Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (211) → 10 сентября — память преподобного Моисея Мурина

10 сентября — память преподобного Моисея Мурина

№34 (211) / 8 сентября ‘02

Церковный календарь

Жизнеописатель преподобного Моисея так приступает к повествованию: “Никто не исключен из Царствия Небесного, будь он низкого происхождения, как рабы, и дик по природе, как скиф, черен, как эфиоп, или, наконец, величайший грешник, всем доступно Царствие Небесное, только бы люди были достойны его светлою своею жизнью или искренностью покаяния”.

Вот такую искренность покаяния и показал преподобный Моисей. Высокий ростом, он был так силен, что мог уложить четверых. Родом он был эфиоп (северная Африка), и совесть его была еще чернее тела. Будучи рабом одного господина, он выказывал склонность к всевозможным порокам, не исправлялся, несмотря ни на какие наказания, и , наконец, господин выгнал его из дома.

Тогда он стал атаманом шайки воров и погряз в преступлениях и разврате. Есть различные объяснения, как преподобный пришел к покаянию. Одни говорят, что на него сильно подействовало какое-то несчастье, другие — что, преследуемый за одно совершенное им убийство, он укрылся в монастыре и здесь получил вкус к духовной жизни. Передают также, что сильное впечатление на него произвели слышанные им слова о будущей жизни.

Как бы то ни было, преподобный Моисей пришел в монастырь в слезах, в разорванной одежде, со скорбью в сердце и принес покаяние, не щадя себя. Монахи с ужасом смотрели на него, так как слух о его злодеяниях проник и в их уединение. Несколько дней простоял преподобный у ворот обители, прося принять его, и настоятель, видя полное раскаяние и сокрушенность просящего, облек его в иноческие одежды. Преподобный стал питаться лишь хлебом и водой, ночи проводил без сна, оплакивая свои былые преступления. Затем он удалился в пустыню на восемь дней пути от обители, и там вынес страшную борьбу за свою телесную чистоту.

Шесть лет преподобный Моисей, чувствуя особенно сильные искушения ночью, простаивал часами на ногах, не закрывая глаз, в постоянной молитве. Он просил Бога, чтобы Тот послал ему великую милость: омыть кровью свои прежние душегубства. Однажды преподобный предсказал нашествие на скит, в котором жил, варваров и советовал монахам бежать. “Я, — сказал он, — уже давно жду этого дня, чтобы оправдалось на мне слово, сказанное Господом Иисусом Христом: ” Вси, приимшие меч, мечом и погибнут”.

Свидетелем гибели преподобного Моисея был один инок, спасшийся под пальмовыми циновками. Оттуда он видел, как семь венцов сошли с неба и опустились на голову преподобного Моисея и шести убитых с ним иноков, которые не захотели оставить его в опасности и положили души свои “за други своя”.

В житии преподобного Моисея рассказывается, как он боролся с искушениями плоти. Скитский старец Исидор посоветовал ему изнурять плоть постом. Но, как ни усиливал свое воздержание преподобный, враг не оставлял его. Тогда он стал упражняться в непрестанном молитвенном бдении, но и тогда не мог освободиться от искушений. Наконец, преподобный нашел средство: каждую ночь обходил он келии пустынножителей, собирал пустые водоносы, наполнял их водой и ставил на место. Такой труд был благодеянием для многих старцев, живших на дальнем расстоянии от воды и по преклонности лет не могущих принести ее себе. А для самого преподобного Моисея этот труд был еще большим благодеянием, потому что он оказался самым действенным средством победы над врагом. С этого времени в душе преподобного мало-помалу водворилось спокойствие, трезвенность мысли и совершенное отчуждение плотских вожделений.

Из этого примера мы можем понять, насколько гибельна для человека праздность и как благотворен для души труд, совершаемый во славу Божию и на пользу ближним. Вполне справедливо праздность названа матерью всех пороков. Она “научает многой злобе” (Сир. 33, 28), дает возможность возникнуть и укорениться в душе дурным навыкам.

Праздность — состояние неестественное для существа разумно-нравственного, одаренного силами, по природе своей стремящимися к деятельности, и ею развиваемыми и укрепляемыми. Бездействие ослабляет душу и тело человека, делает его легкомысленным, склонным к одним только удовольствиям и малоспособным к работе. Неудивительно, что праздный человек, не желающий трудиться, ищет себе такие занятия, которые бы легко давали ему желанные блага и удовольствия, и, как следствие, бывает более всего способен на всякое дурное дело, обман, грабеж и так далее.

Святитель Тихон Задонский так говорит о вреде праздности для тела и души: “Сердце человеческое праздно быть не может; но всегда какими-нибудь мыслями занято. А так как оно склонно ко всякому злу, и к праздному сердцу, как к дому пометенному и украшенному, удобно приступает душевный враг — диавол, и мыслями злыми, как плевелами, наполняет его; то праздность много беззаконий рождает … Праздность не только душу погубляет, но и телу вред наносит … Как вода растлевается, которая течения не имеет: так тело человеческое без движения и трудов портится и ослабевает … Как по трудах сон сладок, так без трудов безпокоен бывает”. Также святитель учит, что для избежания праздности необходимо помнить, что:

1. время — это сокровище самое драгоценное: как сказанного слова, так и потерянного времени возвратить нельзя;
2. время — это торг, на котором таланты, данные нам Господом, нужно с помощью Божией умножать;
3. сказал мудрый царь Соломон: “Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать?” (Притч. 6, 6–9);
4. извергнут “негодного раба … во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов” (Мф. 25, 30).

Будем же избегать праздности как самого губительного порока для души и тела и возгревать в себе любовь к честному и полезному труду.

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим»,
Так в Соловках нам рассказывал
Инок честной Питирим.

- Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман.
Много разбойнички пролили
Крови честных христиан.

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
— Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам в монастырь пошел он
Богу и людям служить.

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», —
Так в Соловках нам рассказывал
Сам Кудеяр-Питирим.

Н.А. Некрасов

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Беда

Святой долг всех жителей области — помочь сысертцам востановить свой храм

Екатеринбург, 2 сентября, «Православная газета». В пятницу ряд СМИ распространил информацию о том, что, «ущерб от пожара в церкви Сысерти составил около 200 тысяч рублей». Побывавший в воскресенье на месте трагедии руководитель Информационно-издательского отдела

 
Церковный календарь

11 сентября — усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четверовластником, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, беззаконно сожительствовал с Иродиадой

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс