Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (209) → Приидите, чада

Приидите, чада

№32 (209) / 22 августа ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
Красота и счастье Русской земли
Цветник духовный
Храм Божий — страж Божий

Умереть нам не удастся

Хотим мы того или не хотим, верим в это или не верим, а от естества своего уйти не можем. Уж если сотворены мы Богом бессмертными, то, хорошо ли, плохо ли живем, умереть нам не удастся, даже если кому-то очень хочется. От нас зависит: не “жить или не жить вечно”, а “вечно мучиться или вечно блаженствовать”. Каждый выбирает, что хочет.

Хула на Духа

Всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится (Лк. 12, 10) — сказано в Священном Писании. Бывает, человек погружен во тьму неверия и поэтому хулит Христа, а когда Дух Святой рассеет эту тьму, то человек кается и становится христианином. Хула на Христа ему легко прощается.

Но бывает и по-другому. Дух Святой рассеивает тьму, человеку приоткрывается истина, он должен избрать ее; человек стоит перед свободным выбором: поверить Святому Духу, который указывает ему истину, и тем почтить Его или отвергнуть Божие призвание, не поверить Святому Духу и тем похулить его. Такая хула не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем по очевидной причине: человек сознательно и свободно (точнее сказать, своевольно) отверг свое спасение и как бы предварил Страшный Суд.

Поэтому не нужно излишне возмущаться неверующими людьми. Сегодня он неверующий, а завтра Бог призовет его, и он станет верующим. А вот нас Бог уже призвал в Церковь, уже открыл нам истинный путь, мы же по нему не идем. Не хулим ли мы Духа Святого? Покаяться еще не поздно.

Страшно признать истину

Рождество Христово – один из самых любимых нашим народом праздников. Мы заранее готовимся к нему, пишем поздравления, прибираем в своих домах и думаем, как нам самим принарядиться. Душа ждет праздника — так хочется хоть на денек или два вырваться из серых будней, расслабиться, забыть о трудностях и заботах, наполняющих нашу жизнь.

Праздник Рождества мы любим, но о самом Рождестве в мир Богочеловека, о том, что теперь, как сказано в Евангелии, с нами Бог, многим из нас (даже сознающим себя верующими) в глубине души очень хотелось бы забыть, точнее, никогда об этом не знать. Почему? Потому что страшно поверить в близость живого Бога, всеведущего и всемогущего Судии, от которого не скрыто никакое, даже самое малое, движение ума и сердца человека.

Бывает, узник много лет находится в темнице и ждет не дождется, когда наконец выйдет на свободу. Но вот наступает долгожданный день, и его вдруг охватывает ужас перед вольной жизнью, от которой он отвык и которой уже почти не знает, ужас перед ответственностью, готовой обрушиться на него вместе со свободой.

Так и нам бывает страшно признать истину Евангелия, потому что благая весть (евангелие в переводе с греческого — «благая весть»), если мы решимся ей поверить, потребует от нас полного пересмотра наших жизненных установок, вынудит признать неважным и даже нежелательным многое из того, чему мы посвящали большую часть времени и сил, а многое из того, чем мы пренебрегали, заставит нас признать самым главным.

И еще сравнение. Бывает, вдруг налетит свежий ветер, распахнет неплотно закрытое окно и сметет со стола вместе с пылью какие-то важные для нас предметы. Этим нарушается сложившийся порядок нашей жизни, но зато затхлый воздух изгоняется из дома, и в нем становится легко дышать.

Так и Бог, если найдет душу человека наплотно запертой, то входит в нее и все в ней преобразует. Это никогда не бывает совсем безболезненно, но такое преображение необходимо нам для вечной блаженной жизни, к которой мы все от века предназначены, но от которой все, согрешив, отпали. Для того-то и родился в Вифлеемской пещере Богомладенец Иисус Христос, чтобы вновь приобщить нас к вечному блаженству.

Но не закрывайте плотно окна.

Наш ответ на благовестие

Почему по-разному откликаются люди на Евангелие, благую весть о вечной жизни в Царстве Небесном? Один человек, лишь услышит слово Божие, сразу принимает его без рассуждений. Другой томится и колеблется, семь раз отмерит, а отрезать не решается и остается без духовного плода. Третий созревает мучительно и долго, но в конце концов приходит ко Христу. А четвертый категорически отвергает Истину, даже если ничего не может возразить. Почему? Потому что, в действительности, все дело – в нашем произволении. Бог-то призывает всех к спасению, а мы вот откликаемся по-разному.

Приведу житейский пример. Женщина сидит дома и вдруг слышит от кого-то: «Вон Сашка идет». Если этот Сашка – едва знакомый сосед, то женщина и с места не встанет, а будет заниматься своими делами. А если Сашка – ее сын, которого она ждет с войны, она все бросит и побежит к нему, даже не успев ни о чем подумать.

Кто сам для себя бог, тому истинный Бог — ненужный конкурент. Чем Он истиннее, тем желательнее Его распять. А кому-то все равно: и без Бога ничего, и с Богом ничего, можно и без веры жить, а можно и с верой согласиться, лишь бы не жертвовать ничем. У кого-то душа боголюбивая, но умствующая. Такой человек будет много спрашивать, взвешивать, разбираться, но когда убедится в истине, то примет ее и будет жить по ней. А кто-то пока не знает Бога, тоскует в глубине души; когда же узнает, сразу узнает в Нем того, по кому, не ведая, томилась душа, и он все оставляет и спешит за Христом.

Бесплодная смоковница

В Евангелии повествуется о том, как Христос, ощутив голод, подошел к смоковнице в надежде найти на ней плоды (а время сбора смокв еще не настало) и, не найдя, иссушил ее Своим словом.

Некоторые думают, что Господь будто бы ни за что иссушил смоковницу. Но поразмыслим. К смоковнице приблизился не просто голодный человек — на нее обратил Свое внимание Богочеловек, Бог. И Бог восхотел, чтобы смоковница принесла плоды именно в то время, а не когда это должно было случиться естественным путем. Но смоковница не принесла плодов, и это послужило причиной ее гибели.

Случившееся со смоковницей — поучение для всех нас.Мы живем своей естественной жизнью, не помня или мало помня о Боге, и поэтому сам Бог как бы не знает нас. Но когда Он, несмотря на наше недостоинство, все же обращает на нас Свой взор, проникающий в самую глубину сердца, мы должны, отрешившись от своей естественности (естество-то наше падшее и греховное), явить готовность исполнить волю Божию, какова бы она ни была. И тогда Господь даст силу нашей немощи принести угодные Богу духовные плоды в угодное Ему время. А если такой готовности в нас не найдется, то приближение к нам всеблагого Бога окажется для нас Страшным Судом прежде общего Суда и сердце наше иссохнет, как та смоковница.

Кана Галилейская

Брак бысть в Кане Галилейстей (Ин. 2, 1–11). Душа моя еще не готова принять Христа и не достойна благодатных утешений. Я занят плотскими делами и удовлетворяюсь собственным вином душевного и телесного веселья. Богородица никогда не оставляет христиан, даже и недостойных, подобных мне. Она всегда близко, хотя я, осуетившись земными заботами, не оказываю ей должного внимания. Зван же бысть Иисус и ученицы Его на брак. Как человек верующий, я не забываю о Боге и на свои земные дела призываю Божие благословение. Молюсь Богу и Святым угодникам, и они, поскольку я зову их не на злое (хотя и на земное), приходят и благословляют мои дела.

И не доставшу вину, глагола Мати Иисусова к Нему: вина не имут. Душа моя, быстро растратив естественные силы, начинает скорбеть. И Богородица, сожалея о моей немощи и безотрадности, молится Господу, указывая Ему на мое бедственное положение. Глагола Ей Иисус: что есть Мне и Тебе, Жено; не у прииде час Мой. Спаситель видит, что я не готов пиво пити новое (ср. ирмос 3-й Пасхального канона), не готов принять Его (иначе я, подобно Марии, сидел бы у Его ног или, подобно Марфе, старался угодить Ему, а не скорбел бы о временных утешениях, когда рядом Источник Жизни Вечной), и Он говорит Матери Божией в ответ на Ее молитву, что для меня не наступил еще час Его. Но Богородица, имея совершенную веру и любовь, знает, что Господь не вложит ей в душу никакого не угодного Ему пожелания, и поэтому глагола Мати Его слугам (то есть Ангелам. Как велико человеческое достоинство -Ангелы служат нам! А я, окаянный, предаюсь мирской суете): еже аще глаголет вам, сотворите.

Беху же ту водоноси каменни — это мое окаменевшее сердце, пустое и от вина благодати, и от слез покаяния. Тогда глагола им (Ангелам) Иисус: наполните водоносы воды. И наполниша их до верха. Ангелы по милостивому велению Божию дают мне сердечный плач, а Господь чудесно претворяет воду слез в вино благодати и радования.

Якоже вкуси архитриклин вина, бывшего от воды, и не ведяше, откуду есть: слуги же ведяху почерпшии воду — распорядитель плотского пира, рассудок, наблюдая благодатное радование, не понимает (в отличие от Ангелов), что это Божие чудо, а не естественное явление. Не я сам, жених, распоряжаюсь своей жизнью, а вручил все рассудку, который командует мной, и, даже когда я в благодатном состоянии, в присутствии Самого Христа, рассудок со властию (потому что я ему доверился) захватывает меня и рассеивает глупыми и богопротивными рассуждениями. Пригласи жениха архитриклин и глагола ему: всяк человек прежде доброе вино полагает, и егда упиются, тогда хуждшее: ты же соблюл ecu доброе вино доселе.

Когда я, по своей темноте, предаюсь пустым рас- суждениям, Господь отходит. И поделом мне. Но я-то знаю, что приходил Господь и сотворил чудо. Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей и яви славу Свою: и вероваша в Него ученицы Его. Так душа грешника “преждевременным” пришествием благодати уверяется в милости Божией и в реальности благ, обещанных Господом, ради которых предстоит еще много потерпеть и потрудиться.

Протоиерей Константин Островский

 
Цветник духовный

Храм Божий — страж Божий

Когда услышишь звон церковного колокола, призывающий всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем (Пс. 121; 1), отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону, и спеши в церковь Божию. Знай, что это Ангел хранитель твой зовет тебя под кров дома Божьего; это он, небожитель, напоминает тебе о небе земном

 
Цветник духовный

Красота и счастье Русской земли

Сердце радуется, когда представишь себе, какое великое множество храмов Божьих повсюду красуется на лице Православной Русской земли! Вот подъезжаете вы в ясное летнее утро к большому какому-нибудь городу, и что пред вами открывается? Дома утопают в зелени садов и почти незаметны, а храмы Божьи уже приветливо смотрят на вас

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс