Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (182) → Поучение о религиозном невежестве. Ириней, епископ Орловский

Поучение о религиозном невежестве. Ириней, епископ Орловский

№5 (182) / 1 февраля ‘02

Цветник духовный

К стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога (1Кор.15, 34).

Упрекнуть кого-либо в невежестве, назвать невеждой – одно из самых чувствительных оскорблений, какое можно сделать в наше просвещенное время современному человеку. Обладать знаниями в таких делах, которые не имеют непосредственного отношения и прямого приложения к нам, вменяется в особую похвалу и достоинство для человека образованного, хотя и не считается стыдом не иметь таких знаний. В обществе высоко ценится, если например, юрист обладает и некоторыми медицинскими познаниями, медик знает нечто и по юридическим делам, горожанин знаком с хлебопашеством, а крестьянин с каким-нибудь ремеслом, все это, говорю, высоко ценится, но не может быть требуемо от каждого. Никому не придет на ум порицать нас за недостаток познаний таких предметов, которые не входят в круг наших занятий и обязанностей. Но от каждого везде требуется и должно быть требуемо знание того, что прямо относится к нам, к нашим обязанностям, к нашей должности. Незнание, невежество в этом отношении составляет стыд и срам для нас. – Но вот мы – все православные христиане, религия для каждого из нас, к какому бы званию и состоянию ни принадлежал он, составляет прирожденную, существенную, неотложную необходимость; от каждого из нас требуется и должно быть требуемо надлежащее познание истин своей православной веры. Если же для нас стыд и срам не знать .того, что относится к нашим занятиям, к нашим делам, если мы оскорбляемся, когда кто упрекнет нас в таком невежестве, – то какой должен быть стыд, какой срам – невежество в делах своей веры, своей религии? Не наша это мысль и не наше выражение. Апостол считает стыдом недостаток полного и основательного религиозного познания: к стыду вашему скажу, пишет апостол Павел, некоторые из вас не знают Бога (1Кор.15, 34). Если, далее, от каждого ожидается знание и понимание того, что относится к роду его занятий, требуется знание мельчайших подробностей, то тем более это необходимо относительно того, что составляет величайшую важность. Вера и религия составляет для всех нас не только важное, но и важнейшее из всего, что только может быть на земле. Верою мы познаем Бога и Его святую волю, узнаем образ и способ служения Ему, средства к достижению спасения. Конечно, и другие познания могут иметь для нас большую важность, но эти познания относятся только к земному благополучию, чести или бесчестию человека. Важно для купца основательно и вполне знать свое дело, для ремесленника – свое ремесло, для земледельца – хлебопашество. Этим они снискивают себе средства для жизни, применением таких знаний они могут достигнуть благосостояния, богатства и уважения; но что это в сравнении с тем, что доставляет вера? – Только посредством веры можно угодить Богу, только религия может даровать внутренний мир, без которого при всем внешнем благосостоянии немыслимо в этой жизни истинное счастье. Всякое знание человеческое, уклоняющееся от Бога и святой Его воли, суетно и опасно. Подлинно суетны люди, у которых нет ведения о Боге, говорится в книге Премудрости (13, 1), и в Евангелии Иоанна читаем, какое познание важнейшее и необходимейшее: сия есть жизнь вечная, да знают Тебя единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (17, 3). – Знать Бога, любить Его и служить Ему составляет важнейшее из всех дел наших на земле. Человеку естественно желание знать многое, но к чему все такое знание, если нет у него самого главного и основного знания – о Боге?

Поелику же религия составляет самое важное для каждого из нас, то поэтому и стараются с самых ранних лет детства знакомить нас с ее учением и требованиями. Христианские родители еще до того, когда начинают знакомить своих детей с делами житейскими, уже беседуют с ними о небесном милосердом Отце и о том, что Ему угодно и что Его оскорбляет. В школе, во все продолжение учения, обучение закону Божию стоит во главе всех других классных занятий. В храмах Божиих, при воскресном и праздничном богослужении, слышится проповедь о вере и нравственности христианской. Пастыри наши во всякое время готовы предложить свои знания всякому, кто захочет приобрести их. В прежнее время, когда меньше было грамотных, меньше было и одним средством к приобретению религиозных познаний. Теперь всякий грамотный человек в книгах религиозного содержания может найти восполнение, освежение и оживление своих религиозных познаний. Каждый пастырь с охотою укажет такие книги.

Если же религия, чего никто из нас не станет отрицать, самое важное для каждого человека, если нет у нас недостатка в средствах и случаях к приобретению надлежащих религиозных сведений, то невежество в истинах веры и христианских обязанностях должно быть признано в высшей степени постыдным. Оно происходит вследствие того, что хотя и сознают важность дела, но не употребляют средств, но не хотят пользоваться случаями. Обращу внимание на последнее из указанных средств, на чтение религиозных книг.

Не постыдно ли приобретенное в школе умение читать, по выходе из школы совсем забывать или же употреблять оное на дурное и вредное чтение? Большею частью грамотные и в руки не берут книги, а если же и берут, то читают (разумею простолюдинов) сказки, сонники, песенники и т.п. бесполезные, а нередко вредные книжки. Пусть бы читали хотя такие книги, которые могут доставить полезные сведения по хозяйству, по ремеслам: мы бы не порицали такого чтения, хотя и заметили бы, что самое лучшее чтение – чтение религиозных книг, так как из них приобретается важнейшее из всех знаний- – знание святой нашей веры.

Несомненно, таким образом, что религиозное невежество в высшей степени постыдно; но это еще не все: оно в высшей степени вредно и пагубно. Укажем на некоторые из печальных последствий религиозного невежества.

Вера потому только есть высочайшее благо в этой жизни, что в ней и чрез нее может быть достигаемо высочайшее блаженство в будущей жизни. Но вера тогда только делает нас блаженными, если она твердо сохраняется в сердце и верно исполняется в жизни. Кто обладает каким-либо благом, но не сознает его достоинства, тот и ценить и любить его будет не так, как следовало бы, и не будет заботиться о сохранении его. Невежественный в своей вере православный слишком мало знает свою православную веру, превосходство ее, святость и божественность ее требований, чтобы он мог с совершеннейшим убеждением любить и почитать ее как свое величайшее благо. Он считает себя православным не столько вследствие твердого убеждения, сколько вследствие привычки, сколько вследствие рождения и воспитания в православии. Поэтому, если он слышит возражения против своей веры, то он легко поддается сомнениям и колебаниям; а чтобы защищать свою веру против других – об этом не может быть уже и речи. Вера есть корень богоугодной жизни, только происходящее из оснований веры имеет цену пред Богом. Повредивши корень, вернее всего можно испортить все дерево с его ветвями, цветами и плодами. Враг издавна вернее всегда успевает, когда в состоянии бывает подкопать веру. Поэтому искушения его особенно к тому направлены, чтобы возбудить в человеке религиозное сомнение. В этом он имеет себе, особенно в наше время, немало помощников. Против религии и веры многое можно слышать теперь в обществе, иногда наталкиваться при чтении книг и газет; не редкость, что соблюдающие веру и требования ее подвергаются насмешкам. Православный, не имеющий основательных познаний своей веры и не проникнутый ею, едва ли принесет за нее жертву, когда обстоятельства потребуют таковой; станете даже стыдиться ее, когда начнут глумиться над нею и над исполняющим ее требования. Такой православный принадлежит к числу тех, которых апостол называет младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Ефес. 4, 14). Странно, что невежество, служащее основанием равнодушия и нетвердости в вере, приводит нередко, я мог бы сказать – к излишеству в вере, к тому именно, что верят в то, что не заслуживает веры, к суеверию. Весьма нередко можно встретить людей, которые довольно холодны и равнодушны к делам веры, и между тем в высшей степени бывают суеверны. Нередко приписывают большую важность второстепенным вещам и не обращают внимания на главное, разные обычаи и несущественные обряды исполняют добросовестнее, точнее и усерднее, чем заповеди Божии, приписывают сверхъестественную силу таким средствам, которые ни по своим естественным свойствам, ни благословением и освящением церкви, не могут служить тем целям, которых желают достигнуть. И кто больше всего прибегает к таким суеверным средствам, как не те, у которых нет основательных религиозных познаний?

Невежество, недостаток знаний в делах веры и совести служит вообще матерью различных грехов, которые бывают частью естественным этого следствием, а частью наказанием Божиим. Вследствие недостаточного знания веры и сердечного ею проникновения нарушаются важнейшие заповеди Божии, не исполняются священнейшие обязанности. Есть, правда, поговорка “неведение греха не творит”; но это может относиться только к неведению, в котором мы не виновны, которого мы не могли устранить. Если же это неведение само виновато, если была возможность устранить неведение, то и совершаемые с ним поступки вменяются как пороки и преступления. Поелику же мы, как уже сказано, имеем немало средств и способов к познанию своей веры, то невежество наше не может быть названо невиновным. Поэтому Иисус Христос говорил об иудейском народе: “Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха: а теперь не имеют извинения во грехе своем” (Иоанн.15, 22). Пророк Осия указывает гнусные пороки, происходящие от недостаточного религиозного познания. Сказавши, что “нет Богопознания на земле”, он вслед за тем присовокупляет: “клянутся и лгут, и убивают, и крадут, и прелюбодействуют, буйствуют и кровь за кровью следует” (Осия.4, 1–2). Когда вследствие своего равнодушия к священнейшему и важнейшему в жизни, люди оставляют свои естественные склонности и увлекаются ко злу, то мы должны также считать это следствием наказующей правды Божией. Это можем видеть из послания апостола Павла к Римлянам, где он говорит о виновном невежестве и проистекающих из него грехах: и как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, лукавства и т. д. (Рим.1, 28–29).

Таким образом, мы видим, что религиозное невежество и постыдно, и погибельно для нас. Много порочных дел и беззаконных явлений исчезло бы в жизни человеческой, если бы больше религиозных познаний было между людьми. Спаситель, говоря о беззаконных действиях человечества в отношении к проповедникам Евангелия, присовокупил: так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня (Ин.16, 3). То же можем сказать и о многих современных нам беззаконниках: так поступают они, потому что не знают ни Отца, ни Сына, ни Святого Духа и, вообще, не знают своей веры. Аминь.

 
Цветник духовный

Слово о борьбе с пьянством. Владимир, Митрополит Московский

Иисус, воззрев на них (учеников Своих), глагола: у человек невозможно, но не у Бога; вся бо возможна суть у Бога (Мк.10, 27). Вот место из Священного Писания, на котором невольно останавливается мысль моя сейчас, когда я выступаю со словом по поводу открываемого нами Общества борьбы с пьянством и на коем я хочу построить речь свою.

 
Цветник духовный

Речь к новобрачным. Протоиерей П.Смирнов

Скрепление Божественною печатью союза двух сердец, безраздельно отдавшихся на всю жизнь, благословение мирного домашнего крова, в котором человек находит, по крайней мере должен находить, отраду в жизни, успокоение в друге сердца за все, что дорого ему, за честь, за достояние, за семью, за детей, если Бог дарует их

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс