Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (186) → На вопросы поситителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

На вопросы поситителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

№9 (186) / 1 марта ‘02

Цветник духовный

У меня 11 декабря умерла бабушка. 9-й день пришёлся на праздник Николая-Чудотворца, а 40-й – на Крещение Господне (19 января). Нет ли в этом какого-нибудь знамения? Бабушка была крещена в Православии, но в церковь не ходила, молитв не знала, кое-когда перекрестится, что-то от себя скажет и ещё умерла без покаяния. Но она была добрейшей души человек. Отпели в церкви, заказали сорокоусты в 7-ми церквях, раздаём милостыню за упокой её души. Ежедневно читаем дома Псалтирь по усопшей. Но, тем не менее, редкая ночь, когда она кому-то из членов нашей семьи не приснится. Что бы это значило? И что ещё нужно сделать для упокоения души рабы Божией Веры?

Сергей

Такого рода совпадения сами по себе ни о чем не говорят. Гораздо больше говорит то, что Ваша бабушка, к сожалению, умерла без покаяния. В данном случае я имею в виду то, что она не была напутствована Святым Причастием хотя бы в последние дни своего земного бытия. И в этой связи уместно обратить внимание на совершение сугубых молитв о ее упокоении, то есть не ограничиваться только традиционно принятыми днями поминовений и обрядовых священнодействий, но и по прошествии их молиться, делая приношения на Божественной Литургии и творя милостыню. То, что Ваша бабушка снится родственникам, может быть просто явлением эмоционального восприятия факта смерти, тем более, как Вы говорите, она была добрейшей души человек. Я выражаю надежду, что это послужит благим залогом ее будущей участи, хотя в этом мире мы должны не только в душе или в уме полагать веру, но и являть ее, свидетельствовать о ней, облекать, так сказать, «в плоть» добрых плодов ее, которые есть любовь, милосердие, независтливость, сочувствие горю и радость радости и многие другие добродетели, возводящие нас в блаженство еще в этой жизни. Впрочем, сие есть знак всем Вашим родственникам принять это в назидание и самим приложить волю к покаянию и исповеданию. Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Веры, сопряги ее сонму праведников, являя милость Твою, предстательством Пресвятой Богородицы и всех святых. Аминь.

Где-то читал о «Сретенских» свечах: их освящают в храмах на праздник Сретения Господня, и, принося домой, освящают ими своё жилище, возжигают их во время скорби, болезни. В нашем городе (Н.Тагил) только в одном храме после праздника можно приобрести эти свечи, а в других церквях об этом не слышали, да и люди воцерковленные удивляются, когда задаёшь вопрос. Может, это суеверие?

Сергей

Чин освящения свечей в праздник Сретения является интересным фактом, имеющим глубокие исторические корни. Правда корни эти восходят к западной, римской традиции и связаны с историей возникновения и становления празднования этого евангельского события. В отличие от Востока, откуда собственно и пришел обычай этого праздника, а именно из Иерусалима, Западная Церковь, как и в случае с праздником Рождества Христова, руководствуясь миссионерскими задачами, вводит это празднование, заменяя или отвлекая жителей Рима от традиционных языческих празднеств, посвященных февральским очистительным жертвоприношениям. Это обстоятельство обусловило характер празднования Сретения на Западе, где основу праздничного богослужения составили литийные шествия по городу с возжженными светильниками, символизирующими очищение мира истинным Светом Христова Евангелия. В 17 веке в результате правки митрополитом Петром Могилой требника для малоросских епархий (для правки был в частности использован римский требник) к нам попал чин освящения свечей в праздник Сретения, совершаемый ради литийных шествий в воспоминание древней традиции Церкви. В современной практике следование этой традиции мало распространено, разве только в Украине или там, где значительную роль играет украинская диаспора.

Не является ли греховным брак между дочерью и двоюродным братом матери? Возможно ли венчание?

Сергей

В отношении брака есть ряд канонических норм и положений, которые призваны обеспечить безопасность и здоровье потомства, т.к. браки между близкими родственниками чреваты патологиями у их детей, проявляющимися иногда лишь в третьем поколении. Пример — европейские династические браки. Итак, одним из обстоятельств, могущих препятствовать вступлению в брак, являются близкие родственные отношения. Степень близости, запрещающая жениться или выходить замуж, в разные времена определялась по разному. Однозначному запрету подлежат любые браки в кровном родстве по прямой восходящей или нисходящей линии. В отношении кровного родства в боковых линиях, например, византийское право полагало ограничение семью степенями. В XIX веке в Российской империи Святейшим Синодом Российской Православной Церкви утверждены более мягкие требования к степени родства, а именно: в боковых степенях кровного родства безусловно запрещенными являются браки до четвертой степени включительно. Пятая степень полагается условно допустимой. Иначе, для родственников, состоящих в пятой степени кровного родства по боковой линии, на вступление в брак (читай венчание) требуется особое благословение (разрешение) епархиального архиерея. Вопрошаемый Вами случай как раз относится к такой степени родства. То есть двоюродный брат матери является ее дочери родственником в пятой степени кровного родства. Я бы назвал такой брак не совсем желательным. Во всяком случае разрешение на венчание такого брака должен дать Владыка. Для этого ему надо подать прошение с обязательным указанием степени родства.

Мы с мамой (тогда непрошибаемой атеисткой) были в Санкт-Петербурге в 1990 году на опере «Иисус Христос- Superstar» в исполнении Ленинградского театра «Рок-опера». И я стала свидетелем чуда: на следующий же день мама пошла в ближайший православный храм и приняла крещение. Прокомментируйте, пожалуйста, этот факт. Да, другая культура, другая конфессия… Эта рок-опера специально была создана как проповедь об Иисусе Христе для современной западной аудитории 70-х годов. Русский перевод оперы хорош тем, что максимально адаптирован для нашего восприятия. И Личность Иисуса Христа стала ближе, понятней. Мне кажется, в условиях атеистической пропаганды эта рок- опера была настоящим переворотом в сознании.

Яна

Что же, я очень рад, что Ваша мама все-таки обрела веру, хотя очень часто крещение еще не означает уверования. Я имею в виду, что решение креститься — это только шаг к глубокому изменению своей жизни, иначе — покаянию. Все же, говоря об этом произведении, я постарался подчеркнуть, в первую очередь, то, что для верующего человека вряд ли можно что-то почерпнуть в этой рок-опере. Впрочем, я конечно не отрицаю того, что Господь приводит человека к вере и покаянию неведомыми нам путями. Для кого-то этот путь пролегает через современную рок-культуру. Сегодня мы знаем всем известных исполнителей рок-музыки, которые нашли то, что долго искали. И все же я не стал бы вводить такого понятия как «православный рок». Хотя бы потому, что православной может быть вера, а все рождаемое через веру может носить религиозный оттенок и даже служить своеобразной проповедью, но все же не являться догматической истиной. Наверное, лучшим примером явлений такого рода может служить речь апостола Павла в Афинском ареопаге. Он, дабы привлечь внимание слушателей, похваляет афинских граждан за их любовь к Богу и религиозность, во свидетельство он приводит многочисленные жертвенники, устроенные в Афинах разным богам. Однако, это не значит, что апостол Павел хвалит афинян за многобожие. Но, подчеркивая в них их религиозность, переводит речь на проповедь о Христе. Так и деятельность современных миссионеров может носить многообразный характер и проявление, но верующему человеку слушать проповедь миссионера, обращенную к людям далеким от веры не нужно и даже не полезно. Ибо на одном языке надо говорить с язычником, на другом – с атеистом. Миссионер имеет цель донести истину о Христе до тех, кто не знает о ней. А просвещенные Евангельским светом, видевшие Солнце Правды, не нуждаются уже в слабом отблеске или отражении Его. В одном я с Вами соглашусь безоговорочно: в условиях атеистической пропаганды появление рок-оперы «Иисус Христос — Superstar» действительно имело большое значение, но не теперь.

Можно ли после причастия прикладываться к иконам? Бытует два мнения: «да» и «нет». Какое же из них верное?

Сергей

Оба мнения справедливы, но лишь отчасти. Во-первых, мы должны принимать Святые Дары с величайшим благоговением и страхом Божиим. И как драгоценность, стоящую более всех драгоценностей мира вместе взятых, должны сохранить сей дар Божий. Поэтому, приняв Святое Причастие, мы запиваем теплотой, чтобы избежать случайности, например, кашлянув, уронить частицу Причастия. Именно в этой части правы те, кто говорит, что следует воздержаться от лобызания святых икон до того, как примешь теплоту. После запивания ничто не препятствует нам выразить свои благоговейные чувства к святыне, целуя образа святого. Ведь по окончании Литургии все молящиеся подходят к священнику для целования Святого Креста. Да и сам священник, служащий Божественную Литургию, после Причастия, приняв теплоту, лобызает святыни. Поэтому не смущайтесь различными толками, а в недоумении обращайтеся лучше к священнику, чтобы получить не только указание «да», «нет», но и объяснение «почему следует так или иначе».

Мой родственник с Украины хотел бы поступить в православное училище. Возможно ли это? Каковы условия приёма и когда начало вступительных экзаменов? Заранее благодарен.

Сергей

Я приветствую желание Вашего родственника получить духовное образование и понести служение Матери-Церкви. В Украине есть достаточное число духовных учебных заведений. Если Вас интересуют условия поступления в Екатеринбургскую духовную семинарию, рекомендую Вам ознакомиться с ними на сайте Екатеринбургской епархии в соответствующем разделе . Они будут опубликованы и в весенних номерах “Православной газеты”.

Меня очень интересует информация о моих родных. Мой прадед — Будрин Алексей Иванович, был членом Государственной Думы, депутатом от Пермской Губернии. Он также был председателем Попечительского Совета епархиальных училищ. Расстреляли прадеда в 1918 году на станции Красноуфимск. Мой дед — Будрин Иван Александрович был Председателем Попечительского Совета церковно-приходских школ Пермской губернии. Его репрессировали в 1937 году. Пропал (везли в Соловки (?), погиб в дороге (?)) Прадед и дед имели духовный сан. Если Вы напрямую не располагаете источниками, возможно, посоветуете, куда можно обратиться?

Татьяна Васильевна

Благодарю Вас за предоставленные сведения. Я постараюсь получить консультацию по поводу данной информации и сообщу Вам о результатах. В последние годы Русская Православная Церковь прославила многих мучеников и исповедников нового времени, исповедавших свою веру даже до смерти. Их кровь, пролитая за веру, — это семя Церкви Христовой, которое дает обильные плоды в будущих поколениях. Это пример жизненного подвига, которому мы должны следовать, укрепляя свою веру.

В новостях прошла информация о негативном отношении некоторых представителей Екатеринбургской епархии к гастролям Московского театра. Меня глубоко возмутила фраза, процитированная на вашем сайте: «Трагедии, кровь, ужас, бесчисленные жертвы войны превращены автором глумливого сочинения в легкомысленную комедию». Кто дал право представителю Церкви навешивать оскорбительные ярлыки? Уже стали забывать – «религия опиум для народа» и прочие оскорбления, на которые была щедра Советская власть? Стоит перечитать классиков, утверждавших, что оскорбление оппонента — есть недостаток мотивированных доводов. Тем более, что Войнович, мне кажется, даже не будет комментировать этот выпад. Второе — кто дал право представителю духовному комментировать представителей светского? «Образ придурковатого солдата Ивана Чонкина, проводящего время войны в развлечении и всевозможных веселых приключениях»… Прежде, чем высказывать свое, явно нелепое, мнение о произведении, мне кажется, его все- таки стоило прочитать. Мне хотелось получить Ваши комментарии по данному вопросу.

Николай

Уважаемый Николай! Мне непонятно, что именно вызвало у Вас такой гнев? Тем более в отношении меня. Кажется, я не давал для этого повода. Информация, о которой Вы говорите, помещена на сайте «Православной газеты» — это во-первых, а во-вторых, никто не навешивает ярлыков. Но Вы совершенно не правы, полагая, что духовный представитель не должен давать оценки происходящему в нашем обществе. Или Вы считаете священнослужителей изгоями общества, не имеющими права высказать свое отношение к тому или иному факту нашей жизни? Боюсь, что Вы противоречите самому себе. Ведь если Вы считаете, что Церкви не должно быть дела до светских культурных мероприятий, так не обращайте внимания на ее мнения. Но Церковь во все времена возвышала свой голос тогда, когда общество попирало нравственные устои, когда беззаконие становилось нормой. Гневные обличения звучали со стороны лучших представителей Церкви в адрес языческого театра, потому что это развращало умы и нравы. Сегодня театр уже не языческий, и многие деятели культуры, артисты и режиссеры глубоко верующие люди. Но и теперь Церковь обращается к своим чадам тогда, когда искусство, преступая рамки приличия, пропагандирует нравственную распущенность. Свой ответ я постарался сформулировать так, чтобы сказать о проблеме вообще, и не хотел, чтобы мои слова были отнесены к данному конкретному случаю. Я, отнюдь, не стремлюсь ущемить Ваше право на мнение в отношении тех или иных действий со стороны Церкви, но, надеюсь, что и Вы не лишите Церковь права отзываться на события и высказывать те мнения, которые она полагает правильными, заботясь о душевном спасении своих чад.

Здравствуйте! На официальном сайте Екатеринбургской епархии я не нашла ни ссылки, ни e-mail мужского монастыря во имя Всемилостиваго Спаса на Елизавете. Мне очень нужно обратиться с вопросом к иеромонаху этого монастыря отцу Петру, своему духовному наставнику. Подскажите, пожалуйста, как с ним связаться через интернет и вообще, возможно ли это?


Зоя

К сожалению, мне не известен адрес электронной почты мужского монастыря Всемилостивого Спаса, поэтому он не помещен на нашей странице.

Здравствуйте! Искренняя благодарность тем, кто делает этот разумно и рационально устроенный сайт. Очень полезно было бы разместить в «персоналиях» информацию по всем клирикам Епархии — биографии, фото, контактные телефоны, небольшие интервью. Простите меня, грешного.


Андрей

Благодарю Вас за положительный отзыв о нашей работе и за добрый совет. Работа над этим разделом ведется и в нем обязательно будут помещены сведения о священнослужителях Епархии.

Если можно, Ваш комментарий по рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда».

Борис

Если коротко, само название этого произведения способно вызвать, по меньшей мере, недоумение, а по существу оскорбление чувства верующего человека. Впрочем, содержание этой «оперы» вполне отвечает ее названию. Верующему человеку знакомство с названной рок-оперой не даст, в смысле духовного опыта, ровным счетом ничего, скорее наоборот вызовет волнение чувств, а значит будет ему не полезно. Человека неверующего или ищущего, как может показаться, эта рок-опера способна побудить познакомиться с подлинником, то есть с Евангелием. Хотя я лично сомневаюсь, что такой страстный и чувственный образ Христа, какой начертан в этом произведении, способен хоть что-то пробудить в русском человеке. По моему глубокому убеждению, характер и душа русского человека далеки от такого понимания Христа. Ведь это произведение рождено иной культурой, выдержано в ее традициях и может жить только в той культурной среде, в которой было рождено.

Как хорошо, что в Екатеринбургской епархии есть православный сайт! Посоветуйте, как сделать сайт в нашей Епархии? К сожалению, у нас в Омске его до сих пор нет.


Елизавета

Благодарю Вас за благожелательный отзыв. Работа нашего веб-сервера осуществляется с благословения архиепископа Викентия при содействии и техническом обеспечении нашего благотворителя – фирмы, специализирующейся на информационных технологиях. Им отдельная благодарность за этот труд. Ну и, наконец, некоторый энтузиазм и упование на помощь Божию редакционной группы. К сожалению, я не смогу дать большего совета, кроме тех сведений, которые привел выше. Помоги Бог Вам встретить заинтересованных людей, а если митрополит Феодосий поддержит и благословит, то зачем дело встало!

Благословите! Меня интересуют правила приёма на теологический факультет УГППУ в качестве второго высшего образования. Спаси Господи!


Татьяна

Очень скоро правила приема на теологический факультет РГППУ будут размещены на веб-сервере Екатеринбургской епархии, а также опубликованы в “Православной газете”. Следите.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть ли в России духовные заведения (училища, семинарии, институты), в которых могут учиться женщины? Меня интересует только заочная форма обучения или дистанционное образование.


Зоя

Из Вашего вопроса не следует, какой профиль духовного образования Вас интересует. Если обобщить, то на сегодняшний день в России существуют три типа учебных заведений, которые осуществляют преподавание богословских дисциплин. Традиционная система духовного образования представляет из себя сеть закрытых духовных учебных заведений — семинарий, в которых в основном обучаются юноши — будущие священно-церковнослужители. В большинстве семинарий есть регентские отделения или школы, в которых девушки получают специальность руководителя церковного хора. С 1992 года в Москве существует Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, располагающий в настоящее время сетью Центров дистанционного обучения в городах России. Такой имеется и в Екатеринбургской епархии. Богословский институт осуществляет подготовку по целому ряду направлений, например, катехизаторско-педагогический факультет. За последние годы в шести городах России открылись теологические факультеты в светских вузах, куда открыт доступ всем желающим получить богословское образование. В Екатеринбурге теологический факультет открыт в 2001 году в РГППУ. Имеется как очная, так и заочная форма обучения.

Здравствуйте. Сам я человек глубоко верующий, но в иного рода «идею». Вопрос мой касается возможности введения в общеобразовательных школах «слова Божьего» или иного варианта пропаганды православия. Лично я ничего не имею против введения в школьную программу истории религий и основ теологии и теософии на факультативной основе, но я категорически против монополии одного культа в обязательном для всех порядке. Конституцию нашу в части «свободы совести и вероисповедания» ещё никто не отменял, а духовность нации не определяется одним лишь Православием. Посему желаю осведомиться, насколько вероятно и в каком объёме и форме вероятно введение в программу общеобразовательных школ подобия «слова Божьего»? Интересуюсь как отец, стоящий перед необходимостью в этом году отдать своего 7-летнего сына в школу.


Алексей

Если я правильно понял, то Вас интересует потенциальная возможность введения в качестве обязательного предмета в образовательную программу вероучительных дисциплин? В том смысле, что Вы не хотели бы отдать ребенка в ту школу, где такой предмет может появиться? Уверяю Вас, что существующее законодательство не позволяет вводить такого рода дисциплины в светских общеобразовательных школах. Такое право имеют только негосударственные образовательные учреждения. В то же время, закон не исключает введения в государственных образовательных учреждениях, непременно с согласия родителей, факультативных дисциплин, знакомящих учащихся с основами, например, православной культуры.

Разгоревшийся скандал по обвинению церкви в антисемитизме принял уже не только местный характер. В рассылках разных агентств эта новость довольно широко представлена, что, думаю, Вам известно. Полное молчание официальных православных СМИ наводит на мысли: 1. Оштрах прав и православным нечего сказать в свое оправдание, тогда почему они не извинятся? 2. Оштрах неправ, но православным все равно нечего сказать, потому что отвечать адекватно на современные проблемы внятным языком они просто не умеют. 3. Скандал будет иметь последствия (о которых уже вовсю рассуждают на улице), поэтому в духе Политбюро все замалчивается до обретения административной ясности. Вывод: как практикующей православной хотелось бы получить серьезный христианский ответ на появившуюся проблему и впредь получать подобные ответы на возникающие проблемы, волнующие всех. Иначе встает вопрос о состоятельности православия, в том числе и местного, в современном мире и его возможности жить, а не декларировать идеологемы позапрошлого века.


Оксана

Боюсь показаться наивным и несведущим, но я не заметил признаков разгоревшегося скандала. Может быть, тому причина в том, что мне приходится довольно много времени проводить за компьютером, чтобы отвечать на вопросы, преподавательская деятельность, кстати — основной род моих занятий. В отношении самой проблемы, которую, по Вашему мнению, Русская Православная Церковь замалчивает, позволю себе не согласиться с утверждением, выдвинутым Вами. Вам, как практикующей православной, должно быть хорошо известно мнение и отношение Церкви к национальному вопросу. Это отношение сформулировано весьма понятным современным языком в «Основах социальной концепции» (http://www.russian-orthodox-church.org.ru/sd02r.htm. Ее полный текст был опубликован и в “Православной газете” №18, 2000 г.) Указанная ссылка открывает этот документ именно на том месте, где четко определена позиция Русской Православной Церкви в национальном вопросе.

 
Жизнь Епархии

«В храме состоит Полевским обывателеям самая крайняя нужда…»

В 2001 году исполнилось 270 лет приходу Полевского Петропавловского храма. Но по-настоящему эта дата обретает глубину смысла 15 февраля 2002 года, когда исполнилось 10 лет со дня официального возвращения городскими властями храма Русской Православной Церкви и начала в нем богослужений.

 
Цветник духовный

Слово в Прощенное Воскресение Протоиерей Александр Шаргунов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня вечером мы вступаем в святой Великий спасительный Пост. Христос говорит нам сегодня, чтобы этот Пост не был у нас лицемерным, напоказ. “А ты, когда ты постишься, – говорит Он, – помажь голову твою и умой лице твое” (Мф.6, 17), и не уподобляйтесь лицемерам с ложно печальными лицами.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс