Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (190) → Кузнечное ремесло — дело соборное, православное. Интервью с А.А. Лысяковым, руководителем артели «Кузнецы»

Кузнечное ремесло — дело соборное, православное. Интервью с А.А. Лысяковым, руководителем артели «Кузнецы»

№13 (190) / 1 апреля ‘02

Культура

В этой теме:

Культура
Книги для детей
Культура
Интересный сборник

Нечасто журналисту выпадает такая удача. Пообщаться не просто с человеком увлеченным, но с настоящим мастером своего дела. Александр Лысяков – кузнец. Колоритный, мастеровитый, добрую часть своей жизни простоявший у наковальни и продолжающий сейчас, несмотря на почтенный возраст, «поигрывать молоточком». Академик ЮНЕСКО по кузнечному ремеслу, профессиональный фотограф и художник. Все эскизные решения будущих проектов выполняет сам. Считает, что это – дело старейшины цеха, дело наиболее ответственное. Также на нем – так называемая «привязка к местности», архитектурная разработка. Много лет назад А. А. Лысяков создал свое предприятие, которое называет ласково «артелька». Вот уже много лет его «артелька» – ООО «Кузнецы» выполняет заказы по реставрации храмов и созданию элементов внутреннего и внешнего убранства церквей. Об этом и многом другом рассказал кузнечных дел мастер в интервью «Православной газете».

– Александр Андреевич, расскажите, как началось ваше сотрудничество с нашей Епархией, Екатеринбургскими храмами…

– Для меня сотрудничество с Екатеринбургской епархией началось тогда, когда дверь нашей кузницы отворилась и к нам вошел отец Иоанн Агафонов, нынешний благочинный из Каменск-Уральского. Нам, говорит, нужно сделать скобы для церкви в поселке Волковский. И я так для себя отметил тогда: он был в духе, радостный вообще, душевный, веселый человек. Он был нам рад и мы были рады ему. Вот тогда и началось дело, которое потом во многом приумножилось, а именно: соучастие наше в церковном строительстве. Поучаствовали мы, как я считаю, неплохо (предприятие-то наше уже давно существует): начиная с Каменск-Уральского, Челябинских храмов и, естественно, почти всех храмов у нас в городе, в области. В Курганской области тоже выполняли работы.

– Сколько заказов вы уже выполнили?

– Не знаю, у нас столько заказов было: не систематизируем это и даже не записываем, не фотографируем, поскольку, попросту говоря, некогда. Мотор! Работа! У нас сегодня 17 кузнецов, 2 кузницы: молодежь, дело кипит!

– Кузнечное ремесло предполагает какие-нибудь особенности, традиции?

– Мы занимаемся ковочной сталью. Это не чугун, конечно. Это литье. Цветные металлы мы подковываем, но в меньшей степени - это тоже ближе к литью. Наша стезя – это сталь. На Урале много кузниц. Москва, Питер – первые заказчики были оттуда. И первые заказы – храмовые. Конечно, может быть, уместно было бы сказать, что сама технология, которая предполагает последовательность операций, заложена в самой структуре металла, но это же специфика, тонкости профессии. А вот что особенно характерно: особенности, традиции - все это наиболее ярко проявляется в храмовом строительстве, начиная от дверной ручки и заканчивая купольным крестом. Оконная защита - решетки, защита этажей, купольные кресты, жековины на крестах, оковка дверей, вплоть до амвонных решеток внутри, паникадила – все это, в общем-то, кузнечных дел мастеров занятие. Кузнецы много работы в церкви всегда делали. Отдельный разговор - златокузнецы, потому что все убранство храма украшалось под золото. Благолепие придавало, величие, благородство…

– С каких годов вы ковкой занимаетесь?

– С каких? Ну, уже 20 лет. Достаточно быстро мы все это освоили. Сначала была такая Российская организация, которая называлась «Росмонументискусство» – мы там работали. Это была такая профильная художественная работа. А потом подоспела… перестройка… И буквально в первые дни существования нашего предприятия – ООО “Кузнецы” - судьба нас свела с отцом Иоанном. В каком-то смысле отче из Каменск-Уральского стал для нас крестным. Мы сделали в Волковской церкви все работы, потом еще одну церковь и еще храм. Потом мы потеряли просто счет подобным заказам… Недавно мы с ним виделись… Все классические традиции так называемого “русского железа” очень ярко проявляются в храмовом зодчестве. Без кузнеца раньше ни одна церковь не обходилась. Поскольку, как вы знаете, церковное искусство строго придерживается определенного канона, что особенно ярко проявляется в богослужении и иконописи, то и традиции уральских златокузнецов тоже очень устойчивы. Сегодня мы продолжаем работы по восстановлению Верхотурского церковного комплекса, в частности, главного храма Верхотурья – Свято-Троицкого собора.

– Где вы учились кузнечному ремеслу?

– Я, если можно так сказать, самородок, окультуренный чертополох. Я вообще так думаю: кузнецами не становятся, кузнецами – рождаются. Какая-то часть таланта или умения, может быть, передается по наследству. Это дорогого стоит, конечно, если в роду были кузнецы, еще лучше – если династия вообще не прерывалась. Тогда мастер чувствует металл. Он, можно сказать, не один работает – ему его отец и дед, и прадед-кузнецы помогают. Незримая связь. У нас на Урале сам Бог велел заниматься ковкой. Это же Всероссийская кузница - Урал. Конечно, все это здорово разорено было за последние годы. Но все равно, было у кого поучиться. И сегодня, можно поехать, скажем, в Полевской, в Дегтярку, в Тагил. Там производственники высокого уровня. Несмотря на то, что у них нет лицензии на реставрационные работы, как у нас, но работают они тоже здорово.

– Расскажите немного о себе.

– Я родился в Рязанской губернии и до 18 лет был счастлив. Потом призвали в армию. Служил я здесь, в Екатеринбурге, тогда еще – Свердловске. Отслужил, остался на Урале, стал фотографом-газетчиком, работал фотокорреспондентом в разных газетах: в “Комсомолке”, “На смену!”, всех не упомнишь… Но у меня такая натура, что время от времени меня посещает одна и та же мысль: “Надо меняться!”. Просыпаешься в одно прекрасное утро и говоришь себе: “бросаю пить”, потом: “бросаю курить”. И вот в столь же прекрасное утро, как сегодня, меня посещает мысль: “Пойду в кузницу работать”. Видимо, гены берут свое. Где-то там у меня в роду были кузнецы, вот и заговорила кровь, вот и потянуло к настоящей мужицкой работе. А если серьезно, то для меня решение изменить свою жизнь, заняться работой по металлу, было способом услышать себя, услышать то, чего хочет моя душа. Понять, где я могу принести больше пользы людям. Главное, что я для себя решил: “Стану кузнецом и все”. Решил один раз и уже больше не сомневался. И, как говорится, ремесло это мне пришлось по душе, я пришелся ко двору. Слава Богу, что нашлись люди, которые согласились разделить со мной мои труды и поиски. На сегодняшний момент у нас две кузницы. Предприятие имеет определенную динамику. Хотим открывать еще одну кузницу. Хорошо поставлено обучение. Технология ведь довольно старая, традиционная, поэтому необходим особый подход.

– Я знаю, что не так давно вы встречались с Владыкой. Если можно, в двух словах о прошедшей встрече…

– Встреча с Владыкой Викентием была посвящена как раз обсуждению вопроса о перспективах взаимного сотрудничества. Наряду с прочим обсудили следующий вопрос: на территории нашей Епархии планируется выполнить определенный заказ для Италии. Говорить об этом пока рано… Могу сообщить только, что заказ связан с работами по металлу для Православной Церкви в Италии. Если его получат люди, которые понятия не имеют о том, что такое православный канон – это будет очень печально. Печально для тех, кто потом увидит их продукцию. Поэтому необходим конкурс, открытое состязание. И пусть победит сильнейший. …Рака для мощей Николая Чудотворца…Ее отделка. Вот так. Ни много, ни мало. Заказчики из Москвы. Московская Патриархия пообещала, что часть заказа будет размещена здесь, в Екатеринбурге. Камнерезы, литье, металл. Владыка пообещал, что, если таковой конкурс будет проходить, то мы будем об этом извещены. У нас очень высокая реставрационная лицензия. Наше предприятие хочет принять участие в этом конкурсе.

– Александр Андреевич, традиционный вопрос. Какие у вас творческие планы? Насколько они связаны с Епархией?

– Очень тесно связаны. Мы говорили с Владыкой по поводу организации в Епархии неких ремесленнических артелей. В этих мастерских молодежь могла бы на конкретных вещах познавать церковный канон, приобщаться к вере с одной стороны и получать профессию кузнеца – с другой. У меня была давняя мечта – сформировать кузницу в лоне нашей Православной Церкви. Помочь тем самым нашей Епархии на ниве ее социального служения. И здесь разговор вышел на следующий этап. Владыка заинтересован в том, чтобы кузнечное ремесло, тесно связанное с историей России, а значит, и Церкви, было развито в нашей Епархии. Вопрос заключается в том, чтобы каким-то образом объединить людей, мыслящих традиционно, настроенных патриотически. Объединить под эгидой Русской Православной Церкви. В нашей Епархии, надо сказать, люди, работающие по металлу, очень чтут православные традиции: существуют православные литейщики, кузнецы, златокузнецы. Но есть, к сожалению, люди, для которых ни традиции, ни Православие большой роли не играют. Я таких горе-кузнецов называю жестянщиками. Для того, чтобы русское слово звучало в полную силу, в Епархии должна быть создана “артелька”, которая стала бы примером для наших собратьев в части канона, уважения к Церкви. В этом, как мне кажется, заинтересован и Владыка. Должны быть заинтересованы и настоятели храмов, прихожане, которые бы смогли не только получать на своих приходах готовую продукцию, но и воочию увидеть процесс изготовления “маленьких шедевров” и даже в нем поучаствовать. Как говорится, “лучше нет в мире красоты, чем красота горящего металла”. Вот это и можно было бы сделать в Епархиальной кузнице. Но пока это всего лишь планы. Хотя я уверен, что такая кузница необходима и она будет создана рано или поздно. Не мной, так кем-нибудь другим. Церковь и кузнечное ремесло очень тесно связаны друг с другом. И по форме, и по содержанию. Это же соборное искусство, православное… Мы хотели бы построить кузницу на территории строящегося Духовно-просветительского Центра. Хочется быть поближе к Церкви.

Глеб ЯКУБОВСКИЙ

 
Вопрос — ответ

На вопроы посетителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

Хотелось бы побеседовать со старцами. Но съездить по святым местам не представляется возможным.

 
Культура

Книги для детей

Детская православная литература сейчас представлена очень разнообразно. Есть и маленькие и большие книги, для детей постарше и помладше, для чтения на каждый день, и такие, которые можно было бы смело подарить маленькому христианину на какое-нибудь торжество.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс