Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (187) → Записки паломника

Записки паломника

№10 (187) / 8 марта ‘02

Святыни земли уральской

В этой теме:

Святыни земли уральской
Обретение святого

Ещё не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.
И всюду – Лик Распятого Христа,
И всюду – продолжение Голгофы.

В 1916 году Оптинский старец Анатолий (Потапов) произнёс пророческие слова: «Судьба царя – судьба России. Радоваться будет царь – радоваться будет Россия. Заплачет царь – заплачет Россия… Не будет царя – не будет и России».

«О, Родина! Ты,
как и мать, одна!
И потому не требую
отчёта
За ту свободу,
что даёшь сынам –
Свободу восходить
на эшафоты.
Россия – Русь!
Куда б ты ни неслась
Оборванной,
поруганной, убогой, —
Ты не погибнешь!
Ты уже спаслась,
Имея столько
праведных у Бога!»
Иеромонах Роман

Позади остался шумный город с его суетой. Впереди всё реже встречаются дома, и вот мы уже выезжаем на дорогу, которая ведёт нас к тому месту, где много лет назад, в 1918 году, руками людей было совершено великое злодеяние – уничтожение останков Царской Cемьи.

Ганина яма – сегодня вряд ли найдётся человек, который не знает или не слышал об этом месте, где каждая пядь земли святая. Земля, обагренная кровью Царственных Страстотерпцев – это место нашего покаяния. Покаяние (греч. metanoja) – перемена ума, изменение жизни. Бог посылает святых для того, чтобы их подвиг возвысил человеческий ум над суетой этого мира, дал возможность человеку выйти из области эгоистического “я”, раскрыть своё сердце в любви к Богу и ближнему. Чтобы совершить покаяние, нужно мужество. Перед человеком всегда стоит выбор – что для меня дороже, важнее, главнее – я или Бог? И каждый шаг, сделанный от себя к Богу, – сопряжён с борьбой.

Царская Семья – “семеро вас было на одном кресте…”. В самую тяжёлую минуту своей жизни они были оставлены всеми своими близкими, самыми преданными людьми. По малодушному согласию народа, присягавшего на верность Помазаннику Божию, – семья Романовых была отдана на растерзание палачей. Что может быть страшнее предательства людей, которым веришь, на которых надеешься. Какое надо иметь мужество, какую надо иметь веру, чтобы “у преддверия могилы молиться кротко за врагов”.

«В самом слове «мужество» есть что-то, что говорит о почти неискоренимой любви к героическому в сердце человека. Для большинства из нас главное искушение – это потеря мужества, главное испытание наших сил – в монотонном ряде неудач, в раздражающей череде прозаических трудностей. Нас изматывает дистанция, а не темп. Двигаться вперёд, выбирая правильный путь, пробираться к слабо мерцающему свету и никогда не сомневаться в высшей ценности добра, даже в малейших её проявлениях – это обычная задача жизни многих, и выполняя её, люди показывают, чего они стоят. Страдать, но не терять мужества – вот в чём величие…” (из дневника Императрицы Александры Фёдоровны).

Династия Романовых начинает своё служение народу и Отечеству в грозное смутное время и заканчивает своё служение подвигом мученичества в ещё более страшное время – когда народ в безумной хуле отвергает Бога, растаптывает ногами веру, Церковь, душу.

“Без Бога нация –
толпа,
Объединённая
пороком.
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней,
жестока.
И пусть на трон взойдёт
любой,
Глаголющий
высоким слогом.
Толпа останется
толпой,
Пока не обратится
к Богу!”
Иеромонах Роман

Подвиг мученичества даётся не каждому – он посылается только тем, кто высотой и чистотой своей души способен достойно перенести нечеловеческие испытания, вынести Крест, данный Богом для того, чтобы терновый венец страданий засиял фаворским светом всепрощающей Христовой Любви.

“Я ослабел, поник
в невзгоде,
В полусознаньи
клянчил пить.
А Он шептал:
“С Креста не сходят,
С Креста снимают –
потерпи”.
И я терпел
с невнятным стоном,
Стремясь душой
из этих мест,
И знал, и верил –
не потонем,
Пока мы держимся
за Крест…”
Иеромонах Роман

Личность Царя государства Российского на протяжении трёхсот лет являла собой не просто выборность или счастливую случайность исторического момента. Личность человека, поставленного Богом на высшее служение, была прежде всего самоотверженной, высоконравственной и религиозной. Со старой фотографии на нас смотрит последний православный царь – Помазанник Божий. Рядом – его преданная до последних трагических минут жизни супруга, которая разделила с ним не только царский венец. Горячо молясь о спасении России за свой погибающий, одурманенный лживой “свободой” народ, она мужественно взошла на крест вслед за своим мужем и Государем. Вокруг родителей, как бы обрамляя их белизной своих платьев, стоят четыре совсем юные девушки – Великие княгини – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Духовная чистота, кротость, простота светится в красивых лицах. Но более всего поражает лицо Царевича Алексея. “Светозарный отрок” — Агнец Божий. Что стоят все наши беды в сравнении с трагической судьбой этого ребёнка. Неизлечимая болезнь, приносящая невыразимые физические страдания, и тягостное, длящееся неделями, месяцами выздоровление. И всё это в то роковое для России время, когда она избичёванная и поруганная восходила на свою Голгофу…

Царский крест – “быть неправильно понятым даже теми, кого любишь – это крест и горечь жизни… Это самое жестокое испытание для преданности. Это то, что должно было чаще всего ранить сердце Сына Человеческого…” (из дневника Императрицы Александры Фёдоровны).

Николай Александрович Романов – Император Российского государства, последний русский царь – был до конца предан своему долгу, своему Отечеству и народу. Его любовь оказалась выше смерти.

Ганина яма – ещё несколько лет назад на месте уничтожения царских останков стоял одинокий деревянный крест. Узкая лесная дорога вела людей к этому святому месту. Маленький ручеёк человеческих душ, устремлённых в покаянной молитве к царской Голгофе, превратился в могучий поток ищущих и жаждущих духовного обновления.

Высокие сосны окружают тихим безмолвием святой град. Храмы простые, деревянные, без царского убранства. Храм Царственных Страстотерпцев возведён первым. Он стоит около Царского Креста, многие годы забвения освящавший последний трагический путь семьи Романовых. Тихо догорают восковые свечи. Несмотря на тесноту, воздух в храме чистый, благоуханный от ладана. В центре на аналое лежит большая икона Богом прославленных Царственных Страстотерпцев.

“… Пример особый,
навсегда
Своею смертью
преподал:
Тем, кто тебя
четвертовал,
Тепло души
своей отдал”.

Из алтаря нам навстречу выходит иеромонах Сергий – наместник мужского монастыря во имя Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Он выносит Крест-мощевик, святыню дома Романовых, которая чудом Промысла Божия была сохранена и возвращена Церкви. Серьёзным внимательным взглядом священник-монах смотрит на каждого из нас, благословляя царской святыней.

“Увы, неправда
не престанет
Собой вселенную
питать…
И всё же капля
перетянет –
Пречудной
силою Креста”.

День подходит к концу. Последние слова акафиста Царю-Страстотерпцу раздаются в полной тишине. Мерцающий свет лампад освещает лики святых – Николая, Александры, Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, царевича Алексея…

Мы рождаемся в этом мире и живём для того, чтобы сделать выбор – с кем мы будем в Вечности. И однажды сделав этот выбор, мы идём этим путём до конца – “Как незначительна была бы смерть, когда бы лишена она была страданий и борьбы, и отреченья”.

“Истинная патриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Это не слепое обожание, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабочена тем, как её будут восхвалять, а больше думает о том, как помочь ей выполнить её высшее предназначение. Любовь к Родине по силе своей близка любви к Богу. Любовь к Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую, часто трудную, и эта любовь не исключает любви к другим странам и всему человечеству. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме. Патриот видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остаётся такого, что увидеть невозможно, т.к. это является частью величия нации. Хотя и видимы её поля и города, её высшее величие и главные святыни, как и всё духовное – это сфера невыразимого”.

(Из последних дневниковых записей Императрицы Александры Федоровны Романовой)

Елена
МЕНЬШИКОВА

 

В других номерах:

 
Святыни земли уральской

Обретение святого

Наше удивительное время приносит нам не только такие радостные события, как возвращение верующим храмов, восстановление их и строительство новых, прославление многих новых святых, мучеников и исповедников, возвращение, казалось бы, утраченных святынь, но еще в большей степени оно приносит возвращение памяти.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс