Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (214) → Из духовных наставлений старца Георгия, Задонского Затворника

Из духовных наставлений старца Георгия, Задонского Затворника

№37 (214) / 1 октября ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
Наше грехолюбие
Цветник духовный
Осмотрись

Презирайте все, что удерживает и препятствует сохранять в делании нашем заповеди Христовы. Почто обещать себе старость лет, когда и о завтрашнем дне не знаем, наш ли он будет или нет? Откладывать дни и наводить страх — это дело всегубителя; он всегда советует сегодняшний день забавляться и проводить как-нибудь, без осторожности, в противность Богу. nОчень страшно делать неугодное Господу. О возлюбленная сестра! Не держите такого помышления в сердце своем, но, сколько вам можно, каждый день и ночь обращайтесь ко Христу, и воздыхайте, и просите мыслию, да благоустроит вам Господь спасительный путь.

* * *

Что высоко пред людьми, то мерзость есть пред Богом. Подумайте, матушка, чем мы можем похвалиться? Какими науками, какими познаниями? Самая преимущественная и высочайшая наука есть, еже знати Господа и творити волю Его: но мир о сей науке небрежет…

Вот что надобно говорить: “Даруй, Господи, молитву, да отступит прочь всякое строптивое мечтание”. Воздохните ж от всея души и произнесите мыслию в сердце своем: “Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою” — вот это всего нужнее, потому что любящим Бога вся споспешествует во благое. Неподобные же и парительные мысли душе очень вредны, как дым глазам.

* * *

Уныние — смертный грех! Должно верить, что ни один волосок не погибнет без воли Божией. Какая вам польза в том, что безмерно вдаетесь в соболезнование и без всякой потребности мучите себя мечтаниями и всяким пылким воображением о будущих приятностях и тем напрасно сожигаете свою душу? Будущего еще нет, и неизвестно, будет ли оно по вашему мнению. Будто вы могли предусмотреть премудрое Божие строение? Из злополучия износить благополучие и печаль претворять в радость есть дело Божие! Плакать должно только об одном: что мы всякий час прогневляем милующую нас благость Всевышнего, не следуя и противяся Святой воле Его. А прочее все — ничто! Не стоит слез! Надобно повиноваться Божию Промыслу.

Застрадалась ты, любезная сестра моя, до чрезвычайности, потому что в мыслях своих увеличиваешь свои неприятности, а они, право, не так велики, как ты их себе представляешь; притом же очень маловременны, изменяемы и ничтожны. Не должно всякому слуху верить, хотя бы и лично вы слышали, ибо что человек от своего сердца и помышления говорит, то всего чаще бывает ложно, непостоянно и суетно; в один час десять раз могут измениться и сердца и мысли, мечтающие о земных удовольствиях! В небесных уроках исключены все такие задачи. В животной книге первый урок — вера, которою можно горы переставлять; второй — надежда, указующая на Господа, Который среди бурного моря спасает святого Петра, кротко обличая его маловерие: почто усумнился еси? Третий — любовь, не мыслящая зла и николиже отпадающая от Господа: в трех сих уроках вся содержится небесная наука!

* * *

Как вести жизнь, чтобы достигнуть спасения? Для извлечения истинных христианских правил на сие обращаюсь к великому святому мужу Макарию. Он пишет в одной статье из многих следующее: “Должны христиане во всех подвизаться и никого отнюдь не осуждать, ниже явную блудницу, ни грешников, ни безчинников, но с простодушием и неподзорчивым оком на всех взирать, и иметь сие, яко природное и вкорененное, чтобы никого не презирать, не осуждать, никем не гнушаться, ниже делать какое различие и лицеприимство: единоокого аще узриши, не посмейся сему в сердце своем, но аки на здраваго на него взирай; на безрукого, не яко на безрукого; на хромого, яко на правоходящего; на расслабленного, как на здравого смотри. Сие бо есть чистота сердца, чтоб, увидевши грешников или немощных, сострадать и милосердствовать о них. Иногда случается, что угодники Господни, на позорище сидяще, взирают на прелести мирские; но в то же время они по внутреннему человеку с Богом беседуют; а по внешнему только человеку кажется, что очами взирают на мирские происшествия”.

* * *

Лечиться магнетизированием не должно, а лучше советую вам при болезни попросить священника отслужить молебен с водосвятием, и потом окропиться святою водою, и ежедневно пить оную воду, и с нею употреблять часто просфоры. Сим средством многие избавились от болезни и беснования, ибо когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели. В странные же учения не вдавайтесь, а слушайте Церковь Божию.

* * *

Не старайтесь находить предсказателей, кои будущее предрекают, ибо, кроме Бога, никто будущего знать не может. Господь силен назначить и отменить самую минуту смертную, что мы видим в предании: ниневитские жители чрез молитву, пост и добрые дела получили отпущение грехов и самая смерть, им предсказанная пророком Ионою, отменена была. Посему, кто соблюдает с верою посты и молитвенные правила, того Господь с избранными причтет, а кто постов не уважает, тот на вселенских соборах подвержен проклятию, что в требнике усмотреть удобно можете.

* * *

Не отлагая до другого времени, воззовите к Нему от всего сердца: Господи! Тебе открыто все сердце мое, все мысли, слова и дела мои, все грехи мои, волею и неволею, в знании и по незнанию сделанные мною, явны Тебе! Жалею и сокрушаюсь, что оскорбляла Тебя! Каюся со всею преданностью себя в волю Твою, Господи; дай мне истинно всегда приносить Тебе в жертву сокрушенное сердце; даждь ми помысл исповедания грехов моих. Прости немощи моей и вместо многого моления и поста удостой принять мое скорое послушание на глас призывания Твоего: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии. Господи! прибегаю и падаю к стопам Твоим, по подобию омывшей слезами ноги Твои. Благослови, Господи, посредством служащего Тебе, Богу моему, священника принять исповедание мое и отпустить грехи мои, и сподоби достойно причаститься Святых Тайн, Тела и Крови Твоея, во освящение души моея и в жизнь вечную (поклон Господу).

* * *

Важно помиловать тысячу бедных и раздать свое имение, но и это весьма важно, чтобы ни одного не презреть. Все, что остается, кроме надобности потребной или сверх нужды нашей, — все то принадлежит нищим, требующим; а кто удерживает или употребляет на ненужное то, что имеет, тот будет за это судим в день праведного воздаяния суда Христова. Здесь надобно подумать нам и посоветоваться с совестию: праведно ли мы расточаем имение наше?

Царствие Божие внутри вас есть, сказал Иисус Христос. Из этого видно, что какие бы наружные вещи ни окружали нас и сколько бы ни услаждали взор и чувственность, однако в них Царствия Божия нет. А где нет его, там тьма объемлет идущих; и все те идут во тьму, которые не возвращаются к свету, которые полюбили тьму паче света, полюбили темные и дымные мечтания, воображения, мысли и разговоры, предались неправым предрассудкам, ложно представляющимся вольномысленному суждению за истину, и привыкли действовать и жить по чувственному желанию сердца своего, а не по заповеди Божией. Вот несчастье больше всякого несчастья и опаснейшее самой смерти!

Как же избавиться от этого несчастья — в малом времени здешней жизни? Кого другого нам спрашивать о средствах к тому, когда сам Спаситель Иисус Христос научает всех спасаться молитвою и постом? А которые шутят и смеются, не хотя принять на себя сего нужного предлагаемого Богом подвига, те как разумеют себя и как познают Бога, презирая заповедь Его?

* * *

Скажут иные: мы верою познаем, что милостив Господь, не погубит нас, слабых. Да ведь это и есть Его милость, что Он, любя всех, всем открыл средство, как спасаться, когда сказал ко всем слабым, чтобы молитвою и постом пришли в силу спасения, отвращаясь от египетских мясных котлов.

 
Цветник духовный

Не бойся «Черного дня»

Не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его (Мф. 6; 34). Это — святейшие глаголы Господа нашего Иисуса Христа; а каждое слово Его для нас — святейшая заповедь, непреложный закон. Не пецытеся убо на утрей… Но как же это, Господи, не заботиться нам о завтрашнем дне? Возможно ли это для нас, бренных, плотью облеченных созданий Твоих? По силам ли нам такая заповедь?

 
Социальное служение

Консультативный кабинет «Православная семья» при храме святого целителя Пантелеимона

Что я – как православный человек – делаю для того, чтобы моя семья была здоровой, здоровой в духовно-нравственном отношении?Нужно искать ответы именно с точки зрения православных представлений о семье. Посмотреть на семью глазами высокодуховных людей, людей истинно верующих в Бога.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс