Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (193) → Слово на Святую Пасху преподобного Симеона нового Богослова

Слово на Святую Пасху преподобного Симеона нового Богослова

№16 (193) / 22 апреля ‘02

Христос воскресе! 5 мая – Пасха

В этой теме:

Христос воскресе! 5 мая – Пасха
Свидетели правды
Христос воскресе! 5 мая – Пасха
Мир вам

Братья мои возлюбленные! Пришел радостный день Воскресения Христова, пришла Пасха, посещающая нас однажды в год, а для тех, которые понимают таинство Воскресения, бывающая каждодневно, и даже непрерывно, — пришла и исполнила сердца наши всяким веселием и неизъяснимым утешением, не тем только, что прекратила труд всечестного поста, но более тем, что явила души наши усовершившимися чрез тот труд и призвала всех верных к упокоению и благодарению…

Возблагодарим Христа Господа, сподобившего нас преплыть море поста и введшего нас с радостью в пристань Воскресения. Возблагодарим все: и те, которые совершили течение поста в подвигах добродетелей с усердием и теплым расположением, и те, которые явились не столь мужественными и малодушествовали в подвигах по причине растления душевного. Ибо Он дает и усердным подвижникам венцы и награды, даже гораздо большие, чем им следует. Он же опять, как Милостивый и Человеколюбивый, являет снисхождение и к немощнейшим, поскольку взирает более на расположение и произволение наших душ, чем на телесные труды, с какими мы упражняемся и подвизаемся в добродетели (и, таким образом, по усердию каждого раздает дары Святого Духа или делает кого за усердные подвиги знаменитым и славным, или оставляет еще в уничижении как такого, которому для совершенного очищения требуются еще большие подвиги).

Но поразмыслим и поисследуем точнее, в чем таинство Воскресения Христа Бога нашего, которое бывает и в нас, если захотим: и как погребается Христос внутрь нас (как во гробе), как Он соединяется с душами нашими, как воскресает в нас и вместе с Собой воскрешает и нас.

Христос Бог наш после того, как повешен был на Кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, умер, сошел в преисподняя ада; потом, поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое, и тотчас воскрес из мертвых и, наконец, вознесся на Небеса с силой и славой многой.

Таким же образом и теперь, когда мы, оставляя мирскую суету при исповедании страстей Христа Господа, входим в гроб покаяния и смирения. Он Сам сходит с Небес, входит в тело наше (как во гроб), соединяется с душами нашими и воскрешает их, мертвых сущих по грехам, и, воскресив, дает благодать видеть славу этого таинственного Воскресения. Так Воскресение Христово бывает воскрешением и нас, падших в грех, и мертвых.

Воскресение и слава Христова есть (как сказали мы) собственное наше воскресение, которое бывает, проявляется и видится в нас посредством Воскресения Его, совершаемого Им в нас. Воскресение же души есть единение ее с Жизнью, ибо, как мертвое тело, если не примет внутрь себя живой души и не сольется с ней неслиянно, не может жить одно само собой, так и душа не может жить истиной и Вечной Жизнью одна, сама собой, если неизреченным образом она не соединится неслиянно с Богом.

Душа, невзирая на то, что она невещественна и бессмертна по естеству, бывает мертва и бесчувственна, прежде чем соединится со Христом, прежде чем увидит, что она соединилась с Ним и воскресла, прежде чем познает то и восчувствует, ибо ни познания не бывает без видения, ни видения без чувства (то есть прежде кто-либо видит вещь и, видя ее, познаёт, а потом и чувствует). В отношении к телесному чувство бывает и без видения (как, например, слепец, споткнувшись ногой о камень, чувствует боль); в духовном же, если ум не придет в состояние созерцания, чтобы созерцать то, что выше понимания, то не может чувствовать таинственного от того воздействия.

Итак, тот, кто говорит, что он чувствует духовное, прежде чем придет в состояние созерцания того, что выше ума, слова и помышления, тот подобен слепцу, который чувствует добро и зло, какие испытывает, но не знает, что у него под руками и ногами и что может живить его или мертвить, потому что не имеет очей, чтобы видеть и знать то. Поэтому сколько раз бывает, что он поднимает жезл, чтобы ударить врага, а ударяет друга, при всем том, что и враг стоит пред ним и глумится над ним.

Воскресению Христову верят очень и очень многие, но мало таких, которые чисто зрели бы его; те же, которые не зрят так Воскресения Христова, не могут поклоняться Иисусу Христу как Господу. Священная песнь, которую часто мы имеем в своих устах, гласит: «Воскресение Христово (не «веровавше», а что?) видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному…»

Как же это Святой Дух подвигает нас петь: «Воскресение Христово видевше», то есть, что мы видели Воскресение Христово, когда мы не видели его, поскольку Христос воскрес более тысячи лет тому назад, да и тогда никто не видел, как Он воскрес? Этими словами церковная песнь завещала нам возглашать совершенную истину, напоминая о том Воскресении Христовом, которое бывает в каждом из нас — верных, и бывает светоносно, блистая сияниями Его Нетленного Божества.

Светоносное присутствие Духа показывает на совершившееся в нас Воскресение Господне, и еще более — дает нам благодать видеть Самого Воскресшего Христа Господа. Поэтому мы и поем: «Бог Господь и явися нам», — и, желая показать Второе Его пришествие, прибавляем вслед за тем: «Благословен, Грядый во Имя Господне».

Итак, в тех, к кому явился Христос Воскресший, несомненно, Он и зрим бывает духовно, и видится духовными очами, ибо, когда приходит в нас Христос благодатью Святого Духа, то воскрешает нас из мертвых, какими мы бываем до того, и животворит, и делает так, что мы видим в себе живым Его Самого, Бессмертного и Нетленного. И не только это, но Он дает нам благодать, и такую, что мы ясно познаем, как Он воскрешает нас и прославляет вместе с Собой (как удостоверяет всё Божественное писание).

Такова сокровенная сила веры нашей, которой не видят и не могут видеть неверы, маловеры или, лучше сказать, полуверы, имеющие половинную веру. Неверы, маловеры и полуверы суть те, которые не показывают своей веры делами. Без дел и бесы веруют и исповедуют Христа, что Он есть Бог. Мы знаем, что нередко бесы вопили: «Яко Ты ecu Сын Божий»(1 Лк. 3, 11); в иной раз и об Апостолах кричали: «Сии человецы раби Бога Вышняго суть» (Деян. 16, 17).

Но такая вера не поможет ни бесам, ни людям, и нет никакой пользы от такой веры, потому что она, как говорит Апостол, мертва: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20), как, наоборот, делам поспешествует вера (Иак. 2, 22).

Почему же такая вера мертва? — Потому, что она не имеет в себе Бога Животворящего, потому, что не стяжевает в себя Христа, сказавшего: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» и «Аз и Отец приидем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23), дабы присутствием Своим воскресить из мертвых того, кто стяжевает такую деятельную веру, оживотворить его и дать ему видеть Самого Христа, воскресшего в нем и его воскресившего. Вот почему «вера без дел мертва», или, лучше сказать, мертвы те, которые имеют веру без дел.

Истинная же вера в Бога всегда жива и животворит тех, кто приступает к ней и приемлет ее с благим произволением. Она прежде действительного исполнения заповедей Христовых привела многих от смерти в Жизнь и показала им Христа и Бога, — и если бы они после того пребыли в заповедях Его и соблюли их даже до смерти, то были бы сохранены этими заповедями такими же, какими вначале стали одной верой. Но так как они изменились в своих расположениях и впали опять в прежние грехи, то и веру потеряли, и праведно лишились истинного духовного богатства, которое есть Христос.

Да не потерпим этого (лишения) и мы. Будем, молю вас, соблюдать, сколько сил есть, заповеди Христовы, чтобы сподобиться и настоящих, и будущих благ, то есть зрения Самого Христа Господа, чего да сподобимся все благодатию Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава вовеки. Аминь.

 
Архипастырь

Смиренного Викентия, Архиепископа Екатеринбурского и Верхотурского, Пасхальное послание Уральской пастве

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Возлюбленные о Воскресшем Господе чада мои — отцы, иноки и инокини, братья и сестры! От всего сердца поздравляю Вас со светлой Пасхой Христовой! «В Сей день, егоже сотвори Господь» преисполнена радости вся вселенная, ибо мы ныне — по слову церковных песнопений — «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». Ныне великой радости исполнены сердца наши.

 
Христос воскресе! 5 мая – Пасха

Свидетели правды

Древний портовый город на западном побережье Малой Азии смотрит на узкий залив, выходящий в Эгейское море. Перед нами Смирна — естественный конечный пункт большого торгового пути в долине реки Гермий. Большой город подобен венцу галерей, представляющих собой круг красивых зданий, в виде диадемы окружающих кольцом вершину горы Пегас.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс