Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (214) → Образы России

Образы России

№37 (214) / 1 октября ‘02

Культура

Монахи Валаама; землепашец; сельский ухажер; послушник Коля; внучка героя; беременная женщина; Патриарх Алексий Второй и слепой солдат. Из этих и десятков других фотографий создал свою фотовыставку Павел Кривцов, московский фотограф международного класса, лауреат премии Союза журналистов СССР, обладатель приза “Золотой глаз”. Появлением выставки в Екатеринбурге мы обязаны Леониду Владимировичу Гусятникову — тонкому ценителю и собирателю старины, который увидел работы фотохудожника на выставке в г. Белгороде и специально съездил к нему в Москву, чтобы пригласить мастера в наш город.

Выставка “Образы России” в фотографическом музее “Дом Метенкова” принимает посетителей до 27 октября (ул. К. Либкнехта, 36, т.71–38–14). Но уже с момента открытия здесь побывали сотни горожан: профессионалы и фотолюбители, ученики и оппоненты мастера, студенчество и духовенство.

В своем послании к посетителям фотовыставки архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий благословил П. Кривцова и поблагодарил за то, что “своим творчеством Павел Павлович помогает видеть окружающую нас красоту мира Божия, видеть образ России, которая по-прежнему стремится быть Святой Русью”.

Это стремление присуще каждому из нас, но не всякий ставит перед собой цель даже задуматься, понять, какой он человек, для чего живет на этой земле, к чему стремится. Приоритет духовности попран. Плоть и ее прихоти стали жизненной планкой бытия. Она задает лжецели, создает лжеискусство, толкает человека на ложный путь. Это все результат нашего поражения, потери преемственности поколений. Наша трагедия в том, что мы утратили чувство родовой связи, исторической привязанности. Наше общество находится в разобщенном состоянии. Даже внутри семьи наблюдается тенденция разрыва с детьми. Как цельное, наше общество не существует давно. Когда-то эти мысли, смятение, безысходность привели Кривцова в церковь. Он поведал священнику свои страдания: «Мне больно от того, что я вижу вокруг…» – «А вы смотрите вверх!» – сказал ему священник. Когда он понял значение этих слов, — весь мир изменился в одночасье. Появился смысл, надежда, вера. Научился поститься, не впадать в уныние, видеть хорошее.

— Сегодня созидательную работу ведет только Церковь, — утверждает Павел Павлович.

Поэтому свои первые чистые образы истинной и святой России он нашел в храмах и монашеских кельях. На снимках мастера запечатлены сокровенные моменты: крещение, исповедание, молитвы. Не каждого допустят в святая святых. Только бескорыстного, честного, кому можно открыться. Ему доверяли. В 36-м номере “Огонька” за 1990 год была опубликована целая серия снимков, посвященных епископу Брестскому и Кобринскому Константину.

Будни владыки Кривцов смог показать через молитвы, сон, размышления, омовение ног, богослужение, прожив с ним бок о бок несколько дней.

— Такой необыкновенной широты душевной и доброты человека мне не встречалось до тех пор, — признался Павел Павлович. Позже судьба подарит ему встречи с великим философом, принявшим монашеский постриг, Лосевым; писателями Леоновым, Носовым, Волковым, Бондаревым; академиком Шафаревичем; скульптором Клыковым; художником Харламовым; потомками Толстого и Ватутина, внучкой Шолохова, матерью Гагарина, вдовой Покрышкина; с летчиком Маресьевым; композитором Свиридовым, певицей Петровой и еще многими-многими простыми, но прекрасными людьми. Впоследствии и их светлые образы попадут в коллекцию мастера.

— Человек действительно Божье создание, которого он сотворил по своему образу и подобию. Это некая духовная субстанция наделена бессмертной душой, — размышляет мастер. — И если человек будет отказываться от своего высокого предназначения, перестанет двигаться в своем развитии, не будет поддерживать в себе высокое, стремиться к совершенству, то, безусловно, он перестанет быть личностью и не сможет служить Богу.

Отними на полгода у скрипача инструмент, — он дисквалифицируется. Прекрати поливать цветок, — он засохнет. А мы забываем подпитывать себя духовной пищей. Ведь мало – жить благополучно и сытно. Необходимо душевное равновесие, возможность заботиться о ближнем. Если я люблю свою мать, отца, сестру, брата, то я и соседа никогда не обижу. Этому учит только Церковь и никакой гражданский институт больше.

Очень тяготят мастера современные модельеры, художники, фотографы, провозглашающие себя творцами новой, модной, но кичливой культуры:

— Есть один Творец. На то, чтобы постичь созданную им красоту, жизни не хватит, а тут каждый себя мнит творцом. По большому счету я себя профессионалом-то не могу назвать. Ведь я не привношу от себя ничего в свои образы. Я только их нахожу и посредством объектива воспроизвожу их суть. Другое дело, что сложно бывает открыть красоту лица той же матери и отца. Это таинство момента. Порой секундного, когда лицо человека выражает его духовную сущность. Однажды мне потребовались шесть пленок, чтобы, сняв одного человека, найти тот самый единственный образ его души.

Фотография для Кривцова — ремесло с определенным языком. Искусство документа, объективной фиксации момента, с помощью которого можно заставить человека возродиться, поверить в себя, увидеть в себе хорошее, заставить совершенствоваться. Еще одно твердое убеждение фотографа – в том, что мастер должен быть самобытным, самостоятельным, служить семье, роду, традициям.

— Ни один творец, — говорит он, — на чужой земле не родится. Что заложено в него с детства, то и проявляется в творчестве. Сейчас происходит подмена внутреннего содержания, «зло» дает рекомендации, агрессивность сеет кругом.

Случилось такое и на обсуждении работ московского гостя местными фотографами. Настороженно осматривая работы коллеги, одни покидали выставку, другие молчали. Нашлись и такие: “Это опасная, ангажированная выставка. Он миссионер от Православия. Эти фотографии хороши для обывателя, кто-то и прослезится даже, но мне образование мешает в это поверить”. На что Павел Павлович отреагировал дипломатично: “Вы мне такой комплимент сделали, что это просто орден мне на грудь, хотя лести я не люблю. Недаром все же я благословения просил у Владыки, и оправдал его.

Артем Беркович, сотрудник музея фотографии, так оценивает творчество Кривцова:

— На этой выставке автор проявил определенное отношение к миру. И совершенно не важно — носит ли человек рясу или он простой земледелец. Его православность не только в христианском отношении к людям, а в любви к ним до такой меры, что он готов поднять человека на пьедестал. Молодой, но уже весьма опытный фотограф Костя Саломатин попросил у мастера оценки своим работам из Валаамского монастыря и был поддержан крепким рукопожатием, некоторыми рекомендациями и оценкой: «Молодец!». Своим учителем считает Павла Павловича известный фотокорреспондент Алексей Владыкин:

— Я знаком с ним с 1986 года. Это классик при жизни. Я приехал к нему в Москву (тогда он работал в “Советской России”) попробовать свои силы. Он посмотрел мои снимки и без волокиты с удостоверением послал меня в Карелию. Это место я выбрал на карте, к которой меня подвел Кривцов. Две недели я работал там. И, похоже, не зря. Серия моих снимков прошла в газете. В очередной отпуск я снова приехал к нему… Надо жизнь прожить, чтобы снимать так, как он, — подытожил Алексей.

Вместе они посетили Ганину яму. После поездки Кривцов скажет: “Это монастырь России. Там чувствуешь покаяние за страшный грех. Пусть торжествует молитва на этом месте. Печаль должна быть светлой. Там такая благодать. Пусть люди едут туда и видят эту красоту, эти храмы, эту землю».

Не выразить словами впечатление от образа “Молитва отрока”, где малыш держит икону Царственных Страстотерпцев. “Плач о Храме” — название серии снимков, сделанных мастером в Епифани Тульской области, тоже заставляет прослезиться.

— Какие родные, близкие лица! Хочется приложиться к каждой из ваших работ, — сказала Галина Петровна Кубасова.

Хозяйка музея Галина Павловна Лобанова поблагодарила гостя за “пример доброты, терпимости, дипломатичности” и просила быть бережнее к своей творческой кладовой, выпускать каталоги, сохранять наследие. На что фотограф ответил:

— Время оценит, чего мой труд достоин. Оно сохранит ценное. Богу не важно, с чем в руках я перед ним предстану. Главное – что будет у меня в душе.

Наталья Рукавичникова

 
Культура

Осветить Родину светом крестов

«Царей державо, праведных крепость» – так называется иллюстрированное издание, вместившее под своей обложкой обширный материал из истории Верхотурского Николаевского мужского монастыря. Книга вышла в свет в Нижнем Новгороде, где ныне служит наместником Вознесенского Печерского монастыря игумен Тихон (Затекин), во многом благодаря трудам которого и появилось на свет это документальное повествование.

 
Жизнь Епархии

Завтра монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев посетят гости из Италии

Екатеринбург, 2 октября, «Православная газета». С 1 по 4 октября проходит визит в Свердловскую область официальной делегации итальянской области Лигурия. 3 октября, в 14 часов, гости из Италии во главе с заместителем губернатора Джакомо Гатти планируют посетить монастырский комплекс

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс