Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (205) → 29 июля. Память блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы

29 июля. Память блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы

№28 (205) / 22 июля ‘02

Церковный календарь

Матрона Григорьевна Белякова, или – как называли ее — Матреша, родилась 6 ноября 1864 г. в деревне Анемнясево Рязанской губернии. Родители ее были самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое хозяйство, чтобы прокормить большую семью.

Нерадостной была жизнь Матреши в родной семье, где ей приходилось терпеть обиды, ругань, побои, но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем. В семь лет она заболела оспой. “Мать не лечила меня, — вспоминала Матреша, — и не молилась за меня Богу …”. После этой болезни девочка поправилась, но на всю жизнь осталась слепой.

Теперь ей поручили няньчить младших сестренок и братьев. “Однажды, когда мне было уже десять лет, — вспоминала Матреша, — я нянчила по обыкновению сестренку, а мать ушла на речку. Нечаянно я уронила сестренку с крыльца на землю, страшно испугалась, заплакала и сама прыгнула за ней туда же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, что мне очень тяжело и трудно стало, и мне привиделось в этот момент: я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить. Так видение повторилось три раза …”. С этого времени началась для Матреши более тяжелая жизнь. Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать. Она могла только лежать, и уже не вставала с кровати всю свою жизнь. Это была жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Лишь в молитве она находила себе утешение и отраду.

С семнадцати лет стали приходить к Матреше люди. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки, о том, как попрекают и утесняют ее родные, и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Первым пришел к ней один крестьянин и сказал: “Матреша, ты уже несколько лет лежишь, ты небось Богу-то угодна. Спина у меня болит, доктора не помогают. Потрогай, может быть и пройдет от тебя”. Матреша исполнила его просьбу, и боли в спине прекратились. После этого к ней стало приходить все больше и больше народу.

После смерти родителей Матреша стала жить у своего племянника. Лежала она в детской кроватке, так как с десятилетнего возраста тело ее не росло и оставалось таким, каким было в детстве. Блаженная могла только изредка переворачиваться с бока на бок и шевелить ручками.

Матреша знала наизусть очень много молитв, акафистов, церковных песнопений. Говорила о том, что молиться нужно непрестанно, что такая молитва все может сделать. Она сама постоянно молилась; даже во время бесед с посетителями, незаметно для них, молилась по четкам, про себя. Молиться советовала различно, каждому сообразно с его положением. Людям занятым, многодетным говорила, что можно молиться и на людях, тайно. Можно молиться даже в постели, и такая молитва “доходна до Бога” и, может быть, даже доходчивее других. Но особенно высоко ставила Матреша молитву в церкви. “В церкви молитва в три поклона, — говорила она, — больше, чем дома в триста”. Особенно важной считала молитву за умерших.

Очень не любила Матреша нарушение постов, скорбела, что несоблюдение постов в наши дни становится привычным явлением и не почитается за грех.

Очень уважала духовенство и к каждому священнику всегда и неизменно относилась с глубоким благоговением. Не признавала только батюшек-обновленцев. Из святых мест с наибольшим благоговением Матреша относилась к Старому Иерусалиму, к Дивеевскому и Саровскому монастырям. Своим посетителям она всегда советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией, и радовалась, когда исполняли эти ее советы. Из праздников Матреша особенно любила Пасху, встречала и проводила ее с необыкновенной радостью и ликованием.

Она всегда со всеми держалась очень просто, всех жалела, вникала в горе каждого человека, болела болезнями всех, несчастье другого было и ее несчастьем. Но в последние годы своей жизни Матреша как будто совсем перестала интересоваться мирской жизнью. О житейских делах говорила редко и неохотно, но о жизни духовной, тем более о будущей жизни она готова была говорить день и ночь.

В 1935 г. она была арестована по доносу. Матрешу увезли в Москву, где она, видимо, содержалась в Бутырской тюрьме. Однако вскоре все, без исключения, заключенные стали почитать блаженную, молиться и петь акафисты. Власти не знали, что с ней делать: в лагерь нельзя — это показал пример молитвенного подъема заключенных с ней людей, убить боялись. Есть сведения о том, что безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, по ее молитвам получила исцеление, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в дом престарелых и увечных больных.

Преставилась блаженная, что засвидетельствовано документально, от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 г. в Доме хроников имени Радищева в Москве. Могила ее не найдена. В августе 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви блаженная Матрона Анемнясевская была причислена к лику святых.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Дискуссия

О вреде исторической всеядности

День памяти Святых Царственных Мучеников, отмеченный в этом году очень широко — начиная от отказавшихся каяться в цареубийстве лиц, по странному недоразумению именующих себя «православными патриотами», до Православной Церкви, информационных агентств и даже полуофициальных лиц.

 
Церковный календарь

30 июля. Память великомученницы Марины

Святая великомученица Марина жила в конце III века, во времена гонений на христиан императора Диоклетиана. Отец ее был языческим жрецом в Антиохии, но кормилица воспитала девочку в православной вере. Когда Марине было пятнадцать лет, правитель Олимврий, очарованный ее красотой, предложил девушке отречься от Христа

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс