Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (222) → 10 декабря — память священномученика Николая, епископа Владимирского

10 декабря — память священномученика Николая, епископа Владимирского

№45 (222) / 1 декабря ‘02

Церковный календарь

Архиепископ Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился в 1861 г. в Московской губернии в семье священника. После окончания Московской Духовной Академии преподавал в Вифанской Духовной семинарии. Рукоположен в сан священника. Преподавал Закон Божий в Александровском военном училище Москвы, в Московской мужской гимназии № 7. В 1908 г. возведен в сан протоиерея. С 1912 г. — настоятель церкви во имя святой мученицы царицы Александры при Александровском военном училище, позже — настоятель Всехсвятской церкви Москвы.

В 1918 г. овдовел, был пострижен в мантию, затем возведен в сан архимандрита. В 1921 г. хиротонисан во епископа Звенигородского; в 1924 г. — становится архиепископом Владимирским. После кончины Патриарха владыка Николай подписал акт о передаче церковной власти митрополиту Крутицкому Петру. Через несколько месяцев он был арестован по делу митрополита Петра. Приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал за Северным Полярным кругом. Возвратившись, проживал в Москве. 27 октября 1937 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и участии в церковно-монархическом объединении ИПЦ (Истинно Православной Церкви). 10 декабря расстрелян на Бутовском полигоне.

Вот все, что официально известно о жизни архиепископа Николая. Но до нас дошли и другие свидетельства, в частности, записки священника Сергия Сидорова, из которых мы можем подробнее узнать о священномученике.

“Из знаемых мною иерархов, я особенно был близок с епископом Николаем, с самым значительным иерархом наших дней… Твердо и непоколебимо стоя у кормила Церкви, он был управляющим Московской епархией в бурные годы живоцерковников. Епископ Николай умел в эти смутные годы и проводить важные церковные реформы, и подготавливать почву для грядущего слова Христовой Церкви…

Он сыграл главную роль в неприеме Красницкого (протоиерей Владимир Красницкий — глава обновленческой “Живой Церкви”. В 1924 г. покаялся перед Патриархом, но не прекратил своей антицерковной деятельности) в Патриарший Синод, он провел проект реорганизации прихода, в котором указывал на необходимость введения в приходе благотворительности, даровых исполнений за счет всего прихода необходимых треб …

Взыскательный епископ, отказывающийся служить с бритым диаконом, строгий аскет, молящийся целыми ночами, Владыка Николай в отношениях людских необычайно был прост, внимателен и любвеобилен. Редко кто мог с таким внутренним тактом утешить, обласкать человека… И эту внимательность особенно ценили люди, бывшие с ним в тюрьме и ссылке. Владыка Николай особенно любил детей. И странно было видеть его, такого обычно строгого, весело смеющимся и болтающим с крошкой четырех-шести лет.

Когда я в первый раз приехал пригласить епископа Николая ко мне на служение 13 сентября в день храмового праздника, он был расстроен жалобой на него Патриарху прихожан церкви Трифона мученика. Жалоба заключалась в том, что Владыка Николай покинул всенощную, когда вместо стихиры Рождества Богородицы певцы запели стихиру Рождества Христова и не послушались приказания прекратить рождественские стихиры и петь то, что положено по уставу службы Рождества Богородицы. Владыка говорил мне: “Не могу же я из вежливости к их настоятелю и из любезности к прихожанам нарушать устав и этим оскорблять Господа и Пресвятую Богородицу. А они не понимают самых простых вещей и говорят, что устав зависит от приходского совета”…

Я видел Голгофу епископа Николая. На первом моем допросе в ноябре 1925 г. следователь потребовал от меня выдачи автора письма к митрополиту Петру. Я отказался его назвать, и Тучков (Е.А. Тучков — уполномоченный ГПУ по делам религии) потребовал очной ставки моей с епископом Николаем… На Владыке была сероватая ряса и зимняя скуфья. Утомленные глаза были холодно строги. Встав со стула, С. разразился такими воплями, что звякнули стекла дверей и окон. Преосвященный Николай властно прервал его: “Выпейте валерьянки и успокойтесь. Я не понимаю звериного рычания и буду отвечать вам тогда, когда вы будете говорить по-человечески. И спрячьте вашу игрушку”. Чудо совершилось. С. спрятал револьвер и вежливо стал спрашивать Владыку…

Мне удалось узнать подробности пребывания Владыки Николая на Лубянке. Я с ужасом узнал об издевательствах над ним, о его сидении в подвале тюрьмы и о постоянных ночных допросах. И с тем большей благодарностью я склоняюсь перед величием его духа, благодаря которому удалось Владыке спасти многих и сохранить многие тайны церковные. В московской тюрьме особенно ярко выявился его лик, строгий и правдивый, смелый лик человека, забывающего о себе и готового к смерти за свою веру.

Много благодарен и я лично за свою судьбу. 26 декабря 1925 г. у меня было двадцать три допроса, всю ночь под 27 декабря я был почти под непрерывным допросом. Утомленный и нравственно и физически, я готов был сдаться на требование следователей, я готов был наклеветать на себя и друзей… Привели епископа Николая. “Я требую, — сказал Владыка, — чтобы вы оставили в покое Сидорова. Я его знаю как нервнобольного человека, а вам, — обратился он ко мне, — я запрещаю говорить что бы то ни было следователю, властью епископа”. Меня увели в коридор, я слышал неистовую ругань Казанского. Вряд ли эти мои строки будут когда-либо прочтены многими, но если мои дети и близкие прочтут их, пусть они склонятся перед дивным ликом епископа Николая, некогда в застенках ГПУ избавившего меня от самого большого несчастья — от горя выдачи друзей врагам веры и Церкви…”.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г. архиепископ Владимирский Николай (Добронравов) причислен к лику святых.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

9 декабря — память преподобного Алипия Столпника

Житие преподобного Алипия особенно примечательно тем, что этот подвижник проводил уединенное житие на одном из древних языческих кладбищ. Это место было ужасом для всех, кроме преподобного; никто не селился по соседству с этим кладбищем. Святой же Алипий, избрал себе для жительства один гроб, над которым возвышался каменный столб с идолом.

 
Церковный календарь

11 декабря — память преподобномученика и исповедника Стефана Нового

Преподобномученик Стефан родился в Константинополе в 715 г. и был иноком Авксентиева монастыря вблизи Никодимии. За то, что он не подписал определение иконоборческого собора, состоявшегося при императоре Константине Копрониме в 754 г., исповедник был сослан в заточение

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс