, так как цель выставки — и образовательная, и просветительская, и, наконец, возможность противостоять тому негативу, что обрушился со всех сторон на юные души.

Давно, около трехсот лет назад, появилась традиция расписывать металлические изделия. На уральские заводы в ту пору съезжался разный люд, многие работники были с берегов Волги. Некоторые из них владели искусством иконописи, другие — росписью по штукатурке. Это мастерство и легло в основу горнозаводской росписи по металлу. В 1746 году был изготовлен первый расписанный поднос уральского типа. Основу промысла заложили Демидовы. Эти благородные люди хорошо понимали, что жизнь не может сводиться только к извлечению прибыли, необходимо было формировать среду, благополучную во всех отношениях. При Николае Никитовиче Демидове в Нижнем Тагиле была открыта школа лаковой живописи для одаренных детей из семей крепостных. Традиционно подносы расписывали цветами, но после того, как талантливые художники благодаря меценатам прошли обучение в Санкт-Петербурге, в Италии, появились и пейзажи, портреты, сюжетные сцены из жизни тагильчан. Увы, некоторые секреты мастеров того времени не дошли до нас, как, например, секрет изготовления хрустального лака, который изобрел Андрей Худояров, но сам промысел не исчез: работы тагильских художников украшают стены Эрмитажа, их приобретают коллекционеры. Особенно велик интерес к ним за рубежом.

Впервые с такими работами Олег Владимирович Половинкин познакомился в краеведческом музее Екатеринбурга. Экспозиция поразила необычностью: вместо традиционной тагильской розы — натюрморты, виды уральской природы. Возникло желание немедленно поехать в Тагил, посмотреть, что же это такое, кто это пишет, как это все появляется? Оказалось, что промысел в наши дни испытывает большие трудности, и вот почему.

— Все дело в том, что талантливых работ не может быть много, — говорит Олег Владимирович. — Их нельзя поставить на поток, который давал бы большие объемы красивых вещей. Поэтому настоящие художники ушли из производства и творят по домам, зачастую в плохих условиях, без какой-либо финансовой поддержки. Этот промысел — создание единичных рукотворных произведений искусства, в которые внесены частицы души, Божественного света, не может быть рентабельным. Но его надо сохранить любой ценой, так как это не просто разукрашивание, роспись, а целый пласт культуры, который сегодня, как никогда, необходимо донести людям. Вместо штампованного пластика, китайского ширпотреба, в наши дома должны войти такие вот прекрасные вещи. Но доступа к этой красоте пока нет: работы рассеяны по частным коллекциям.

Тогда и возникло ясное понимание, что нужно, прежде всего, поддержать художников и сделать их творчество доступным для всех.

В Тагиле Олег Владимирович вместе со своим другом Александром Кунщиковым познакомился не только с художниками, но и с их семьями, побывал в каждом доме. Вначале удавалось оказывать некоторую поддержку — старались получать и размещать заказы в разных предприятиях. Но затем экономическая ситуация изменилась. Тогда Олег Владимирович решил заработать средства и самому стать заказчиком. Сегодня в его руках коллекция подносов удивительной красоты. Ни с одним из них, утверждает он, даже в самые сложные времена не хотелось расстаться. В мечтах — создание проекта единственной на Урале (а может, и в России) передвижной выставки лаковой живописи. Пусть не школьники идут в музей, а музей приходит к ним в школу. Почему именно дети? Они больше всего страдают от бездуховности, именно их души постоянно травмирует развратный и агрессивный телеэкран, настойчивая реклама спиртного.

— Ни одно государство не идет таким путем к своему благополучию, — говорит мой собеседник. — Посмотрите, дети тех, кто попустительствовал всему этому, становятся наркоманами. Детский мат — тоже страшное явление. Чем можно помочь? Что противопоставить? Дети должны слышать в свой адрес добрые слова, видеть такие вот вещи, в которых заложена частица тепла. Большую роль может сыграть Православная Церковь. Ведь когда строят храм, — оздоровляется общество, происходит помощь душе, связь с Богом. В творческих работах художников очень важны темы. Мы представляем темы сказочные — пушкинские, бажовские персонажи, цветочную роспись, лубок… В лаковой миниатюре очень привлекательно смотрятся природа и храмы. В Верхней Пышме построили прекрасную церковь. Очень хотелось бы сделать удачный снимок, чтобы художники могли написать с него этот храм. Те, кто изображает природу, приносят лучший дар Создателю.

Есть у О.Половинкина замысел расширить экспозицию к важнейшему событию — освящению Храма-на-Крови, а также принять участие в фестивале «Царские дни». Со временем, считает он, выставку увидят тысячи людей, как наших соотечественников, так и за рубежом. Но для этого надо сделать все возможное, — чтобы проект не погиб, а каждый художник получил возможность раскрыть весь потенциал, который безграничен.

…Тихая музыка, присмиревшие мальчишки и девчонки в зале. В убогих стенах стандартного школьного здания зажегся необычный огонек. Это светится рябина на подносах Тамары Юдиной. Или самовар в «Купеческой семье» Ирины Смыковой? А может, малахитовое платье «Хозяйки медной горы» Татьяны Шарф? Нет, это, наверно, сама «Жар-птица» Светланы Поповой, которую маленький мальчик сумел-таки ухватить в воздухе за ее сияющее перо. Не упустил бы…

Людмила Косовская

 
Культура

Священник Андрей Канев: «Проблема сохранения русского языка не может быть решена только с помощью закона. Необходимо уважительное отношение к языку всего общества и всех его социальных институтов»

Екатеринбург, 11 февраля, «Православная газета». Принятие закона о русском языке вызвало острые дискуссии в обществе.

 
Культура

«Благовест» Екатеринбурга — это звонкие голоса детей

«Благовест» — удары колокола, созывающие христиан на молитву в храм. «Благовестити» — возвещать доброе, проповедовать. (Из церковно-славянского словаря) «Благовест» — это имя детско-юношеского Архиерейского хора г. Екатеринбурга. Возраст коллектива младенческий — ему 1 год и 5 месяцев. Но в данном случае вспоминается поговорка: «устами младенца глаголет Истина».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс